Вариант 9

Содержание

Анализ финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. 3

Структура комплексного бизнес-плана. 10

Задача. 16

Список литературы.. 18

Анализ финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.[6. с380]

Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов.[8. с148]

Необходимо определить, какие абсолютные показатели отражают сущность устойчивости финансового состояния? Ответ связан с балансовой моделью, из которой исходит анализ.

Долгосрочные пассивы (кредиты и займы) и собственный капитал направляются преимущественно на приобретение основных средств, на капитальные вложения и другие внеоборотные активы. Для того, чтобы, чтобы выполнялось условие платежеспособности, необходимо, чтобы денежные средства и средства в расчетах, а также материальные оборотные активы покрывали краткосрочные пассивы.

На практике следует соблюдать соотношение: [6. с388] Оборотные активы < собственный капитал х 2 – внеоборотные активы

Однако, кроме абсолютных показателей финансовую устойчивость характеризуют и относительные коэффициенты.

Уровень общей финансовой независимости характеризуется коэффициентом U3, т. е. определяется удельным весом собственного капитала организации в его общей величине. U3 отражает степень независимости организации от внешнего капитала.

Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.

С помощью этих показателей мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации:

                                                                           1, если Ф > 0

                                                        S (Ф) = {

                                                                           0, если Ф < 0

Возможно выделение 4-х типов финансовых ситуаций: [3. с455]

1. Абсолютная независимость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости, т.е. трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации: S = {1,1,1};

2. Нормальная зависимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность, т.е. S = {0,1,1};

3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов, т.е. S = {0,0,1};

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, т.е. S = {0,0,0}

Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя: [6. с383]

1.                 Наличие собственных оборотных средств (СОС), как разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия. В формализованном виде наличие оборотных средств можно записать.

СОС=IрП - IрА

где IрП - I раздел пассива баланса;

       IрА - I раздел актива баланса.

2.                 Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:

СД = СОС + IрП

3.                 Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств (КЗС):

ОИ = СД + КЗС

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (Д СОС):

Д СОС = СОС - З

где З — запасы.

2 Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов (Д СД):

Д СД=СД - З

3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (ДОИ):

Д ОИ = ОИ - З

Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:

Первый - абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся в настоящих условиях развития экономики крайне редко, задается условием:

З < СОС + К

где К — кредиты банка под товарно-материальные ценности с учетом кредитов под товары отгруженные и части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании;

Второй — нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, соответствует следующему условию:

З = СОС + К .

Третий — неустойчивое финансовое состояние, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС:

З = СОС + К + ИОФН

где ИОФН — источники, ослабляющие финансовую напряженность, по данным баланса неплатежеспособности.

Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции.

Четвертый - кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не; покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

 Все относительные показания финансовой устойчивости можно разделить на две группы: [8. с147]

Первая группа — показатели, определяющие состояние оборотных средств:

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами;

коэффициент маневренности собственных средств.

Вторая группа — показатели, определяющие состояние основных средств (индекс постоянного актива, К долгосрочно привлеченных заемных средств, К износа, К реальной стоимости имущества) и степень финансовой независимости К автономии, К соотношения заемных и собственных средств), где К — коэффициент.

Рассчитанные фактические коэффициенты отчетного периода сравниваются с нормой, со значением предыдущего периода, аналогичным предприятием, и тем самым выявляется реальное финансовое состояние, слабые и сильные стороны фирмы.

1.                 Коэффициент обеспеченности собственными средствами

                      IрП - IрА

Косс =  __________________

                           IрА

Характеризует степень обеспеченности СОС предприятия, необходимую для финансовой устойчивости. Этот коэффициент должен быть больше 0,1.

2.Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами.

                   IрП-IрА

Комз = ___________________

                        МЗ

Показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении заемных. Рекомендуемое значение 0,5 и более.

3. Коэффициент маневренности собственного капитала

                   IрП-IрА

Км = _________________

                   IрП

Оптимальное значение 0,5

Показывает, насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения: чем больше, тем лучше финансовое состояние.

4.                 Индекс постоянного актива.

             IрА

Кп= ___________

              IрП

Оптимальное значение 0,1

Показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств.

Если долгосрочное привлечение заемных средств, то

Км+Кп=1.

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.

               IIрП

Кдпа = ________________

                IрП + IIIрП

Оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. ( Если капвложения, осуществленные за счет кредитования, приводят к существенному росту пассива, то — использование целесообразно.)

6. Коэффициент износа.

                    Накопленная сумма износа

Ки =  ____________________________________________________

             Первоначальная балансовая стоимость основных средств

Или

К годности = 1 – Ки (100% - Ки)     

Показывает, в какой степени профинансированы за счет износа замена и обновление основных средств (чем дольше, тем больше К или может быть ускоренная амортизация).

7. Коэффициент реальной стоимости имущества (Крси):

осн. средства + сырье, материалы + НЗП

валюта баланса

Показывает, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства, уровень производственного потенциала предприятия, обеспеченность производственными средствами производства (норма 0,5).

8. Коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала)

____IрП__

валюта баланса

Рекомендуемое значение 0,8

Означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Рост Ка означает рост финансовой независимости.

9. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

___IрП+IIрП___

IрП

Рост в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала (не <1).

Структура комплексного бизнес-плана.

