Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

  

Контрольная работа

«Мировые корпорации»

ФПС группа бухгалтерский учет и аудит

Выполнила студентка ФПС

Проверила: Крупчатникова В.В.







                          

                            Новосибирск 2004

Содержание

Введение. 3

Мировые корпорации понятия и формы. 4

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение


Процесс развития мировой экономики тесно взаимо­связан с эволюцией развития международных экономи­ческих отношений. Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирово­го хозяйства, сыграли важную роль в процессе его фор­мировании. Постепенно международные экономические отношения становятся составляющим элементом миро­вого хозяйства и, испытывая на себе влияние последне­го, как достаточно самостоятельной и целостной эконо­мической системы, в современных условиях являются результатом развития мирового хозяйства. Международ­ные экономические отношения можно рассматривать как предпосылку, составляющую и результат развития мирового хозяйства. Подобное утверждение с достаточ­ной степенью убедительности иллюстрируется процес­сом развития мирового хозяйства и его этапизацией.

Цель данной работы является изучение мировых корпораций.

Задачи данной работы:

1. Изучение понятия мировые корпорации

2. Изучение форм мировых корпораций.


Мировые корпорации понятия и формы.


Возникновение международных корпораций явля­ется закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отноше­ний, с одной стороны, и мощным фактором их разви­тия, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной пред­посылки создания международных корпораций в осно­ве своей имеет модель последовательной интернацио­нализации, представленную на рис. 1.

Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернацио­нализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corpora­tion) рассматривается как форм£ структурной органи­зации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного пред­приятия (ассоциированной компании), в котором пря­мой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капита­ла; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору. [8.c.123]

Рис. 1. Модель последовательной интернационализации производства

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (transnational cor­poration) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multi­national corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления до­статочно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ. [8.c.125]

Существует несколько вариантов определения меж­дународных корпораций. Комиссия ООН по трансна­циональным корпорациям, рассматривает междуна­родную корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы в двух и бо­лее странах, независимо от их юридической фор­мы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы принятия реше­ний, позволяющей проводить согласованную по­литику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• в которой отдельные единицы связаны посред­ством собственности или каким-либо другим об­разом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответствен­ность с другими.

В мировой практике под международными корпо­рациями понимают лишь действительно крупные 125 компании, оказывающие существенное влияние на. мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь те многонацио­нальные и транснациональные корпорации, у которых:

— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он со­ставил 168 млрд долл.);

— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на за­граничные операции (у «Роял Датчшелл», заняв­шей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зару­бежные филиалы);

— доля зарубежных активов не менее 25%;

— филиалы имеются не менее, чем в шести странах. Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расши­рение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ре­сурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций. [8.c.126]

Вместе с тем при этом следует учитывать более кон­кретные мотивы и цели международной предпринима­тельской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернацио­нального производства являются конкретные характе­ристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х годов весьма популярным объясне­нием развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособ­ности рассматривается как комплекс факторов упреж­дающего характера по повышению качественных ха­рактеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напря­мую связывается с оптимизацией внутри- и межкор­поративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовика­ми и покупателями.

Совокупный положительный потенциал взаимовы­годных долгосрочных деловых отношений между голов­ной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

— развития системы взаимных поставок, обеспечи­вающих экономию транспортных издержек;

— налаживания общей сбытовой сети на основе вер­тикальных связей;

— обмена финансовыми, кадровыми, информацион­ными ресурсами в рамках общей стратегии раз­вития и системы управления; *

— гармонизации внутрикорпоративных цен и тру­довых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмен­та наличие зарубежного производства способствует:

— экономии за счет устранения дублирования уп­равленческих функций, их централизации и со­кращения затрат на сбыт продукции;

— экономии за счет эффекта масштаба;

— увеличению возможности использования времен­но свободных денежных средств внутрикорпора­тивных подразделений;

—. диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговре­менных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретичес­ких обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое мес­то занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, прививаемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующие­ся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий. [8.c.128]

Основными целями, применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле MR могут быть:

— поддержание монополистической позиции на рынке;

— завоевание новых рынков сбыта;

— минимизация налогов и таможенных пошлин;

— уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

— использование различий в темпах инфляции;

— воздействие на финансовое состояние загранич­ного филиала путем перевода прибыли;

— сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюцион­ного развития, в процессе которого изменялись при­оритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпо­ративная структура и стратегия.

