Содержание

1. Правоохранительные органы: понятие, система, виды, роль в обеспечении  законности и правопорядка. 3

2.  Принципы правового  регулирования трудовых правоотношений. 9

3.          Понятие, цели и виды  уголовного  наказания. 19

Список использованной литературы. 30

1. Правоохранительные органы: понятие, система, виды, роль в обеспечении  законности и правопорядка.

 

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.[1] Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России[2].

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.

Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование – "правоохранительная деятельность". Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это “младенческий” возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие “правоохранительная деятельность” еще не “устоялось”. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.[3]

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК и некоторые другие.[4] В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются “личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность”.

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Это и составляет суть задач последних.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:

-                  конституционный контроль;

-                  правосудие;

-                  организационное обеспечение деятельности судов;

-                  прокурорский надзор;

-                  выявление и расследование преступлений;

-                  оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.[5]

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, “своих” результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Ниже в соответствующих главах учебника будет дана их подробная характеристика. Здесь необходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две – конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц[6]. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т. д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности.

2.  Принципы правового  регулирования трудовых правоотношений.

 

Все правовые принципы классифицируются по сфере их дейст­вия на: а) общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права, в том числе п трудовому (принципы законности, демократизма, равноправия, гуманности и др.); б) отраслевые, т. с. отражающие суп. и специфику норм данной отрасли права'; в) внутриотрасле­вые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права (принципы разрешения трудовых споров, принципы обеспе­чения занятости и др.)[7]. Указанные три вида правовых принципов присущи  и трудовому  праву.

Основные принципы правового регулирования труда, основ­ные принципы трудового права и правовые принципы организа­ции труда идентичны, хотя некоторые авторы рассматривают их как различные категории права. Но это одна и та же категория трудового  права,   представленная   в  трех  формулировках.

Основные принципы правового регулирования труда — это главные положения, отражающие кратко суть действующего трудового законодательства и политику государства в его раз­витии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодате­лей и других субъектов трудового права. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в на­шем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной ка­тегорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой   отрасли.

Нельзя принципы права считать идеями, так как правовые идеи — это категория правосознания, которое может значительно опережать действующее право, и возникнуть правовые идеи мо­гут за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые   же   принципы — это   принципы   самого   действующего права, т.е., как верно подчеркнул проф. О. Э. Лсйст, «права сво­его времени», так как право всегда отражает в  определенное вре­мя данного  государства,  его трудовых отношении[8].

С изменением характера общественно-трудовых отношений и существа организации труда происходят соответствующие из­менения в нормах трудового законодательства и в основных принципах правового регулирования труда. Но принципы трудо­вого права более стабильны, нежели нормы трудового законода­тельства. Однако с коренными изменениями в организации тру­да основные принципы трудового права тоже меняются — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняют­ся  новым   содержанием.

Принципы правового регулирования труда могут быть ле­гально закреплены в законе. Например, новые законы России по отдельным институтам трудового права (о занятости, о коллек­тивных договорах и соглашениях, об охране труда и др.) легаль­но закрепили и принципы указанных институтов трудового пра­ва. Основные принципы трудового права легально в КЗоТ не были закреплены. Поэтому ученые выводили их из сути норм трудового законодательства, по-разному формулируя. Трудовой кодекс РФ восполнил этот пробел КЗоТ и в ст. 2 закрепил ос­новные принципы правового регулирования труда, использовав научно  обоснованные  их  формулировки.

Основные принципы правового регулирования тру­да — это и есть основные отраслевые принципы трудового права. Они кратко формулируют положения по установлению и приме­нению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников и их представителей. В то же время они направ­лены  на дальнейшее развитие  трудового   права. Значение основных принципов правового регулирования труда  в  том,  что  они:

1) в кратких формулах отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая тем самым попять смысл всего трудового законодательства и его связь с экономикой, полити­кой  государства  в  сфере труда  и  моралью общества;

2)   направляют дальнейшее развитие трудового законодатель­ства  и  помогают в правильном  применении норм действующего трудового  права;

3)   служат одним из оснований объединения отдельных норм трудового  законодательства   в  систему данной  отрасли;

4)   определяют положение субъектов трудового права, их пра­ва  и  обязанности,  например их свободу и равноправие  в труде, и  др;

5)   являются остовом,  па котором располагается и развивает­ся  все дерево трудового  права:  его  большие ветви — институты, маленькие — подинституты   или   однородные   группы   норм;   его листья — нормы  трудового законодательства[9].

