Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 4

Основные отрасли, находящиеся в кризисном положении, общее и особенное. 4

Значение мониторинга отдельных отраслей для народного хозяйства в целом. 7

Практическая часть. 10

Специфика кризисного состояния аграрной отрасли. 10

Отличительные особенности при проведении мониторинга аграрной отрасли. 15

Список использованной литературы. 18

Введение

“Krisis” - в переводе с греческого - решение, поворотный пункт или исход. Экономический кризис в компании означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости. Таких показателей существует огромное множество. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса).

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Следовательно, необходимо "заузить" понятие кризиса, для чего дифференцировать его фазы.

В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Часто в ответ система сама вырабатывает адекватные механизмы, которые сначала проходят апробацию на практике, а затем обосновываются теоретически.  Возникает необходимость в мониторинге отраслей народного хозяйства для выявления тех, которые находятся в кризисном состоянии .

Теоретическая часть

Основные отрасли, находящиеся в кризисном положении, общее и особенное

В этой части работы рассмотрим основные отрасли Российской экономики, находящиеся в кризисном состоянии.

В январе-августе 2004г. доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2003г. снизилась на 2,3 процентного пункта  и составила 39,4%.

В январе-августе 2004г., по официальны данным статистики, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без организаций сельского хозяйства, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +1314,8 млрд.рублей, или +45,5 млрд.долларов США (44,9 тыс. организаций получили прибыль в размере 1483,7 млрд.рублей, 29,2 тыс. организаций имели убыток на сумму 168,9 млрд.рублей). В январе-августе 2003г. сальдированный финансовый результат составил (по сопоставимому кругу организаций) +883,2 млрд.рублей, или +28,5 млрд.долларов США.

С точки зрения хозяйственной деятельности предприятия, кризис чаще всего означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса: Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах.

Из таблицы видно, что основные отрасли, находящиеся в кризисном состоянии являются отрасль жилищно-коммунального хозяйства, автомобильное хозяйство, транспорт, топливная и промышленная отрасли.

Причинная являются изношенность основных фондов, неэффективный менеджмент предприятий, низкие заработные платы, соответственно текучесть кадров и отсутствие квалифицированных специалистов. При анализе "проблемных" российских предприятий эксперты, как правило, указывают на ряд причин, приведших их к кризису. Обобщенно можно выделить две большие группы. [1]

Во-первых, это ошибки в стратегическом управлении юридическим лицом. Так, для собственников и руководителей предприятий ресурсы является скорее организационным, чем экономическим понятием. Соответственно, у них и задача формируется по особому принципу. Она заключается в том, как сохранить организацию, а не как развивать сам бизнес. Это в свою очередь выливается в то, что юридические лица не пытаются переориентировать бизнес с учетом потребностей рынка, не стараются избавиться от излишнего имущества (оборудования, объектов социальной сферы), пришедшего еще из плановой экономики. В результате предприятие сначала становится малоэффективным, а затем и убыточным.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций по основным отраслям экономики в январе-августе 2004 года

 

Прибыль (+), убыток (-), млн. рублей

В % к соответ-ствующему периоду предыду- щего года1)

Сумма прибыли, млн. рублей (+)

Доля прибыльных органи-заций в общем их числе, %

Сумма убытка, млн. рублей (-)

Доля убыточных органи- заций в общем их числе, %

Всего

+1311787

148,9

1483652

60,6

168865

39,4

в том числе:

промышленность

+700779

167,5

789528

58,5

88749

41,5

из нее:

 

 

 

 

 

 

электроэнергетика

+45104

106,1

52834

46,6

7730

53,4

топливная

+242043

196,5

256892

58,2

14849

41,8

из нее:

 

 

 

 

 

 

газовая

+9224

34,4

10463

72,2

1239

27,8

строительство

+21943

74,6

35845

62,3

13902

37,7

транспорт

+102739

164,0

118912

51,8

16173

48,2

из него:

 

 

 

 

 

 

железнодорож- ный транспорт

+30620

в 16,5р.

32266

60,4

1646

39,6

сельское хозяйство

-5367

-

3836

23,0

12203

68,0

магистральный трубопроводный транспорт

+52801

115,5

58022

76,8

5221

23,2

связь

+83030

128,7

89357

66,9

6327

33,1

торговля и общественное питание

+249959

121,5

257848

74,6

7889

25,4

из них:

 

 

 

 

 

 

внешняя торговля

+139482

90,4

139977

63,0

495

37,0

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

+24002

в 2,0р.

