Содержание

 

 

 

 

 

1.Регулирование инвестиционной деятельностью с помощью подрядных торгов  3

2. Особенности инвестирования социальной сферы общества. 6

Практическое задание. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта. 10

Список литературы.. 14

 

1.Регулирование инвестиционной деятельностью с помощью подрядных торгов

Подрядные торги являются одним из средств регулирования инвестиционной деятельности, а также наиболее значимых в сфере товарно-денежного оборота. Они затрагивают отношения непосредственно в сфере производства, поскольку связаны с обязательством стороны в договоре - подрядчика произвести определенную работу в соответствии с заданием заказчика и передать заказчику результат этой работы.

Подрядные торги – это отношения между подрядчиком (инвестором) и заказчиком на выполнение к-л работы. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения   субъектов инвестиционной деятельности во время подрядных торгов, является договор (контракт) между ними – договор подряда.

Гражданский кодекс определяет подряд как такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.[1]

Подрядчики - физические и юридические лица, которые  выполняют работы  по  договору  подряда  и  (или)  государственному  контракту, заключаемым  с  заказчиками  в  соответствии  с  Гражданским кодексом Российской   Федерации.   Подрядчики   обязаны   иметь   лицензию  на осуществление   ими   тех   видов   деятельности,   которые  подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.[2]     

Права подрядчиков:                                  

-       осуществление инвестиционной  деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;   

-       самостоятельное определение  объемов и направлений капитальных вложений,  а  также  заключение  договоров  с  другими   субъектами инвестиционной  деятельности  в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;                                             

-       владение, пользование  и  распоряжение  объектами  капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;      

-       передачу по  договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление  капитальных  вложений  и  на  их  результаты физическим  и юридическим лицам,  государственным органам и органам местного  самоуправления   в   соответствии   с   законодательством Российской Федерации;                                             

-       осуществление контроля  за  целевым  использованием   средств, направляемых на капитальные вложения;                             

-       объединение собственных и привлеченных средств  со  средствами других  инвесторов  в  целях  совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;                                             

-       осуществление других прав,  предусмотренных договором подряда в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации[3]. 

Обязательства подрядного типа регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т. е. выполнить определенную работу. Выполнение работы подрядчиком направлено на достижение определенного результата, например, изготовление вещи, осуществление ее ремонта, улучшение или изменение ее потребительских свойств или получение какого-то иного результата, имеющего конкретное вещественное и обособленное от исполнителя выражение. Последнее объясняется тем, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику.

Таким образом, конститутивные признаки обязательства, устанавливаемого договором подряда, таковы:

1. Подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика.

2. Подрядчик обязуется выполнить определенную работу, резуль­татом которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение, изменение уже существующей вещи.

3. Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком.

4. Подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения обусловленного договором результата.

5. Подрядчик обязуется выполнять работу за свой риск, т. е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение только в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором результата.

6. Подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право, на получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы заказчику, кроме случаев, установленных зако­ном или договором[4].

Последний признак предопределен характером регулируемых гражданским правом имущественных отношений как товарно-денежных. Если работа выполняется безвозмездно, то правовое регулирование взаимоотношений сторон ограничивается лишь определением юридической судьбы изготовленной вещи. Решение вопроса, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, из чьего материала данная вещь изготовлена. Обязательственно-правовых отношений подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в рассматриваемой ситуации не возникает. В то же время, поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности (от обязанности уплатить вознаграждение за выполненную работу), указанные отношения подпадают под действие норм о дарении (см. например, ст. 572 и 580 ГК).

Таким образом, как средство регулирования инвестиционной деятельности, подрядные торги эффективны тем, что представляют некоторое соглашение между сторонами (заказчик и подрядчик) – договор подряда – на осуществление какой-либо деятельности. В договоре оговариваются все аспекты инвестирования тем самым достигает возможность регулирования инвестиционных взаимоотношений.

                                           

2. Особенности инвестирования социальной сферы общества

Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций, которые маловероятны, если в законодательном порядке для них не будет создан режим содействия и благоприятствования.

Разные потребители инвестиций (государственные и частные предприятия), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал рецепиента) — все это исключает возможность создать благоприятный режим инвестиционной деятельности в социальной сфере с помощью однородных правовых механизмов, то есть в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняется многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции и инвестиционный процесс.

