Содержание

1.Кривошипный шатунный механизм [1]. 2

1.1 Назначение и принцип действия. 2

1.2 Взаимозаменяемость маховика. 3

1.3 Правила подбора поршней и шатунов по массе. 3

2.Распределительный вал КамАЗ – 740.10 [2]. 4

2.1 Материал и конструкция. 4

2.2 Фиксация вала от осевых перемещений. 4

3. Система смазки ЗМЗ-511 [3]. 5

3.1 Назначение системы. 5

3.2 Схема смазки привода. 6

4. Система питания ЗМЗ-4062.10 [3]. 7

4.1 Устройство и принцип действия. 7

5. Стартерная аккумуляторная батарея [1]. 8

5.1 Назначение и устройство 6СТ-60ЭМ. 8

5.2 Конструктивные отличия 6СТ-60ЭМ и 6СТ-55АЗ. 8

5.3 Схема межаккумуляторных соединений. 8

Литература. 9

1.Кривошипный шатунный механизм [1].

1.1 Назначение и принцип действия.

Коленчатый вал – стальной, изготовлен горячей штамповкой, упрочнен азотированием или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек. Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. Внутренние полости шеек закрыты заглушками. В полостях масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в коренных шейках.

На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня привода масляного насоса и ведущая шестерня в сборе с масло отражателем. Выносные противовесы съёмные, закреплены на валу прессовой посадкой.

Осевые перемещения коленчатого вала ограничены четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а усик кольца входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.

Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере моховика.

Моховик из серого специального чугуна закреплен болтами на  заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой. Зубчатый венец служит для пуска двигателя стартером. Число зубьев венца моховика 113.

Шатуны – стальные двутаврового сечения. Шатун окончательно обработан в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна.

  



1.2 Взаимозаменяемость маховика.

Взаимозаменяемость маховика возможна только при строгом соблюдении массы маховика и способа крепления его, обозначенные в паспорте. При несоблюдение этих условий или неправильной фиксации моховика возможны сильные радиальные биения коленчатого вала, вследствие чего происходит вывод из строя подшипников – опор коленчатого вала, колец поршней и т. д. Устанавливать маховики с других марок двигателей не рекомендуется.


1.3 Правила подбора поршней и шатунов по массе.

Поршни и шатуны подбираются по массе следующим образом:

Для лучшего уравновешивания двигателя поршни к нему подбирают одинаковой массы. С этой целью на днище поршня, кроме указания группы по размеру, выбивают соответственно метку группы по массе. Разница массы поршней, подбираемых для одного двигателя, не должна превышать для двигателей разных марок 2-8 г.

Для достижения хорошей уравновешенности двигателя шатуны, так же как и поршневую группу, для данного двигателя подбирают одинаковой массы и с соответствующим распределением ее между нижней и верхней головками. У карбюраторных двигателей разных марок допускаемая разница в массе шатунов составляет 6-8 г.










2.Распределительный вал КамАЗ – 740.10 [2].

2.1 Материал и конструкция.

Распределительный вал выполнен из стали, установлен в развале блока на пяти подшипниках скольжения. Поверхности кулачков и опорных шеек цементированы и закалены токами высокой частоты. Подшипник задней опоры представляет собой втулку из биметаллической ленты (сталь-бронза), запрессованную в съемный чугунный корпус. Аналогичные втулки, запрессованные в поперечные перегородки блока, служат подшипниками для остальных опор вала.

2.2 Фиксация вала от осевых перемещений.

Осевое перемещение распределительного вала ограничено корпусом подшипника, в торцы которого упираются с одной стороны ступица шестерни, с другой – упорный бурт задней опорной шейки вала.

Корпус подшипника задней опоры закреплен на блоке тремя болтами.

















3. Система смазки ЗМЗ-511 [3].

3.1 Назначение системы.

Система смазывания комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник засасывается в масляной насос. Из него масло под давлением подается по каналам в блоки в масляный фильтр полнопоточной очистки, оттуда в главную масляную магистраль двигателя. Из главной масляной магистрали масло по каналам в блоки цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. По сверлениям в коленчатом валу масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках – к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках поступает в оси коромысел. Далее по канавкам во втулках коромысел к верхним наконечникам штанг.

Упорный фланец распределительного вала смазывается через лыску и отверстие в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода – через трубку из главной магистрали. Привод распределителя зажигания, масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров.








3.2 Схема смазки привода.

Схема системы смазывания:

1— масляный радиатор; 2 — полость оси коромысел; 3 — канал 8 головке цилиндров; 4 — масляный фильтр; 5 — канал в блоке цилиндров; 6 — главная масляная магистраль; 7 — отверстие в корпусе привода распреде­лителя; 8 — полость; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан; 11— четвертая шейка распределительного вала;   12 — маслоприемник; 13— предохранительный клапан;  14 — краник   масляного    радиатора; 15 — вторая шейка распределительного вала


3.3 Смазка привода датчика распределителя.

Из главной магистрали масло поступает к подшипникам коленчатого и распределительного валов. Из переднего подшипника распределительного вала масло по трубке подается на распределительные шестерни, затем в привод датчика распределителя, а через отверстие – на упорный фланец. Из заднего подшипника распределительного вала масло проходит в полую ось коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.



4. Система питания ЗМЗ-4062.10 [3].

4.1 Устройство и принцип действия.

В систему питания входят бензиновый бак, бензиновый фильтр-отстойник, бензиновый насос, карбюратор, бензинопроводы, впускная и выпускная трубы, глушитель.

Бензиновый насос диафрагменного типа приводится в действие от эксцентрика, укрепленного на распределительном валу. Насос имеет рычаг для ручной подкачки бензина в карбюратор перед пуском двигателя











                                                                  























5. Стартерная аккумуляторная батарея [1].

5.1 Назначение и устройство 6СТ-60ЭМ.

Для питания потребителей и пуска двигателя с помощью стартера на автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-60ЭМ, которая состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов. Моноблок батареи разделен перегородками на шесть банок. Каждый аккумулятор состоит из пяти положительных и шести отрицательных пластин. Между пластинами установлены сепараторы. Зазор между крышками и баком заполнен уплотнительной мастикой. Каждая банка батареи заполнена электролитом, который состоит из раствора серной кислоты и дистиллированной воды.

5.2 Конструктивные отличия 6СТ-60ЭМ и 6СТ-55АЗ.

Отличие 6СТ-60ЭМ и 6СТ-55АЗ заключается в том, что  различна номинальная емкость – 60 А*ч и 55 А*ч соответственно. Материал моноблока 6СТ-60ЭМ – эбонит, материал сепараторов – мипласт.

В марке 6СТ-55АЗ буква З обозначает, что батарея сухозаряженная.


5.3 Схема межаккумуляторных соединений.

 






         +                                                                                         -





Литература.


1.     Дмитриевский А.В. Бензиновые двигатели.

2.     Куняев Н.А. Автомобили КамАЗ.

3.     Кагодин В. И. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей.