СОДЕРЖАНИЕ

1.     Финансовая система РФ.. 3

1.1.      Сущность финансовой системы и ее звенья. 3

1.2.      Финансовая политика государства. 5

2.     Прибыль предприятий и ее использование при финансировании капитальных затрат. 8

3.     Особенности кредитования капитальных вложений предприятий торговли и общественного питания. 9

Задача 3. 11

Задача 4. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 13



1.    Финансовая система РФ

1.1.         Сущность финансовой системы и ее звенья

Финансовая система - вся совокупность звеньев и сфер; совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве. Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы (Publik Finance).

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства (Corporate Finance). Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья I сферы:

1. Государственный бюджет.

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций): Пенсионный фонд; Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.); Фонд обязательного медицинского страхования. Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственные финансы включают в себя:

Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источники формирования: специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей; субсидии из бюджета; дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Формы государственного кредита: государственные займы; казначейские ссуды.

Звенья II сферы (финансы предприятий):

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья: социальное страхование (все методы); личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков.

1.2.         Финансовая политика государства

Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Финансовая политика порождается экономическими отношениями, так как общество не свободно в выработке финансовой политики, оно исходит из своих возможностей, условий объективной реальности. У финансовых отношений существуют свои специфические законы развития. Своя логика оказывает обратное воздействие на развитие финансов: ускоряет или тормозит экономику.

Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части: 1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу; 2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе; 3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям

Начиная с 2000 года, бюджетная система РФ функционирует в режиме профицитного бюджета. По оценке Горегляда В., финансовая стабилизация, выдвигаемая Правительством РФ в качестве приоритетной цели, достигнута в основном за счет благоприятной, но весьма неустойчивой экономической конъюнктуры. Изменения мировых цен на энергоресурсы – подтверждение того, что одним лишь балансированием федерального бюджета нельзя достичь реальной финансовой стабилизации в стране. Государственные финансы сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов в условиях рынка ориентированы не на государственные финансы, а, прежде всего, на рыночное равновесие.

Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов. И задача государства – создать условия для максимально возможной прибыльности приоритетных отраслей. В том числе и за счет стартовых государственных венчурных инвестиций. Если бюджетные отношения искусственно не направлены на обеспечение баланса интересов всех участников воспроизводственного процесса, а «загоняются» в условия профицитной политики, то это неизбежно ведет к сокращению доходного потенциала бюджетной системы.

Российская бюджетная система находится сегодня именно в такой ситуации, что подтверждается объективными статистическими данными. Так, в 2001г. доходы консолидированного бюджета составили 29,4 % ВВП, в 2002 г. – 29,1 %, в 2003 г. – порядка 27,8 %.

Структура налоговых платежей в РФ представляет собой достаточно большой контраст по сравнению с аналогичной структурой в странах Запада, поскольку в ней чрезмерно велик удельный вес косвенных налогов при низкой доле подоходного налога и налога на имущество. Налоговая система, ориентированная на косвенное налогообложение, привела к непропорциональному распределению налогов между сферами производства.

По оценке министра финансов РФ Кудрина А., для стимулирования роста отечественной экономики целесообразно снизить налоговый пресс. Отрыв индекса налоговой нагрузки от индекса налогового потенциала свидетельствует об отсутствии стимулирующего воздействия налоговой системы на общественное воспроизводство. Динамика налоговой нагрузки практически совпадает с динамикой сокращения ВВП, следовательно, уровень налоговой нагрузки действует как негативный фактор общественного воспроизводства и является для экономики чрезмерным, несмотря на все попытки снизить его путем сокращения ставок налогов.

Сокращение ресурсного потенциала бюджетной системы обусловлено общим снижением темпов экономического развития страны, что является вполне предсказуемым результатом современной бюджетной политики. Пока можно констатировать факт, что федеральный бюджет пока не стал инструментом политики развития.