В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:

-       во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;

-       во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.[5]

Проблема инвестирования социальной сферы в современных условиях приобретает важное значение по ряду причин:

Во-первых, качественное улучшение социальной инфраструктуры способно стабилизировать демографическую ситуацию.

Во-вторых, социальная инфраструктура, наряду с возможностями занятости населения в промышленности и других отраслях, предотвращает миграцию населения, сохраняет социальный климат, сложившийся в конкретном поселении, а наоборот, ее отсутствие или прекращение часто предопределяет решение жителей об отъезде.

В-третьих, инвестирование, а значит, и развитие объектов социальной инфраструктуры обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, что чрезвычайно важно в условиях безработицы, способствует снижению нерациональной миграционной подвижности населения.

Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются: на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Основой инвестирования социальной сферы в условиях становления рынка является долевое финансирование:

-       капиталовложения из федерального бюджета;

-       капиталовложения бюджетов субъектов федерации;

-       средства муниципальных органов;

-       средства из фондов, формируемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, общественными организациями непосредственно в районах и селах.[6] 

Инвестирование социальной сферы осуществляется прежде всего государством за счет бюджета. Проблема эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов бюджета, которые могут быть направлены на снижение риска в личном потреблении, стоит сегодня в России достаточно остро. Ее решение во многом определяется: выбором приоритетных областей, особенно настоятельно требующих интенсивного финансирования; региональной политикой; применением принципа смешанного финансирования. О приоритетах в финансировании социальных программ в странах свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Правительственное финансирование социальных программ в разных странах мира[7]

Страна

В процентах к общим расходам правительства по статьям

образование

социальная защищенность

здравоохранение

Китай

2,4

0,4

0,1

Египет

12,1

2,4

10,4

Болгария 

3,7

3,2

30,7

Чили 

13,35

11,4

33,5

Израиль

12,0

5,4

23,5

Австралия 

7,4

12,9

32,5

США 

1,8

16,9

28,5

Швейцария 

2,7

20,7

46,0

С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социаль­ной направленности.

Так, в 1997 г. были приняты к инвестированию в рамках президентской программы «Дети в России» целевые программы: дети – инвалиды; дети – сироты; дети Чернобыля; дети Севера; развитие индустрии детского питания.

В специальные программы выделены: «Социальная поддержка инвалидов», «Развитие образования», «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания в России», «Экономическое и социальное развитие: народов севера», «Курильские острова и т.п.»; программа «Жилище»; программа развития производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев; развития почтовой связи; программа «Экологическая безопасность России», включающая 12 целевых программ; «Радиационная реабилитация населе­ния и территорий», включа­ющая 4 целевые программы.

Особое место заняли президентские программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забай­калья».

На реализацию этих программ планировалось выделение из бюджетов всех уровней 1997 г. около 8200 млрд. рублей, что составляет 65% от государственного финансирования всех целевых программ и 33% от общих объемов государственных инвестиций в экономику России.

В рамках общих объемов финансирования этих социальных программ на долю федерального бюджета приходилось 84.6%, а бюджетов субъектов Российской Федерации – 15.4%.

Из всех перечисленных программ самой дорогостоящей является программа «Жилье» – более 47% от объемов их общего финансирования. Следующими за ней по стоимости следуют программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (13.5%), «Дети России – (6.2%) и «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (4.2%).

Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

Таким образом, инвестиции оказывают воздействие на национальную экономику в целом, обеспечивают ее устойчивое развитие через бюджетную, научно-техническую и инновационную политику.


Практическое задание. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта

Составим таблицу притоков и оттоков денежных средств для проекта в целом и для участника проекта (заказчика).

Таблица 1. Состав притоков и оттоков

Наименование

Состав притока

Состав оттока

Проект в целом

Выручка от реализации

Производственные затраты

Инвестиционные затраты

Налоговые отчисления

Заказчик (собственник)

Выручка от реализации

Получение кредита

Производственные затраты

Инвестиционные затраты

Налоговые отчисления

Возврат и обслуживание кредита

Далее, используя имеющиеся данные, рассчитаем денежный поток для проекта в целом и для заказчика, полученные данные будем заносить в таблицу.