Указанные пять направлений значения основных принципов трудового права могут отражаться во всех этих принципах или в  части  их.

Таким образом, основные принципы правового регулирования труда являются фундаментом и каркасом всего здания трудового права. Они определяют создание, реализацию и защиту норм трудового законодательства, но в отличие от конкретной нормы не устанавливают правила поведения в конкретных ситуациях и не имеют элементов нормы права — гипотезы, диспозиции и санкции. Эти принципы, в свою очередь, влияют и па право­вую политику государства по регулированию труда независимо от форм собственности и организационно-правовых форм пред­приятия,  на  которых  базируется  труд.

Основные принципы трудового права но сравнению с норма­ми этой отрасли — более устойчивая категория и имеют на каж­дом этапе развития государства свои особенности, отражая суть изменившихся норм трудового законодательства, оставаясь в то же время основополагающим началом для дальнейшего раз­вития  -трудового  законодательства[10].

Изучение основных принципов правового регулирования тру­да — это усвоение основной сущности отрасли трудового права, ее   функционирования   и   развития.

В современный период одни принципы правовой организации труда, отражая изменения в социально-экономическом развитии страны, в трудовых отношениях и в их правовом регулировании, изменились, другие были заменены новыми, что отразилось и па системе основных принципов трудового права, и на их формули­ровках.

Формулировка основных принципов правового регулирования труда тесно связана с закрепленными Конституцией РФ, между­народно-правовыми актами и  Трудовым кодексом РФ основны­ми трудовыми правами и обязанностями граждан как субъектов трудового права. В основе формулировки и системы основных отраслевых принципов трудового права лежат социально-эконо­мические нрава  и свободы в сфере труда. Поэтому соотношение основных принципов трудового права и основных трудовых прав и обязанностей работников (ст. 21 ТК) и работодателей (ст. 22 ТК), как основных субъектов трудового права самое непосредст­венное. Каждый из основных принципов своим главным содер­жанием имеет соответствующее трудовое право (обязанность) плюс  главные   гарантии  этого  права   (обязанности).

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспече­ние надлежащей реализации основных трудовых прав и обязан­ностей  работников.

Основные принципы трудового права выведены в первую очередь из содержания соответствующих статей Конституции РФ, международных правовых актов о труде, ратифицированных нашей страной, Декларации прав и свобод человека и граждани­на РФ и Трудового кодекса.

В Трудовом кодексе (ст. 2) сформулированы 18 основных принципов  правового  регулирования  труда:

1.   Свобода   труда,   включай   право   на   груд,   который   каждый свободно  выбирает  или   на  который   соглашается,  право  распоря­жаться    своими    способностями    к    труду,    выбирать    профессию и  род деятельности.  Здесь два самостоятельных  принципа трудо­вого права: а) свобода труда,  которая заключается  в свободе сто­рон трудового отношения по их соглашению заключать, изменять и   прекращать   трудовые   отношения,   т.   с.   свобода   трудового   до­говора;   б)   обеспечение   права   на   труд,   которое   Международный  пакт об экономических, социальных и культурных правах, как ра­нее указывалось, закрепил в ст. 8 как право каждого зарабатывать своим трудом на достойную жизнь. Этот принцип связан с двумя следующими  закрепленными   в  ст.  2  ТК   принципами   (2  и   3).

