Содержание



1. Инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении. 3

2. Инвестиционный процесс и методы оценки инвестиционных проектов в антикризисном управлении. 9

Задача. 16

Список Литературы: 17

 

1. Инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности орга­низации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функциони­ровала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через опреде­ленный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кри­зисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории ново­введений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в част­ности.

Известный американский экономист Эдвард Дёминг, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управле­ния корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 прин­ципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них[1]:

• сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;

• постоянно совершенствуйте систему производства и обслужи­вания, чтобы повышать качество и производительность и та­ким образом непрерывно снижать затраты;

• создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

• сформируйте систему эффективного руководства. Цель ин­спектирования — помочь людям работать лучше. Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих;

• внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;

• сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал в программе преобразований. Преобразования — дело каждого!

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с форми­рованием эффективной системы инновационного управления пред­приятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помога­ющие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.

Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит, австрийскому экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, Что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией И. Шумпетера по­нятие «нововведения» рассматривается, как :

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заклю­чаться также в новом способе коммерческого использования соот­ветствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов рав­ным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обес­печение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «ново­введение».

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурент­ных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и макросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных реше­ний, от возможности находить такие решения, которые организаци­онно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенно­стей инновационного процесса, учитывать степень новизны ново­введений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала пред­приятия — его возможности в достижении поставленных инноваци­онных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах высту­пает как средство получения достаточно высокой прибыли в долго­срочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инно­вационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся[2]:

• сложившийся ранее уровень развития производства;

• состояние механизма и системы управления;

• тип и ориентация организационной структуры;

• тенденции экономической и инновационной политики;

понимание потребности в различного рода изменениях и го­товность к ним персонала и т.д.,       

Все факторы, определяющие уровень инновационного потен­циала, можно подразделить на следующие группы:

факторы собственно инновационного процесса как самосто­ятельного объекта управления;

факторы внутренней среды;

   факторы внешней среды.

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса,  как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессиона­лизма и решительности управленческих кадров.

Отличи­тельными признаками инновационных предприятий (фирм) явля­ются:

1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

2) поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри, так и внефирменных;

3) использование разнообразной современной практики стиму­лирования творческой активности работников;

4) поощрение и поддержка менеджерами инновационной актив­ности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджет­ных ассигнований;

5) поощрение принятия решений по отбору и внедрению ново­введений на коллективной основе;

 6) четкая стратегия управления нововведениями.

Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инноваци­онной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необхо­димые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с прин­ципами предпринимательского управления, она требует от руково­дителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах — способность определения приоритетов. Ответственность за иннова­ционную стратегию, определяющую выживание предприятия, ле­жит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования органи­зации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

В литературе различают два основных типа инновационной стра­тегии:

• адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

• конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получе­ния конкурентных преимуществ. Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложив­шихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессами возникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису.

Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь,  приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.

Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов  инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функциониро­вания подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь является то, как усваивается управлен­ческий опыт, какие уроки извлекаются из прошлого.

 

2. Инвестиционный процесс и методы оценки инвестиционных проектов в антикризисном управлении

Объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего кри­терия устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90-е годы в России наблюдается тенденция неуклонного спада инвес­тиций, которая при этом характеризуется опережающими темпами даже по отношению к спаду производства

Так) в 1995 г валовой внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению с 1990 г на 38%, а объем инвестиций в основной капитал — на 69%, в 1997 объем инвестиций в основной капитал сократился уже на 76% по сравнению с тем же периодом.[3] Положение в сфере инвестиций можно охарактеризовать как кризисное.

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объек­тивных и субъективных причин и проявляется в быстром сокраще­нии абсолютных объемов накопления, существенном падении ее доли в валовом внутреннем продукте, снижении бюджетного фи­нансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли Прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и рас­ширение производства и т. д.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в 90-е годы в России коммерческие структуры, банки, население вкладывают сред­ства в тортово-посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной валюты,.а не в развитие реального сектора экономики

Поэтому сегодня одной из главных задач является установление приоритета реального сектора экономики над финансово-спекуля­тивным, т.е. создание более выгодных условий для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции. Можно констатировать, что разграничение функций управления финансами различных уровней государственной аласти, повышение самостоятельности регионов в области финансовой политики, усиление роли и значения децентра­лизованных фондов финансовых ресурсов не привели к усилению роли финансового влияния на экономическую ситуацию в стране.