Можно сделать вывод, что Правительство РФ, реализуя профицитную политику (прежде всего, за счет ограничения государственных вложений в собственную экономику), конечная цель которой – выплаты по государственному долгу, объективно обеспечивает российскими финансовыми ресурсами развитие не собственной экономики, а экономики стран-кредиторов. Такая бюджетная политика ведет к дальнейшему разбалансированию не только бюджетной системы, но и всех государственных финансов в целом.

2.    Прибыль предприятий и ее использование при финансировании капитальных затрат

Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей. В России существуют понятия:

балансовая прибыль – прибыль отражается в балансе предприятия;

налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению;

чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или собственников предприятия.

Инвестиции объединяют капитальные вложения, вложения в оборотные активы и финансовые вложения. Различие в том, что долгосрочные инвестиции – это капитальные вложения, краткосрочные инвестиции – вложения в оборотные средства или активы.

Собственные инвестиции – различные ресурсы и резервы, направленные на инвестиции. Собственные источники инвестиций: прибыль; амортизационный фонд;  уставный фонд.

Предприятия могут инвестировать в форме вкладов в уставные фонды других организаций, в виде приобретения ценных бумаг; создание пая или вклада в виде финансовой помощи, вывоза капитала; вложения частных инвесторов, как физических лиц, ограничены правилами взимания подоходного налога и обоснованием (при больших вложениях) источника доходов. Вложения могут быть в различной форме (ценные бумаги, благотворительные взносы и т.п.).

Инвестиции так же могут рассматриваться как инвестиции реальные, т.е. инвестиции в основные фонды и оборотные фонды, а так же инвестиции портфельные (финансовые). Основные назначения инвестиций – получение прибыли. Инвестиции и накопления тесно взаимосвязаны, т.к. инвестиции осуществляются за счёт накоплений. В то же время, инвестиции ведут к росту накоплений. Необходимо учесть, что реальные инвестиции понижают ликвидность предприятия.

3.    Особенности кредитования капитальных вложений предприятий торговли и общественного питания

За счет заемных средств предприятии торговли и общественного питания могут покрывать дополнительную потребность для образования сезонных запасов материальных ценностей и покрытия затрат на производство, вызываемых колебаниями рыночной конъюнктуры.

Заемные средства, как правило, формируются  за счет краткосрочных банковских ссуд, а также за счет средств мобилизованных на финансовом рынке. Краткосрочные кредиты предоставляются на коммерческой основе, на основе запланированных кредитных  договоров, на условиях их целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, в пределах кредитных ресурсов банка. В дополнение к кредитному договору составляется календарный график платежей по основному долгу и по процентам. Предоставление ссуд предприятиям торговли и общественного питания может быть: под залог имущества и ценностей клиента; гарантии или поручительства; под залог товара в обороте.

Бланковые кредиты первоклассным заемщикам предоставляются без гарантий и поручительств, как правило, это ссуды на пополнение собственных оборотных средств.

Банк может принимать под гарантию только имущество находящееся в собственности на условиях права собственности, включая имущественные права. При чем учитывается не только балансовая стоимость, но и реальная стоимость залога с учетом быстрой ее реализации. При принятии в залог имущества банк может потребовать его страхование за счет заемщика. Заемщик обязан в течение оговоренного срока погасить сумму кредита и проценты по нему.

В случае нарушения условий сумма непогашенного долга переносится на счет просроченных ссуд и банк в праве преступить к взысканию ссуды в арбитражном порядке.

Если задолженность банку больше 30 дней, то он в праве прекратить выдачу ссуд и предупредить о взыскании, реализовать принятое в залог имущество, включая основные средства, товары в обороте, и предъявить взыскание суммы на гаранта. В определенных случаях предприятие должник может быть признано банкротом, также могут применяться следующие меры: реорганизация, реструктуризация долга, передача в оперативное управление, реорганизация предприятия, ликвидация предприятия с последующей реализацией имущества. Рентабельность заемщика при получении кредитов определяется с точки зрения финансового результата его деятельности, поэтому при получении кредитов, как правило, требуются экономические расчеты. Здесь рассчитывается рентабельность продукции, имущества, собственного капитала, рентабельность текущих активов и т.д..