2.   Запрещение    принудительного    труда     и     дискриминации в сфере труда.   Ст. 3 ТК запрещает дискримина­цию в сфере 'труда и предусматривает, что каждый имеет равные возможности   для   реализации   своих   прудовых   прав.   Никто   не может быть ограничен  в трудовых правах  и свободах пли полу­чат   какие-либо   преимущества   по   признакам   пола,   расы,   цвета кожи,   национальности,   языку,   происхождения,   имущественного, социального и должностного положения, места жительства, рели­гии, политических убеждений и других обстоятельств, не связан­ных   с   деловыми    качествами    работника.    Специальные   нормы дифференциации  трудового  права  не являются  дискриминацией, наоборот, они создают для отдельных категорий  работников рав­ные с другими возможности осуществлять свои  основные трудо­вые   права.   Статьи ТК  запрещает   принудительный   труд,   рас­крывает  его  понятие,  указывает,   что  не  включается   в  принуди­тельный труд. Такие развернутые понятия, как «дискриминация» и   «принудительный   труд»,  закреплены   в   Кодексе   впервые.

3.   Защита   от   безработицы   и   содействие   в   трудоустройстве. Данный  принцип  отражен  в  нормах  института  содействия  занятости и трудоустройства и является одной из гарантий права на труд. Нес принципы, закрепленные в ст. 2 ТК, по своей направ­ленности  можно  сгруппировать  в  три  группы.

К  первой группе  относятся принципы реализации права на труд — первые  три   принципа  ст.   2  ТК.

Во вторая группу входят принципы обеспечения надлежа­щих условий труда- с 4-го по 11-й включительно, закреплен­ные в ст. 2 ТК. При этом мы не относим к принципам то, что не говорит о правах и обязанностях субъектов трудового права, а отражает лишь один из способов метода трудового права, рас­крытый в главе первой Учебника,— это сочетание государствен­ного и договорного регулирования трудовых и непосредственно примыкающих к ним отношений. Поэтому в ст. 2 ТК закреплено всего   18  основных  принципов  правового  регулирования  труда.

В третью группу включаются принципы защиты трудовых прав и исполнения трудовых обязанностей с 12-го и по 18-й включительно.

4.   Обеспечение   права   каждого   работника   па   справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены (т. с. обеспечение нрава па охра­ну труда),    права на отдых,  включая ограничение рабочего вре­мени,   предоставление   ежедневного   отдыха,   оплачиваемого   еже­годного  отпуска.  Таким   образом,  под  справедливыми  условиями труда  законодатель   предусмотрел  два   принципа:  а)  обеспечение права на отдых, ограничение рабочего времени и б) обеспечение права  на  охрану   труда,  что отражают нормы двух самостоятель­ных институтов трудового  права  «Рабочее  время  и  время отды­ха»   и   «Охрана  труда».

5. Равенство прав и возможностей работников. Этот принцип отражает и равное с учетом состояния здоровья, уровня квали­фикации получение работы, должности и равную оплату за рав­ноценный труд. Он включает также и указанные в ст. 2 ТК седьмым принцип обеспечения равенства возможностей работни­ков без всякой дискриминации па продвижение по работе с уче­том производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку и по­вышение   квалификации.

6.   Обеспечение   права   каждого   работника   на   своевременную и  в   полном   размере   выплату   справедливой   заработной   платы, обеспечивающей достойное  человека существование для  пего са­мого и его семьи,  и  не ниже установленного федеральным зако­ном   минимального  размера   оплаты  труда.

7.   Обеспечение   равенства   возможностей   работников   и   т.   д.

8.   Обеспечение права работников и работодателей па объеди­нение  для   защиты   своих   прав   и   интересов,   включая   право  работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Данный принцип закреплен и формулировке международного пакта, включающей право на объединение не только работников, по и работодателей. Ассоциация работодателей Российской Фе­дерации, органы профсоюзом всех уровней, начиная с проф­союзного органа организации и до федеральных объединений профсоюзом,  на  практике  конкретизирует этот  принцип.

