Политическая система

Политическая система – это[1]:

1)                             (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов;

2)                             (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.


Соединенные Штаты Америки

В начале ХХ века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие

Конституция США. Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 г.). Участников конвента принято именовать в США "отцами-основателями". В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение между ними соответствующих функций.

Законодательная власть. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов.

Конгресс США. Состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона. Палата представителей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.

Законодательные собрания (легислатуры) штатов. Как и на федеральном уровне, в штатах отмечается значительное усиление исполнительной власти губернатора за счет прерогатив законодательных органов. По своей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из двух палат: палаты представителей и сената. Как и в конгрессе, в законодательных собраниях штатов действует система комитетов; в некоторых штатах большую роль играют обьединенные комитеты обеих палат. Характерной особенностью большинства законодательных собраний является доминирующая роль спикера палаты представителей, пользующегося огромным влиянием не только в рамках законодательного собрания, но и вообще в штате

Исполнительная власть. Исполнительная власть в стране осуществляется президентом США, выполняющим возложенные на него конституцией полномочия с помощью разветвленного аппарата исполнительной власти.

Президент США. Высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства, является президент США. Он избирается на 4 года с возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок.   Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене[2].


Франция

Развитие политической системы Франции в ХХ веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г. продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и определили государственное устройство во Франции периода Третьей республики[3].

В результате выступления правых военных в Алжире в апреле - мае 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79% населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Новая конституция определила принципы государственного устройства так называемой Пятой республики.

 По новой конституции центром политической системы Франции стал президент. Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, а также преемственность в их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене и т.д[4].


Германия

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственного устройстве Германии. На Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритании) было решено, что Германия должна представлять единое, демократическое и миролюбивое государство. Верховную власть осуществлял специально созданный Союзный контрольный совет[5].

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало образование двух государств: Федеративной республики Германии - на западе и Германской демократической республики - на востоке. Принятие в мае 1949г. парламентским Советом и утверждение оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии демократическим, правовым и социальным государством.

К числу основных принципов, на которых построена конституция современной Германии, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать "охрану конституции". Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их "неконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции. Основными государственными органами Германии являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Список литературы


1.     Белов Г. А. Политология. – М.: Логос, 2000

2.     Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 2001

3.     Краснов Б. И. Политическая система.// Социально – политический журнал. – 1999 - № 5

4.     Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 2000 - № 2

5.     Дарцева И. И. Функции политической системы США.// Кентавр. – 2001 - № 3



[1] Белов Г. А. Политология. – М.: Логос, 2000 – с 14.


[2] Дарцева И. И. Функции политической системы США.// Кентавр. – 2001 - № 3 – с 34.

[3] Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 2000 - № 2 -  с 17.

[4] Краснов Б. И. Политическая система.// Социально – политический журнал. – 1999 - № 5  - с 23.

[5] Белов Г. А. Политология. – М.: Логос, 2000 – с 125.