Вариант 9
Оглавление
Анализ финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. 3
Структура комплексного бизнес-плана. 10
Задача. 16
Список литературы.. 18
Анализ финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска. [1]
Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. [2]
Необходимо определить, какие абсолютные показатели отражают сущность устойчивости финансового состояния? Ответ связан с балансовой моделью, из которой исходит анализ.
Долгосрочные пассивы (кредиты и займы) и собственный капитал направляются преимущественно на приобретение основных средств, на капитальные вложения и другие внеоборотные активы. Для того, чтобы, чтобы выполнялось условие платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства в расчетах, а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы.
На практике следует соблюдать соотношение:[3] Оборотные активы < собственный капитал х 2 – внеоборотные активы
Однако, кроме абсолютных показателей финансовую устойчивость характеризуют и относительные коэффициенты.
Уровень общей финансовой независимости характеризуется коэффициентом U3, т. е. определяется удельным весом собственного капитала организации в его общей величине. U3 отражает степень независимости организации от внешнего капитала.
Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
С помощью этих показателей мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации:
1, если Ф > 0
S (Ф) = {
0, если Ф < 0
Возможно выделение 4-х типов финансовых ситуаций:[4]
1. Абсолютная независимость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости, т.е. трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации: S = {1,1,1};
2. Нормальная зависимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность, т.е. S = {0,1,1};
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов, т.е. S = {0,0,1};
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, т.е. S = {0,0,0}
Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя:[5]
1. Наличие собственных оборотных средств (СОС), как разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. В формализованном виде наличие оборотных средств можно записать.
СОС=IрП - IрА
где IрП - I раздел пассива баланса;
IрА - I раздел актива баланса.
2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
СД = СОС + IрП
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств (КЗС):
ОИ = СД + КЗС
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (Д СОС):
Д СОС = СОС - З
где З — запасы.
2 Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов (Д СД):
Д СД=СД - З
3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (ДОИ):
Д ОИ = ОИ - З
Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:
Первый - абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся в настоящих условиях развития экономики крайне редко, задается условием:
З < СОС + К
где К — кредиты банка под товарно-материальные ценности с учетом кредитов под товары отгруженные и части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании;
Второй — нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, соответствует следующему условию:
З = СОС + К .
Третий — неустойчивое финансовое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС:
З = СОС + К + ИОФН
где ИОФН — источники, ослабляющие финансовую напряженность, по данным баланса неплатежеспособности.
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции.
Четвертый - кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не; покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Все относительные показания финансовой устойчивости можно разделить на две группы:[6]
Первая группа — показатели, определяющие состояние оборотных средств:
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами;
коэффициент маневренности собственных средств.
Вторая группа — показатели, определяющие состояние основных средств (индекс постоянного актива, К долгосрочно привлеченных заемных средств, К износа, К реальной стоимости имущества) и степень финансовой независимости К автономии, К соотношения заемных и собственных средств), где К — коэффициент.
Рассчитанные фактические коэффициенты отчетного периода сравниваются с нормой, со значением предыдущего периода, аналогичным предприятием, и тем самым выявляется реальное финансовое состояние, слабые и сильные стороны фирмы.
1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
IрП - IрА
Косс = __________________
IрА
Характеризует степень обеспеченности СОС предприятия, необходимую для финансовой устойчивости. Этот коэффициент должен быть больше 0,1.
2.Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами.
IрП-IрА
Комз = ___________________
МЗ
Показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении заемных.
3. Коэффициент маневренности собственного капитала
IрП-IрА
Км = _________________
IрП
Оптимальное значение 0.5.
Показывает, насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения: чем больше, тем лучше финансовое состояние.
4. Индекс постоянного актива.
IрА
Кп= ___________
IрП
Показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств.
Если долгосрочное привлечение заемных средств, то
Км+Кп=1.
5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.
IIрП
Кдпа = ________________
IрП + IIIрП
Оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. ( Если капвложения, осуществленные за счет кредитования, приводят к существенному росту пассива, то — использование целесообразно.)
6. Коэффициент износа.
Накопленная сумма износа
Ки = ____________________________________________________
Первоначальная балансовая стоимость основных средств
Или
К годности = 1 – Ки (100% - Ки)
Показывает, в какой степени профинансированы за счет износа замена и обновление основных средств (чем дольше, тем больше К или может быть ускоренная амортизация).
7. Коэффициент реальной стоимости имущества (Крси):
осн. средства + сырье, материалы + НЗП + МБП
валюта баланса
Показывает, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства, уровень производственного потенциала предприятия, обеспеченность производственными средствами производства (норма 0,5).
8. Коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала)
____IрП__
валюта баланса
Означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Рост Ка означает рост финансовой независимости.
9. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
___IрП+IIрП___
IрП
Рост в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала (<1).
Структура комплексного бизнес-плана.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:
является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
является инструментом добывания финансовых ресурсов;
представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.