9.   Обеспечение   права   работников   па   участие   в   управлении организацией   в  предусмотренных  законом  формах.   Глава  8  ТК, состоящая из двух статей (ст. 52 и 53), закрепляет м ст. 52 пра­во  работников  на  это  участие,  а  в  ст.  53  указывает  пять  форм такого участия  и  отсылает к другим формам  участия,  предусмот­ренным    трудовым    законодательством.    Кодекс    предусматривает в ст. 53 следующие формы участия работников в управлении ор­ганизацией:

а)   учет  мнения   представительного  органа   работников  в  слу­чаях,   предусмотренных    Кодексом   и    коллективным   договором. Следовательно,   коллективным   договором   можно   расширить   эти формы  участия;

б)   проведение  представительными  органами  работником  кон­сультаций   с   работодателем   по   вопросам   принятия   локальных нормативных  актов  трудового  права;

в)   получение от  работодателя  информации   по вопросам,  не­посредственно  затрагивающим   интересы   работников;

г)   обсуждение  с  работодателем   вопросов  о  работе  организа­ции,  внесение  предложений   по  ее  совершенствованию;

д)   участие   в   разработке   и   принятии   коллективных   догово­ров[11].

Частью второй ст. 53 ТК предусмотрено, по каким вопросам представители работником имеют право получать от работодате­ля такую информацию (реорганизация или ликвидация органи­зации, введение технологических изменений, профессиональной подготовке па производстве п но другим вопросам). Представи­тели работников могут по этим вопросам вносить своп предло­жения и участвовать при их рассмотрении в заседаниях органов управления  организацией.

10.   Социальное   партнерство,   включающее   право   работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регули­ровании   трудовых   и   иных   непосредственно   связанных   с   ними отношений.     Принцип     социально-партнерского     регулирования труда с переходом  к рыночным  отношениям  все более расширя­ется и  конкретизируется не   только в нормах института социаль­ного   партнерства,   их   соглашений,   коллективных   договоров,   но находит   отражение   все   больше   в   нормах   и   других   институтов Особенной   части   (оплаты   труда,   времени   отдыха   и  др.).

11.   Обязательность   возмещения   вреда,   причиненного   работ­нику   в   связи   с   исполнением   им   трудовых   обязанностей.   Этот принцип конкретизирован в нормах гл. 37 и 38 ТК о материаль­ной   ответственности  работодателя   перед  работником.

12.   Установление  государственных  гарантий  по  обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственно­го надзора и контроля за их соблюдением. Данный принцип на­ходит свое отражение в нормах всех институтов Особенной час­ти трудового права, в том числе и института надзора и контроля за   соблюдением   трудового   законодательства.   Следует   отметить, что   абсолютное   большинство   основных   принципов,   предусмот­ренных   ст.  2  ТК,  начинается  со  слова   «обеспечение»   каких-либо трудовых прав. Это значит, что все трудовое право (трудовое за­конодательство)    России    призвано    обеспечивать    закрепленные в  Кодексе трудовые права и исполнение трудовых обязанностей. Содержанием   каждого   основного   принципа   являются   соответст­вующее трудовое право и его юридические гарантии.  Указанный же  принцип  прямо  предусматривает,  что  государство устанавли­вает   государственные   гарантии   для   обеспечения   трудовых   прав работников  и  работодателей  и  такой   гарантией  служит  государ­ственный   надзор  и   контроль за  соблюдением  трудового законо­дательства  и  охраны   труда.

13.   Обеспечение   права  каждого   па  защиту государством  его трудовых  прав и  свобод,  в том  числе  в судебном порядке.  Ста­тья 46 Конституции  РФ гарантирует каждому судебную защиту.

М. Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права па забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными зако­нами. Статья 37 Конституции РФ закрепляет это право, а обес­печивается и конкретизируется оно нормами института индиви­дуальных  и  коллективных трудовых  споров  (гл.  60  и  61  ТК).

