Содержание

Введение. 3

1. Закономерности развития в стадии старости. 5

2. Изменение личности старого человека. 8

3. Профилактика преждевременного старения. 12

Заключение. 16

Список литературы…………………………………………………………………17

Введение


Актуальность выбранной мной темы «Старость» обусловлена тем, что старение является закономерным биологическим процессом, развивающимся с возрастом и проявляющимся постепенным снижением приспособительных возможностей организма, увеличением вероятности смерти.

Являются ли старые люди полезными членами общества или они представляют собой экономический и моральный балласт? Приятный или неприятный период жизни – старость?

На эти вопросы пытались ответить философы, поэты, естествоиспытатели, социологи и политические деятели, их мнения разнообразны и противоречивы: от восторженных похвал до пессимистического пренебрежения.

Самым активным защитником старческого возраста был римский политический деятель и философ Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.), написавший в 44 г. диалог «Катон старший, или о старост», где Цицерон мастерски защищает и восхваляет пожилой возраст, как наиболее ценный для человека и для общества в целом. Он выступает против четырех основных обвинений, выдвигаемых противниками старческого возраста: 1) что старость мешает человеку принимать участие в общественной жизни; 2) что она несет с собой различные заболевания и физическую немощь; 3) что она лишает человека сексуальных радостей; 4) что она пугает его перспективой близкой смерти. Согласно Цицерону, для мудрого человека старый возраст – самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, человек в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых.

Сенека (1 в.) подчеркивал, что для стариков важно чувствовать себя полезными для общества, что жизнь человека оценивается тем, что он в нее вкладывает, А НЕ ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Тем не менее, большинство писателей древности описывали старость как мрачный, жалкий период человеческой жизни (Ювенал, Вергилий, Максимилиан, Гораций и др.)

Хорошо известно, что многие великие ученые и художники сохранили свои творческие способности до глубокой старости (Гиппократ, Платон, Коперник, Тициан, Толстой, Верди и др.).

Когда говорят врачу «голод и жажда мои неутолимы», - он не отвечает «жадным быть очень скверно; следует побороть этот недостаток силою воли». Он подробно исследует больного и старается по возможности избавить его от симптомов, на которые он жалуется и которые обусловливаются чаще всего сахарной болезнью.

Точно так же должны относиться люди науки к жаждущим жизни - они обязаны стремиться к уменьшению их страдания.

Следует признаться, что хотя наука накопила очень много сведений относительно всего, касающегося болезней, средств предупреждения и лечения их, тем не менее она обладает крайне ничтожными данными относительно тех страданий, избавления от которых Будда просил у отца, а именно - старости и смерти. Относительно болезней наука достигла успехов, о которых не мог иметь никакого представления отец Будды, царь Кудгодана; но на вопрос о старости она не может ответить лучше, чем он. 

Цель работы -  исследовать старость как неизбежный биологический процесс.

Задачи работы – исследовать закономерности развития в стадии старости, рассмотреть изменение личности человека в старости, изучить способы профилактики преждевременного старения.

1. Закономерности развития в стадии старости


Старость и социально, и хронологически совпадает с выходом человека на пенсию. Человек прекращает активную трудовую деятельность, «отходит от дел», «получает отставку». Уход на пенсию составляет центральный момент ситуации развития в период старости. В психологии говорят о «шоке отставки». Отставка (или выход на пенсию) означает отделение человека от референтной ему группы, от того дела, которому он посвятил долгие годы. Человек теряет важную социальную роль и значимое место в обществе.

Потеря общественного и социально значимого места сопряжены с потерей источников социально-психологических стимуляций, с разрывом сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Сужается круг общения человека, что в свою очередь приводит к изменениям в его личности.

Выход на пенсию для многих людей сопровождается значительным ухудшением материального положения. Это вынуждает их ограничивать себя в том, в чем раньше они себе никогда не отказывали. Материальная ограниченность или зависимость от своих детей вызывает целый ряд негативных психологических переживаний.

  Прекращение активной профессиональной деятельности приводит к тому, что психологические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) не получают полноценной нагрузки, снижается уровень их функционирования. При отсутствии ситуации передачи профессиональных знаний другим снижается и профессиональная компетентность.

Г. Томе зафиксировал зависимость психического состояния пожилого человека от состояния здоровья было выявлено прежде всего у тех мужчин и женщин, семья которых по причине смерти родственника или переезда от детей стала меньше и сократились возможности для личностных контактов. Удалось также проследить связь между общим состоянием здоровья и теми формами и способами, в которых воспринималось ухудшение ситуации: лица, состояние которых было оценено как благополучное отвечали на трудности по работе, в хозяйственной или жилищной области скорее активно и конструктивно, а лица со значительным ухудшением здоровья, напротив, ждали решения их проблем извне, особенно со стороны членов семьи.

Психическое и соматическое здоровье и благополучие пожилых людей зависит от отношения к будущему. Масштаб жизненных планов, который является индикатором зрелой личности, значимо коррелирует с установленными врачами уровнем здоровья. Если окружающая среда продолжает побуждать и стимулировать человека, и особенно если будущее еще открывает перед ним известные возможности, то можно ожидать высокую степень постоянства поведения при переходе от зрелого к пожилому возрасту[1].

Специфическую ситуацию жизнедеятельности старых людей создает их переселение в Дома престарелых. Психологические и социально-педагогические исследования показывают, что пожилые люди тяжело переживают свое помещение в интернаты для престарелых, особенно  если переход на новое место жительства происходит помимо их воли. Это – своего рода фактор риска для старого человека. Как бы ни был благоустроен интернат, люди теряют там возможность контролировать события, принимать решения, участвовать в общей жизни. Они уже не могут строить собственные планы и реализовывать их. В ряду причин ранней смертности старых людей это переселение стоит в одном ряду с факторами выхода на пенсию и смерти супруга. Смерть супруга, с которым прожита долгая совместная жизнь, является серьезным психологическим испытанием для старого человека. В этом ряду необходимо рассматривать смерть друзей и сослуживцев[2].

Особо следует сказать о социальных стереотипах старости, сложившихся в данном обществе. Несколько десятилетий назад в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей. Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей – психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Их влияние приводит к негативным изменениям еще совсем недавно активных и здоровых людей.

 Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические ииследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии. После ухода на пенсию у пожилого человека может проявиться совершенно новый талант, например, художника или писателя. Эта  реализация скрытых возможностей окрыляет его, прибавляя силы и здоровья[3].

По мнению врачей-геронтологов, каждый человек должен быть готов к тому, что  когда-то состарится. И для того, чтобы подготовиться к старости нужно научиться прощать – в старости обиды выплескиваются из-под сознания и человек продолжает помнить о них, когда все остальные их уже забыли. Кроме того, в старости у людей обостряются те отрицательные черты, которые были в молодости: злой человек становится агрессивным, критик превращается в пессимиста[4].


2. Изменение личности старого человека


Д. Бромлей выделяет в цикле старения три стадии:

1) «удаление от дел» (65-70 лет)

2) старость (70 и более лет)

3) дряхлость, болезненная старость и смерть.

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим песпорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувств родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптации к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Брмлей весьма лаконично: полная незанятость  в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга людей, особенно из среды сверстников и физическая и умственная недостаточность. Последняя стадия – одряхление, болезненность и старость – характеризуется нарастанием явлений синильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью[5].  

Для последней стадии Д. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик и определений состояния личности внутреннего мира престарелого человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость и дряхлость – сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще не достаточно исследованы.

У старых людей резко меняется структура его психологического времени. В субъективном восприятии времени жизни резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого. Для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря и будущего. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром человека. Этим объясняется ностальгия старых людей по прошлому, при этом прошлые события окрашиваются в светлые тона. Однако только психологическое будущее с его перспективами и программа позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми стремлениями и желаниями.

Противоречивые данные в психологии старости существует относительно интеллектуальной деятельности пожилых людей. Одни исследователи указывают на снижение интеллекта в старости: уменьшение возможности формально-логической мысли, снижение творческого потенциала, ухудшение памяти в особенности на текущие события и т.п. Другие исследователи настаивают на особой «логике» пожилых людей. Для них мыслительная задача встает как жизненная проблема: они персонализируют ее, дают ей различные интерпретации, находят несколько возможных вариантов решения.

Качественные изменения претерпевает в старости память. Б.А. Греков установил следующие характерные изменения памяти у лиц, старше 70 лет:

1)                           Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей.

2)                           Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти.

3)                           Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания[6].

В исследовании памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте было установлено, что запоминание осуществляется у них в процессе активной мыслительной деятельности. Она включает в себя глубокое продумывание и переработку материала, его перестройку. Задача запомнить что-либо чисто механически, как правило, вызывает у них внутренний протест, поскольку эта задача для испытуемых (научных работников) является неестественной.

