СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Документация. 4

1.1.   Понятие и назначение документов. 4

1.2.   Классификация документов. 5

1.3.   Документооборот и правила его составления. 7

2.   Инвентаризация. 11

3.   Оценка и калькуляция. 14

3.1.   Понятие и виды оценки. 14

3.2.   Понятие и виды калькуляции. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29



ВВЕДЕНИЕ

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета - средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.


1.    Документация

1.1.         Понятие и назначение документов

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Документ – носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств.

В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов.

При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п. При этом первичные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они:

–                 составлены по образцу содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

–                 подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий.

Под первичным документом понимают письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена или разрешение на ее проведение получено. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операций может быть зафиксирована на разных материальных носителях.

Использование материальных носителей зависит от степени оснащенности предприятия средствами оргтехники Материальными носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты. До сих пор самое широкое распространение имеют бумажные носители информации.

Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Каждый документ содержит обязательные реквизиты: название документа, его номер, подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации, измерители операций.

1.2.         Классификация документов

Для отражения хозяйственных операций используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать по целому ряду признаков:

По назначению: распорядительные; оправдательные; бухгалтерского оформления; комбинированные.

Распорядительные документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факта ее осуществления, а потому основанием для учетных записей не являются.

Оправдательные документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции (счет, чек). Эти документы служат основанием в бухгалтерском учете для отражения хозяйственных операций.

Документы бухгалтерского оформления не содержат фактов, подтверждающих совершение хозяйственных операций. Они составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения ее в учетных регистрах.

Комбинированные документы содержат признаки распорядительных и оправдательных документов. Например, "Требование на отпуск материалов" содержит разрешение на отпуск ценностей со склада (распорядительный документ), а после совершения операции - подтверждает факт отпуска ценностей (оправдательный документ). Использование в бухгалтерском учете комбинированных документов целесообразно, поскольку уменьшается их количество, снижается вероятность ошибок и описок в них.

По времени составления: первичные; сводные.

К первичным документам относятся документы, составляемые в момент совершения хозяйственных операций (документы на поступление и отпуск материалов, начисление заработной платы, отгрузку продукции).

Сводные документы обобщают данные первичных документов (расчетно-платежные ведомости по заработной плате).

По объему информации: разовые; накопительные.

Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, а накопительные документы составляются за определенный период времени (пятидневку, декаду, месяц) и содержат информацию об однородных хозяйственных операциях.

По месту составления: внутренние; внешние.

Внутренние документы составляются и используются непосредственно на предприятии (наряды, накладные), а внешние поступают на предприятие от организаций и лиц и используются на данном предприятии (платежное поручение, счета, чеки).

По структуре: табличные; анкетные; комбинированные.

Порядок расположения реквизитов в документе принято называть структурой документа. При анкетной структуре реквизиты документа расположены как в обычной анкете. Документ легко заполнять и читать, но сложно обрабатывать на машинах. При табличной структуре реквизиты документов монтируются в определенной таблице, тем самым создается возможность выделить зону для реквизитов, которые подлежат машинной обработке. В комбинированных документах ряд реквизитов располагается по анкетной структуре, а ряд — по табличной.

Некоторые документы используются на предприятиях и в организациях всех форм собственности и отраслей народного хозяйства. Они содержат определенные реквизиты и предполагают установленный порядок отражения операций. Такие документы принято называть типовыми (документы по оформлению кассовых и банковских операций).

1.3.         Документооборот и правила его составления

Документы, по которым хозяйственные операции совершены, поступают в бухгалтерию, где подвергаются трем видам проверки. Формальная проверка - проверка правильности оформления документов по форме. Бухгалтер определяет, полностью и правильно ли заполнены все реквизиты.

Проверка по существу предполагает определение бухгалтером законности совершения хозяйственной операции, оформленной данным документом.

Арифметическая проверка - проверка правильности подсчета данных документа. Проверенные документы подлежат группировке и расценке. Под группировкой документов понимается их сортировка по определенным признакам. Расценка документов означает проставление в них денежных измерителей. Это необходимо, поскольку значительное их число составляется в натуральных показателях. Проставление расценки в документах носит название таксировки. После определения стоимостных показателей в документах на каждом из них проставляется корреспонденция счетов (контировка).

