Содержание

Введение. 3

1. Современное представление о механизме управления качеством продукции. 4

1.1. Общая теория управления и управление качеством. 4

1.2.Универсальная схема управления качеством продукции. 6

2. Категории управления качеством продукции. 8

3. Органы управления качеством продукции. 11

4. Методы статистического контроля и управления качеством. 12

5. Качество  продукции на действующем предприятии ЗАО «КОРС». 13

6. Мероприятия по повышению качества продукции. 16

7. Повышение качества с помощью нововведений. 22

Заключение. 25

Список литературы.. 27


  Введение

Качество продукции – это совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её назначением.

Целью данной работы является раскрытие основной экономической проблемы: повышения качества продукции.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие вопросы: опишем общие принципы управления качеством, методы, с помощью которых происходит управление; предложим ряд конкретных мероприятий с помощью общих принципов управления и рассмотрим влияние нововведений на улучшение качества изделий.






1. Современное представление о механизме управления качеством продукции.


1.1. Общая теория управления и управление качеством.


Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются: наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния; неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра; наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров; наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. Перечень этот не трудно продолжить.

Отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т.д.

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления[1].

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме: определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества); придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества); проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий; воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь) .

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.


1.2.Универсальная схема управления качеством продукции.


Вариантов может быть несколько. Я опишу универсальную схему.

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся: станки, машины, другое производственное оборудование; профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся: характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность; климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; интерьер и производственный дизайн; характер материальных и моральных стимулов; морально–психологический климат в производственном коллективе; формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; состояние социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудиться.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование[2].


2. Категории управления качеством продукции.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории: Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов: 1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции; 2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности; 3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации; 4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора[3].

Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством, в состав средств управления качеством продукции также включаются: банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством; метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений; государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ); государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.

Отношения координации характеризуются горизонтальными связями между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.


3. Органы управления качеством продукции.

При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того, что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.



4. Методы статистического контроля и управления качеством

 Для проведения исследования предлагается 6 статистических методов контроля КП.

1. Гистограмма

Метод гистограмм является эффективным инструментов обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов. Гистограмма- это графический метод представления данных, сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал.

2. Расслаивание

Этот метод, основанный только на достоверных данных применяется для получения корректной информации, выявления причинно - следственных связей.

3. Контрольные карты

Контрольные карты графически отражают динамику процесса, т.е. изменение показателей во времени. На карте отмечен диапазон неизбежного рассеивания, который лежит в пределах верхней и нижней границ с помощью этого метода можно оперативно проследить начало дрейфа параметров по какому либо показателю качества в ходе технологического процесса для того чтобы проводить предупредительные меры и не допускать брака готовой продукции.

4. АВС-анализ

АВС - анализ - способ оптимального управления. Этот метод универсален и может применяться при решении проблем распределения усилий в любой отрасли промышленности и сферы деятельности. В АВС - анализе используется двойное накопление до 100 % как на оси абсцисс, так и на оси ординат, получается кривая (ломаная) линия.



5. Качество  продукции на действующем предприятии ЗАО «КОРС».

 В нашей работе мы используем данные, полученные во время ознакомления с деятельностью предприятия  ЗАО «Корс». Паспорт предприятия:

630001, г. Новосибирск, ул. Сухарная, 35 Директор: (383-2-) 25-38-61 Коммерческий директор: ( 383 - 2 -) 26 - 15 - 10 Телефакс: 28 - 27 - 89 Р/с 40702810344090100222 Сибирский банк Сберегательного банка РФ г. Новосибирска, БИК 045004641, Кор. с/ч № 30101810500000000641 инн 5402107722

ОКОНХ 17371, ОКПО 00305366 КОПФ 67, ОКАТО 50401372000 ОКВЭД 19.30 пр-во обуви ОТГРУЗОЧНЫЕ РЕКВИЗИТЫ: ВАГОНЫ: ст. Новосибирск - Главный З.С.ж.д., код 850609

КОНТЕЙНЕРЫ: ст. Новосибирск - Восточный З.С.ж.д., код 851508

Грузополучатель - ЗАО "КОРС", код - 4965 E-mail kors@ online, nsk. su WWW-paqe http:// www. nsk. su/~ kors

Основные виды деятельности: выпуск кож для верха обуви.

Качество кожи должно обеспечить возможность превращения кожи в изделия, санитарно-гигиенические  свойства, срок службы. Требования к кожам: неизменность свойств во времени.

Определение качества кож происходит в три этапа:

1.     Соответствие ГОСТ или ТУ.

2.     Распределение по сорту (при определении сорта учитываются только пороки).

Для окончательного определения качества существует метод оценки – метод опытной науки.

Формы управления качеством на предприятии.

Система управления качеством складывается из  двух контуров:

1.     технического (технологического);

2.     экономического

3.                Управление качеством продукции предполагает системную работу на всех уровнях, во всех иерархиях структуры управления производством: правительственном, отраслевом, на производственном уровне.

Уровни управления качеством.

Система управления качеством должна охватывать все уровни и все этапы, все стороны производственной деятельности. Должна складываться из:

1.     предпроизводственного контроля

2.     производственного контроля

3.     послепроизводственного контроля.

Решение проблем должно быть всесторонним:

На первом этапе особое место занимают изучение потребности в этом продукте, изучение планируемого уровня качества продукции,  изучение спроса, цен.

Так же должно осуществляться прогнозирование потребности продукции и уровня качества продукции.

Должна осуществляться разработка нормативно-технической документации на выпускаемую продукцию, технология.

Должна осуществляться подготовка кадров, организация производства, нормирование с целью планирования, метрологическое обеспечение, приборы.

Продукция ЗАО «КОРС» должна соответствовать ГОСТ 939-88 «Кожа для верха обуви»[4].

Производственная и экономическая стратегия предприятия базируется на 5 основных принципах: - обязательность и добросовестность по отношению к каждому партнеру. Верность сказанному слову.

-фирменная гарантия высокого качества и добротности каждого изделия и каждой услуги.

-ориентация продукции и услуг на потребителя и его запросы.

-развитие и усовершенствование существующего производства и освоение новых направлений деятельности.

-закрепление позиции в имеющихся сферах потребления продукции и завоевание новых рынков.


6. Мероприятия по повышению качества продукции

Такие показатели качества, как производительность, надёжность и безаварийность или безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, являются общими.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции: назначения (скорость, мощность); надёжности; эргономические; эстетические; технологические; транспортабельные; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические и безопасности.

Виды контроля делятся:

1)  в зависимости от места проведения: стационарный и летучий;

2)    визуальный, геометрический, лабораторный, испытания;

3)    в зависимости от количественного охвата: сплошной и выборочный;

4)    в зависимости от момента проведения: входной, промежуточный и выходной.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Основной задачей технологического контроля является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т.е. устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, полуфабриката на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства, технологические процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учёт и анализ возвратов готовой продукции, дефектов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в производстве[5].

Исполнители контрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а так же ОТК и производственный материал.

Функции ОТК:

1)   обеспечивает развитие и совершенствование системы технического контроля;

2)   осуществляет окончательную техническую проверку и испытание готовой продукции; оформляет и предъявляет её к сдаче заказчику;

3)   выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки готовой продукции и производственного процесса;

4)   осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоянием измерительных средств;

5)   организует оперативно-технический учёт и анализирует брак, дефекты и возвраты готовой продукции.

ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинён директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приёмку готовой продукции, приёмно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологического процесса. Они разрабатываются отделом главного технолога, согласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.

 

Контроль кожевенного производства состоит из контроля готовой про­дукции и химических и физико-химических анализов, выполняемых в про­цессе производства.

Контроль готовой продукции выполняется отделами технического кон­троля (ОТК), а химические и физико-химические анализы - заводскими лабораториями.

Производственный контроль осуществляется специальными контроле­рами и браковщиками-сортировщиками, а также работниками лабораторий цеховых и общезаводской. Производственный контроль заключается в проверке соблюдения установленной технологии с использованием анали­тического и органолептического методов. Последний применяется пре­имущественно при межоперационных проверках. Химические и физико-химические анализы, или аналитический контроль, включают в себя ана­лиз материалов, рабочих жидкостей, полуфабриката, готовой продукции. В зависимости от вида работы они могут быть постоянными или эпизодиче­скими.

