Современные тенденции использования информационных технологий при разработке управленческих решений




Содержание


Введение.......................................................................................................................................................................................... 3

1. Значение информации для принятия решений....................................................................................... 4

2. Требования к информации для принятия решений.......................................................................... 11

3. Качество информации................................................................................................................................................. 13

4. Компьютерная информационная поддержка  принятия решений.................................... 14

Заключение................................................................................................................................................................................ 16

Список использованной литературы............................................................................................................... 17



Введение


Когда организация осуществляет управленческий выбор решений - это значит, что она обрабатывает серию информационных сообщений с целью принять решение о действии, которое само станет сигналом, информацией для других единиц принятия решений, т.е. для других организаций. Одна из функций экономической организации – обработка и производство информации.

Поскольку управление в организации осуществляется через людей, важнейшим инструментом управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация.

Информационное обеспечение – одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.

Цель данной работы: выявить современные тенденции использования информационных технологий при разработке управленческих решений.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. определить значение информации для принятия решений;

2. обозначить требования к информации для принятия решений;

3. определить составляющие, влияющие на качество информации;

4. описать компьютерную информационную поддержку принятия решений.



1. Значение информации для принятия решений


В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику [2].

Природа взаимоотношений между участниками экономической организации в рамках власти и иерархии формируют каналы коммуникации между этими участниками и между организацией и ее институциональной средой, особенно рынком.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен [3, c.75-76].

Руководитель 50-90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Используя и передавая эту информацию, а, также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных, и многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное ее восприятие теми, кому она предназначена (рис. 1).Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.


Рис. 1 Формирование каналов коммуникаций в управленческой системе


В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. 2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал – средство передачи информации. 4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие: 1. Зарождение идеи. 2. Кодирование и выбор канала. 3. Передача. 4. Декодирование.

Предлагается следующая классификация информации: 1) по объекту – показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.; 2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента – информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме; 3) по форме передачи – вербальная (словесная) информация и невербальная; 4) по изменчивости во времени – условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная); 5) по способу передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.; 6) по режиму передачи – в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки; 7) по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.; 8) по стадии жизненного цикла объекта – по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. до списания; 9) по отношению объекта управления к субъекту – между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при ее кодировании.

Перейдем к рассмотрению сущности понятия «информации». Понятие информации не однозначно. На общеупотребительном уровне информация выступает как совокупность данных об экономической ситуации, доведенных до сведения агентов институтами статистики, органами прогнозирования или же органами содействия принятию решения. Проблемы информационного обеспечения принятия решений являются ключевыми в теории и практике организации управления [1, c.247].

В научной литературе под информацией понимаются сведения, необходимые для принятия решения. Это определение подразумевает сведения обо всем многообразии информации и созвучно с пониманием информации в статистической теории информации К. Шеннона. Шеннон ввел энтропийную меру количества информации, которую определил через степень разрешения неопределенности выбора из множества альтернатив возможных решений. При этом следует учитывать, во-первых, что под информацией понимаются не все сообщения, а только те, которые относятся к разрешению неопределенности выбора, т.е. декларируется целенаправленный отбор полезной информации. Во-вторых, смысл информации, т.е. семантика (от греческого слова Semantikos - обозначающий) полезных сообщений не рассматривается. Последнее обстоятельство служит существенным ограничением сферы применения такого определения, поскольку он не позволяет оценивать качественную сторону информации, ее полезность или ценность.

Некоторые авторы определяют ценность информации через величину ее вклада в разрешение неопределенности выбора. Информация может быть: полезной (в той или иной степени увеличивать вероятность выбора); бесполезной (не менять эту вероятность) и, наконец, дезинформацией, которая уменьшает вероятность правильного принятия решения. Однако ценность информации не ограничивается лишь разрешением проблемы неопределенности выбора решения, поскольку такая «технология», т.е. возможность уменьшения неопределенности выбора, происходит внутри организации, в то время как «производство» выбора предназначено для других организаций в качестве сигнала о себе. Иначе говоря, этот сигнал связывает организацию с другими организациями на рынке. И в этом заключается смысл и ценность информации для организации, действующей в условиях рыночной экономики (рис. 2).

Безусловно, определение информации оказалось продуктивным для многих направлений науки и практики, например, теории связи, теории принятия решений и многих других [1, c.249].

Однако статистическая концепция информации акцентирует внимание на оценке количества информации и не претендует на отражение ее содержания и многочисленных свойств, которые рассматриваются в других теориях.

Рис. 2 Ценность информации в процессе управления [1, c.250]

По современным воззрениям информация может быть представлена в следующих аспектах (рис. 3): семантическом, отражающем смысловое содержание или значение информации; аксиологическом, отражающем ценность информации для самоуправляемой системы; семиотическом, где рассматриваются способы отражения конкретной информации в определенной знаковой системе; коммуникативном, отражающем информационные связи в системе; теоретико-отражательном, рассматривающем роль информации в процессах отображения; гносеологическом (теоретико-познавательном), представляющем информацию как средство познания; казуальном, отражающем роль информации в причинно-следственных отношениях; количественном, как форме измерения информации; физическом, как материальном воплощении информации и др.

