Содержание


1.     Введение                                               стр. – 2

2.     Структура национального хозяйства стр. - 3

3.     Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП                                       стр. – 5

4.     Особенности  структурной   политики России на современном этапе   стр. – 8

5.     Практикум    стр. – 18

6.     Заключение   стр. – 20

7.     Литература    стр. - 24



























                                     Введение

         Структурная политика - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.[1]

      В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического Россия сталкивается с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров,  как на внутреннем, так и на мировом рынках. И первая и вторая проблемы связаны, прежде всего, с "утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а также с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности.

      В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной как на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.







                         1.Структура национального хозяйства


  Структура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны.

      Структура национального хозяйства является результатом развития общего разделения труда в производстве. Если взглянуть на макроэкономику, как говорится, с "высоты птичьего полета", мы сможем увидеть самые крупные ее звенья.

       В первую очередь - сферы национального хозяйства: материальное и нематериальное производство, сфера услуг.

       В материальном производстве выделяются: производство средств производства, и производство предметов потребления.

Производственная сфера включает:

1.      Отрасли, создающие материальные блага – промышлен­ность, сельское хозяйство, строительство.

2.      Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, транспорт и связь.

3.      Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, – торговля, общественное питание, матери­ально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

1.       Отрасли услуг, к которым относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, свя­занные с обслуживанием населения.

2.       Отрасли социального обслуживания – здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение.

3.       Образование, культура, искусство.

4.       Наука и научное обслуживание.

5.       Кредитование, финансы и страхование.

6.       Аппарат органов управления.

7.       Прочие отрасли.

      Данные подразделения состоят, в свою очередь, из множества крупных отраслей хозяйства. [2]

       Все структурные звенья образуют систему - целостную совокупность сфер, подразделений и отраслей, которые внутренне и неразрывно связаны между собой и образуют целостное единство. Для нормального существования национальной экономики требуется полное взаимодействие и сбалансированность всех отраслей и видов производства.

       Для современной структуры национального хозяйства  ха­рактерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов.

Под территориальной структурой понимается деление системы национального хозяйства по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.

  Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:

1.     нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);

2.     финансовые учреждения и корпорации;

3.     государственные предприятия и учреждения;

4.     частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5.     домашние хозяйства;

6.     остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.

           Валовой национальный продукт - такой показатель, который одновременно измеряет: совокупный доход всех хозяйственных единиц и общий объем расходов на производство всех товаров и услуг.

Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.



   2. Основные направления развития структуры   национального хозяйства в условиях НТП.

       Научно-техническая революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры всего общественного производства, развив ряд созидательных тенденций.

  Первая тенденция: НТР вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства. Эти отрасли отличаются большой наукоемкостью. На начальном этапе НТР возникли такие необычные виды производств, как атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно новые поколения ЭВМ, роботокомплексы и полностью автоматизированные производства, композиционные материалы и т.д.

     Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на "стыках" (границах) разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов.  Прежде всего, современный научно-технический переворот породил целые объединения новейших отраслей, выпускающих самые наукоемкие продукты и технологии. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором согласованно взаимодействует огромное количество предприятий самых разных отраслей промышленности. Современный научно-технический прогресс способствовал появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому расширилась и существенно изменилась структура многих традиционных отраслей. Они преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где сочетаются, взаимодополняются и взаимопроникают старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы.  Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное воздействие на отраслевую структуру производства и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.

Третья тенденция: НТР отодвинула на второй план некоторые традиционные отрасли хозяйства, создающих изделия из натурального сырья. Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких отраслей. К ним относятся, скажем, торфяная, угольная промышленность, черная металлургия и ряд других. Своего рода "вымирание" явно устаревших отраслей ведет к определенной несбалансированности производства и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т.п.).

Четвертая тенденция: НТР настолько расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие - подрывает нормальное взаимодействие человека и биосферы.

    Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме. Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций, остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев, состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.[3]

    Если обратиться к передовому зарубежному опыту, то ясно, что основу современной научно-технической политики составляет система ее приоритетных научных и технологических направлений, а главным инструментом являются государственные научно-технические программы. В самом общем виде они представляют собой совокупность государственных научно-технических проектов, объединенных единой стратегией развития науки и единым механизмом государственного экономико-правового регулирования на основе продуманных приоритетов науки и технологии.

