Дополнение по первому вопросу:
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.
Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда.
Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.
Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).
Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда[1]
Доработка к стр. 8.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право[2]:
· беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;
· запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
· предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
· приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
· отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
· запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
· выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.
Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом[3].
Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы пограничной службы, органы безопасности, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
· доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
· проведение проверок в назначенное время;
· ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда
Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
Взаимодействие органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями
Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда[4].
Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.
Государственный энергетический надзор
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.
При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.
Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации.
Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.
Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.
Дополнение к стр. 10
1. Административная ответственность[5]
В случаях, когда при осуществлении от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующего законодательства органы прокуратуры выявляют, что нарушение требований охраны труда имеет характер административного правонарушения, они возбуждают производство об административном правонарушении или незамедлительно передают сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях
2. Уголовная ответственность
При наличии оснований полагать, что нарушение требований охраны труда имеет характер преступления прокурор возбуждает уголовное дело, тем самым наступает уголовная ответственность и принимает меры к тому, чтобы лица. его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. (ст. ст. 22 и 27 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями - СЗ РФ, 1995, № 47. Ст. 4472; 1999, № 7, ст. 878; 1999, № 47. Ст. 5620; 2000, № 2, ст. 140.) Правом на обращение в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда наделены также органы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов в области охраны труда. Согласно ст. 24 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 249 ТК должностные лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке установленном законодательством.
3. Дисциплинарная ответственность
Она наступает за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Соблюдение требований охраны труда является одной из основных трудовых обязанностей должностных лиц. Эти обязанности конкретизируются в правилах внутреннего трудового распорядка организации с учетом конкретных условий труда. Кроме того, обязанности руководителей различных уровней определяются квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также должностными инструкциями и положениями. Несоблюдение этих обязанностей является нарушением дисциплины труда, за что виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Частым нарушением охраны труда является допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты. Привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными труда, к ночным и сверхурочным работам) и др. Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы. Причем, увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда, так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями
4. Материальная ответственность
Материальная ответственность должностных лиц за нарушение требований охраны труда наступает в тех случаях, когда они не приняли мер по предупреждению нарушения правил охраны либо дали указание, противоречащее этим правилам или, взяв на себя руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил, и в результате организации причинен материальный ущерб (разрушено помещение, повреждено оборудование, уничтожена готовая продукция и др.). Должностные лица, виновные в нарушении правил охраны труда, приведшем к причинению вреда здоровью работников, несут материальную ответственность перед организацией также в случаях, когда в порядке регресса (обратного требования) (п. 1 ст. 1081 ГК РФ), данная организация возместила вред здоровью пострадавшего работника. К таким случаям относится возмещение работодателем утраченного заработка в части оплаты труда пострадавшему лицу, выполнявшему работу в этой организации по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы.
[1] Постановление Правительства РФ . N 78 «О федеральной инспекции труда» от 28 января 2000 г (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5)
[2] Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ от 17.01.1999 - ст. 20.
[3] Трудовой кодекс РФ, № 197-ФЗ от 30.12. 2001 – ст. 353
[4] Трудовой кодекс РФ, № 197-ФЗ от 30.12. 2001 – ст. 365
[5] Щуко Л.П.Справочник по охране труда в РФ 6-е издание (на 01.01.2004 г.) - СПб.:ИД Герда, 2004 с 234.