Все материалы, поступающие извне, и рабочие растворы, централизо­ванно приготовляемые на заводе, проверяются на содержание активного вещества и прочие показатели, предусмотренные в технологических кар­тах. Полуфабрикат и отработанные растворы также проверяются. За со­блюдение требований, указанных в технологических картах, несут ответ­ственность мастера и начальники цехов.

Межоперационный контроль, относящийся к контролю в процессе про­изводства, включает в себя проверку сырья, качества выполнения наиболее важных производственных операций и состояние полуфабриката после них, проверку готовой продукции. Схема технологического контроля приведена в табл.1.




Таблица 31 - Схема технологического контроля


Наименование процесса



Виды контроля

Технологический

Межоперационный

Автоматический

1

2

3

4

промывка

Т =28-30 С


Вращение барабана непрерывное, 2-3 сме­ны воды

обеззоливание


При пробе среза голья ФФТ обеззоливание должно быть полным в самых толстых и плот­ных участках. После обработки каждой пар­тии жидкость сливают

При пробе на ализарин красный С через 1 мин срез дермы должен окрасится в красный цвет, при полном прокрасе - увеличивают рН: повышение основности (ус­реднение), 1% уротропина, l%Na2SO3,pH-3-4, tee

не менее 80 С

Промывка


Содержание щелочи в промывной воде не бо­лее 0,5 г/л в пересчете на NaOH

3- кратная смена воды, расход воды до 300% от массы голья, вращение барабанов непрерывное

Пикелевание

Конц-я кислоты, конц-я соли

Содержание кислоты в отработанном пикеле 0,1-0,4 г/л, пропекеле-ванность голья опре­деляют с пом. Индика­торов по окрашиванию ими среза голья. После пикелевания рН сред­него слоя среза должен быть 3,6-4,наружных слоев 5-6




1

2

3

4

Хромирование

Основность, Конц-я оксида хрома, плотность, tCB п/ф после хро­мирования не ме­нее 76 С

РН наружних слоев 3,8-5, внутр.-4,2-5

На отраб. Жидкости

Циркониевое дубление


На отраб. Растворе, че­рез 20-24 ч проверить полноту проникания дубителя в толщу дер­мы: при пробе на ализа­рин красный С через 1 мин срез дермы должен окрасится в красный цвет, рН п/ф =1-2

Скорость вращения ба­рабана невысокая 5-7 об/мин

Повышение основности (усреднение)


РН после усреднения -3-4, tCB не менее 80 С

Слив жидкости

Нейтрализация

ZrO2 >=24.4% Сг2О3>=1.51% (на 100 г голья) ZrO2>=41% Сг2О3 >=0,68% (на абс. сухое)

РН не менее 4, tCB не менее 90 С


Промывка



2-кратная смена воды

Додубливание

Т =43-47

РНН раствора не менее 4, РНК не менее 3,8


Промывка

Т=30-35


Без пролежки,2-кратная смена воды




1

2

3

4

Наполнение и

жирование

Т воздуха: Вдуваемого - 70, отходящего -35-40, смеси для наполнения -65-70,

смеси для жирования - 60-70

Содержание наполнителей, жир. веществ

(4,3% на абс.сухое)







7. Повышение качества с помощью нововведений.


Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание экономических, правовых и других факторов влияющих на качество. С помощью нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно двигаться дальше. В системах качества нововведения делятся на две группы: функциональные и  системные.

К функциональным относятся нововведения, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы. В крайнем случае, необходимость в структурных изменениях столь незначительна, что их можно не проводить. В нашем случае можно ввести дополнительную плату за бездефектное выполнение закидки, за сдачу их в БТК и заказчику с первого предъявления в установленные технологические циклы сдачи.

К системным относятся нововведения, которые затрагивает не одну, а несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут касаться одной функции, но по масштабам воздействия влияют на другие функции, что приводит к необходимости внесения в них изменений. В данном случае при изготовлении запасных частей для ж. д. вагонов возможен переход от сдельной формы оплаты труда к повременной или повременно - премиальной. Известно, что сдельная оплата труда во многих случаях отрицательно влияет на качество изготовления и в определенный момент времени, когда качество начинает опускаться ниже допустимого придела, возникает необходимость от этой системы отказаться и перейти к повременной или смешанной оплате труда. Такое нововведение входит в состав функции управления качеством - материального стимулирования улучшения качества. Изменение формы оплаты труда затронет другие функции - технологическую подготовку производства, контроль качества, а по масштабам воздействия окажет влияние на очень большую группу участников процесса обеспечения качества[6].

