Новосибирский педагогический колледж №3
Специальность: «социальная педагогика» - 0314
Выполнил: Романенко Антон
Александрович
Группа 204
Проверил:
Новосибирск 2004
Содержание
Введение. 3
1. Понятие неформалов и история возникновения. 4
2. Классификация неформальных молодежных объединений. 7
4. Причины образования молодежных группировок. 14
5. Символика в неформальных объединениях. 17
6. Традиции в неформальных молодежных объединениях. 19
7. Появление современных неформалов. 21
8. Причины образования неформалов в настоящее время. 23
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение
К неформалам относятся: панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д., как правило, неформалами является молодежь.
Тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
Изучение механизма образования неформальных молодежных объединений подразумевает рассмотрение понятия неформалов, историю их возникновения, классификацию, причины образования, традиции и символику в неформальных молодежных объединениях, а также причины возникновения неформалов в современном обществе.
Целью данной работы является рассмотрение механизмов образования неформальных молодежных объединений.
Работа изложена на 27 страницах, в работе использовано 15 литературных источников.
1. Понятие неформалов и история возникновения
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.
Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи"[1]. Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер[2].
"Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.
К основным признакам неформалов относят:
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
За период с 1988 по 1993-94 ггг количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первые дружинники.
1) Волна неформалитета в послереволюционные годы. Контркультурные группировки молодежи.
2) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги) .
3) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь[3].
К причинам возникновения неформальных объединений относят:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников.
2. Классификация неформальных молодежных объединений
Неформальные группы бывают[4]:
- просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
- группы принадлежности и референтные;
- большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
- постоянные и случайные;
- с демократическим и авторитарным подчинением;
- разновозрастные и одновозрастные;
- однополые и разнополые и т.д.
По принадлежности[5] неформальные объединения можно классифицировать на:
- ингруппа (моя);
- аутогруппа (чужие)
По взаимоотношениям неформальные объединения можно классифицировать на:
- первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида)
- вторичные (обезличенные)
По степени общения неформальные объединения можно классифицировать на:
- малые (где каждый член группы находится в личном общении с другими членами группы);
- большие (где непосредственное общение отсутствует);
Общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов, неагрессивны);
Радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));
Эколого-этические группы (“зеленые”);
Группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);
Нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
Группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты);
Характеристика по классовому признаку:
а) деревенская молодежь:
- рано включается в трудовую деятельность старших (сельское хозяйство);
- низкий уровень образования (школьная программа)[6];
- основная форма проведения досуга (в подростково - юношеском возрасте) - деревенская дискотека со всеми вытекающими отсюда последствиями (пьянство, драки);
б) городская молодежь (общие черты):
- наличие дворового общения;
- ослабленный контроль со стороны взрослых;
Черты специфические для каждого отдельного типа городской молодежи:
1. Пригород (рабочие районы):
- низкий уровень жизни;
- низкий уровень образования (как следствие - обучение в различных ПТУ и СПТУ по окончании школы);
- ранняя криминализация (включающая знакомство с алкоголем и наркотиками)
2. Дворовая молодежь:
- средний и низкий уровень образования;
- разный уровень жизни (в основном зависит от дохода родителей);
- криминализация с 15-17 лет (менее агрессивны, чем их городские сверстники)
- склонность к употреблению легких наркотиков[7]
3. Молодежь центра (понятие “центр” дается здесь условно):
- средний и высокий уровень жизни (доход родителей более или менее стабилен);
- средний и высокий уровень образования (высокие познавательные интересы);
- алкоголь и наркотики вызывают меньший интерес, чем у представителей других (вышеперечисленных) групп;
3. Структура неформальных объединений
Среди всех неформальных объединений мы можем выделить два типа, различных по своей структуре:
1. Демократический (на основе социальных ролей)
2. Авторитарный (на основе формальных правил)
Для тех и других объединений характерна групповая динамика. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.
Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.
Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
Одной из динамических характеристик групп является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли наиболее значимые по отношению к остальным. Таковой можно признать роль лидера. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания высоким формальным статусом. Выдвижение в лидеры обусловлено эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого- либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом базируется на признании коллективом его личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, то есть существовать только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных, незаурядных качествах индивида.
Одна из основных обязанностей лидера в группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверки новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера.
Авторитарное объединение с жесткой структурой и более точным является термин “организация”.
