Этнос и нация
Этнос (от греч. ethnos - народ, племя, группа людей, толпа, стая) определяется как естественно исторически сформировавшаяся устойчивая общность людей. В отличие от термина «демос», что переводится тоже «народ», термин этнос означал народ данного места. Эквивалентом данного термина в русском языке, как правило, считался термин «народ». К нашему времени понятие «народ» получило, в дополнение к первичному значению, определенный социально-политический смысл и прямого совпадения между этими понятиями нет. Разными исследователями предлагаются разные дефиниции этноса. И все же, стержневыми условиями возникновения этноса казахстанскими политологами считаются: общность языка, общность территории, общность истории, общность экономики, общность духовной и материальной культуры, самосознания, менталитета, религии, психологии, демографии. Данные признаки воссоздаются в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, главным образом общность происхождения и тем самым - этническое родство.
В этом же источнике была определена структура этноса:
- этническое ядро - компактно живущая на определенной территории основная часть этноса;
- - этническая периферия - отдельные группы (представителей) данного этноса, отделенных от основной части; этническая диаспора - отдельной части (группы) этноса, рассеянной по территориям, которые занимают другие этносы[1].
Сама категория «этнос» является непреложной категорией для исторической науки, объективная и фундаментальная, так как этнос - категория не социальная, а скорее природная. Каждый из нас принадлежит к определенному этносу, причем только к одному, что никак не разрушается заключением смешанных браков. Так, например, дети от смешанных браков все равно воспринимают себя представителями этноса одного из родителей. Этнос, по мнению российского ученого А.Ю. Каркмазова, как и любой живой организм рождается и умирает, он смертен в силу природных условий и проходит родственные с организмом фазы развития. Следует учитывать и тот фактор, что этнос существует до тех пор, пока сохраняется внутриэтническая солидарность. Ослабление ее приводит к распаду этноса, т.е. его смерти.
Сложность в определении понятия «нации» заключается еще и в том, что сам термин «нация» сохраняется не только в качестве самого предмета теоретического дискурса, но и в сложившейся повседневности. Конечно, многие теоретики могут прийти к выводу, что само понятие «нация» «изжило себя» и сейчас наиболее актуально применение категории «этнос», но они будут не правы, задача теории на данный момент и состоит в том, чтобы раскрыть многообразные смыслы «нации».
«Нация» также может быть определена как культурно-специфическая часть человечества, открытая для взаимодействия с иными составляющими его частями. В соответствии с этим всякая нация должна рассматриваться в контексте общечеловеческого существования и интересы нации надо определять не как причины для конфронтации с иными сообществами, а в качестве варианта общечеловеческих интересов. Нация или любое национально-этническое сообщество определяется через призму его культурного развития, через уникальность традиций, что представляет сейчас ценность в период всемирной глобализации[2].
Этнос и нация - вещи, конечно, родственные и вместе с тем принципиально разные. С точки зрения общей концепции этногенеза (еще шире - антропогенеза) этой разницей можно было, наверное, пренебречь, что и сделал Л.Н.Гумилев, который пытался дать понимание этнических феноменов, целиком оставаясь в рамках методологии естествознания. Он строил своюконцепцию «в пику» ненавистному марксизму, стараясь по возможности исключить в качестве объясняющих факторы социально-экономические и государственно-правовые. Этнос как организм чисто естественный с помощью этой методологии объяснить оказалось возможным. Нацию уже никак нельзя было рассматривать только в качестве естественно-стихийной организации людей, как их антропогенетическое качество, поэтому она осталась за бортом теории этногенеза Гумилева. Но в эпоху кризисную, во время разрыва старых «имперских» связей и попыток конструирования новых геополитических реальностей неучтенная разница начинает бить нам не только в глаза, но и прямо по голове. Неправомерное отождествление, освященное популярным научным авторитетом, превратилось в политическое оружие.
Нация - не извечная данность, а определенная социальная конструкция, «совокупность общественных отношений».
Таким образом, понятие «нация» не должно приравниваться к понятию «этноса», а должно находиться на более высоком уровне в иерархии понятий «племя», «народ», «этнос», «нация». Как можно заметить, во многом признаки нации совпадают с признаками этноса. Но все же составляющими нации является не единство языка и единство культуры, а их многообразие. Это происходит вследствие того, что этнос является составляющим элементом нации. И в становлении нации принимают участие не единичные этносы, поэтому следует оговориться о том, что правы и те, кто при указывании свойств нации невольно переходят на свойства этноса, и те, кто отделяют этнос от нации. Просто нация есть высшая точка развития, является продуктом государственности, в отличие от этносов, которые порождают государство[3].
Список литературы
1. Головин М.Н. Социология. М.: Вече, 2000.
2. Саражиева С.Х. К вопросу о понятиях «этнополитика» и «национальная политика». Минск: МАИТ, 2003.
3. Социология / Под ред. М.И. Логиновой. М.: ИНФРА-М, 2003.
[1] Саражиева С.Х. К вопросу о понятиях «этнополитика» и «национальная политика». Минск: МАИТ, 2003. С. 9.
[2] Социология / Под ред. М.И. Логиновой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 99.
[3] Головин М.Н. Социология. М.: Вече, 2000. С. 102-103.