Место и роль политики в общественной жизни
Термин «политика» понимается по-разному, существует два основных подхода:
1. Традиционный - политику определяют через государство и участие людей в осуществлении политики и оппозиции.
2. Социологический - политику трактуют в широком смысле слова, как любой вид деятельности связанный с руководством людьми, урегулированием конфликтов.
В социологическом подходе политика не обязательно должна быть связана с государством, а следовательно она не образует особой сферы. Деятельность приобретает политический характер по мере мобилизации сил.
В обыденной жизни политика рассматривается как способ взаимоотношения классов через государственную власть. Такое понимание политики означает, что предметом политики является государственная власть. Власть - есть способ класса или социальной группы подчинить себе класс или социальную группу. Объективная основа политики заложена в отношениях между классами и социальными группами по поводу собственности. Субъективная основа политики есть деятельность господствующих групп или классов по сохранению своего положения, как внутри страны (внутренняя политика), так и вне ее. Субъектом политики выступают прежде всего классы (которые осознают свои классовые интересы), их первой формой организации является государство. Политические партии, являются вторым субъектом политики. Функции субъекта политики также выполняют массовые организации, движения, различные группы давления, нации, народности, а также отдельные личности (обычно возглавляющие партии). Наличие в структуре политики субъекта, придает политике организующую силу, что превращает объект политики в органическое единство (объекты: государство, общество). Это единство порождается взаимопроникновением политики и экономики, политики и идеологии, идеологии и экономики. Политика есть сознательное использование экономических законов, поэтому она активно влияет на экономику. Эта активность проявляется в 3-х вариантах:
1. Политика действует в том же направлении, что и экономика. Это лучший вариант, так как он ускоряется социальный прогресс, активнее развивается общество.
2. Политика действует в противоположном направлении от экономических закономерностей. История показывает, что такая политика со временем терпит крах, она возможна только в переломные моменты истории.
3. В определенных моментах политика сонаправлена с экономикой, а иногда ей противоречит.
В реальной жизни вышеперечисленные модели обнаружить в чистом виде нельзя. Активный характер влияния политики на экономику проявляется в первенстве политики по отношению к экономике. Здесь имеется в виду, что без правильного политического подхода не решить стоящих перед обществом экономических задач. Политический подход не означает искусственной политизации экономики, смысл состоит в обеспечении анализа и оценки экономики с точки зрения государственных интересов, а не отдельных групп. Политический подход предусматривает высокую степень гражданской ответственности за решение экономических проблем. Недооценка роли политики в экономики приводит к стихийности и пассивности (ожиданию)[1].
Темпы социального прогресса зависят от характера взаимодействия идеологии и политики. Масса должна осознать необходимость каких-либо изменений в экономике. Отказ от идеологии приводит к дезориентации в политике, ведь идеология представляет собой теоретическую основу политической деятельности. Политика выступает средством идеологического воспитания масс, так как группа, класс находящиеся у власти занимают преимущественное положение в формировании идеи. Общество разнопланово, в нем существует большое количество социальных, профессиональных, демографических, национальных групп, которые имеют зачастую противоречащие интересы, для того чтобы борьба проходила спокойно требуется особая организация силы, чтобы обеспечить порядок. Именно эту функцию выполняет политика. Государство в качестве верховного субъекта политики выполняет эту функцию. С функциональной точки зрения политика это:
· выяснение смысла существования данной общности и системы приоритетов;
· согласование и сбалансированность интересов всех его членов, определения общих и коллективных устремлений, целей;
· выработка приемлемых правил поведения и жизнедеятельности;
· распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности (или выработке правил, по которым происходит распределение)[2].
С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Основатель системного подхода в политологии - Д. Истон (США) отмечал: «Что поддерживает систему в рабочем состоянии, так это входящие факторы различного характера. Они могут быть преобразованы посредством внутренних процессов самой системы в выходящие факторы, а последние, в свою очередь, имеют последствия как для системы, так и для окружающей систему среды».
Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами)[3].
Список литературы
1. Политология / Под ред. К.Н. Журавлева. М.: Логос, 2003.
2. Политология / под ред. М.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Треушников С.С. Политология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[1] Политология / Под ред. К.Н. Кравченко. М.: Логос, 2003. С. 37.
[2] Политология / под ред. М.И. Журавлева. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 66-67.
[3] Треушников С.С. Политология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 90.