Кроме того, определяется уровень риска с точки зрения реальности выполнения кредитуемого мероприятия, а также обеспеченности гарантий. Проверяется ликвидность баланса с точки зрения структуры капитала и его размещении(коэффициент абсолютной ликвидности, уточненный коэффициент ликвидности, общий коэффициент ликвидности, коэффициент маневренности; коэффициент отношения собственных оборотных средств находящихся в обороте ко всем; доля трудно реализуемых активов во всех активах; соотношение трудно реализуемых активов к легкореализуемым).

Предприятие, поэтому, при использовании собственных заемных средств, а также возможность привлечения дополнительных ресурсов для производства, готовой продукции на складе по товарам и т.д.).

Задача 3.

Исходные данные: Исчислить оборачиваемость оборотных средств в днях и количестве оборотов, вложенных в сырье и товары, а также сумму высвобожденных (замороженных) средств в результате ускорения (замедления) оборачиваемости средств на предприятии на основе данных:

Стоимость оборотных средств составила: на 1 октября – 32400 руб.; на 1 ноября – 31600 руб.; на 1 декабря – 32700 руб.; на 1 января следующего года – 34800 руб. Норматив товарных запасов в целом по предприятию запланирован в размере 7 дней. Фактический объем реализации продукции за отчетный квартал составил 378600 руб. Удельный вес себестоимости сырья и товаров в объеме реализации продукции на предприятии составляет 78%.

Решение:

Для измерения эффективности использования оборотных средств на предприятии применяются показатели оборачиваемости оборотных средств, который определяется по формуле: Ко = Вр / Со; Пд = Д / Ко; где

Ко - коэффициент оборачиваемости (количество оборотов совершенными оборотными активами за период); Пд - продолжительность одного оборота оборотных средств за период в днях; Вр - выручка от реализации продукции в рыночных ценах в руб.; - средний остаток оборотных средств (текущих активов) за период в рублях – определяется как средняя хронологическая; Д-количество дней в расчетном периоде.

н = 32400 рублей.

к = (31600+32700+34800) / 3 = 33033рублей.

Вр чистая = 378600 – (378600*78%) = 378600 – 295308 = 83292 рублей.

Кон = 83292 / 32400 = 2,6 оборотов совершили оборотные средства за квартал. Кок = 83292 / 33033 = 2,5 оборотов

Пдн = 90 дней в квартале / 2,6 оборотов = 35 дней.

Пдк = 90 дней в квартале / 2,5 оборотов = 36 дней.

К загрузкин = Со / Вр ч = 32400 / 83292 = 0,388;

К загрузкик = Со / Вр ч = 33033 / 83292 = 0,396.

Наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных средств, что ведет к высвобождению оборотных средств в размере:

Высв. = 83292 * (0,396 – 0,388) = 83292 * 0,008 = 666,3 рублей.

Задача 4.

Исходные данные: Рассчитать прибыль банка на основе данных: уставный капитал банка – 100 000 руб.  Он привлекает  денежные  средства  на  сумму 850 000 руб. под 25 % годовых, а кредитует заемщиков на сумму – 1 400 000 тыс. руб. под 35 % годовых.

Решение:

Доходы банка от % по кредиту = 1400000 тыс. руб. * 35 % = 490000 тыс. руб.

Расходы банка от % по депозитам = 850000 * 25 % = 212500 руб.

Прибыль банка = 490000тыс. руб. – 212,500 тыс. руб. = 489787,5 тыс. руб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 591 с.

2.     Банковское дело / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – 751 с.

3.     Банковское дело: Учебник / Под ред. Колесникова В.И. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 460 с.

4.     Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 667 с.

5.     Грицюк Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования // Финансы и кредит. - № 13. – 2004. – С 42-53.

6.     О банках и банковской деятельности. Федеральный закон Российской федерации от 02.12.90 г. №395-1 (в ред. 07.08.2001 г.)

7.     Царьков В.А. Аналитическое исследование прибыли коммерческих банков // Бизнес и банки. – 2004. – №5. – С.7-8.