С помощью классификации нововведений нам легче определить адресность в реализации нововведений. Функцию нововведения осуществляет подразделения аппарата управления - технические, технологические службы, отделы кадров и оплаты труда, ответственные за реализацию тех или иных задач управления качеством.

Системные нововведения проводятся руководством, администрацией более высокого уровня, чем функциональные органы управления. Это объясняется необходимостью координации внесения изменений (одновременно или в определенной последовательности) в деятельность различной службы подразделений.

Для определения порядка действия с системными и функциональными нововведениями чрезвычайно важно оценивать их последствия и степень влияния на качество. Т. к. точные сведения получить очень сложно, приходится полагаться на мнение авторитетных специалистов, экспертов, работников предприятия, осуществляющих разработку и внедрение нововведений в деятельность по улучшению качества.

У. Э. Деминг, известный американский специалист и ученый в области статистических методов анализа различных способов улучшения качества считает, что системные нововведения более эффективны как по масштабу воздействия на качество, так и по величине экономических результатов по улучшения качества.

Но нам кажется, что на предприятии ЗАО «Корс» наибольшее внимание следует уделять функциональным нововведениям (испытание новых форм организации производства, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества), так как системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка времени. Но может наступить момент когда системные нововведения займут более преимущественное положение, т.е. наилучшего результата можно достичь при оптимальном сочетании возможностей общих нововведений, что зависит от опыта и искусства руководителей и его помощников.

Анализ всего нового и выработка на этой основе соответствующих рекомендаций в интересах улучшения качества может быть и особой функцией органов, служб управления качеством. В число служебных обязанностей новых современных руководителей теперь должны включаться такие как:

Организация и руководство разработкой, внедрением и совершенствованием систем качества.

Организация сертификации систем качества.

Контроль за состоянием и эффективностью системы.

Контроль за реализацией плана разработки и внедрения нововведений в систему качества.

Было бы ошибкой руководителя предприятия пренебречь вышесказанным и полагать, что системы качества даже при их высокой степени развития не нуждаются в совершенствовании.













Заключение

Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.

Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основополагающих терминов свидетельствуют о следующем:

Современную организацию работ по качеству теоретически допустимо, а практически целесообразно и эффективно строить не на всеобщем глобальном контроле, а на принципах общей теории управления на основе схем механизмов управления качеством продукции;

Современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений;

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка;

Принципиальная схема механизма управления качеством органически взаимодействует с маркетинговыми исследованиями и включает в свой состав блок разработки политики в области качества.

Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, тех. обслуживании.

























Список литературы

1.  Ласков А. С. Кожевенная промышленность: проблемы и перспективы развития. Аспекты качества продукции // Кожевенная промышленность. – 1998. - № 7. – с. 40-45.

2. Гличев А. В. “Новвоведения, маркетинг и управление качеством” // Стандарты и качество.  -  №10, 1995 – с. 25-28.

3. Гличев А. В. “Современные методы управления качеством” // Стандарты и качество  . - №4. - 1996г. – с. 15-18.

4. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.

5. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.

6. Статистические методы управления качеством / Под ред. Х. Кума. – М.: Финансы и статистика. 1990.




[1] Гличев А. В. “Современные методы управления качеством” // Стандарты и качество  . - №4. - 1996г. – с. 15-18.


[2] Статистические методы управления качеством / Под ред. Х. Кума. – М.: Финансы и статистика. 1990.


[3] Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с

[4] Ласков А. С. Кожевенная промышленность: проблемы и перспективы развития. Аспекты качества продукции // Кожевенная промышленность. – 1998. - № 7. – с. 40-45.


[5] Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.


[6] 2. Гличев А. В. “Новвоведения, маркетинг и управление качеством” // Стандарты и качество.  -  №10, 1995 – с. 25-28.