Содержание

1. Виды денег. 3

2. Дать определение финансовой системы. Функции финансов. 5

3. Устойчивость страховой фирмы.. 8

4. Функции кредита. 10

5. Государственный бюджет 2001 года. 11

Список литературы.. 16


1.    Виды денег


Исходя из природы материала можно выделить два основных вида денег: натуральные и символические деньги.

Натуральные (вещественные) деньги, их нередко называют действительными деньгами, включают все виды товаров, которые являлись всеобщими эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, ракушки и т.п.), а также деньги из драгоценных металлов (золотые и серебряные),

Характерная особенность натуральных денег состояла в том, что они могли существовать не только в качестве денег, но и в качестве товара. Номинальная стоимость денег данного вида соответствовала их реальной стоимости (стоимости золота или серебра).

Металлические деньги существовали сначала в форме слитков определенного веса, а затем монет. Металлические деньги возникли в глубокой древности. В России появление первых монет относят к IX – X вв.; в тот период имели хождение как серебряные, так и золотые монеты. Эпохой господства золотых монет считают XIX в. и начало XX в.

Использование натуральных денег (прежде всего – золотых) в качестве всеобщего эквивалента имела ряд существенных преимуществ. Натуральные деньги имели собственную стоимость как товара. Поэтому в тот период не могло возникнуть ситуации несоответствия между объемом денежной массы и объемом товаров и услуг на рынке. Если на рынке возникал избыток денег, то золотые и серебряные монеты уходили из обращения, оседая в карманах их владельцев как сокровище. Ограниченность добычи золота и серебра являлась препятствием бесконтрольной эмиссии денег. Оба эти обстоятельства делали невозможной инфляцию, которая стала неизбежным злом при переходе от натуральных денег к их заменителям.

Однако с развитием рыночной экономики возможности использования натуральных денег оказались ограниченными. Для обслуживания расширяющихся хозяйственных связей требовалось все больше и больше денег. Золота не хватало, увеличение объема денежной массы для обеспечения сделок оказалось затруднительным, что, в свою очередь, сдерживало развитие товарообмена.

Символические деньги называют знаками стоимости, заменителями натуральных (вещественных) денег. К символическим деньгам относятся бумажные и кредитные деньги.

Номинальная стоимость символических денег значительно выше, чем стоимость того материала, из которого они изготовлены. Например, наивысшая ценность десяти бумажных рублей состоит именно в их использовании в качестве денег, а не в каком-либо ином качестве.

Бумажные деньги и различные монеты (из меди и алюминия и иных металлов) появляются тогда, когда в часто повторяющихся сделках непосредственное присутствие самих благородных металлов становится необязательным. Опираясь на силу государственной власти, становится возможным заменить золото и серебро в обращении сначала в пределах данного государства, а затем и в мировой торговле знаками стоимости. Первоначально эти знаки в любой момент могли быть обменены на благородные металлы по номиналу, что и позволяло им циркулировать в обращении в качестве заменителей денег из драгоценных металлов.

Появление кредитных денег связано с развитием кредитных отношений, когда купля-продажа осуществляется в кредит, с рассрочкой платежа. Кредитные деньги возникают и действуют наряду с золотыми деньгами, постепенно набирая силу и вытесняя золотые деньги. Кредитные деньги выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде соответствующих записей на счетах.

Кредитные деньги, будучи чисто символическими деньгами, требуют для своего эффективного функционирования государственной гарантии. Такая гарантия обеспечивается благодаря наличию государственных законов, регламентирующих правила выпуска и обращения векселей и банкнот, а также правил и процедур совершения депозитных операций, предусматривающих, в частности, и ответственность за нарушение этих законов, правил и процедур. В период становления кредитных денег одной государственной гарантии для их прочности и устойчивости было еще недостаточно. В течение длительного времени кредитные деньги существовали на базе золотых денег и рядом с ними, принимая на себя обеспечения все большей части оборота товаров и капитала.

Денежные системы в течение длительного времени сочетали функционирование металлической системы, состоящей из золота в виде слитков и монет, и системы кредитных денег, состоящей из векселей, чеков, банкнот, депозитных счетов в банках и т.д. Золото играло роли опоры, гаранта сохранения ценности, а механизм связи и взаимодействии двух систем – металлической и кредитной – обеспечивался путем размена банкнот и вкладов на золото. Поскольку кредитная система часто не справлялась со своими задачами, особенно в периоды кризисов, на передний план выступало золота как надежный гарант ценностей.