Данные сгруппированных документов заносятся в специальные ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры. При этом на обратной стороне документов проставляется число и номер регистра, в котором его данные отражены. Процесс учетной регистрации хозяйственных операций:

 


В документах регистрируется каждая отдельная операция, на синтетических и аналитических счетах ведется текущий учет и группировка средств и операций предприятия, в балансе периодически обобщается и отражается в денежной оценке на определенную дату состояние средств предприятия и их источников. Необходимо, чтобы каждая хозяйственная операция, оформленная документом, была отражена в том или ином учетном регистре.

В первичных документах регистрируются только отдельные хозяйственные операции, в них не ведется обобщение всех операций. Сведения из первичных документов переносятся в учетные регистры. Вся организация бухгалтерского учета строится на сочетании различных регистров. Записи в учетные регистры основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для контроля за состоянием средств и при выявлении финансовых результатов.

Учетные регистры представляют собой специальным образом разграфленные листы, в которые производятся текущие учетные записи хозяйственных операций. Учетные регистры классифицируются по внешней форме, видам учетных записей и объему содержания.

По внешней форме учетные регистры могут быть:

свободные листы изготавливаются в типографии на отдельных листах бумаги, определенным образом разграфленных. Они обязательно имеют название (журнал-ордер, ведомость и т.п.), указание периода, на который рассчитан учетный регистр (месяц, квартал), таблицу для ведения учетных записей;

карточкой называется бланк, отпечатанный в виде таблицы. Они по существу похожи на свободные листы, но изготовлены из более плотной бумаги и имеют меньший размер. Карточки регистрируются в особом реестре, где фиксируется номер карточки, наименование аналитического счета, дата ее открытия. Для карточек характерно одностороннее строение. На правой стороне помещаются дебетовые и кредитовые записи. Другие данные, являющиеся общими для них, находятся в карточке слева.

Карточки контокоррентной формы используются для учета по счетам расчетов и денежных средств и ведутся только в денежном выражении. Их назначение - раздельно отражать дебетовые и кредитовые обороты по различным операциям.

Карточки количественной формы ведутся для учета товарно-материальных ценностей на складе и только в количественном выражении.

Наибольшее распространение получили регистры количественно-суммового учета - из-за их простоты и возможности использования для учета затрат на производство, т.е. по тем счетам, которые необходимо группировать по отдельным видам показателей. К ним относятся свободные листы, карточки, книги аналитического и синтетического учета.

книги как учетные регистры отличаются тем, что помещенные в них листы с отпечатанными таблицами скреплены переплетом и последовательно пронумерованы. В настоящее время книги в качестве регистров в основном используются для учета денежных средств – кассовая книга, а также Главная книга как регистр синтетического учета и Книга остатков материалов на складах как регистр аналитического учета.

По содержанию учетные регистры делятся на:

регистры синтетического учета предназначаются для записи хозяйственных операций по синтетическим счетам. В основу их построения заложена шахматная форма графления учетных таблиц. Дебетуемые счета располагаются в горизонтальных колонках (строках), а кредитуемые – в вертикальных (столбцах) – шахматная форма учетных таблиц. Если разделить шахматную таблицу по вертикали, то получим так называемые журналы-ордера, в которых происходит регистрация и группировка операций по кредиту синтетических счетов с разбивкой по дебету  корреспондирующих с ними счетов. Дебетовые обороты по синтетическим счетам получаются при суммировании итогов всех журналов-ордеров.

для аналитического учета применяются три вида учетных регистров: регистры, которые ведутся параллельно регистрам синтетического учета и отдельно от них (контокоррентные карточки); регистры, записи в которые производится с целью группировки и накапливания однородных хозяйственных операций по аналитическим счетам для последующего их переноса итогом за месяц в регистры синтетического учета; регистры, которые совмещают синтетический и аналитический учет (журнал-ордер по счету «Расчеты с подотчетными лицами»).

По видам учетных записей регистры подразделяются на:

хронологические регистры используются для регистрации хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию, без иной систематизации, что обеспечивает контроль за сохранностью поступающих в бухгалтерию документов и полнотой бухгалтерских записей.

систематические регистры применяют для записей однородных по содержанию хозяйственных операций (Главная книга).

комбинированные (комплексные) регистры – в них сочетаются хронологи­ческие и систематические записи (журналы-ордера, записи в которых ведут по синтетическим счетам в хронологическом порядке).

Записи в хронологических и систематических регистрах должны дополнять друг друга, вследствие чего сумма оборотов хронологических регистров равна сумме дебетовых или кредитовых оборотов систематических регистров.[1]

Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом. На пред­приятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду докумен­тов в виде инструкций, таблиц, графиков. По ряду документов (по движению денежных средств) документооборот устанавливается Правительством РФ.

Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвер­жденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

2.    Инвентаризация

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Причины проведения инвентаризации различны: ошибки при отпуске и приеме ценностей, неисправности оргтехники; наличие процессов, не фикси­руемых первичными документами (усушка, утряска, распыл), хищения и зло­употребления; контроль действия материально ответственных лиц.

Все проводимые на предприятиях инвентаризации делятся по ряду призна­ков: 1)  охват имущества: полные; частичные; 2) основание проведения: плановые; внезапные.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.).

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем предприятия за исключением случаев, предусмотренных "Положением о бухгалтерском учете и отчетности" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годового отчета; при смене материально ответственных лиц; при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.; при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации на предприятиях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны: провести инвентаризацию имущества в местах его нахождения; выявить вместе с бухгалтерией результаты инвентаризации; выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей; разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей, улучшению учета и контроля за их сохранностью.

Члены рабочих комиссий отвечают за: своевременность и правильность проведения инвентаризации; полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Опломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой - материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризационные описи после их надлежащего оформления передают в бухгалтерию. В бухгалтерии предприятия данные о фактическом наличии средств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях. В них отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и "книжные остатки" (по данным бухгалтерского учета). Результаты такого сличения -излишки и недостачи отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются в стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке.

Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет "Прибыли и убытки".

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете "Недостачи и потери от порчи ценностей". В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным.

Недостача ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При отсутствии виновных лиц суммы недостач списываются в дебет счета "Прибыли и убытки" с кредита счета "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляется акт.

3.    Оценка и калькуляция

3.1.         Понятие и виды оценки

Предметом бухгалтерского учета является кругооборот хозяйственных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности . В кругообороте имущества предприятия выделяются три взаимосвязанных процесса: снабжение, производство, реализация.

Два из них (снабжение и реализация) происходят в сфере обращения, и один - в сфере производства. На всех стадиях кругооборота хозяйственных средств бухгалтерский учет должен отражать затраты предприятия, т.е. осуществлять стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Стоимостное измерение осуществляется на основе двух элементов метода бухгалтерского учета: оценки и калькуляции.

Оценка - способ выражения хозяйственных явлений в денежном измерении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение учитываемых объектов.

К оценке, как к одному из элементов метода бухгалтерского учета, предъявляются два основных требования. Оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой.

Под реальностью оценки понимается объективное соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине. Реальность и правильность оценки объектов учета - необходимое условие построения всей системы бухгалтерского учета. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета.

Под единством оценки понимается ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.

Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности. На оценку статей бухгалтерской отчетности оказывают влияние следующие факторы: фактор экономического содержания имущества (основные средства, материалы, дебиторская задолженность); фактор времени совершения хозяйственных операций; фактор уместности; фактор рациональности (т.е. должно быть меньше затрат, больше доход); конъюнктурный фактор предосторожности. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) при оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному, с учетом произведенной реорганизации, а так же изменений, связанных с применением ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации». В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также различными положениями по бухгалтерскому учету. Общей для них является оценка объектов по их фактической стоимости.

Оценка осуществляется следующим образом:

–        имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку, к которым относятся затраты на приобретение объекта, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций);

–        имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем);

–        имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества).

Оценка имущества и обязательств должна производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).

Финансовые вложения (инвестиции организации в ценные бумаги, облигации и уставные капитала других организаций) принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации.

Нематериальные активы (авторские права, компьютерные программы, патенты на изобретения, товарные знаки, права «ноу-хау» и др.) отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации. Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы.

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе: по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, паевых взносов) учредителей организации. Суммы дооценки основных средств, суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных акций и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в балансе отдельно. Резервный капитал отражается в бухгалтерском балансе в сумме неиспользованных средств этого капитала. Резервы по сомнительным долгам отражаются в балансе в сумме созданных в конце отчётного года резервов на покрытие дебиторской задолженности предприятия на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей – в сумме неиспользованных резервов.

Кредиторская и дебиторская задолженность отражается в суммах фактических долгов кредиторам.

Доходы будущих периодов – в сумме, полученной в отчётном периоде, но относящейся к следующим отчётным периодам. Прибыль отражается в бухгалтерском балансе в сумме, фактически полученной в отчётном периоде прибыли. Авансовое и фактическое использование прибыли в отчётном периоде или фактически полученный убыток отражаются в активе баланса отдельными статьями. В годовой отчётности, в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределённая прибыль отчётного года.[2]

Фактическая стоимость имущества и затрат исчисляется с помощью элемента метода бухгалтерского учета - калькуляции.

