Беженцы как социальная проблема


Статья 1 Федерального Закона  «О беженцах»[1] дает следующее определение  понятия «беженец»: беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений  находится вне страны своей гражданской принадлежности  и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства  и находясь  вне страны своего прежнего обычного местожительства  в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.

Беженец - это человек с хорошо обоснованным чувством страха преследования, дискриминации, унижения, а также страхом перед смертельной опасностью перед кем или чем-либо в стране проживания.

Подавляющее большинство тех, кого мы называем беженцами, вынуждено было спешно бросить обжитый дом, чтобы спасти свою жизнь. У таких людей, как правило, нет ни денег, ни вещей, ни крыши над головой. Беженцы - большая социальная проблема для всего мира, в ООН из-за этого создано управление Верховного комиссара по делам беженцев. Статус беженца регулируется не только национальными, но и международными актами, его не так легко получить, но он дает некоторые льготы.

Европейские страны предпринимают серьезные усилия, чтобы ограничить приток малообразованной рабочей силы с Востока, из Азии и Африки. Россия же опять остается в неопределенном положении, между тем законодательная регуляция миграционных процессов - это и вопрос национальной безопасности, и национального престижа.

Методы регуляции достаточно отработаны - это квотирование норм прибытия из разных стран и регионов, закрытие для мигрантов приграничных зон, широкая информационная работа по доведению до переселенцев сведений о наличии рабочих мест и условий для жизни в глубине страны и так далее. Квоты прибытия определяются прежде всего в зависимости от специальности прибывающих[2].

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки.  Многие семьи беженцев  имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи.  Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы.  Эти проблемы нашли отражение  в  Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач:  

·        создание  условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

·        предупреждение  социального сиротства;

·        охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;

·        оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;

·        определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

     Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует  постоянного  и пристального  внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме[3].   

Согласно конвенции «О беженцах» можно просить статус беженца в определенных странах на следующих основаниях:

·        раса - если Вы отличаетесь от коренного населения по расовым признакам и преследуетесь за это - черный среди белых и наоборот, белый среди желтой расы и т.п.;

·        религия - если в стране имеются преследования за принадлежность к той или иной религиозной конфессии;

·        национальность - если человек преследуется за принадлежность к какой-либо национальности (евреи, в странах Прибалтики, Средней Азии - люди не коренной национальности, в России - люди Кавказа, евреи, на Украине - русские и т.п.);

·        члены определенных социальных групп - если Вы принадлежите к определенной социальной группе (преследования мужа - особенно в мусульманских странах, участники природоохранных и экологических групп и т.п.);

·        политические мотивы - если Вы преследуетесь за то, что стоите в оппозиции к власти, партии, диктатору и т.д.

Список литературы


1.     Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1.

2.     Фомина А.Н. Статус беженца // Социальные проблемы в России. № 3, 2000.

3.     Фролова Н. Миграция: судьбы людей и судьба государства // Вести. № 56 (231), август, 2003.


[1] См.: Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1.

[2] Фролова Н. Миграция: судьбы людей и судьба государства // Вести. № 56 (231), август, 2003. С. 5.

[3] Фомина А.Н. Статус беженца // Социальные проблемы в России. № 3, 2000. С. 73.