По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.
В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:[7]
· возможности для бизнеса;
· привлекательность бизнеса;
· важность для предприятия и региона;
· необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
· срок окупаемости проекта;
· возможный срок возврата заемных средств;
· условия инвестирования;
· ожидаемая прибыль и ее распределение
и т.д.
Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.
Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.
В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:[8]
· главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
· главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
· состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться
· и пр.
Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.
В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы, услуги , создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).
Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.
Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.
Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.[9]
Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.
Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).
В разделе Персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности. Желательным здесь является разработка штатного расписания.
План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.
Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.
По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.
Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.
План маркетинга – это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.
Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.
Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:
полных затрат;
усредненных затрат;
предельных затрат;
стандартных издержек производства;
прямых затрат (целевой нормы прибыли).
Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:[10]
· производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
· коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
· финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
· риски, связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);
Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.
Важной частью практически любого бизнес – плана является финансовый план. Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. В данном разделе необходимо отразить:
· общую потребность в инвестициях;
· источники финансирования;
· план доходов и расходов;
· баланс денежных расходов и поступлений;
· потребность в оборотном капитале;
· срок окупаемости проекта;
· отчет по прибыли, а также необходимые финансовые показатели.
Точка безубыточности рассчитывается по формуле
где Тб/у – точка безубыточности;
Рпост. – условно – постоянные расходы;
Кпер. – удельный вес условно – постоянных расходов в объеме продаж
Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.
Если разрабатывается план финансового оздоровления, то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Задача.
По приведенным в таблице данным проведите анализ влияния факторов на изменении объемов продаж торговой организации. В ходе решения задачи необходимо:
1) рассчитать объем продаж в сопоставимых ценах, оборот на душу населения в действующих и сопоставимых ценах;
2) определить изменение объема продаж торговой сети (в сопоставимых ценах) в отчетном году по сравнению с базисным годом в целом, в том числе за счет изменения численности населения и продажи на душу населения;
3) выявить резервы роста розничного объема продаж.
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
1. Объем продаж розничной торговли в действующих ценах, т.р. |
14510 |
30280 |
2. Численность обслуживаемого населения, тыс. чел |
21,3 |
23,8 |
3. Индекс цен. |
1,0 |
1,42 |
Решение:
1) Объем продаж в сопоставимых ценах рассчитывается как частное от деления объема продаж розничной торговли в действующих ценах и индекса цен текущего года.
Цб = 14510 : 1,0 = 14510 т.р.
Цотч = 30280 : 1,42 = 21323,94 т.р.
Оборот на душу населения в действующих ценах:
Об = 14510 : 21,3 = 681,22 т.р.
Оотч = 30280 : 23,8 = 1269,24 т.р.
Оборот на душу населения в сопоставимых ценах:
14510 : 21,3 = 681,22 т.р.
21323,94 : 23,8 = 895,96 т.р.
2) определить изменение объема продаж торговой сети (в сопоставимых ценах) в отчетном году по сравнению с базисным годом в целом, в том числе за счет изменения численности населения и продажи на душу населения;
Ц = Ч * О
ΔЧ = Чотч – Чб = 23,8 – 21,3 = 2,5
ΔО = Оотч – Об = 1269,24 – 681,22 = 588,02
ΔЦч = ΔЧ * Об = 2,5 * 681,22 = 1703,05
ΔЦо = Чотч * ΔО = 23,8 * 588,02 = 13994,88
3) За истекший период за счет изменения численности объем продаж вырос на 1703,05 т.р.; за счет изменения объема продаж на 13994,88 т.р. (в сопоставимых ценах), значит привлечение дополнительного числа сотрудников, а также увеличение продаж на душу населения являются резервами роста розничного объема продаж.
Список литературы
1. Ковалёв В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – СПБ: Аудит-Ажур, 2000г.
2. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.. Финансы и статистика, 2003г.
3. Крылова Т.В. выбор партнера: Анализ отчётности капиталистического предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999г.
4. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2003г.
5. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М. : ИКЦ «ДИС», 2003г.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск-Москва ИП Экоперспектива, 2003г.
7. Уткин Э.А. Бизнес – план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2002.
8. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятий. – М.: Экономика, 2002г.
[1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск-Москва ИП Экоперспектива, 2003г.с380
[2] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятий. – М.: Экономика, 2002г. с 148
[3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск-Москва ИП Экоперспектива, 2003г. с.388
[4] Крылова Т.В. выбор партнера: Анализ отчётности капиталистического предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999г. с 455
[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск-Москва ИП Экоперспектива, 2003г. с.383
[6] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятий. – М.: Экономика, 2002г. с.147
[7] Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2002.-с. 475.
[8] Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2003г. – с. 7
[9] Уткин Э.А. Бизнес – план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2002. – с.9.
[10] Уткин Э.А. Бизнес – план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2002. – с.10.