3.2.         Понятие и виды калькуляции

Под калькулированием понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении экономикой производства для контроля за соблюдением принятых в бизнес-плане предприятия показателей по себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В системе управления издержками производства продукции применяется несколько видов калькуляции себестоимости продукции.

Под калькулированием себестоимости нередко понимают только исчисление фактической себестоимости единицы произведенной продукции. В действительности этот процесс гораздо шире и включает расчет себестоимости: продукции, работ, услуг вспомогательных производств, используемых в основном производстве; промежуточных продуктов (полуфабрикатов) подразделений основного производства, используемых на последующих переделах (стадиях) технологического процесса или для продажи на сторону; продукция подразделений предприятия для выявления производственно-финансовых результатов их деятельности; всего выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятием; единицы вида готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, продаваемых на сторону, выполненных работ, оказанных услуг.

Исчисление себестоимости единицы продукции представляет собой завершающую стадию процесса калькулирования.

Объектом калькулирования себестоимости называется продукт производства предприятия, его подразделений, технологических фаз, переходов, стадий и переделов, т.е. продукция разной степени готовности. Следовательно, объектами калькулирования являются отдельные виды продукции, работ, услуг; продукция подразделений основного и вспомогательных производств; вся продукция предприятия. Объекты калькулирования себестоимости продукции тесно взаимосвязаны с объектами учета издержек производства и могут совпадать.

Калькуляционная единица – измеритель в натуральном выражении объекта калькулирования и в части готовой продукции обычно совпадает с единицей измерения, принятой в стандартах или технических условиях на соответствующий вид продукции в бизнес-плане производства продукции.

Разнообразие приемов калькулирования себестоимости продукции предопределяется рядом факторов, которые можно свести в две группы: отраслевые особенности и организационные предпосылки.

Отраслевые особенности зависят от номенклатуры вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, характера производства и применяемой технологии. Все эти факторы, подверженные изменению в зависимости от конкретных условий, оказывают определяющее влияние на организацию учета издержек производства, выбор объектов учета и методов калькулирования себестоимости продукции.

Организационные предпосылки формируются на предприятии и, следовательно, являются более «подвижными». К ним относятся:

–        уровень развития учета издержек производства и хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. В зависимости от детализации учета по местам возникновения и центрам затрат, его углубления по центрам ответственности изменяется и степень аналитического учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

–        принятый способ оперативного контроля за себестоимостью. На многих предприятиях применяется прогрессивный способ документирования отклонений от действующих норм в ходе производства, что позволяет оперативно выявлять причины отклонений и оказывать своевременное воздействие на процесс формирования издержек производства в целях предупреждения негативных последствий для уровня себестоимости продукции;

–        степень обеспечения руководителей, собственников, учредителей и акционеров предприятия информацией для принятия оптимальных управленческих решений. Полнота этой информации, сокращение периода ее предоставления, обеспечение ею необходимых уровней аппарата управления расширяют возможности последнего по регулированию уровня себестоимости продукции.[3]

Под методом калькулирования себестоимости продукции понимается совокупность приемов организации документирования и отражения издержек производства, обеспечивающих контроль за процессом их формирования и определение фактической себестоимости продукции. За основу классификации методов калькулирования себестоимости продукции принимаются объекты учета издержек производства, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью продукции. Существующее множество методов калькулирования себестоимости продукции можно классифицировать по двум основным направлениям: по оперативности контроля за формированием издержек производства и по объектам их учета.

По оперативности контроля за формированием издержек производства различают методы калькулирования себестоимости продукции в процессе производства и методы учета прошлых издержек производства.

По объектам учета издержек производства обычно выделяются методы, применяемые в массовых и серийных производствах (по деталям, частям изделий, изделиям, работам, группам однородных изделий, процессам, переделам), в индивидуальных и мелкосерийных производствах.

В отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции рекомендуется в основном четыре метода: простой, нормативный, попередельный и позаказный. Непременными условиями применения этих методов являются наличие норм расхода материальных и трудовых ресурсов в производстве, нормативов использования средств производства, смет накладных расходов, организация учета отклонений фактических расходов от норм и нормативов. Помимо этих методов также существуют попроцессный метод, метод директ-костинга и способы калькулирования себестоимости в комплексных производствах. Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

Простой метод – применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все произведенные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции, т.е. себестоимость единицы продукции равна сумме всех расходов, деленной на количество продукции.

Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции – применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства (машиностроение). Обязательным условием применения данного метода калькулирования себестоимости является соблюдение следующих принципов:

–        предварительное составление калькуляции нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии текущих норм и смет;

–        учет в течение месяца изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции, экономической целесообразности мероприятий, послуживших причиной изменения норм;

–        учет фактических издержек производства в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от норм;

–        установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм расходов по местам их возникновения;

–        определение фактической себестоимости выпущенной продукции как алгебраической суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений нор расходов.

Важнейшим принципом нормативного метода является калькулирование нормативной себестоимости. Составление калькуляции нормативной себестоимости начинается с исчисления себестоимости деталей и узлов на основе нормативных карт, в которых указывается: наименование детали, ее код, применяемость на каждое изделие и технологический маршрут ее обработки цехами. В специальном отделе карты приводятся данные о нормах расходов материала: его наименование, номенклатурный номер, калькуляционная группа, учетная цена, стоимость и единица измерения. По данным конструкторских спецификаций и нормативных карт на детали составляются нормативные карты на узлы, куда переносятся данные по расходу материалов и оплате труда на входящие в узел детали с учетом их применяемости. Нормативная калькуляция на изделие в данном случае будет представлять собой сумму расходов по входящим в него узлам и деталям с учетом их применяемости на изделие.

Осуществление мероприятий по улучшению организации производства и труда, повышению квалификации работников и других мероприятий приводит к тому, что действующие нормы престают отвечать условиям производства. По мере осуществления таких мероприятий делаются инженерно-экономические расчеты и утверждаются новые нормы расходов материалов ил нормы времени на технологическую операцию. Затем соответствующие службы выписывают извещения об изменениях норм, которые передаются в цехи, экономические службы и отдел снабжения. На основе этих документов по специальной программе в базу данных вносятся изменения о текущих нормах. Одновременно по каждому изделию в соответствии с применяемостью детали накапливаются данные об изменениях норм с начала месяца. По окончании месяца по итоговым данным изменений корректируется нормативная калькуляция и для контроля составляется ведомость изменений.

Все отступления фактических издержек производства по любой статье калькуляции от действующих норм рассматриваются как отклонения от норм, которые можно подразделить на отрицательные – перерасход по себестоимости продукции, свидетельствующий об определенных нарушениях в технологии, организации и управлении производством (перерасход сырья, материалов, топлива, и т.д.); положительные отклонения – имеют место мероприятия по снижению издержек производства, достижение экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов (более рациональный расход материалов);  условные отклонения – появляются в результате различий в методике составления сметной и нормативной калькуляции (потери от брака).

По характеру оформления отклонения от норм подразделяются на три группы: документированные, расчетные и неучтенные. Аналитический учет отклонений ведется по местам возникновения, причинам, видам выпускаемой продукции. Ведомости отклонений от норм по видам выпускаемой продукции составляются для калькулирования себестоимости продукции.

Для калькулирования фактической себестоимости продукции в условиях нормативного метода по каждому изделию или группе однородных изделий составляется ведомость сводного чета издержек производства за месяц или другой отчетный период. Нормативная себестоимость выпуска готовой продукции по статьям рассчитывается на основе нормативных калькуляций по изделиям, а остатки незавершенного производства на конец месяца определяются по данным инвентаризации или оперативного учета. При нормативном учете фактическая себестоимость продукции определяется как сумма издержек производства по нормам, отклонений от норм и изменений норм.

В производствах с большой номенклатурой и с массовым производством одного наименования калькуляции себестоимости составляются по группам однородной продукции. Себестоимость каждого отдельного вида продукции определяется с помощью коэффициентов, устанавливаемых путем соотношения фактических издержек производства и нормативных.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции – применяется на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие в большинстве случаев незавершенного производства. Примером могут служить предприятия добывающих отраслей промышленности, электро- и теплостанции, предприятия химической промышленности.

Сущность данного метода заключается в том, что прямы и косвенные затраты производства учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек производства за месяц (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период.

Попередельный метод калькулирования себестоимости продукции. Многие производства характеризуются  последовательной переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья для получения законченного готового продукта на основе химико-физических, биологических и термических процессов. Особенностью таких производств является наличие последовательных технологических стадий, которые получили название передел. Передел – это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта или же получением законченного готового продукта.

Объектом учета издержек производства в таких производствах является каждый самостоятельный передел, перечень которых определяется на основе технологического процесса, в зависимости от которого стоится система формирования и учета издержек производства, оценка незавершенного производства и калькулирование себестоимости продукции.

