Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения 4
1.1. Понятие судебной подведомственности_______________________ 4
1.2. Виды судебной подведомственности__________________________ 5
Глава 2. Подведомственность дел арбитражным судам______________ 8
2.1. Виды подведомственности дел арбитражным судам___________ 16
2.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)___________ 18
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности____________________________________________________________ 20
Заключение____________________________________________________ 24
Задача________________________________________________________ 25
Список использованных источников и литературы_________________ 27
Введение
В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст. 23-27 ГПК), арбитражными (ст. 22 АПК) и третейскими судами (ч. 3 ст. 3 ГПК).
Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.
Понятие "подведомственность", т.е. отнесение круга гражданских дел к ведению судов общей юрисдикции, следует отличать от понятия "подсудность". Подсудность, прежде всего, означает пределы компетенции каждого суда общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела (см. ст. 23-27 ГПК). Кроме того, выбор соответствующего суда, которому подсудно дело, зависит от ряда обстоятельств (в частности, от места жительства ответчика, нахождения имущества организации и т.п., см. ст. 28-32 ГПК).
Глава 1. Понятие подведомственности, ее виды и критерии определения
1.1. Понятие судебной подведомственности
Защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций является одной из главных задач российского государства. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт.
В статье 11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав также может осуществляться в административном порядке. Однако она допускается лишь в случаях, прямо указанных в законе. Кроме того, защиту гражданских прав могут осуществлять нотариальные органы, общественные органы и иные общественные организации.
Следовательно, каждый указанный орган правомочен разрешать те спорные вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. их полномочия разграничиваются посредством подведомственности.
Вопрос о подведомственности разрешения возникших споров по существу тому или иному органу имеет большое научное и практическое значение. Суть его заключается в том, что заинтересованное лицо должно обратиться с заявлением именно и тот орган, в компетенцию которого входит его разрешение по существу.
Таким образом, когда говорят, что разрешение того или иного гражданского дела установление какого-либо юридического факта или другого обстоятельства отнесено к компетенции судов, то исходят из того, что это и есть судебная подведомственность.
Суд защищает личные и имущественные права и охраняемые законом интересы граждан и организаций путем признания этих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также устанавливает юридические факты и иные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение субъективных гражданских прав и обязанностей. Если рассмотрение какого-либо спора неподведомственно суду, то у гражданина или юридического лица нет права на требование защиты его интересов со стороны суда. Тогда судья отказывает ему в принятии заявления к производству суда. В том случае, если заявление было ошибочно принято и по нему возбуждено гражданское дело, то оно подлежит прекращению в любой стадии процесса.
1.2. Виды судебной подведомственности
В теории гражданского процессуального права принято определять следующие виды судебной подсудности: исключительная, альтернативная, условная, по связи исковых требований.
Исключительная подведомственность называется в связи с тем, что большинство гражданско-правовых споров подлежит рассмотрению только в судебных органах (например, лишение родительских прав).
Альтернативная подведомственность предоставляет заинтересованному лицу возможность обращаться за защитой своих нарушенных прав как в судебные, так и внесудебные органы (например, передача имущественного спора на рассмотрение третейского суда).
Условная подведомственность означает, что необходимым обстоятельством для разрешения спора судом является обязательное предварительное внесудебное его рассмотрение (например, трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде).
Подведомственность по связи исковых требований предусматривает, что в случае объединений нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде.
Виды подведомственности: она может носить единичный и множественный характер, различие проводится в зависимости от того, относит ли закон конкретную категорию исключительно к компетенции одного органа, или допускает возможность рассмотрения конкретного дела в нескольких юрисдикционных органах. Напр., дела о лишении родительских прав рассматриваются только в судах общей компетенции, т.е. подведомственность в данном случае носит единичный характер.
Виды множественной подведомственности:
Договорная - имеется в виду правило, в соответствии с которым, спор между гражданами может быть передан на разрешение третейского суда по обоюдному добровольному соглашению граждан. Исключение - не могут передаваться третейским судам трудовые и семейные споры.
Императивная - для данных правил характерна возможность рассмотрения гражданского дела в нескольких юрисдикционных органах, причем в определенной законом последовательности. Напр., большинство трудовых споров рассматривается первоначально в комиссии по трудовым спорам, но если гражданин не согласен с решением комиссии, он может обращаться в суд. Напр., споры о прекращении полномочий судьи рассматривает квалификационная коллегия судей, но если судья не согласен с её решением, то в течение 10-ти дней он может обратиться в высшую квалификационную коллегию, а если и с ней не согласен - может обратиться в Верховный суд для разрешения его дела судом.
Условная (некоторые считают ее разновидностью императивной) - по ее правилам дело может быть рассмотрено в суде только после наступления или выполнения предусмотренных законом условий. Напр., ст.225 ГК предусматривает, что недвижимое имущество, не имеющее хозяина, должно быть, прежде всего, выявлено и поставлено на учет в местной администрации, и только по истечении 1-го года у держателей появляется право на подачу заявления о признании имущества бесхозяйным.