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной поли­тики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная пере­стройка экономики. Тактические инвестиционные решения наце­лены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатеже­способных предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Тактические и стратегические инвестиционные решения разли­чаются масштабами финансовых вложений и степенью неопреде­ленности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.

Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок, к которым относятся[4]:

политическая и социально-экономическая стабильность в об­ществе;

• наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законо­дательства;

 • рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

• устойчивость национальной валюты;

• снижение темпов инфляции;

• прекращение утечки капитала из страны. На преодоление негативных явлений в экономике России должна быть направлена антикризисная инвестиционная стратегия.

В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться на определение следующих важных моментов:

1) должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т. д.);

2) необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с

обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях пре­имущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой ско­ростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой прин­цип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

3) следует выявить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осу­ществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые условия должны способствовать решению основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне госу­дарства — обеспечить процесс накопления для обновления основ­ного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

Основу принятия управленческих решений по инвестициям со­ставляет сравнение объема инвестиций с ежегодными поступления­ми денежных средств, когда проект заработает после пуска его в эксплуатацию. Для того чтобы сопоставить размер инвестиций и будущие денежные поступления, нужно учесть разновременность притоков и оттоков денежных средств в результате осуществления инвестиционного проекта, с этой целью все будущие денежные по­токи следует «привести» к моменту инвестирования средств, т. е. выполнить процедуру дисконтирования потоков платежей.

Различные методы сравнения инвестиционных проектов опира­ются на наличие информации, которая может быть получена в ре­зультате следующих действий[5]:

• прежде всего нужно определить размер ожидаемых денежных поступлений от предлагаемого проекта с распределением их по срокам поступления;

• далее обосновать ставку дисконтирования будущих денежных поступлений, которая отражала бы ожидаемую инвестором доходность от проекта и степень риска вложений средств;

• затем рассчитать дисконтированную стоимость каждого из ожидаемых потоков, суммированием которых определяется накопленная величина дисконтированных доходов

PV=SСFt

       (1+ it)t

где СFt доход от инвестиций t-го периода;

 it — ставка дисконтирования t-го периода;

n число лет, в течение которых прогнозируется получение дохода от инвестиций.

Рассчитанная таким образом величина PV характеризует приве­денную к моменту инвестирования средств (если они единовременны) стоимость денежных доходов от инвестиций, полученных в разные периоды. Теперь эта величина может быть сопоставлена с размером инвестиций.

Эта формула показывает, что при оценке инвестиционных реше­ний важное значение приобретает анализ размера и срока возникно­вения денежных доходов в результате капиталовложений: большую привлекательность будут иметь те инвестиционные проекты, которые дают достаточно большие доходы уже через короткие промежутки времени.

Чем больше величина t в формуле, тем меньше дисконтированная стои­мость потока СFt; чем раньше будут поступала крупные по размерам денежные потоки, тем больше будет приведенная стоимость.

• следующим шагом является подсчет требуемых для инвести­ционного проекта капиталовложений.

Каждый из вышеперечисленных шагов в оценке инвестицион­ных проектов является весьма сложным и трудоемким процессом, степень надежности оценок недостаточно высока, поскольку высок уровень неопределенности в установлении каждого из параметров — размеров денежных потоков и ставки дисконтирования. Особенно сложно составить финансовый раздел бизнес-плана в условиях экономической нестабильности и высокого уровня инфляции. При разработке бизнес-плана необходимо учитывать достаточно широкий круг факторов, характеризующих тенденции развития отрасли, воз­можности изменения положения предприятия на имеющемся рынке и перспективы выхода на новые рынки, изменение финансовых возможностей партнеров, доступность дополнительных объемов материальных и финансовых ресурсов и т. д.

Эти факторы становятся второстепенными в том случае, когда необходимость инвестиций определяется соображениями эконо­мической безопасности страны или связана с экологическими про­блемами.

Рассмотрим некоторые формализованные методы, служащие основой принятия решений в инвестиционной политике.

В отечественной и зарубежной литературе наиболее распростра­ненными методами являются:

1. Определение срока-окупаемости инвестиций payback period —

- РР).

2. Расчет средней доходности инвестиций (average return on book value- AR).

3. Расчет чистой приведенной (текущей) стоимости (net present value _ NРV).