Мы выделим четыре направления в определении организации:
1. В соответствии с теорией К. Барнарда - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард уделял внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уж потом необходимости достижения цели.
2. Другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Все это делает организацию похожей на отдельный биологический организм.
3. П.Блау и У.Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, и обладать формальной структурой.
4. По мнению А. Этциони, организации - это человеческие группы, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательные действия ее членов.
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализированных структур.
Часто к определению организации добавляют такие специфические черты как наличие координирующего и управляющего органа и разделения труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном в крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.
Организация - это весьма изменчивое и высокосложное социальное образование. Рассмотрим отдельные его элементы:
1. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она характеризуется как нормативной структурой, так и фактическим порядком.
Нормативная структура включает в себя ценности нормы и ролевые ожидания. Ценности - это критерии привлекательности и разумного выбора цели, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы - это управляющие поведением обобщенные правила.
Что касается фактического порядка, то его можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры, прежде всего тем, что в ней на первый план выдвигаются личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.
Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура - это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции.
2. Цели, исходя из сформулированного определения, особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей. По мнению А. И. Пригожина существуют три вида организационных целей: цели - задания, цели - ориентация, цели - системы.
Цели - задания - это оформленные как программы общих действий и поручений выдаваемые из вне организацией более высокого уровня. Они определяют смысл существования данной организации.
Цели – ориентации - это совокупность целей участников, реализуемых через организацию.
Цели - системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть - это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения.
Перечисленные цели организации являются основными или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество вторичных целей.
3. Члены организации или участники - важная составляющая организации.
Это совокупность индивидов, каждый из которых занимает определенную позицию в социальной структуре организации и играет соответствующую социальную роль.
4. Технология - это способ достижения поставленных целей, включающий в себя также совокупность технических средств.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Для того чтобы организация могла занять надлежащее место в обществе, она должна адаптироваться к этой внешней среде. Если организация стремиться максимально изолировать себя от воздействия других организаций, то такая стратегия называется буферной. Если же организация стремиться расширить и укрепить свои связи с внешней средой, то такая стратегия называется стратегией наведения мостов.
Таким образом, организация представляется как система элементов, каждый из которых немыслим без других.
4. Причины образования молодежных группировок
Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры[8]. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера, Т. Парсонса, Л. Фойера.
По Парсону[9], например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М. Мид[10] это выглядит так: " Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".
Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры (как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контр-культуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов, они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.
В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает, чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).
Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно, что-то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.
Неопределенность и самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус неопределен. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей: "Я увидел - пишет он, и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих первобытное общество"!
Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.
У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное: "На стадии разложения - пишет Л. Самойлов, многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой -"мужики" и аутсайдеры - "опущенные") , а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи)[11]".
Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации.
5. Символика в неформальных объединениях
Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы прежде всего описываем их знаки.
А. Петров в статье "Пришельцы"[12] изображает тусовку волосатых: " Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "... Автор передает как бы непосредственное впечатление, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь - способ введения понятия (вместо аналитического определения).
Если присмотреться, то оказывается, что это " непосредственное впечатление " на самом деле целенаправленно вычленяет из наблюдаемой реальности символику тусовочного общества. Практически все, что упоминает А. Петров, служит у волосатых опознавательными знаками " своих ". Здесь символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и. т.п. Затем графическая символика: вышитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых хиппи), антивоенные лозунги, типа: " Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как " своя ", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования[13].
А. Коэн, например, вообще определяет сообщество, как поле символики: " Реальность сообщества в восприятии людей, - пишет он, - заключается в их принадлежности... к общему полю символов[14]". И далее: " Восприятие и понимание людьми их сообщества... сводится к ориентации по отношению к его символизму ". Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.
Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на базе ее символики социальное образование? Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, Систему можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие признаки, как общий язык (сленг и символика), сеть коммуникаций - личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались так, что уже подсознательно узнаешь "своих").
Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько. " Системными " или " системщиками " ее представители называют себя редко, да и то с иронией. Чаще всего - " пипл " (от англ. "people"- люди, народ). Иногда просто люди: " Мне один человек вчера сказал... ", - понимать надо так, что именно Системный сказал.