Альтернативная - в соответствии с её правилами, заинтересованным лицам принадлежит право выбора, обратиться ли за разрешением спора непосредственно в суд, либо обратиться к вышестоящему органу или должностному лицу. Данное правило может быть проиллюстрировано законом от 27 апреля 1993-го года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в данном законе, в ст.4 устанавливается альтернативный порядок, причем и после обращении к вышестоящим должностным органам, граждане могут обратиться в суд.
Надо отметить, что возможность судебная защиты всегда присутствует в 4-ых вышеупомянутых видах
Глава 2. Подведомственность дел арбитражным судам
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности[1]:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают дела:
1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Критерии подведомственности дел арбитражным судам. Указанные критерии сформулированы в ст. 27 АПК РФ[2] и других правовых актах, а также разъясняются и конкретизируются в судебной практике, прежде всего в ряде совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Основных критериев подведомственности дел арбитражным судам три:
1) характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский, административный либо иной характер, связанный с предпринимательской деятельностью;
2) спор из указанных правоотношений должен носить экономический характер;
3) субъектный состав сторон и третьих лиц, участвующих в деле.
Кроме того, в качестве дополнительных критериев для определении я подведомственности дела арбитражному суду могут выступать спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также характер оспариваемого правового акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер)
Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности дел арбитражному суду подчеркивает, что арбитражному суду подведомственны только дела из гражданских, административных, а в некоторых случаях — иных правоотношений. Большинство специалистов отмечают сложность применения данного критерия, поскольку сам по себе характер правоотношения является оценочной категорией и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств.
Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношении является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако .нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Многие законодательные акты последних лет, например федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях для определения характера спорного правоотношения нельзя полагаться на отмеченный внешний признак, а следует исходить из анализа элементов спорного правоотношения и таким путем устанавливать его истинную отраслевую принадлежность.
Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности, что соответствует ст. 2 АПК РФ[3]. На такое понимание данного вопроса ориентирует и п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 12/12 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.
Поэтому первые два критерия подведомственности употребляются в системе с третьим — субъектный состав сторон и третьих лиц, участвующих в деле, что позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие:
Во-первых, юридические лица, т.е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам своим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 49 ГК). Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации, поскольку оно считается созданным с момента такой регистрации. Поэтому, для того чтобы убедиться в наличии правосубъектности юридического лица, необходимо проверить его учредительные документы.
Во-вторых, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 23 ГК граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В-третьих, в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В качестве примера участия в арбитражном процессе образования, не являющегося юридическим лицом, можно привести обжалование в арбитражном суде постановления комиссии по контролю за использованием и охраной земель Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству РФ.
В-четвертых, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК)[4].
В-пятых, государственные органы (например, Министерство государственных имуществ и его территориальные органы в субъектах РФ), органы местного самоуправления, прокуроры, когда им предоставлено право участвовать в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.
В-шестых, иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Помимо указанных критериев — характера спорного правоотношения, экономического содержания спора и субъектного состава, в процессуальном законодательстве используются и иные дополнительные критерии подведомственности — спорность или бесспорность права, наличие договора между сторонами спора, а также нормативный либо ненормативный характер правового акта.
Критерий — спорность либо бесспорность права — разграничивать подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. По общему правилу дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например дела об установлении фактов, имеющий юридическое значение для возникновения, изменения или превращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.[5]
Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновений спора — на основании решения суда или арбитражного суда (п. 3 ст. 165 ГК), с учетом субъектного характера спора.
Другой дополнительный критерий — наличие договора между воронами спора — разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. При этом договор выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и третейским судом при наличии одновременно трех условий: 1) спор должен вытекать из гражданских правоотношений; 2) спор должен быть одновременно подведомствен арбитражному суду; 3) соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда должно быть достигнуто до принятия решения арбитражный судом, т.е. до окончания разбирательства дела по существу.
2.1. Виды подведомственности дел арбитражным судам
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную и множественную. Например, дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в их отношении установлена исключительная подведомственность.[6]
Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями, а также между гражданами и организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться как государственными (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон к рассмотрению третейского суда принимается спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи: 1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке; 2) когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдикции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.[7]
Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК РФ[8] и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядках заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в суд.
2.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанного в его учредительных документах.
Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.
Заявление должника подается в письменной форме на основании решения собственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах по которым должник не выполняет требований и о сумме требований. К заявлению прилагается список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление не может быть отозвано.
Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнении обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.
Прокурор в праве обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях предусмотренных законом. Умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с целью отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. [9]
По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из нижеследующих решений:
1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производст -ва, направленного на ликвидацию предприятия.
2. Решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность.
3. Может быть вынесено определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур (внешнее управление имуществом или санация) при наличии ходатайства на их проведение.
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).[10]
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры.
2.3. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.[11]
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства.
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям.
В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.[12]
Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены законодательством.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Заключение
В начале 1990-х годов в России шли рыночные преобразования, все больше споров возникало между предпринимателями, и появилась настоятельная необходимость в создании системы экономических судов. Конечно, существовал государственный арбитраж, но он решал совершенно иные задачи. По сути, он совмещал функции органов государственного управления и юрисдикционных органов. Значит, упомянутой сферой должна была заниматься иная структура.
Конституцией РФ 1993 г. в ст. 128 определено, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров в нашей стране является Высший Арбитражный Суд РФ. В 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Он закрепил устройство системы арбитражных судов, которые и должны были защищать права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Но просто создать такую систему было недостаточно. Необходимо было обеспечить независимость экономических судов от исполнительной власти. С этой целью были образованы судебные округа, а в них - окружные суды. Таким образом, впервые в России деление страны на судебные округа не совпало с административным делением. И, на мой взгляд, такой порядок следует сохранить.
Задача
Жители г. Сысерти Плахова и Тесленко 10.10.1998 г. заключили договор коммерческого найма квартиры, принадлежащей Плаховой на праве собственности, сроком на 1 год. По истечении срока договора Плахова не заявила о желании его расторгнуть вплоть до 10.06.2000 г., когда после неоднократного повышения квартплаты по договору Тесленко отказалась уплачивать повышенную сумму оплаты, которая к тому моменту составила 1000 руб. (по договору предусматривалась оплата в 350 руб. ежемесячно) без индексации.
Плахова потребовала немедленно освободить жилое помещение, на отказ Тесленко съехать Плахова заселила во вторую комнату свою престарелую больную мать и ежедневно, дважды в день, открывая дверь своим ключом или она, или ее родственники приходили мыть и кормить старую женщину, которая с постели не вставала, т. к. была парализована.
Одновременно в адрес Тесленко производились угрозы о том, что в следующий раз Тесленко, придя домой, не найдет своих вещей, которые Плахова намеревалась выбросить.
Через 1,5 месяца жизни в таких условиях Тесленко была вынуждена съехать с квартиры и обратилась в суд с исковым заявлением о возмещении материального и морального вреда в связи с неисполнением договора.
Вопросы:
1. Действителен ли заключенный договор на 10.06.2000 г.?
2. Напишите исковое заявление от имени Тесленко, выдвинув все возможные требования (с нормативными обоснованиями и расчетами), восполнив недостающие данные задачи по своему усмотрению.
3. Вправе ли истица требовать в данном случае возмещения морального вреда?
4. Какое решение должен вынести суд?
Ответ:
В данном случае на основании ст. 610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В данном случае требования Плаховой правомерны и подлежат удовлетворению.
В Калининский районный суд г. Челябинска
Истец: Тесленко
Адрес: г.Челябинск,пр.Ленина 33-66
Ответчик: Плахова А.А.
Адрес: г.Челябинск, ул. Цвилинга 11-56
Исковое заявление
Между мной и Тесленко 10.10.1998 г. заключили договор коммерческого найма квартиры, принадлежащей Плаховой на праве собственности, сроком на 1 год. По истечении срока договора Плахова не заявила о желании его расторгнуть вплоть до 10.06.2000 г., когда после неоднократного повышения квартплаты по договору Тесленко отказалась уплачивать повышенную сумму оплаты, которая к тому моменту составила 1000 руб. (по договору предусматривалась оплата в 350 руб. ежемесячно) без индексации.
Плахова потребовала немедленно освободить жилое помещение, на отказ Тесленко съехать Плахова заселила во вторую комнату свою престарелую больную мать и ежедневно, дважды в день, открывая дверь своим ключом или она, или ее родственники приходили мыть и кормить старую женщину, которая с постели не вставала, т. к. была парализована.
Одновременно в адрес Тесленко производились угрозы о том, что в следующий раз Тесленко, придя домой, не найдет своих вещей, которые Плахова намеревалась выбросить.
Через 1,5 месяца жизни в таких условиях Тесленко была вынуждена съехать с квартиры и обратилась в суд с исковым заявлением о возмещении материального и морального вреда в связи с неисполнением договора.
Прошу:
Установить возмещении материального и морального вреда в связи с неисполнением договора
Приложение:
1. Копия договора
2. Квитанция об уплате гос.пошлины
Список использованных источников и литературы
1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
2. Гражданский процесс. Учебник. Москва «Проспект» 1997г.
3. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.
4. Гражданское процессуальное право России. Учебник. Москва «Былина» 1998г.
5. Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
6. Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.
7. Гражданский процесс. Учебник /Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. - М.: «Проспект», 1998.
8. Кейлин АД. Судоустройство и гражданский процесс капиталистических государств. М., 1958, ч. 2
9. Гражданский процесс /Под ред. М.С. Шакарян. М., 1993.
10. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М., 1992.
11. Гражданский процесс. /Под ред. Ю. К. Осипова, Издательство БЕК, 1996.
[1] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[2] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г
[3] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г
[4] Гражданский кодекс РФ.
[5] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[6] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[7] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[8] Гражданский кодекс РФ
[9] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[10] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[11] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.
[12] В.В. Ярков Арбитражный процесс, М., 2002 г.