15. Обязанность сторон трудового договора соблюдать его ус­ловия, включая право работодателя требовать от работников ис­полнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от рабо­тодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работни­кам п трудового законодательства. Этот широкий принцип ста­бильности, устойчивости трудовых договоров, их исполнения по­явился на практике вместе с появлением трудовых договоров еще в пауке советского трудового права, но только сейчас получил за­крепление в Трудовом кодексе. Он конкретизируется главным об­разом в институте трудового договора, но отражается во всех дру­гих институтах Особенной части трудового нрава. В его формули­ровке еще рез закреплены кратко основные права и обязанности сторон  трудового договора и обязанность их соблюдения. 16.    Обеспечение права представителей  профсоюзом осуществ­лять профсоюзный контроль за соблюдением   трудового законода­тельства.   Следует   отметить,   что   Трудовой   кодеке   сократил   по сравнению с КЗоТ права профсоюзов и гарантии их деятельности в сфере труда до права профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Этот принцип более правильным бы­ло бы  сформулировать так:  «Обеспечение  предусмотренных тру­довым  законодательством   прав  профсоюзов   и   гарантий   их  дея­тельности, включая нрава по правотворчеству, правоприменению, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодатель­ства, и других прав но защите интересов работников».

Формулировка этого принципа в Трудовом кодексе не отража­ет зафиксированные м нем права профсоюзом по правовому регули­рованию труда, т. е. в создании норм в договорном нормотворчест­ве по социальному партнерству, в правоприменении норм трудово­го законодательства работодателем, предусмотренных Кодексом с учетом мнения профсоюзов, в защите прав работников, а говорит  лишьоб обеспечении прав представителен профсоюзного контроля за соблюдением законодательства.

Что же касается других прав профсоюзов, то в других прин­ципах  об  их  обеспечении   ничего   не  сказано.

17.    Обеспечение права работников па защиту своего достоин­ства   в   период   трудовой   деятельности.   Этот   правовой   пришит в  науке трудового  права раньше  не выделялся, так как не было норм  трудового  права,  его отражающих.  Теперь  в  Трудовом  ко­дексе появились  в  гл.   14   «Защита  персональных данных  работ­ника»  нормы,  конкретизирующие этот принцип   (ст.  85 — 90  ТК). Статья  86 ТК  установила  порядок обработки   персональных дан­ных   работника   и   определенные   требования   к   работодателю   при этом, а   также гарантии  их защиты.  При  наличии любых  наруше­ний  в обработке персональных данных работник может обратить­ся к судебной защите своей трудовой чести и своего достоинства.

18.    Обеспечение права  па  обязательное социальное страхова­ние  работника.   В  отличие  от   Кодекса законов   в  труде,  в   кото­ром    была    глава    о    государственном    социальном    страховании, Трудовой  кодекс не содержит такой  главы, так как" все это пол­ностью  отошло   к  предмету   повой   отрасли   «Право  социального обеспечения».  Но связь этой  новой отрасли с отраслью трудово­го   права   самая   непосредственная,   поскольку   и   трудовой   стаж", а теперь и страховой стаж для социального его обеспечения,  ра­ботник   вырабатывает  в  период  своей  трудовой  деятельности.

Трудовой кодекс предусматривает право работника па обяза­тельное социальное страхование в случаях, предусмотренных фе­деральными законами (ст. 21), а также обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 22)[12].

Таким образом, закрепление в ст. 2 ТК основных принципов правового регулирования труда восполняет имевшийся пробел в трудовом законодательстве, что даст возможность единого подхода к определению основных принципов трудового права и их форму­лировке.

3.          Понятие, цели и виды  уголовного  наказания.

Наказание является правовым последствием преступле­ния. «С точки зрения преступника наказание является последствием им учиненного, с точки зрения государства мерой, принимаемой вследствие совершенного виновным деяния». УК РФ 1996 г. в отличие от ранее дейст­вовавшего кодекса содержит определение наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, я заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или огра­ничении прав и свобод этого лица» (ч. 1 ст. 43). Из этого определения мож­но выделить несколько признаков, характеризующих наказание по уголов­ному праву.

Наказание - это мера государственного принуждения принудительность наказания означает обязанность всех участников уго­ловно-правового отношения (органов государства и самого преступника) с момента признания лица, совершившего преступление, виновным и назначения ему наказания исполнить обвинительный приговор суда[13]. Для органов государства, прежде всего для ведающих исполнением наказания, это озна­чает реальное его применение, а для виновного лица - претерпевание огра­ничения определенных прав и свобод, входящих в содержание конкретного вида наказания, ему назначенного.