В ХХ в. роль золота в качестве денег постепенно исчерпывается, и оно вытесняется из денежного мира кредитными деньгами. Вначале золото вытесняется из внутреннего экономического оборота, а затем и из международных расчетов. Можно сказать, что ХХ век стал веком эпохи утверждения кредитных денег, соответствующих потребностям современной развитой экономики.[1]



2. Дать определение финансовой системы. Функции финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система включает в себя следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных проблем. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых форм и способов образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством политики.[2]


3. Устойчивость страховой фирмы

  Платежеспособность - важнейший показатель надежности страховой компании, ее финансовой устойчивости и, следовательно, главный показатель привлекательности компании для потенциальных клиентов. При составлении рейтинга страховых компаний показатель платежеспособности ставится на первое место среди других критериев надежности.

  В ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорится, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Однако страховые резервы связаны обязательствами предстоящих выплат страхового возмещения (обеспечения) по действующим договорам страхования. Их размеры определяются действующими нормативными документами органов страхового надзора на основании структуры страховых тарифов и не могут гарантировать страховую компанию от банкротства при страховых выплатах по крупным рискам.

  Поскольку самый точный расчет необходимых страховых резервов представляет собой только предположение и в силу этого при самом стабильном страховом портфеле сохраняется опасность убыточности, многолетний анализ деятельности страховых компаний выработал механизм обеспечения гарантий платежеспособности страховщика. Такой гарантией служит наличие у страховщика достаточных свободных, т.е. не связанных обязательствами средств. Эти средства формируются из двух источников: оплаченного уставного капитала и прибыли. Для обеспечения платежеспособности размер свободных средств (активов) компании должен соответствовать размеру принятых на себя обязательств по договорам страхования.

  Отметим, что достаточность собственных средств страховой компании гарантирует и ее платежеспособность при двух условиях: наличие страховых резервов не ниже нормативного уровня и правильной инвестиционной политики. Поэтому в отечественной практике при оценке надежности страховщиков используются дополнительные критерии:

-                       надежность размещения активов, покрывающих страховые резервы, которая определяется в соответствии с «Правилами размещения страховых резервов», утвержденными приказом  Росстархнадзора от 14.03.96г. № 02-02/06;

-                       уровень выплат (отношение сумм страховых выплат – брутто к суммам поступивших в этот период страховых взносов);

-                       показатель обеспеченности страховыми резервами (отношение суммы страховых резервов к сумме страховых взносов);

-                       текущая ликвидность (отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств к наиболее срочным обязательствам).

  Непременным условием обеспечения платежеспособности страховых компаний в соответствии с требованиями органов надзора является соблюдение соотношения активов и обязательств.[3]


4. Функции кредита

Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие функции:

аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

перераспределение денежного капитала ;

экономию издержек;

ускорение концентрации и централизации капитала;

регулирование экономики.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский ни отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде  продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило, объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал , который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту . Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям),  населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.[4]


5. Государственный бюджет 2001 года

В июне 2000 года российское правительство направило в Думу ряд документов, касающихся разработки федерального бюджета на 2001 год. Среди них - текст под названием "О стратегии в области бюджетной политики на 2001 год". Одной из главных стратегических задач Правительства в области бюджетной политики объявляется существенное перераспределение бюджетных доходов между регионами и "центром". Естественно, перераспределение планировалось в пользу "центра" - Правительство намерено консолидировать в федеральном бюджете 70% собираемых в России налоговых доходов, и лишь 30% оставило для наполнения региональных бюджетов. Иными словами, Правительство считало необходимым лишить регионы чуть ли не половины их доходов.

Закон “О федеральном бюджете на 2001 год” принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации.

Впервые бюджет был сформирован бездефицитным. Его доходы и расходы составили по 1 трлн. 193 млрд. рублей, или 15,45% ВВП. Прогнозируемый объем ВВП составлял 7 трлн. 750 млрд. рублей, инфляция – 12%.

Таблица 1. Утвержденный бюджет на 2001 год  

                                                    (млрд. руб.)

Доходы

1193,5

в т.ч:

 

Налоговые доходы

1115,3

в т.ч:

 

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

172,6

Налог на добавленную стоимость

516,4

Акцизы

188,0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

190,6

Неналоговые доходы

64,3

в т.ч:

 

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности

26,8

Доходы от внешнеэкономической деятельности

31,5

Расходы

1193,5

в т.ч:

 

Государственное управление и местное самоуправление

40,7

Национальная оборона

214,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

131,6

Промышленность, энергетика и строительство

44,7

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

4,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

30,6

Социально-культурные мероприятия

191,4

Обслуживание государственного долга

239,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

186,6

Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+)

 –

Фактическое исполнение за январь – август  2001 год

                                            (млрд. руб.)