Количество, содержание и своевременность получения информации определяют качество принимаемых решений и в конечном счете эффективность деятельности организации. Таким образом, структура организации, распределение функций, полномочий и ответственности во многом детерминированы возможностями коммуникаций, методами сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (рис. 4).

Рис. 3 Аспекты и концепции информации в процессе управления [1, c.251]

Рис. 4 Важность информации в процессе управления [1, c.248]

2. Требования к информации для принятия решений


Для принятия решения необходима информация, содержащая сведения: цели и задачи управляемого объекта (организация или ее подразделение); критерии деятельности и границы управляемости объекта; состояние объекта управления; механизм функционирования, закономерности, тенденции развития объекта; возможные изменения условий деятельности организации (прогноз эволюции внешней среды); альтернативные стратегии деятельности; возможные альтернативы решения; последствия реализации альтернатив; механизм выбора лучшей альтернативы [1, c.259].

Информация может характеризоваться двумя взаимосвязанными показателями – количеством и неопределенностью, выраженной через энтропию (от гр. entropeповорот, превращение). Каждая составляющая приведенной информационной структуры решения представляет собой набор количественных или качественных параметров. Неопределенность информации выражается в том, что действительные (истинные) значения параметров неизвестны.

Информационная структура управленческого решения представлена на рис. 5.

Рис. 5 Информационная структура управленческого решения[1, c.261]


3. Качество информации


Основные требования к качеству информации [3, c.76-77]: своевременность; достоверность (с определенной вероятностью); достаточность; надежность (с определенной степенью риска), комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.); адресность; правовая корректность информации; многократность использования; высокая скорость сбора, обработки и передачи; возможность кодирования; актуальность информации.

Организация массива информации. Информационный массив – это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами для выработки управляющих воздействий.

Цель создания массива информации – повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач.

Информационный массив должен обеспечивать: прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования; наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях; оперативный поиск и выдачу информации по запросу; предохранение информации от искажений; защиту от несанкционированного доступа к информации.

Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.

Рационализация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.

Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации.

По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую. Объем информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и др.). Объем информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.

4. Компьютерная информационная поддержка принятия решений


Важнейшим этапом формирования информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ)

Новые информационные технологии включают [4]: новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ; новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест; технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации; новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирования с различными формами представления моделируемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных лгетодов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.

О широких возможностях новых информационных технологий можно судить по перечню функций, которые обеспечиваются в результате ее внедрения (табл. 1) [3, c.78-80].

Таблица 1

Функции новых информационных технологий

Номер функции

Функция

1

Общая обработка документов, их верификация и оформление

2

Локальное хранение документов

3

Обеспечение сквозной доступности

4

Документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом

5

Поддержка способов общения, не покидая привычной обстановки рабочего места

6

Электронная почта

7

Персональная обработка данных

8

Составление, воспроизведение и полиграфическое размножение документов

9

Объединение электронной и вербальной коммуникации

10

Обмен информацией между базами данных

11

Ввод данных или форм

12

Ведение персональных баз данных

13

Генерация отчетов по обработке данных

14

Управление ресурсами

15

Контроль исполнения

16

Управление личным временем

17

Контроль автоматической корреспонденции

18

Поддержка технического и профессионального инструктажа служащих

19

Передача данных

20

Обеспечение разнообразия в наглядном представлении материала

21

Обеспечение стилистического качества документов

22

Моделирование решений и имитация их принятия, информационная поддержка принятия решений

23

Автоматизированное обучение

24

Служба консультаций

25

Создание адаптируемых автоматизированных рабочих мест

26

Обмен локальной и персонализированной информацией

27

Служба видеотекста

28

Перенос документов с одного носителя на другой

29

Полиграфическое оформление документа

30

Телефонные и телевизионные совещания

31

Групповой контакт через терминалы

Функция информации в управленческом процессе представлена на рис. 2.

Рис. 2 Функция информации в управленческом процессе[1, c.269]

Заключение


В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы.

Принятие решения можно рассматривать как процесс целенаправленного преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.

На основе рассмотренных требований методика проектирования системы менеджмента должна определять:

-         задачи, обеспечивающие выполнение функций управления;

-         исполнителей задач;

-         информацию, необходимую для выполнения задач и функций управления;

-         режим передачи информации, используемой в решении управленческих задач;

-         объемы поступающей органам управления информации в соответствии с составом решаемых задач;

-         порядок и формы представления информации, необходимой для управления;

-         время, затрачиваемое органами управления на переработку информации;

-         задачи по переработке информации, выполнение которых возможно с использованием средств автоматизации.


Список использованной литературы


1.      Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 304 с.

2.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.

3.      Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: Интел-Синтез, 1999. – 240 с.

4.      Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. – М.: ИНФРА-М, 1996.