Таблица 2. Расчет денежного потока для проекта

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка от реализации (+)


700

1700

2700

3700

4700

5700

6700

7700

8700

Производственные затраты (-)


399

731

1107

1480

1880

2280

2680

3080

3480

Инвестиционные затраты (-)

1500

314

120

87







Налоговые отчисления (-)


156,5

503,9

828,3

1154,4

1566,4

1778,4

2090,4

2402,4

2714,4

Денежный поток

- 1500

-169,5

345,1

1223,7

1065,6

1253,6

1641,6

1929,6

2217,6

2505,6


Таблица 3. Расчет налоговых отчислений

Наименование показателя

Интервал планирования

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка от реализации (+)

700

1700

2700

3700

4700

5700

6700

7700

8700

НДС

84,3

271,3

446,0

621,6

789,6

957,6

1125,6

1293,6

1461,6

Балансовая прибыль

301

969

1593

2220

2820

3420

4020

4620

5220

Налог на прибыль

72,2

232,6

382,3

532,8

776,8

820,8

964,8

1108,8

1252,8

Итого налоговых выплат

156,5

503,9

828,3

1154,4

1566,4

1778,4

2090,4

2402,4

2714,4


Таблица 4. Расчет денежного потока для заказчика

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка от реализации (+)


700

1700

2700

3700

4700

5700

6700

7700

8700

Производственные затраты (-)


399

731

1107

1480

1880

2280

2680

3080

3480

Инвестиционные затраты (-)

1500

314

120

87







Денежный поток

-1500

-13

-849

-1506

-2220

-2820

-3420

-4020

-4620

-5220

Возврат и обслуживание кредита





-641,7

-641,7

-641,7

-641,7

-641,7

-641,7

Налоговые отчисления (-)


156,5

503,9

828,3

1154,4

1566,4

1778,4

2090,4

2402,4

2714,4

Итого денежный поток

- 1500

-169,5

345,1

1223,7

423,9

611,9

999,9

1287,9

1575,9

1863,9

Для вычисления денежного потока, а также возврата и обслуживания кредита произведем следующие вычисления.

Определим потребность в финансировании. Для этого рассчитаем планируемый денежный поток. Потребность во внешнем финансировании рассчитывается как разница между общей потребностью в денежных средствах и величиной собственного капитала. Величина кредита = 1500 + 169,5 – 700 = 969,5

Затем необходимо рассчитать равновеликий платеж по кредиту: платеж  по кредиту = сумма кредита / ((1/r – 1/r * (1 + r)t); где r ставка по кредиту; t – количество периодов в течении которых выплачивается кредит.[8]  В нашем случае r = 0.25, t = 6. Так как кредит берется с начала проекта, а выплаты производятся лишь с 4-го периода, необходимо рассчитать сумму кредита на начало платежей. Кредит = 969,5 * 1,25 * 1,25 * 1,25 = 1893,5. Занесем данные в таблицу.

Таблица 5. Расчет возврата и обслуживания кредита

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Возврат суммы кредита





168,3

210,4

265,7

327,6

409,5

513,0

Остаток кредита в использовании

969,5

1211,9

1514,8

1893,5

1725,2

1514,8

1249,0

921,4

513,0

0,0

Обслуживание кредита по %





473,4

431,3

378,7

312,2

231,1

128

Итого возврата и обслуживания





641,7

641,7

641,7

641,7

641,7

641,7

Далее найдем индекс доходности инвестиций:

 [9]

Сумма инвестиций равна = 1500 + 314 + 120 + 87 = 2021. ИД = 1 + 12012,9/2021 = 6,944. Необходимо вычислить доходность дисконтированных затрат:

Таблица 6. Расчет дисконтированных притоков

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Притоки

0

700

1700

2700

3700

4700

5700

6700

7700

8700

Коэффициент дисконтирования

1

0,740

0,704

0,654

0,612

0,497

0,458

0,357

0,218

0,198

Дисконтированные притоки

0

518

1196,8

1765,8

2264,4

2335,9

2610,6

2391,9

1678,9

1722,6

Итого притоков: 16484,9

Таблица 7. Расчет дисконтированных оттоков

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Производственные затраты

0

399

731

1107

1480

1880

2280

2680

3080

3480

Инвестиционные затраты

1500

314

120

87







Налоговые отчисления


156,5

503,9

828,3

1154,4

1566,4

1778,4

2090,4

2402,4

2714,4

Сумма оттоков

1500

869,5

1354,9

2022,3

2634,4

3446,4

4058,4

4770,4

5482,4

6194,4

Коэффициент дисконтирования

1

0,740

0,704

0,654

0,612

0,497

0,458

0,357

0,218

0,198

Дисконтированные оттоки

1500

643,43

953,8

1322,6

1612,2

1712,9

1858,7

1703,0

1195,2

1226,5

Итого оттоков: 13728,3

Таким образом, ИДДЗ = 16484,9/13728,3 = 1,2. Найдем индекс доходности дисконтированных инвестиций

Таблица 8. Расчет индекса доходности дисконтированных инвестиций

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЧД

0

-169,5

345,1

1223,7

1065,6

1253,6

1641,6

1929,6

2217,6

2505,6

Коэффициент дисконтирования

1

0,740

0,704

0,654

0,612

0,497

0,458

0,357

0,218

0,198

ЧДД

0

-125,4

242,9

800,3

652,1

623,0

751,9

688,9

483,4

496,1

Инвестиционные затраты

1500

314

120

87







Дисконтированные инвестиции

1500

232,4

84,5

56,9







Отсюда следует, что сумма ЧДД = 4613,2. Сумма дисконтированных инвестиций = 1873,8. ИДД = 1 + 4613,2/1873,8 = 3,5. Наконец, рассчитаем срок окупаемости проекта.

Таблица 9. Для проекта

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЧДД

0

-125,4

242,9

800,3

652,1

623,0

751,9

688,9

483,4

496,1

Сумма ЧДД

-1500

-1625,4

-1382,5

-582,2

69,9

692,9

1444,8

2133,7

2617,1

3113,2

Срок окупаемости =3 + 582,2/ (582,2 + 69,9) = 4,89


Таблица 10. Для заказчика

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЧДД

-1500

-125,4

242,9

800,3

259,4

304,1

458,0

459,8

343,5

369,0

Сумма ЧДД

-1500

-1625,4

-1382,5

- 582,2

-322,8

-18,7

441,1

900,9

1244,4

1613,4

Срок окупаемости = 5 + 18,7/ (18,7 + 441,1) = 5,04

Рассчитаем IRR для проекта

NPV = -1500 – 169,5*1/(1+Е)1 + 345,1*1/(1+Е)2 + 1223,7*1/(1+Е)3 + 1065,6*1/(1+Е)4 + 1253,6*1/(1+Е)5 + 1641,6*1/(1+Е)6 + 1929,6*1/(1+Е)7 + 2217,6*1/(1+Е)8 + 2505,6*1/(1+Е)9

Таким образом, при Е = 0,954 – точка внутренней нормы доходности

Рассчитаем IRR для заказчика

NPV = -1500 – 169,5*1/(1+Е)1 + 345,1*1/(1+Е)2 + 1223,7*1/(1+Е)3 + 423,9*1/(1+Е)4 + 611,9*1/(1+Е)5 + 999,9*1/(1+Е)6 + 1287,9*1/(1+Е)7 + 1575,9*1/(1+Е)8 + 1863,9*1/(1+Е)9

При Е = 0,997 – точка внутренней нормы доходности для заказчика

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант 2004.

2.     Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000) – Справочная система Гарант 2004.

3.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4.     Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

5.     Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / пер. с англ. 5-е изд. – М.: РАГС, ЭКОНОМИКА, 1998.

6.     Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998.

7.     Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Чл.-корр. АМИР Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999.

8.     Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /  под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2001.

9.     Шарп У., Александер Г., Бейли Дж.  Инвестиции / пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 1998.






[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. -  Справочная система Гарант. – ст. 702.

[2] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000) – справочная система гарант, 2004. – ст.4

[3] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000) – Справочная система Гарант 2004. – ст. 8.

[4] Шарп У., Александер Г., Бейли Дж.  Инвестиции / пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 1998. – с.115.

[5] Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998. – с. 139.

[6] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / под ред. Чл.-корр. АМИР Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – с. 314.

[7] Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998. – с. 144.

[8] Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 67.

[9] Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 70.