Доходы

979,4

в т.ч:

 

Налоговые доходы

906,5

в т.ч:

 

Налоги на прибыль ( доход), прирост капитала

144,5

Налог на добавленную стоимость

370,2

Акцизы

128,7

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

218,2

Неналоговые доходы

64,2

в т.ч:

 

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности

34,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности

27,5

Расходы

804,8

в т.ч:

 

Государственное управление и местное самоуправление

22,0

Национальная оборона

147,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

79,8

Промышленность, энергетика и строительство

20,6

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

2,8

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

20,7

Социально-культурные мероприятия

116,4

Обслуживание государственного долга

178,4

Финансовая помощь бюджетам других уровней

145,9

Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+)

174,6

Анализ данных таблиц дает ясное представление об исполнении бюджета за период с января по август 2001 года.  Тот факт, что за 8 месяцев профицит бюджета составляет 174,6 млрд. рублей говорит о прекрасной сбалансированности бюджета. Необходимо также отметить, что доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности превысили запланированные на год на 114,5% и 127,6% соответственно.

Профицит же федерального бюджета России в январе-октябре 2001 года составил 214,9 млрд. рублей. Эту информацию распространил 29 декабря Госкомитет РФ по статистике со ссылкой на данные Минфина России. Бюджетный профицит в январе-октябре 2001г. на 46,4 млрд. рублей был использован для покрытия внутренних долгов, на 168,5 млрд. — для покрытия внешних долгов.

Доходы федерального бюджета за первые 10 месяцев этого года составили 1 трлн. 250,8 млрд. рублей против 880,4 млрд. в январе-октябре 2000г. Из этой суммы на долю налоговых доходов пришлось соответственно 1 трлн. 151,2 млрд. рублей против 761,9 млрд. годом раньше. Расходы федерального бюджета (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в январе-октябре 2001г. 1 трлн. 035,9 млрд. рублей против 710,2 млрд. в январе-октябре 2000 года.

В структуре доходов федерального бюджета в январе-октябре 2001г. поступления от НДС составили 487,2 млрд. рублей, налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — 272,6 млрд., налога на прибыль предприятий — 174,4 млрд., акцизов — 159,5 млрд. Неналоговых доходов получено 87,2 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов — 11,9 млрд.

В структуре расходов федерального бюджета в январе-октябре преобладали затраты на обслуживание госдолга — 213,4 млрд. рублей, на национальную оборону — 193,8 млрд., на социально-культурные мероприятия — 152,7 млрд., на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности — 104,0 млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 188,5 млрд. рублей, расходы целевых бюджетных фондов — 11,3 млрд. На госуправление и местное самоуправление израсходовано 28,4 млрд. рублей, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику — 26,8 млрд., на промышленность, энергетику и строительство — 28,7 млрд. Процентные платежи (по обслуживанию госдолга) в январе-октябре 2001г. сократились до 20,6% общей суммы расходов федерального бюджета, тогда как в январе-октябре 2000г. их доля составляла 21,5%, в январе-октябре 1999г. — 25,4%.

Стабильный экономический рост – вот что характеризует экономику страны после кризиса 1998 года. К сожалению, даже в 2001 году уровень жизни населения еще не достиг той планки, которая была в 1998 году. Однако наблюдается тенденция стабильного экономического роста, а это – постоянное улучшение уровня жизни. В 2001 году в реальном выражении, за вычетом инфляции, люди стали жить лучше на 6%. Так утверждает статистика доходов населения, розничной торговли.

Об установлении стабильности и тенденции к повышению благосостояния населения говорит и такой факт. При формировании бюджета страны на 2001 г. в расчеты закладывался средний прогнозируемый курс рубля к доллару на этот год больше 30,5 рублей за доллар. Это – среднее значение за год. На практике этот уровень должен был быть преодолен где-то в середине года, а к концу года еще выше. Но этого не произошло. Рубль подешевел меньше, чем это прогнозировалось. Значит, накопления населения сохранились в большей степени, чем ожидалось.[5]





Список литературы



1.                     Александров А.А. Страхование - М.: ПРИОР, 2002. – 394 с.

2.                     Деньги, кредит, банки //Под ред. О.И.Лаврушина. М.: ЮНИТИ, 2002. – 349 с.

3.                     Финансы. Денежное обращение. / Под ред. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова. – М.:, ЮНИТИ, 2002. – 479 с.

4.                     Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 336 с.

5.                     Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432 с.





 


[1] Деньги, кредит, банки //Под ред. О.И.Лаврушина. М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 96


[2] Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 129


[3] Александров А.А. Страхование - М.: ПРИОР, 2002. – С. 171


[4] Финансы. Денежное обращение. / Под ред. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова. – М.:, ЮНИТИ, 2002. – С. 138


[5] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 185