Содержание

1. Основные Российские туристические  выставки. 3

2. История туристско-экскурсионной деятельности в России. 7

Список литературы.. 15

 

1. Основные Российские туристические  выставки

1-ая Российская Международная выставка по Телекоммуникациям, Информационным Технологиям и Широкополосным Сетям Связи

03.11.2004 - 05.11.2004

Место Москва, в Международной 5-ти звездочной Гостинице Радиссон САС Славянская     

Конференция по Широкополосным Сетям Связи России 2004 и Выставка MITEL 2004 пройдет в Международной 5-ти звездочной Гостинице Радиссон САС Славянская с новым Конференционным и Выставочным Комплексом и высоко-профильной инфраструктурой

 

Рациональное природопользование и устойчивое развитие России - 2004

01.11.2004 - 03.11.2004

Организаторы:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

ЗАО ПИК "Максима"

Тематика выставки:

Передовые, щадящие технологии добычи, переработки и хранения минерально-сырьевых ресурсов (бурение: технологии и оборудование, добыча открытым и подземным способом, насосное оборудование, системы заканчивания скважин и т.д.)

Технологическое обеспечение и проведение геолого-геофизических, топографо-геодезических, сейсморазведочных работ. Создание ГИС.

Технологии использования водных ресурсов. Мониторинг поверхностных и подземных водных образований. Распределение, хранение и очистка воды, обработка сточных вод. Разработка и изготовление локальных очистных сооружений.

Технологии энерго- и ресурсосбережения

Меры и методы устранения негативных воздействий на окружающую среду. Технологии хранения и захоронения отходов, строительство природоохранных объектов

Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности

Передовые технологии и средства использования лесных богатств

Рациональное использование земельных ресурсов, сохранение и повышение продуктивности почв

Инвестиционные проекты по освоению, сохранению и воспроизводству природных ресурсов, реорганизации действующих предприятий добывающей отрасли


Международная выставка. Международная выставка реклама 2004

Место Москва, Экспоцентр   

С 01 по 05 ноября 2004 года в 12-й раз откроет свои двери международная выставка "Реклама-2004". В Экспоцентре на Красной пресне в Москве.

Лучшие специалисты ждут коллег и посетителей выставки.

Компания "Гардарики Сервис" сообщает о наличии блока мест в гостиницах Москвы для всех пребывающих на тавку специалистов и посетителей.

От ряда гостиниц организован бесплатный трансфер до Экспоцентра к началу рабочего дня и обратно по окончанию работы выставки.


Выставка. Образование. Наука. Изобретатель - 2004

02.11.2004 - 05.11.2004

Место Уфа, БашЭКСПО       

Тематика выставки:

учебные и научно-исследовательские учреждения,

научное и промышленное изобретательство,

продукция интеллектуальной собственности


Коммунальное хозяйство будущего - 2004

03.11.2004 - 06.11.2004

Место Москва, выставочный комплекс "Крокус-Экспо"    

Тематики:

Энергосберегающие технологии и оборудование

малая энергетика (мини-ТЭЦ, газотурбинные установки и др.)

возобновляемые источники энергии (гидроэнергетика, ветровая, солнечная, геотермальная энергетика, энергия биомассы)

автоматизированные системы контроля энергопотребления

приборы регулирования и учета тепла и воды на объектах ЖКХ

осветительное оборудование и источники света

Энергоэффективные материалы, конструкции и изделия в строительстве

Изоляционные материалы

Теплоэнергетика

котельное оборудование (автоматизированные котлы, горелки на газообразном и жидком топливе)

блочно - модульные котельные

автономные источники тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные)

автоматизированные индивидуальные тепловые пункты.[1]


03.11.2004 - 06.11.2004

11-ая международная специализированная выставка измерительной техники и автоматики

выставка, Москва


 03.11.2004 - 06.11.2004

СЕЛЬХОЗПРОДМАШ

Выставка, Нижний Новгород


 03.11.2004 - 05.11.2004

BIZNES. Soft&Hard

Выставка, Ростов-на-Дону


 03.11.2004 - 09.11.2004

КРАСОТА. ЗДОРОВЬЕ. ДОЛГОЛЕТИЕ

Выставка, Москва


 03.11.2004 - 05.11.2004

Парк Новогоднего периода

Ярмарка-форум, Екатеринбург


 03.11.2004 - 05.11.2004

Строим наш дом

Выставка, Ростов-на-Дону


 04.11.2004 - 06.11.2004

Пищевая и перерабатывающая промышленность - 2004

Выставка, Ставрополь


 04.11.2004 - 06.11.2004

Товары и услуги для отдыха

Выставка, Москва


 05.11.2004 - 07.11.2004

LIFESTYLE SHOW

Выставка, Санкт-Петербург[2]

 

2. История туристско-экскурсионной деятельности в России

Становление экскурсионного дела в Российской Империи

Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.

Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И. Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал  в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

Во второй половине  XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием  исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Экскурсионные комиссии, бюро и комитеты

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным  группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др.  К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

С 1910 г. стали организовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.[3]

Экскурсионное дело в учебных заведениях

В конце XIX – нач. XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

   К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики  и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные  и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве,  “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других  постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий  в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г.  при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа  для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы.  Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий,   различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

Экскурсии в годы советской власти

Свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во все стороны жизни России. Забота о воспитании подрастающего поколения потребовала серьёзных коррекций  и в программе школ. Была поставлена задача привнести в школьное обучение активную умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи с этим в единой трудовой школе важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

Учителя оказались неподготовленными к немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить новым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные  практические занятия и экскурсии с учащимися.

Профессору И.И.Полянскому предложили организовать для учителей Северной  области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она прежде всего начала создавать загородные естественно-исторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.

Через год после начала экскурсионной кампании ( 01.01.1920 г.) было утверждено “Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения”, в котором  уточнялись задачи экскурсионных станций: “Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвящённые экскурсионному делу книги, журналы и т.п.”.

В 1922 г. работа экскурсионных станций в значительной степени нарушилась из-за  сложного экономического положения в стране. Были резко сокращены штаты как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственным учреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили своё существование.

В начале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.

Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионный отдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде. Цели организаций были следующими:

-                       изучение экскурсоведения  (теоретические и практические основы);

-                       обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере (просветительских организаций, школ и др.);

-                       проведение лекций по экскурсионной тематике, систематических курсов по привлечению  к экскурсионному делу более широких кругов общественности;

-                       организация конференций и съездов по теоретическим и практическим вопросам.

Научно-исследовательские организации, созданные в 1921 г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.

В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов создал  Туристко-экскурсионное  управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.  С самого начала ТЭУ было ориентировано только на развитие и совершенствование  плановых туристских маршрутов. Это послужило толчком к изменению устава ТЭУ. В новой его редакции обратили внимание на создание при общественных организациях и учебных заведениях секций по туризму,  на организацию путешествий и экскурсий  во время отпусков трудящихся и в выходные дни.

Современное состояние экскурсионного дела

Послевоенное время, в первую очередь, было связано с восстановлением разрушенного хозяйства: создание материально-технической базы, новых организаций и секций, издание периодики и т.п.

Развитие туризма и экскурсионной деятельности постепенно приобретало массовый характер. В постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС ставились общие задачи: развитие туризма и экскурсий в целом и обеспечение массового развития туризма и экскурсий среди трудящихся и молодёжи, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреждений, повышение квалификации кадров для этих организаций и, следовательно, открытие курсов повышения квалификации туристско-экскурсионных работников,  превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения, повышение качества обслуживания, создание советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий, использование экскурсий в целях трудового, нравственного и культурного воспитания и другие задачи.

Главной задачей  Центральный совет по туризму и экскурсиям ставил перед собой такую: “Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма  экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств”.[4]     

Список литературы



1.                     Долженко Г.П.  История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов на Дону.: РГУ 2000. -  192с.

2.                     Шаповал Г.Ф.  История туризма. – М.: Дело, 2001.  -  396 с.

3.                     http://www.ros-expo.com/

4.                     http://www.businessforum.ru/exhibitions/index.php



[1] http://www.businessforum.ru/exhibitions/index.php


[2] http://www.ros-expo.com/


[3] Шаповал Г.Ф.  История туризма. – М.: Дело, 2001.  -  С. 138


[4] Долженко Г.П.  История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов на Дону.: РГУ 2000. -  С. 37