Принуждением обеспечивается и соблюдение норм других отраслей права, например, административного, гражданского, трудового. Но эти меры государственного принуждения - административные взыскания, гра­жданско-правовые санкции, меры дисциплинарного воздействия - есть реакция государства на совершение правонарушений, не являющихся пре­ступлениями. И только уголовное наказание может назначаться за те дея­ния, которые предусмотрены законом в качестве преступлений (ч. 2 ст. 2, ст. 8 УК РФ). Более того, угроза наказанием является одним из признаков самого преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Здесь важно иметь в виду, что и преступность, и наказуемость деяния определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации, а все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот Кодекс (ст. 3, ч. 1 ст. 1 УК).

Роль уголовного закона как единственного источника для выяснения то­го, что является преступным и уголовно наказуемым, дополняется и тем, что только в нем содержится исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут назначаться за совершенные преступления (ст. 44 УК РФ), также как и их количественные и качественные характеристики (ст. 46—59 УК). Перечень видов наказаний обязателен для законодателя при конструи­ровании санкций статей Особенной части УК, где рассматривается ответст­венность за конкретные составы преступления. Обязателен этот перечень и Для судов, которые не вправе назначать виновным в совершении преступ­лений какие-либо иные меры наказания, не предусмотренные уголовным законом, а также для органов и учреждений, исполняющих наказание.

Наказание применяется к лицу, признанному винов­ным в совершении преступления. Обвинительный приговор суда, содержащий конкретное наказание за совершенное преступление, выносится после того, как виновность конкретного лица будет установлена в ходе судебного разбирательства. Виновность является одним из призна­ков преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), при этом общий принцип ответствен­ности только при наличии вины в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий является одним из принципов УК РФ 1996 г. (ст. 5).

Без вины назначение наказания невозможно, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. С этим же связан и личный ха­рактер наказания, которое назначается и применяется только в отношении самого преступника и никогда не может быть переложено на других лиц.

Наказание заключается в предусмотренных Уголов­ным кодексом лишении или ограничении прав и сво­бод лица, признанного виновным в совершении пре­ступления. Наказание всегда связано с причинением преступнику нравственных страданий и лишением его определенных благ. Это свойст­во - необходимый признак наказания, позволяющий последнему достигать своих целей, и наказание по своей сущности является карой.

УК РФ 1996 г. называет следующие цели наказания: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупрежде­ние совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43).

Цель восстановления социальной справедливости достигается разными способами, зависящими от количественных и качест­венных характеристик отдельных видов наказаний. Так, наказания имуще­ственного характера (штраф, конфискация) имеют более «компенсацион­ный» характер в отношении причиненного вреда. Там же, где последствия преступления объективно не могут быть восстановлены, например, никто не может оживить убитого и не всегда возможно полное восстановление здоровья, которому преступлением был причинен вред, восстановительной мерой служат более суровые наказания - лишение свободы (на определен­ный срок, нередко длительный, а при определенных обстоятельствах - по­жизненно) либо даже смертная казнь.

Говоря о социальной справедливости и как цели наказания, и как огра­ничителе карательной деятельности государства, надо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, государство не может использовать свое право наказывать преступника без необходимости и целесообразности та­кого наказания и потому уголовный закон содержит ряд норм, дающих право не применять наказание фактически (например, нормы об условном осуждении либо освобождении лица от уголовной ответственности или от отбывания наказания). Во-вторых, преступник даже после осуждения про­должает оставаться членом общества, и все иные его права и свободы, за исключением ограниченных или аннулированных назначенной мерой нака­зания, у него сохраняются[14]. Поэтому недопустимо причинять ему физиче­ские мучения, унижать его человеческое достоинство, налагать на него при применении наказания иные правоограничения, выходящие за рамки назна­ченной меры, «Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, писал Н. С. Таганцев, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, кото­рые преследует государство, наказывая»[15]

Отмеченные обстоятельства, учитываемые при достижении цели вос­становления социальной справедливости, должны также приниматься во внимание и при реализации других целей уголовного наказания.