    Особенностью государственных научно-технических программ на современном этапе является то, что они базируются, главным образом, на технологических приоритетах и целях, а не на продуктовых, как было раньше. Это обусловлено тем, что технологические нововведения кардинально преобразуют весь производственный аппарат на качественно новой основе. Такой характер целеполагания связан также и с изменениями общей концепции единой научно-технической политики о роли и месте государства в финансировании НИОКР.

      Смена ориентиров и приоритетных направлений единой научно-технической политики, связана с обострением конкуренции в ведущих, прежде всего, высокотехнологичных направлениях науки и технологии (компьютерные технологии, телекоммуникации, связь,  и пр.), ее усиливающейся глобализацией. Стало очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Так, например, в США в 1993г. был образован возглавляемый президентом Национальный совет по науке и технике. Это высший орган  по координации государственной научно-технической политики, проводимой федеральным правительством.

   3.Особенности структурной политики России на современном этапе.

        Суть структурной политики — сформировать оптимальную структуру хозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.

 Основной целью структурной политики государства является обеспечение прогрессивных структурных сдвигов. В результате должна существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг, измениться место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

       В результате экономического развития в последние десять лет в России сформировалась новая, отличная от дореформенного периода структура экономики, для которой характерны преобладание ресурсных добывающих отраслей промышленности, ориентированных на внешний рынок, относительно высокая доля сферы услуг и низкая доля отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе, высокотехнологичных.

      Произошедшие структурные сдвиги не были результатом целенаправленной политики, но явились объективным следствием структурно-технологических дисбалансов, унаследованных от прошлого, и результатом ускоренного встраивания экономики России в глобальную экономическую систему. По существу были реализованы текущие экономические конкурентные преимущества в условиях открытого рынка.

       Высокая эффективность экспорта первичных ресурсов закрепляет устойчивость указанных структурных сдвигов, поскольку в условиях отсутствия механизмов перелива капитала именно конкурентоспособные отрасли получают большие возможности для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, в то время как другие обречены на все большую деградацию.

      Объективный и естественный характер структурных сдвигов последнего десятилетия не означает, что эти сдвиги являются желательными и оптимальными с точки зрения долгосрочных интересов страны, общества и государства.

 Во-первых, формирование и функционирование новой структуры экономики происходят, как правило, на низкой, далекой от современного уровня развитых стран технологической базе, что делает конкурентные преимущества ненадежными и, скорее всего, временными.

 Во-вторых, неизбежное исчерпание разрабатываемых ресурсных месторождений может привести уже в ближайшем будущем к сокращению производства основных экспортных отраслей и/или к резкому росту затрат в этом секторе и снижению его конкурентоспособности.

 В-третьих, сложившаяся структура экспорта делает национальную экономику зависимой от колебаний конъюнктуры на нескольких конкретных товарных рынках, на которых Россия отнюдь не является монополистом. Кроме того, в перспективе усиливается технологическая зависимость развития всех отраслей экономики от импорта.

 В-четвертых, преимущественное развитие сырьевых отраслей не создает достаточного количества рабочих мест (особенно для квалифицированных кадров), что создает напряжение на рынке труда и порождает общие и региональные проблемы в социальном развитии.

    Вместе с тем, в российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

В соответствии с правительственной программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений для развития секторов национального хозяйства, конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынках.

 Важнейшими задачами структурной политики должны стать:

- повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики;

- стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, их интеграции и образование крупных компаний, а также развитие малого и среднего бизнеса;

- реструктуризация естественных монополий, а также обеспечение тарифного регулирования их услуг;

- реализация целевых программ развития транспорта, связи и телекоммуникаций;

- формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов.[4]

Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. Во многом это должно осуществиться за счет развития российского машиностроения на внутреннем рынке и выхода на мировые рынки с продукцией современных технологических укладов.[5]

Стратегической целью в развитии "новой экономики" России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики.

Современная структура национального хозяйства России по сравнению с концом 80-х гг. все еще  не соответствует структурам развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на первое место череды целей государственного регулирования.