1 этап (конец XIX — начало XX века) возникно­вения международных корпораций связан с транснаци­ональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономи­ческих интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их эко­номической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми война­ми) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных трансна­циональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (мно­гонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятель­ности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных това­ров. Завоевание рынка, производство товаров массово­го спроса для потребителей с высоким жизненным стан­дартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональ­ных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) между­народные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период за­рубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единим стандартам и принци­пам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложивше­еся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказывают­ся от стратегии сброса грязных производств в развива­ющиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют нацио­нальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интег­рируя их в свой состав. [8.c.130]

На этом этапе международные корпорации приоб­ретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышлен­ный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унифи­кации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международ­ного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляет­ся новая форма международных корпораций — гло­бальные, качественные отличия которых от ранее рас­смотренных проявляются в следующем:

во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоева­ние уже не отдельных сегментов мирового рын­ка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителя­ми (реальными и потенциальными); во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природ­ные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегод­ня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений; в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

К числу глобальных корпораций в настоящее вре­мя можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое произ­водство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиа­лы в 124 странах, «Экссон» — в 100 странах.

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлени­ем глобальных корпораций, но и качественным из­менением организации деятельности:

— в условиях НТП и жесткой конкуренции глав­ной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель зани­мает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансо­вой устойчивости и «максимизация рынка»;

— создание глобальных сетей производства и сбы­та в рамках единой глобальной стратегии компа­нии; при этом, не довольствуясь созданием про­изводства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специали­зировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

— расширение масштабов международного разделе­ния труда в рамках международных корпораций

— базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследователь­ской, сбытовой и т.п. деятельности разбросан­ных по разным частям мира подразделений ком­пании;

— международное производство, создаваемое ими, — не только материальное, но и нематериальное; в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтин­говые и т.п. виды услуг, развитие науки;

— стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации ма­териальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по не­которым оценкам, доля обрабатывающей промыш­ленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эф­фективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

— интенсивное развитие внутрикорпоративной торгов­ли между подразделениями международной ком­пании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

— вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение раз­рыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг ком­пании независимо от места производства и долж­но соответствовать мировым стандартам);

— разработка, передача и использование техноло­гий преимущественно в рамках замкнутой кор­поративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с други­ми корпорациями (как партнерами, так и конку­рентами);

— диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, тех­нологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, ме­неджменте, страховании);

— «сплетение» международных корпораций, при­надлежащих к разным национальным и между­народным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;

— стремление приспособиться к трехполюсной мо­дели мира определяет открытие международны­ми корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зару­бежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии. [8.c.133]

Заключение


Изучив данный вопрос мы можем прейти к заключению.

Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизован­ного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, про­изводственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интер­национализации мира, активно использующие объек­тивные тенденции МРТ и способствующие установле­нию новых схем во всемирном разделении труда.


Список литературы


1.     Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 1998 – с. 512 ил.

2.     Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело-М.: ЮНИТИ, 2001.

3.     Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учебно-практическое посо­бие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001.

4.     Дягтерева О.И., Полякова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономиче­ская деятельность: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2002.

5.     Муравьев А. И. Анализ внеэкономической деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

6.     Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 10. - М.: ИНФРА-М, 2000.

7.     Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономи­ческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1999.

8.     Пузакова Е.П. Мировая экономика – Ростов н/Д «Феникс». 2001. – с. 480

9.     Супруновича. Б.П. Международные экономические отношения. –М.: “ГФА”, 1995.

10.                       Фаминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. –М.: “Международные отношения”, 1994.

11.                       Фаминский И.П.Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. –М.: “МО”,1993.

12.                       Фомичев В.И. Международная торговля учебник 2 – е изд. Перераб. И доп. – М.: ИНФРА- М, 2000 – с. 446