Другая особенность памяти у научных работников пожилого возраста – ее резко выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности. Наиболее прочно сохраняется в памяти материал, связанный с решением стоящих перед испытуемыми задач, - то, что «выношено» ими, передумано и пережито, что стало неотъемлемой «частицей их жизни»[7].

Старость – это быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые индивид с удивлением обнаруживает позже. Медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому «гротескное» проявление отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр. – это отличительные черты личности некоторых людей пожилого возраста.

Обобщение результата психологических работ, касающихся позднего периода жизни человека, позволило Л.И. Анцыферовой выделить два личностных  типа старости, отличающихся друг от друга уровнем  активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью[8].

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов, снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – пример потери личной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций[9].








3. Профилактика преждевременного старения


Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия, связана с наблюдаемым в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения.

Профилактические мероприятия преждевременного старения направлены, прежде всего, на замедление процесса старения и смягчение действия уже возникших возрастных изменений.

Образ жизни, реакция нервной системы на окружающую действительность оказывают огромное влияние на интенсивность развития преждевременного старения и его наиболее постоянного спутника – атеросклеротического процесса. Часто не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена жизненных стереотипов в трудовой деятельности, быту) является причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Вот почему важно обращать внимание на психическое состояние старших возрастных групп. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Добрый совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми – факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.

Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, мышечной системы. Стрессовые ситуации на фоне длительного перенапряжения нервной системы являются наиболее частой причиной развития гипертонических кризов, обострения ишемической болезни сердца, недостаточности кровообращения.

Сохранению нормальных функций регуляторных систем, поддерживающих физиологическое равновесие организма, способствует разумный образ жизни, т.е. правильно организованный режим труда и отдыха, рациональное сбалансированное питание и достаточная двигательная активность.

Важный вопрос профилактики преждевременного старения – поддержание психического здоровья пожилых и старых людей. Проявление или усугубление возрастных изменений психики становится особенно заметным после ухода на пенсию. Резкое изменение жизненного стереотипа иногда застает человека врасплох: он чувствует себя одиноким, никому ненужным, окружающее перестает интересовать, жизнь кажется завершенной. Поэтому особенно важны забота и поддержка близких, внимательное и доброжелательное отношение медработников, к которым пенсионер обращается за помощью.

Постоянное внимание, терпение, снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.

Что может сделать врач для максимального улучшения состояния своих больных?

Первое – это сохранение некоторого объема трудовой деятельности. Многие, уйдя в отставку, оказываются в нужде, так как пенсия не достаточна для обеспечения привычного жизненного уровня. В деревне старый человек обычно никогда не остается без работы, если только болезнь или инвалидность не мешают ему участвовать в работе на усадьбе или в поле.

Если пожилой человек имеет возможность выбрать себе работу, он должен остановиться на том, что соответствует лучше всего его возрасту.

Кропотливая работа подходит для большинства пожилых людей в желательном для них темпе и спокойных условиях.

Однако наступает время, когда любую производственную работу необходимо прекратить. Вот тут-то и приобретает первостепенное значение занятие каким-либо любимым делом – оно помогает старику удержаться на достаточном уровне физической и интеллектуальной активности. К сожалению, это не всегда возможно. В этих случаях надо рекомендовать такие виды деятельности, как работа в саду или занятие каким-либо ремеслом, которое заполняет вынужденный досуг. Надо сделать все возможное, чтобы пожилой человек не чувствовал себя одиноким. Пожилой человек с большим удовольствием проводит время в обществе своих сверстников, чем в обществе молодых людей, даже если речь идет о его собственных детях и внуках. Надо поощрять общественную деятельность, связанную с контактом с другими людьми.

Необходимо внушить пенсионеру, что уход на пенсию нужно расценить не как «конец жизни», а как начало нового ее этапа, который может быть длительным и весьма благополучным. Одним из условий этого благополучия является посильный труд. Очень важно после ухода на пенсию заняться какой-либо полезной деятельностью. Положительные эмоции значительно повышают интерес к жизни, что является мощным стимулом сохранения здоровья.