Цель исправления осужденного состоит в таком измене­нии его личности, при котором он возвращается в общество гражданином, не нарушающим уголовный закон и уважающим правила человеческого общежития. От наказания не требуется, чтобы осужденный в результате его применения нравственно переродился, но с помощью наказания можно приучить его к труду, нормам общения с другими людьми, дисциплине и порядку. Для достижения цели исправления преступника достаточно, что он не совершит новых преступлений в будущем хотя бы и из-за страха пе­ред наказанием, и постановка перед уголовным наказанием задачи качест­венного изменения убеждений и взглядов осужденного была бы явно завы­шенной. По этой причине из целей наказания в новом УК исключена цель перевоспитания осужденных, поскольку, с одной стороны, она не может быть строго отграничена от цели их исправления, а с другой - является явно нереалистичной для уголовного права с присущими ему специфиче­скими средствами воздействия. Для формирования определенных убежде­ний, взглядов и привычек необходимо длительное и зачастую целенаправ­ленное воспитательное воздействие, что тем более сложно, когда речь идет в большинстве случаев о взрослых людях. И возможности качественно изменить их взгляды и убеждения в условиях ограниченного времени, нала­гаемых правоограничении и в изоляции от привычных социальных условий, от семьи и близких представляются весьма сомнительными.

К целям наказания относится и предупреждение новых пре­ступлений. Данная цель имеет две составляющие — предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного (специальное предупреждение) и предупреждение совершения новых преступлений со стороны других лиц (общее предупреждение)[16].

Специальное предупреждение (превенция) достигается, во-первых, ли­шением преступника физической возможности совершать новые преступ­ления, например, путем помещения его в исправительно-трудовое учрежде­ние (при лишении свободы) либо ограничения в правах (при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной профес­сиональной или иной деятельностью); во-вторых, воспитательным воздей­ствием на осужденного в процессе исполнения наказания; в-третьих, уст­рашением преступника. Устрашение в свою очередь достигается для кон­кретного вида наказания причинением нравственных страданий. Правда, надо заметить, что в настоящее время не существует достаточно надежных эмпирически обоснованных данных, доказывающих, что опыт пережитого наказания усиливает у преступника страх перед наказанием будущим Цель специального предупреждения преступлений считается достигнутой, когда осужденный не совершает новых преступлений и во время отбывания нака­зания, и после этого. Показателем достижения этой цели служит рецидив преступлений - число новых преступлений, совершенных во время и после отбывания наказания, и фактический рецидив в целом, т. е. вся совокупность повторно совершенных преступлений. Общее предупреждение направлено на лиц, ранее не подвергавшихся наказанию. Оно заключается в предупреждении таких граждан о том, что предписания уголовного закона обязательны для исполнения под угрозой наступления неблагоприятных последствий. Эта цель наказания достигается как самим фактом издания уголовного закона, установлением в нем наказа­ний за преступные деяния, так и назначением конкретного наказания ви­новному в совершении конкретного преступления. В первом случае законо­датель сообщает, что определенное поведение является нежелательным и граждане должны его избегать под угрозой наказания. Так осуществляется воспитательное и формирующее привычку к воздержанию от определенно­го поведения мотивационное воздействие уголовного закона. Угроза нака­зания рассматривается как контр мотив поведения для лиц, склонных к со­вершению преступлений, а также как способ подкрепления намерений не совершать их для остальных членов общества. Во втором случае реальное назначение наказания преступнику показывает, что закон не бездействует и нарушенная его деянием социальная справедливость будет восстановлена. Тем самым также оказывается психологическое мотивационное воздейст­вие на поведение.

Таким образом, общее предупреждение как цель наказания состоит в оказании устрашающего и воспитательного воздействия на лиц, ранее не вступавших в конфликт с уголовным законом.