Когда речь идет о структурной перестройке национального хозяйства такого уникального государства, как Россия, необходимо добиваться более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев российской экономики. Суть структурной политики — сформировать оптимальную структуру хозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Поэтому структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и микроэкономический, но всегда избирательный характер.

                     Механизмы реализации  структурной политики.

Определяющим критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений. Это требование предопределяется необходимостью осуществления изменений в самой номенклатуре и структуре выпускаемой продукции и используемых технологических приемах обработки. Такой подход позволяет осуществить комплексную увязку изменений в одной сфере хозяйственной деятельности с преобразованиями во всех смежных видах производств, выступающих в качестве как поставщиков агрегатов, узлов, деталей, комплектующих изделий, так и потребителей готовой продукции.

Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.

Составным элементом реализации селективной государственной структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности. Это те предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России, а также те из них, приватизация которых осуществляется только по разрешению Правительства Российской Федерации. Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики. Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

            Проведение целостной государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики. Предприятия, не включенные в зону приоритетного внимания, могут испытать крупные финансовые и материальные затруднения. В результате предприятия, пользующиеся государственной поддержкой и льготами, не получат необходимых товаров и услуг из-за недостаточности развития неприоритетных сфер хозяйственной деятельности.

       В структуре российской экономики в современный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

           Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:   - топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

  - отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

  - отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.[6]      В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

   Вместе с тем, структурная политика не должна противоречить основной линии в развитии свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В этом известная трудность, вынуждающая к поиску нестандартных, гибких методов. Они должны, исключать: — какие-либо индивидуальные налоговые или другие льготы; — массированные государственные субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени;

— в том числе субсидирования через регулируемые цены;

— установление каких-либо официальных отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием.

Эти ограничения продиктованы накопленным опытом и принятой экономической стратегией в целом.

       Поскольку все же активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие принципы:

  - государственная поддержка заключается в относительно небольших размерах финансирования;

  - поддерживаются продукты и фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность.[7]

 Таким образом, будут выявляться реальные приоритеты; финансовую поддержку получают только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах.

    Для ускорения процесса перехода от экономического спада к росту процесс структурных преобразований в экономике должен иметь государственную поддержку. Целью государственной политики в этой сфере является создание национального производства, выпускающего конкурентоспособную по мировым масштабам продукцию. При выработке такой политики важное значение имеет выявление основных особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития.

Российский капитализм, будучи капитализмом "периферийного" типа, сильно зависит от экономик стран Запада - для него крайне важны процессы, происходящие в глобальной экономике: [8]

1) общее замедление роста и ужесточение конкуренции на рынках стран Запада;

2) переход к постиндустриальной экономике и относительное ослабление спроса на сырьевые ресурсы.

 В этих условиях крайне негативные последствия будут иметь:

 1) структурный перекос экономики в пользу сырьевых отраслей

 2) недостаточно высокие темпы роста

Долгосрочные негативные последствия структурного перекоса:

   - поглощение сырьевым сектором возрастающей части свободных ресурсов – снижение эффективности экономики в целом

  - жесткие пределы количественного роста

  - неустойчивость и нестабильность роста в связи с колебаниями мировых цен

   - высокая зависимость общей деловой конъюнктуры в стране от решений и настроений узкой группы руководителей сырьевых компаний

   - неустойчивость доходной базы бюджетов

    Таким образом, основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

 

                                               Практикум

Сравните отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.

        ОТРАСЛИ   

Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году (%)

Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%)

Электроэнергетика и топливная промышленность

          10,5

31,3

Черная и цветная промышленность

9,2

16,7

Химическая и лесная промышленность

11,2

10,4

Машиностроение

          29,3

20,2

Промышленность стройматериалов

3,8

3,1

Легкая промышленность

13,9

1,4

Пищевая промышленность

14,7

13,6

Другие отрасли

7,4

3,3

Вся промышленность

100

100


 Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?

Доля тяжелой промышленности в 2003 году увеличилась по отношению к 1989 году в 1,81 раза или на  81%. В легкой промышленности объем производства сократился в 10 раз. В обрабатывающей промышленности объем производства сократился на 31%. Доля добывающей промышленности возросла в 1,92 раза, или по отношению к 1989 году на 92%.