Трудовые рекомендации должны отвечать трем основным требованиям: соответствие условий трудовой деятельности состоянию здоровья пожилого человека и его функциональным возможностям; соответствие рекомендуемого рода деятельности образованию и профессиональным навыкам; максимально возможное сохранение квалификации. Последнее требование особенно важно для морального удовлетворения работающего пенсионера. Повышенные нагрузки даже при удовлетворительном самочувствии вызывают переутомление, вследствие которого труд становится мало эффективным и не приносит удовлетворения, особенно необходимого пожилыми людям.

Соблюдение мер профилактики преждевременного старения способствует сохранению физических и духовных возможностей пожилых и старых людей, их активному долголетию.

Среди психотерапевтических методик наиболее показаны индивидуальная рациональная и особенно личностно ориентированная психотерапия, семейная психотерапия, внушение в бодрственном и гипнотическом состоянии. Подбор разовых и суточных доз препаратов при медикаментозном лечении особенно при применении психотропных препаратов должен быть строго индивидуальным, учитывая особенности фармакокинетики (удлиненный период полувыведения метаболитов лекарственных средств, опасность выраженных побочных действий и даже серьезных осложнений). Как правило, дозы психотропных препаратов должны быть снижены в два-три раза по сравнению с пациентами молодого и среднего возраста.

При лечении выраженных психических нарушений у лиц пожилого и старческого возраста следует придерживаться следующих принципов терапии:

1.                выбор психотропных препаратов должен осуществляться с учетом возможных побочных явлений и осложнений;

2.                желательно использовать наименьшие дозы психотропных препаратов;

3.                предпочтительной является терапия 1-2 психотропными препаратами;

4.                во многих случаях более предпочтительны короткие курсы лечения;

5.                при выборе психотропного средства необходимо учитывать влияние старости на их метаболизм и экскрецию.

Среди побочных действий и осложнений от применения психотропных средств следует отметить гиперседативный эффект (все психотропные препараты), спутанность (все психотропные препараты), ортостатический коллапс (трициклические антидепрессанты, нейролептики), кардиотоксическое действие (трициклические антидепрессанты), экстрапирамидные расстройства, поздняя дискинезия (нейролептики) и др[10].

Заключение


Уже давно заметили, что старость очень сходна с болезнью. Поэтому вовсе неудивительно, что человек ощущает сильное отвращение к старости. В то время, как дети и юноши всегда считают себя старше своих лет и явно желают стать взрослыми, зрелый человек не имеет никакой охоты состариться. Инстинктивное чувство подсказывает нам, что старость заключает в себе нечто ненормальное.

Наше внутреннее сознание говорит нам, что жизнь наша слишком коротка, и уже давно ищут средств для ее продления. Не говоря о средневековых попытках найти жизненный эликсир, вопрос этот занимал и серьезных мыслителей всех времен.

Декарт думал, что нашел средство продлить жизнь, и очень дорожил этим. Бэкон Веруламский напечатал сочинение о жизни и смерти, в котором дает советы для достижения долговечности; в его предписаниях значительную роль играют кровопускания и селитра.

Научное изучение старости и средств изменить ее патологический характер, несомненно, будет содействовать тому, чтобы жизнь стала длиннее и счастливее. Несмотря на несовершенство современной науки, нет, следовательно, никаких причин держаться на этот счет пессимистических воззрений.

Поздравляя с днем рождения, мы желаем долгих лет жизни, подразумевая, что наш любимый человек всегда будет таким, какой он есть сейчас. А если любимая бабушка живет 96 лет, но при этом уже семь лет никого не узнает? Жизнь длинная, но… такой ли мы ее желали?


Список литературы


1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980.

2.     Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3.

3.     Греков Б.А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте // Вопросы психологии. 1968. № 2.

4.     Истомина З.М., Самохвалова В.И., Преображенская Н.И. К характеристике памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте // Вопросы психологии. 1967.

5.     Мечников И.И. Этюды о природе человека. СПб.: Питер, 2001.

6.     Научиться быть терпимыми // Домашний очаг. Октябрь 2004.

7.     Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.

8.     Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. М.: Знание, 1980.


[1] Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. М.: Знание, 1980. С. 191-193.

[2] Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 100.

[3] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. С.375-378.

[4] Научиться быть терпимыми // Домашний очаг. Октябрь 2004. С. 125.

[5] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. С. 105.

[6] Греков Б.А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 78.

[7] Истомина З.М., Самохвалова В.И., Преображенская Н.И. К характеристике памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте // Вопросы психологии. 1967. С. 63.

[8] Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 102

[9] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. С.378-381.

[10] Мечников И.И. Этюды о природе человека. СПб.: Питер, 2001. С. 29-31.