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

является инструментом добывания финансовых ресурсов;

представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования

Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.

В резюме должны быть отражены следующие основные моменты: [2. с475]

·        возможности для бизнеса;

·        привлекательность бизнеса;

·        важность для предприятия и региона;

·        необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);

·        срок окупаемости проекта;

·        возможный срок возврата заемных средств;

·        условия инвестирования;

·        ожидаемая прибыль и ее распределение

и т.д.

Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.

В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты: [4. с7]

·        главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;

·        главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;

·        состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться

·        и пр.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы, услуги , создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).

Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.

Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.

Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.

Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия.

Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется, как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений. [7. с9]

Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.

Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).

В разделе Персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности. Желательным здесь является разработка штатного расписания.

План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.

Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.

По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.

План маркетинга – это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.

Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.

Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.

Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:

полных затрат;

усредненных затрат;

предельных затрат;

стандартных издержек производства;

прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков: [7. с10]

·        производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

·        коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;

·        финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

·        риски, связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);

Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.

Важной частью практически любого бизнес – плана является финансовый план. Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. В данном разделе необходимо отразить:

·             общую потребность в инвестициях;

·             источники финансирования;

·             план доходов и расходов;

·             баланс денежных расходов и поступлений;

·             потребность в оборотном капитале;

·             срок окупаемости проекта;

·             отчет по прибыли, а также необходимые финансовые показатели.

Особое место в финансовом плане следует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле 

где Тб/у – точка безубыточности;

Рпост. – условно – постоянные расходы;

Кпер. – удельный вес условно – постоянных расходов в объеме продаж 

Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.

Если разрабатывается план финансового оздоровления, то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Задача.

По приведенным в таблице данным проведите анализ влияния факторов на изменении объемов продаж торговой организации. В ходе решения задачи необходимо:

1)     рассчитать объем продаж в сопоставимых ценах, оборот на душу населения в действующих и сопоставимых ценах;

2)     определить изменение объема продаж торговой сети (в сопоставимых ценах) в отчетном году по сравнению с базисным годом в целом, в том числе за счет изменения численности населения и продажи на душу населения;

3)     выявить резервы роста розничного объема продаж.


Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Объем продаж розничной торговли в действующих ценах, т.р.

14510

30280

2. Численность обслуживаемого населения, тыс. чел

21,3

23,8

3. Индекс цен.

1,0

1,42


Решение:

1) Объем продаж в сопоставимых ценах рассчитывается как частное от деления объема продаж розничной торговли в действующих ценах и индекса цен текущего года.

Цб = 14510 : 1,0 = 14510 т.р.

Цотч = 30280 : 1,42 = 21323,94 т.р.

Абсолютное изменение = Цотч – Цб = 21323,94 – 14510 = 6813,94 т.р.

Относительное изменение =

(Цотч – Цб) / Цб * 100 = (21323,94-14510)/14510*100 = 46,96

Оборот на душу населения в действующих ценах:

Об = 14510 : 21,3 = 681,22 т.р.

Оотч = 30280 : 23,8 = 1272,27 т.р.

Абсолютное изменение = 1272,27 – 681,22 = 591,05 т.р.

Относительное изменение = (1272,27 - 681,22) / 681,22 * 100 = 86,76

Оборот на душу населения в сопоставимых ценах:

Об = 14510 : 21,3 = 681,22 т.р.

Оотч = 21323,94 : 23,8 = 895,96 т.р.

Абсолютное изменение = 895,96 – 681,22 = 214,74 т.р.

Относительное изменение = (895,96 – 681,22) /681,22 * 100 = 31,52

2) определить изменение объема продаж торговой сети (в сопоставимых ценах) в отчетном году по сравнению с базисным годом в целом, в том числе за счет изменения численности населения и продажи на душу населения;

Ц = Ч * О

ΔЧ = Чотч – Чб = 23,8 – 21,3 = 2,5

ΔО = Оотч – Об = 1272,27 – 681,22 = 591,05

ΔЦч = ΔЧ * Об = 2,5 * 681,22 = 1703,05

ΔЦо = Чотч * ΔО = 23,8 * 591,05 = 14066,95

ΔЦобщ = 30280 – 14510 = 15770 т.р.

∑ф = 1703,05 + 14066,95 = 15770 т.р.

ΔЦобщ = ∑ф.

3) За истекший период объем продаж торговой сети увеличился на 15770 т.р. как положительный фактор такого роста можно выделить изменение численности на 2,5 тыс. чел. Что привело к росту объема продаж на 1703,05 т.р.; за счет изменения оборота на душу населения на 214,74т.р. объем продаж вырос на 14066,95 т.р., значит привлечение дополнительного числа сотрудников, а также увеличение продаж на душу населения являются резервами роста розничного объема продаж.

Список литературы

1.           Ковалёв В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – СПБ: Аудит-Ажур, 2000г.

2.           Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.. Финансы и статистика, 2003г.

3.           Крылова Т.В. выбор партнера: Анализ отчётности капиталистического предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999г.

4.           Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2003г.

5.           Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М. : ИКЦ «ДИС», 2003г.

6.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск-Москва ИП Экоперспектива, 2003г.

7.           Уткин Э.А. Бизнес – план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2002.

8.           Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятий. – М.: Экономика, 2002г.