В период с 1989 года отраслевая структура промышленности страны приобрела значительные изменения. На первый план взамен обрабатывающей промышленности вышел топливно-энергетический комплекс. Но столь высокий рост вовсе не значит, что национальное хозяйство стало потреблять энергоресурсов больше, это означает, что увеличился объем экспорта.

 В обрабатывающей промышленности показатели остались примерно на одном уровне, но изменилось структурное соотношение. Объем производства в машиностроении сократился, т.к. конечная продукция пользуется спросом в основном внутри страны, и не выдерживает конкуренции на международном рынке. Продукция черной и цветной промышленности (металлургии) ориентирована на экспорт, отсюда и значительный рост в этой отрасли.

 Доля легкой промышленности в общем объеме производства практически растворилась. Такого стремительного сокращения объемов не наблюдается ни в какой другой отрасли. С  90-х годов, когда в  страну хлынул поток импортных товаров, продукция легкой промышленности осталась невостребованной. До 90-х годов она выживала только из-за отсутствия импорта аналогичной продукции.

В отраслевой структуре промышленности произошел структурный сдвиг в сторону добывающих (сырьевых) отраслей, в основном, топливно- энергетического комплекса. Мы продолжаем продавать нефть, газ, лес, электроэнергию. И каждый год увеличиваем объем этих продаж. А часть полученных денег тратим на покупку продукции зарубежного машиностроения и продукции легкой промышленности.

     Современные положительные структурные сдвиги ориентированы на увеличение в отраслевой структуре промышленности долей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного машиностроения, конкурентоспособной легкой промышленности. Отраслевая структура промышленности России образца 2003года, таковой не является.

 

 

 


                                                Заключение.

        Процесс глобализации и рыночная трансформация российской хозяйственной системы коренным образом изменили международные и внутренние условия, на основе которых обеспечивается повышение способности России вносить вклад в мировое сообщество, выживать в кризисных ситуациях, продвигать на международной арене свои национальные интересы. В этой обстановке наиболее развитые страны  пытаются использовать негативные последствия реформирования российской экономики на принципах радикального либерализма  для того, чтобы сдвинуть Россию и другие страны на периферийные позиции и утвердить свое мировое господство.

     Упадок, начавшийся в России с 90-х гг. ХХ в. на фоне положительных тенденций экономического, социального, политического и военного развития ряда стран Европы и Азии, был оценен отдельными политологами как вероятность угрозы самому существованию российского государства как суверенного на политической карте мира. [9]Так, Т. Грэхем, констатируя факт превращения экономического упадка в России из явления, носящего временный характер, в окончательный процесс, делает вывод о том, что в таких условиях можно всерьез и систематически думать о возможности мира без России.[10]

      Катастрофическое положение России потребовало новых подходов к проблеме обеспечения способности ее экономики, чтобы развиваться в режиме интенсивного типа расширенного воспроизводства, когда экономический рост сопровождается:   

 -    внедрением ресурсосберегающих технологий;

- повышением в структуре экономики доли обрабатывающей промышленности, особенно отраслей высоких технологий;

- ростом конкурентоспособности продукции российских предприятий, ведущим к вытеснению иностранных производителей с внутреннего и внешнего рынков;

-    формированием достойного уровня жизни всего народа, который вместе с тем исключает резкую дифференциацию в доходах социальных групп, рост бедности и безработицы, а также обеспечивает доступность общественных благ для широких слоев населения.

   Надо подчеркнуть, что основой прогрессивного развития национального хозяйства становится широкое использование научно-технических достижений, разработанных, в первую очередь, ведущими отечественными научными школами.                       

     Правительству Российской Федерации удалось добиться последовательности в решении поставленных задач социально-экономического развития, создать условия для значительного притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России, и в первую очередь в промышленный сектор экономики, в развитие новых отраслей, радикальное обновление старых предприятий, продукция которых неизменно пользовалась спросом и на внутреннем, и на внешнем рынке. Налажено взаимодействие законодательной и исполнительной властей.