Сленг и символика составляют основу внутренней коммуникативной среды Системы, отделяя ее от внешнего мира. При этом символика системы чрезвычайно эклетична, в ее фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп (например, от кришнаитов или баптистов) , молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока или тяжелого метала) , а также различных общественно-политических движений: пацифизма, анархизма, коммунизма и проч.
Система обладает особенностью впитывать чужую символику и, перекодируя, включать в свой фонд. Надо различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не принадлежащих к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи, и панковские группировки вне ее. Последние совсем не причисляют себя к Системе и даже, бывает, приходят бить " пиплов ". Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч.
Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе (еще не зная его структуры).
6. Традиции в неформальных молодежных объединениях
Но особенно существенно
для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основная
главным образом на устных механизмах передачи. Каждый два-три года в Системе
сменяются “поколения” на арену выходит новая когорта молодежи. Люди меняются, а
традиции Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы отношений и
ценности, такие как "свобода", "любовь" (в кавычках, потому
что этим понятиям предается особый, Системный смысл); новички осваивают сленг и
используют Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются от своих
предшественников. Воспроизводятся фольклорные формы: поговорки, анекдоты,
частушки, легенды, и предания. Таким образом, мы имеем здесь традицию,
способную к самовоспроизводству. Существует не только система коммуникативных
связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы коммуникации. Носители
традиции определяют ее возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие
торжественно праздновалось 1 июня
7. Появление современных неформалов.
Вначале отметим, что большинство добровольных общественных формирований перестало отражать интересы своих членов. Увеличение числа и численности общественных организаций сопровождалось ростом пассивной части рядовых членов, которые ограничивали свое участие в работе того или иного общества уплатой членских взносов. Вопросы политики обществ, порядок расходования ими денежных средств, представительство в партийных и советских органах все меньше зависили от основной массы членов обществ и все больше сосредотачивались в руках соответствующих аппаратов и послушных им правлений. Именно эти обстоятельства в немалой степени способствовали бурному развитию различных альтернативных самодеятельных формирований, члены которых, ставили перед собой задачи, созвучные целям ряда обществ, действовали более динамично, гораздо активнее, завоевывая все большую популярность у различных слоев населения.
Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.
И, наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников[15].
Сегодня снова, как и в первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция миллионов советских людей стала выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться в их реальных делах. Об этом я и собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.
В начале скажем несколько слов о главном объекте нашего внимания - о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.
Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную картину таких формирований, можно разделить их на политизированные и не политизированные. Одни из них действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые тем не менее не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.
Но и в рамках такого условного деления на не политизированные и политизированные самодеятельные общественные формирования - есть необходимость ввести необходимые разграничения. Учитывая, что характер деятельности, ее ценность для нашей страны даже у многочисленных формирований первой группы различны, мы познакомимся не только с теми, деятельность которых приносит большую или меньшую пользу людям, но и с формированиями, которые имеют явно асоциальную направленность.
Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и асоциальные, антисоциалистические формирования[16].
8. Причины образования неформалов в настоящее время
Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в формирования типа “системы”?
Причин немало. Нужно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.
Теперь рассмотрим еще один вид неформалов асоциальной направленности - рокеры. Слово “рокер” у нас употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок музыки и определенную часть мотоциклистов. Одеты довольно живописно, хотя одежда (обычно темная) символом принадлежности к рокерам не является. Разнообразные шлемы, как правило, с забралом; многие и вовсе без шлемов. Внешний вид мотоциклов несколько напоминает кроссовые из-за приподнятого со стороны пассажира сидения.
Отличает рокеров и определенный “возрастной ценз”: 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.
Сегодня объединения рокеров существуют практически во всех крупных городах и в подавляющем большинстве средних и малых. Использовать слово “объединение” здесь не вполне правомерно - объединения, как такового не существует. Тем более нет организации рокеров со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или менее постоянные группы, как правило, только для групповых поездок.
Тем не менее, среди рокеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый “устав”, свой “кодекс чести”. Выработанные рокерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно.