Сущность позаказного метода калькулирования себестоимости продукции заключается в том, что основные издержки производства учитываются в разрезе установленных статей калькуляционного листа по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество изделий данного вида. Остальные издержки учитываются по местам возникновения, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Следовательно, объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его выполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему производственные расходы считаются незавершенным производством. Таким образом, непременным условием применения позаказного метода является система производственных заказов, которые открываются соответствующими службами предприятия.

Позаказный метод применяется в основном в индивидуальном производстве с механическими процессами обработки материалов, при изготовлении неповторяющихся или редко повторяющихся экземпляров продукции сложных видов, в производствах, в которых выпускаются опытные образцы продукции, а также во вспомогательных производствах (изготовление специальных инструментов, производство ремонтных работ). Он используется на предприятиях с физико-химическими процессами при выпуске отдельных видов продукции ограниченного количества. Сферой применения данного метода являются также мелкосерийные производства при выпуске заранее определенного количества изделий.

Из вышеизложенного видно, что сфера применения позаказного метода должна быть ограничена индивидуальным производством. Даже при изготовлении продукции крупными серями калькулирование себестоимости продукции основано на применении постоянных, чаще всего годовых заказов. Расходы на изготовление отдельных видов продукции в течение всего года собираются на отдельных заказах, а себестоимость выпущенных за месяц изделий определяется путем деления суммы издержек производства за вычетом стоимости остатков незавершенного производства на количество выпущенных единиц продукции.[4]

Метод директ-костинга – это метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции, при котором на себестоимость продукции относятся только переменные затраты производства, а постоянные полностью переносятся на продажу. Следовательно, предусматривается четкое разграничение издержек производства на переменные и постоянные расходы. Директ-костинг используется в учете издержек производства для принятия оперативных решений по формированию переменных и постоянных расходов, а также для проведения экономического анализа себестоимости продукции и рентабельности производства.

В условиях исчисления сокращенной себестоимости продукции на дебете счета 20 «Основное производство» отражаются только переменные затраты в разрезе соответствующей отраслевой номенклатуры статей калькуляции. По ним также оценивается и рассчитывается себестоимость выпущенной из производства и переданной на склад готовой продукции, а также остатков готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода.

Постоянные издержки производства собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в дебет счета 90 «Продажи». Такой учет постоянных расходов предполагает необходимость жесткого контроля за их уровнем и структурой при составлении смет этих расходов и в процессе их исполнения путем выявления отклонений.

Метод директ-костинга может применяться в любых организациях различных отраслей для управления себестоимостью продукции. Достоинством этого метода на предприятиях с массовыми и серийными типами организации производства состоит в том, что в результате его применения появляется возможность управлять объемами производства товаров с помощью изучения и оценки рынка на основе использования приемов маркетинга.

Однако этот метод не может быть использован для калькулирования полной себестоимости отдельных видов продукции, а также фактической производственной себестоимости продукции за отчетный год. Ограниченная информация о себестоимости продукции не может быть использована для прогнозирования рентабельности на основную продукцию предприятия в долгосрочном периоде. Ведение учетных работ при методе директ-костинга осложняется трудностью подразделения издержек производства на переменные и постоянные, особенно если учесть, что такая классификация не может быть неизменной даже на одном предприятии, а должна уточняться исходя из постоянно меняющихся условий хозяйствования на предприятиях.[5]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом. На пред­приятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду докумен­тов в виде инструкций, таблиц, графиков. По ряду документов (по движению денежных средств) документооборот устанавливается Правительством РФ.

Инвентаризация - проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годового отчета; при смене материально ответственных лиц; при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.; при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Оценка - способ выражения хозяйственных явлений в денежном измерении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение учитываемых объектов.

Под калькулированием понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении экономикой производства для контроля за соблюдением принятых в бизнес-плане предприятия показателей по себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2001. — 832 с.

2.     Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.

3.     Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 464 с.

4.     Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ЮРИСТ, 2002. — 528 с.

5.     Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.

6.     О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 30.06.03 № 86-ФЗ).

7.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

8.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н: С изм. и доп. на 24.03.2000 г.

9.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н.




[1] Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. – с. 56-58.

[2] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ т 29.07.98 г. № 34н.

[3] Любушин Н.П.,  Жаринов В.В.  Теория бухгалтерского учета:  Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с. 148-149.

[4] Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2001. — с. 601-603.

[5] Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – с. 112.