Видами наказаний являются:

- штраф;

-                  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

-                  лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

-                  обязательные работы;

-                   исправительные работы;

-                  ограничение по военной службе;

-                  ограничение свободы;

-                  арест;

-                  содержание в дисциплинарной воинской части;

-                  лишение свободы на определенный срок;

-                  пожизненное лишение свободы;

-                  смертная казнь.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для этих видов наказаний[17].

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.  Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.  Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.  В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.  Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.  В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ[18].  Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.  Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.  В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части  УК РФ Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.  Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.  В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.  Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.  Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте[19].

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.  При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части[20].

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет.  В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.  В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.  Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

 Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.  Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.  Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Список использованной литературы

Нормативные  правовые  акты

Трудовой кодекс РФ. – М.: Спарк, 2004. – 164 с.

Уголовный кодекс – Новосибирск: Сиб.универ.из-во, 2004. -192 с.

 

Научная литература

1.     Безлепкин Б.Т.  Правоохранительные органы  и адвокатура. – М.: Юристъ, 2001.

2.     Бердычевский В.С. Трудовое право. – Ростов н/Д, 2002. – 510с

3.     Гуценко К.Ф.,  Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало, 2001.

4.     Земцов А.В.  Правоохранительные органы: конспект лекций. – М., 2002

5.     Ковалев М. И., Казаченко И. Я. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - М. - 1998. – 285 с.

6.     Кузнецов Н.,  Тяжкова И. Курс уголовного права в 5 томах. – Т.2. – М., 2002. – 454с.

7.     Курс Уголовного права - Т.1. / под. Ред. Г.Н. Борзенкова. – М.: ИКД Зерцало-М. 2002 – 598с.

8.     Молодцов М.В., Крапивин О.М.. Власов В.И. Трудовое право России. -  М., 2001. – 516 с

9.     Панин С.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2003 – 714 с.

10. Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001

11. Трудовое право /под. ред. С.П Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристь, 2002. – 560с.


[1] Безлепкин Б.Т.  Правоохранительные органы  и адвокатура. – М.: Юристъ, 2001. – С. 14.

[2] Гуценко К.Ф.,  Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало, 2001. – С. 11

[3] Безлепкин Б.Т.  Правоохранительные органы  и адвокатура. – М.: Юристъ, 2001. – С. 16.

[4] Гуценко К.Ф.,  Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало, 2001. – С. 15

[5] Безлепкин Б.Т.  Правоохранительные органы  и адвокатура. – М.: Юристъ, 2001. – С. 21.

[6] Гуценко К.Ф.,  Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Зерцало, 2001. – С. 17.

[7] Бердычевский В.С. Трудовое право. – Ростов н/Д, 2002. – С. 15.

[8] Трудовое право /под. ред. С.П Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристь, 2002. – С. 24.

[9] Трудовое право /под. ред. С.П Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристь, 2002. – С. 24.

[10] Бердычевский В.С. Трудовое право. – Ростов н/Д, 2002. – С. 15.

[11] Трудовое право /под. ред. С.П Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристь, 2002. – С. 28.

[12] Бердычевский В.С. Трудовое право. – Ростов н/Д, 2002. – С. 25.

[13] Кузнецов Н.,  Тяжкова И. Курс уголовного права в 5 томах. – Т.2. – М., 2002. – С. 26.

[14] Ковалев М. И., Казаченко И. Я. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - М. - 1998. – С. 29.

[15] Кузнецов Н.,  Тяжкова И. Курс уголовного права в 5 томах. – Т.2. – М., 2002. – С. 26.

[16] Ковалев М. И., Казаченко И. Я. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - М. - 1998. – С. 30

[17] Кузнецов Н.,  Тяжкова И. Курс уголовного права в 5 томах. – Т.2. – М., 2002. – С. 29

[18] Ковалев М. И., Казаченко И. Я. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - М. - 1998. – С. 31

[19] Ковалев М. И., Казаченко И. Я. Уголовное право России. Общая и Особенная части. - М. - 1998. – С. 32.

[20] Кузнецов Н.,  Тяжкова И. Курс уголовного права в 5 томах. – Т.2. – М., 2002. – С. 33.