4. Определение внутренней нормы доходности (internal rate of return- IRR).

    Под сроком окупаемости понимается число лет, требуемое для  возврата первоначальных капиталовложений. В недалеком прошлом этот показатель был одним из наиболее широко используемых мето­дов в оценке инвестиционных проектов. Его несомненное преиму­щество состоит в достаточной простоте вычислений и интерпретации.

В самом простом варианте определения срока окупаемости не учитывается стоимость денежных потоков с учетом фактора времени. Общая формула расчета показателя записывается так:

                          РР =min(n),

при котором

SCFt>IC

где IC размер капиталовложений.

Метод определения срока окупаемости достаточно широко ис­пользуется, когда речь идет об инвестициях с высокой степенью риска. В этом случае основным критерием принятия решения слу­жит скорость, с которой окупятся инвестиции.

Величина срока окупаемости характеризует»тот период, когда на вложенные средства не было получено никакого дополнительного дохода. Эти дополнительные доходы должны поступать в годы, на­ходящиеся за точкой окупаемости. Поэтому, величина срока окупа­емости должна быть сопоставлена с величиной жизненного цикла инвестиций. Если предполагаемый жизненный цикл инвестиции превышает рассчитанный срок окупаемости, то определяется период, в течение которого предприятие будет иметь дополнительный доход на инвестиции в основной капитал. Если же срок окупаемости и жизненный цикл инвестиций совпадут, то предприятие понесет по­тери в виде скрытых издержек, поскольку на инвестированные сред­ства мог бы быть получен определенный доход хотя бы в размере безрисковых вложений.

По принципам расчета к показателю срока окупаемости близок метод расчета средней доходности инвестиций (average return on book value). Этот показатель определяют делением средней годовой вели­чины чистой прибыли на среднюю стоимость инвестиций. Средняя величина инвестиций определяется при наличии ликвидационной (остаточной) стоимости как полусумма размера первоначальных инвестиций и ликвидационной стоимости.

Задача.

Условие:

Определить внутреннюю норму рентабельности для бизнеса- плана финансового оздоровления, характеризующегося распределением денежных потоков:


год расчетного периода

чистый ленежный поток

0

-500

1

150

2

180

3

200

4

300


Решение:

Внутренняя норма рентабельности (IRR)

Ставка дисконтирования, при которой суммарная приведенная стоимость доходов от осуществляемых инвестиций равна стоимости этих инвестиций.

IRR рассчитывается как значение ставки дисконтирования, при которой NPV=0.

Чистая приведенная стоимость рассчитывается с использованием прогнозируемых денежных потоков, связанных с планируемыми инвестициями, по следующей формуле:


где NCFi - чистый денежный поток для i-го периода, Inv - начальные инвестиции r - ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта).





Решив данное уравнение получим, что r=21%


Ответ: Внутренняя норма рентабельности равна 21%



Список Литературы:

1. “О несостоятельноси и (банкротстве)”. Федеральный закон РФ№ 127-ФЗ от 26.10.2002г.

2. Антикризисный менеджмент/ под редакцией Грязновой А.Г.- М.: ЭКМОС, 1999.-368с.

3. Антикризисное управление/ под редакцией Короткова Э.М.: - М.: “Инфа-М”, 2002. -432с.

4. Антикризисное управление: Уеб. Пос. Для тех. Вузов /Под ред. Минаева Э.С. и Панагушина В.П. –М.: “Изд-во ПИОР”,  1998-432 с.

5. Бляхман Л.С. Основы функциональног и антикризисного менеджмента: Уч. Пос. – СПбЖ Изд-во  Михайлова В.А., 1999. -379 с.

 



[1] Антикризисное управление/ под редакцией Короткова Э.М.: - М.: “Инфа-М”, 2001. -232с.


[2] Бляхман Л.С. Основы функциональног и антикризисного менеджмента: Уч. Пос. – СПбЖ Изд-во  Михайлова В.А., 1999. -149 с

[3] Антикризисное управление/ под редакцией Короткова Э.М.: - М.: “Инфа-М”, 2001. 261с.


[4] Антикризисный менеджмент/ Под редакцией Грязновой А.Г.- М.: ЭКМОС, 1999.-124с.

[5] Антикризисное управление/ под редакцией Короткова Э.М.: - М.: “Инфа-М”, 2002. -272с