Иногда приходится слышать, что рокеры - это молодые любители скоростной езды на мотоциклах. Такое мнение довольно распространено, но не совсем верно. Во-первых, достаточное количество любителей скоростной езды можно обнаружить в многочисленных клубах и секциях, но к рокерам они не имеют никакого отношения. Во-вторых, наличие мотоцикла (и отсутствие прав) еще не делает молодого человека рокером. Для этого необходимо следовать “рокерскому уставу”. Этот “устав” в качестве основного требования выдвигает полное пренебрежение правилами дорожного движения. Для рокеров не только является обязательным не соблюдение правил, но и всячески поощряется их нарушение. Популярна и езда “клином”, когда впереди едет один мотоцикл, за ним - два, потом - три и т.д. “Клин” может двигаться как по “своей”, так и по “чужой”, полосе, мешая все, кто в этот момент, к своему несчастью оказался на дороге. Нормальным, с точки зрения рокера, является постоянное превышение скорости.
Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Госавтоинспекции, попытки “ухода” от патрульных машин и мотоциклов для рокеров - норма поведения. Следует отметить, что сотрудники ГИБДД не пользуются у рокеров особой нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не рокерам и к пешеходам. Не волнует рокеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. А ведь известно, что в современных многоэтажках слышимость такая, что еще немного - и уже видимость.
Принцип рокера: дорога для меня, и я ежу по ней как хочу. Подавляющее число рокеров вполне искренне считает этот принцип естественным и правомерным.
Подобное отношение к правилам не безобидно, поскольку не безопасно. Пренебрежение требованиями правил приводит к постоянному возникновению аварийных ситуаций, а не редко и аварий, в которых страдают водители и пешеходы и гибнут или становятся калеками сами рокеры. Но для сотен других это не стало уроком.
У рокеров своя “этика”, точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди как хочешь. Остальные потерпят”. Не редко рокеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.
Антисоциальные молодежные объединения носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.
Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с “деятельностью” молодежных “банд”.
“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.
В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”.
Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и д. р. понять молодых людей входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон[17].
Заключение.
Первые неформальные объединения молодежи возникли еще в песлереволюционное время. В настоящее время причинами лобъединения молодежи в группировки являются стремление молодежи к общению со сверстниками, бег от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.
Разновидностей молодежных группировок существует великое множество. С течением времени молодежные группировки подвержены изменениям. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения.
Список литературы
1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.: Знание, 1988.
2. Мудрик А. В. Общение школьника, М.: Знание, 1987.
3. Семенов В. Д. Быть собой, М.: Знание, 1989;
4. Фролов С. С. Основы социологии, М.: Юристъ, 1997.
5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995.
6. Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы, кто есть кто? // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – с. 7-14.
7. Лисовский В. Т. В каждом ли споре рождается истина? // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – с. 10-15.
8. Введение в педагогическую специальность. М.: Психология и педагогика, 1996, с.44
9. Кучинский А. В. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997.
10. Петров А. Пришельцы // Учительская газета. – 1998. - № 55.
11. Неформальные молодежные объединения в современном обществе // СОЦИС. – 1998. - № 9. – с. 20-22.
12. Общественные группировки. – История возникновения // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – с. 8-12.
13. Парсон Т. Молодежь выражает протест. – М.: Психология и педагогика. – 1990. – 188 с.
14. Мид М. Социализация молодежи // Вопросы философии. – 1997. - № 7. – с. 18-22.
15. Коэн А. Социальная психология. – М.: Наука, 1996. – с. 144.
[1] Фролов С. С. Основы социологии, М.: Юристъ, 1997.
[2]Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы, кто есть кто? // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – с. 7-14.
[3] Общественные группировки. – История возникновения // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – с. 8-12.
[4] Введение в педагогическую специальность. Москва, 1996, стр.44
[5] Основы социологии, стр.18
[6] Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.: Знание, 1988.
[7] Мудрик А. В. Общение школьника, М.: Знание, 1987.
[8] Семенов В. Д. Быть собой, М.: Знание, 1989;
[9] Парсон Т. Молодежь выражает протест. – М.: Психология и педагогика. – 1990. – 188 с.
[10] Мид М. Социализация молодежи // Вопросы философии. – 1997. - № 7. – с. 18-22.
[11] Кучинский А. В. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997.
[12] Петров А. Пришельцы // Учительская газета. – 1998. - № 55.
[13] Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995.
[14] Коэн А. Социальная психология. – М.: Наука, 1996. – с. 144.
[15] Лисовский В. Т. В каждом ли споре рождается истина? // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – с. 10-15.
[16] Неформальные молодежные объединения в современном обществе // СОЦИС. – 1998. - № 9. – с. 20-22.
[17] Проблемы современной молодежи // Социс. – 1995. - № 2. – с. 18-20.