Феномен толпы


Толпу как психологический феномен начали изучать еще в XIX веке. Уже тогда француз Ле Бон сформулировал главное, что можно о ней сказать: «Сознательная личность исчезает... Образуется коллективная душа... Интеллектуальные способности индивидов исчезают, и берут верх бессознательные качества. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума».

Феномен толпы так же стар, как и само человечество. Дионисийские праздники, крестовые походы, европейские флагелланты и русские «хлысты», карнавалы, кликушество, монастырские истерики... Наконец, ХХ век принес фашизм, шоу-бизнес, футбольные страсти и тоталитарные секты. Все это так называемые массовые явления, объединенные тем, что их участники буквально перестают соображать[1].

Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой.

Политическая точка зрения, как за рубежом, так и у нас, толпа любые массовые проявления протеста несанкционированные властями, что не правильно, например несанкционированный митинг бывает вполне организован и упорядочен, дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести по иррациональным законам толпы.

С психологической точки зрения - под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает, чувство гнева и неудовлетворенности на совершенно случайных объектах.

Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.

Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на «уголовный элемент». Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпу мародеров. Тенденция к «рационализации», т.е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т.п.), составляет тот психологический механизм, который применяет совесть с чувством ответственности за содеянное преступление. Это - тоже феномен толпы.

Условия возникновения толпы. Одним из наиболее принципиальных является вопрос об условиях возникновения тех массовых проявлений, которые можно назвать феноменом толпы. Исследователи справедливо выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы, относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства неудовлетворенности, беспомощности и отчаяния. Факторов социальной напряженности в нашем обществе в течение всей его истории было немало. Период перестройки, а в дальнейшем и рынка с одной стороны, открыл возможность для массовых выступлений, а с другой - добавил новые, усиливающие обстановку факторы в виде обострения национальных противоречий и связанных с ними последствий.

Таким образом, возникло то необходимое сочетание обстоятельств, при которых социальные взрывы происходят по любым поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия, как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы.

Необходимо подчеркнуть, что роль всегда принадлежит условиям долговременного характера, и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их конкретное содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно - от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха. К этому следует добавить, что запоздалые или неадекватные действия властей нередко являются ситуативными условиями, обостряющие события[2].

Сегодня феномен толпы беспокоит ученых всех развитых стран. Научно-технический прогресс не только вооружил человечество фантастическими возможностями, но и обострил общественные противоречия. А вот когда они достигают максимального напряжения, толпа выходит на улицы. И если ею возьмется управлять очередной мессия, она сметет всех и вся на своем пути, повинуясь его воле. Держитесь подальше от толпы, потому что вы рискуете раствориться в ней и из индивидуума, со своими мыслями и эмоциями, стать лишь ее послушной частью[3].

Список литературы


1.     Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988.

2.     Петровский А.В. Социальная психология. М.: Знание, 1990.

3.     Самокатов В. И понесет тебя толпа // Вести, 21 марта 2000. № 53 (124).




[1] Петровский А.В. Социальная психология. М.: Знание, 1990. С. 71.


[2] Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 170.

[3] Самокатов В. И понесет тебя толпа // Вести, 21 марта 2000. № 53 (124). С. 4.