     Согласованы общегосударственные цели и интересы. Это дало положительный результат и отразилось на качестве работы Правительства и Федерального Собрания. Политическая стабильность позволила Правительству сконцентрировать усилия на решение накопившихся социально-экономических проблем. Сейчас можно говорить о некоторых результатах работы: росте производства товаров и услуг, увеличении инвестиционной активности и реальных доходов населения, действии позитивных тенденций во внешнеэкономической сфере, оздоровлении бюджетной ситуации, спокойном развитии событий на внутреннем финансовом рынке, снижении уровня безработицы.

    Возрос кредитный рейтинг и приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Продолжается рост производства практически во всех отраслях промышленности. Снижается зависимость динамики отечественного фондового рынка от ситуации на фондовых рынках США, что говорит о смещении ожиданий, настроений участников фондового рынка в сторону динамики изменений экономической и политической ситуации внутри страны. Разработаны и проводятся долгосрочные программы реструктуризации естественных монополий, нацеленные на уменьшение роли государства и развитие конкурентного сектора в этих отраслях. Положительным итогом происходящего можно считать повышение активности предприятий и их желание вкладывать собственные средства в дальнейшее развитие.

     Политика Правительства Российской Федерации направлена не просто на экономический рост, а на новое качество развития. На данный момент практически завершен первый этап формирования новой структурной политики, основной задачей которого является создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.       Новая структурная политика России во многом отличается от политики, проводимой на протяжении предыдущего периода. Основным отличием является то, что государство будет постепенно отходить от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

    До сих пор в нашей стране модно было говорить о структурной перестройке российской экономики, но традиционно под этим понималась в первую очередь реструктуризация естественных монополий. Это, конечно же, является ключевым моментом для развития экономики, для повышения эффективности деятельности этих корпораций. Стратегией Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата для всей экономики. Никто не собирается создавать специальные преференции для отдельных отраслей, концентрировать усилия на одних направлениях за счет лишения ресурсов других. Принципиально верным может быть лишь формирование такого либерального налогового и инвестиционного климата, который создал бы предпосылки для инвестиций во все секторы производства.     Правительством Российской Федерации продолжается разработка и реализация мер, обеспечивающих конкуренцию как основной двигатель прогресса, развитие финансовой инфраструктуры, условий для бизнеса в России с учетом мнения деловых кругов и российских граждан. На сегодня же есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований в России, при сохранении тех темпов роста, которые запланированы в среднесрочной программе Правительства, Российская Федерация в  ближайшее время  станет динамично и устойчиво развивающейся страной, страной, привлекательной для инвестиций, страной, где будут надежно защищаться права собственника, будет гарантировано право любого инвестора на защиту результатов его труда и получение той нормы прибыли, которую может гарантировать только устойчиво развивающаяся экономика.

                                     Литература

Официальные документы

1. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 года. Официальный сайт Правительства РФ http://www.government.ru/

Учебники, сборники научных трудов

2. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2002г.

     3. Большой экономический  словарь. - М.: Правовая  культура, 1998г.

4. Экономика / Под ред. А.С. Булатова / М. 1995, 1997


Статьи из журналов и газет

5. Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики.  2003.  № 7.

6. Кирдина С.Г. О материально-технологических предпосылках развития институтов в России // Экономист.2004. №6.

7. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М. 2003.

8. Грэхем Т. Мир без России? // Независимая газета. Сценарии. 2000. №11.

9. Явлинский Г.А. План лекции. Российская Экономическая Школа. ЦЭМИ РАН  2003г.

10. Е. Ясин. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. 2003г. №8

     11. Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.


[1] Большой экономический  словарь. - М.: Правовая  культура, 1998 г

[2] Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2002г. Глава 12.

[3] Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. – 2003. – № 7. – С. 139-152.

[4] http://www.government.ru/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА


[5]    Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.


[6] Е. Ясин. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. 2003г. №8

[7] Кирдина С.Г. О материально-технологических предпосылках развития институтов в России // Экономист. – 2004. – №6. – С. 36.


[8] Явлинский Г.А. План лекции Российская Экономическая Школа ЦЭМИ РАН 17 Апреля 2003 г.


[9] Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М. 2003.

[10]  Грэхем Т. Мир без России? // Независимая газета. Сценарии. 2000. №11. 8 дек.