25968

61,0

1966

39,0

жилищно-коммунальное хозяйство

-4728

-

15313

38,7

20041

61,3

туризм

+333

126,9

628

71,2

295

28,8

Темпы изменения сальдированного финансового результата отчетного периода по сравнению с соответствующим периодом прошлого года рассчитаны с учетом:

- изменения круга отчитывающихся организаций;

- корректировки данных соответствующего периода прошлого года, исходя из изменений учетной политики, законодательных актов в соответствии с методологией бухгалтерского учета. Прочерк означает, что в одном или в обоих из сопоставляемых периодов был получен отрицательный сальдированный финансовый результат.

Данная ситуация не является необратимой. Существует ряд стратегий выхода из кризиса и дальнейшего поступательного развития для многих предприятий. Так, например, для монопроизводств, неустойчивых в нестабильной внешней среде, можно проводить реорганизацию путем выделения структурных единиц с определенной юридической и экономической самостоятельностью. Они более чувствительны к изменениям во внешней среде и быстрее перестраиваются.

В свою очередь на предприятиях с более или менее внятной системой управления обычно используется стратегия по сокращению расходов, то есть минимизация издержек. В ее основе лежит переход от производственной к маркетинговой ориентации управления, внедрение управленческого учета и современных методов финансового менеджмента, изменения самой организационной структуры, внедрение автоматизированных информационных систем.

Вторая причинная группа характерна для всех предприятий переходной экономики. И они возникают тогда, когда, с одной стороны. на предприятии имеется неявно выраженный собственник, а с другой стороны, не подконтрольная ему команда управленцев. В результате, как правило, менеджеры начинают управлять юридическим лицом в собственных интересах. И их интересы, как правило, не совпадают с интересами самого юридического лица. В результате именно эта категория предприятий и является потенциальными клиентами для арбитражных управляющих.

При этом на предприятиях-банкротах арбитражные управляющие начинают делать то, что обязаны были сделать собственники и менеджеры, то есть проводят мероприятия по финансовому оздоровлению. Основными их советчиками становятся все те же профессиональные консультанты. Получается, что стратегия развития предприятия начинаются реализовываться в заведомо худших условиях. Но уже упущено время, деньги.

И это еще не самый худший вариант. Бывает и так, что упущенные возможности вообще ставят "крест" на существовании данной организации как юридического лица. В результате вводится процедура конкурсного производства, которое и заканчивается простой распродажей всего бизнеса.

Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации: угроза целям и ценностям; сокращение времени на реакцию; необходимость неотложности, срочности действий; помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю.

Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную.

Различают стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия оказывается подорванным, либо разрушенным и нет возможности создать новый; кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса; кризис ликвидности – растущие убытки грозят потерей платежеспособности.

Значение мониторинга отдельных отраслей для народного хозяйства в целом.

Цель аналитического обзора отрасли - информационная поддержка принятия решений руководством организации на основе объективных количественных прогнозных оценок динамики развития отрасли и отраслевых рисков.

Важнейшие показатели, характеризующие экономику отраслей, оценка которых дается в обзоре:

1.                  динамика производства;

2.                  сальдированный финансовый результат отрасли и с разбивкой по суммам прибыли (убытков) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и чистых доходов от внереализационных операций;

3.                  динамика цен предприятий-производителей;

4.                  динамика занятости;

5.                  рентабельность продукции и активов;

6.                  индекс промышленного производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах;

7.                  интенсивность потребления капитала;

8.                  степень износа основных фондов.

Для каждого показателя даются прогнозные значения, причем с оценкой надежности прогноза. Приводится оценка риска изменчивости показателя и/или риска недостижения "целевого значения" показателя.

Мониторинг отраслей народного хозяйства необходим для выявления кризисного состояния отрасли.

Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению. Первая - снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности). [2]

Вторая - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

Третья - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

Четвертая - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация, по нашему мнению, и должна быть объектом антикризисного управления. Остановимся на определении неплатежеспособности подробнее.

Западные экономисты выделяют три стадии развития кризисной ситуации. Ранняя стадия характеризуется отдельными случаями проявления неэффективности в производстве и сбыте, которые выражаются в увеличении товароматериальных запасов при стабильных или снижающихся темпах роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством производимой продукции. [3]

Промежуточная стадия отличается нехваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), более частыми проблемами, связанными с качеством продукции, приостановкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей заработной платы.

На поздних этапах кризиса компания в целом находится в состоянии хаоса. Производственные графики не выполняются, нередки возвраты продукции из-за низкого качества, производство сдерживается хроническим недостатком материалов, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Кроме того, поставщики требуют наличной оплаты, а кредиторы - изменения условий кредита. Наконец, у компании наблюдается серьезная нехватка собственных оборотных средств.

При выявлении кризисных тенденций необходимы мероприятия по их ликвидации. Важно определить  их на ранней стадии, тогда можно быстро ликвидировать, применяя наименьшие затраты.

Практическая часть

Специфика кризисного состояния аграрной отрасли

Сельское хозяйство - обширная, жизненно-важная отрасль экономики, обеспечивающая потребности населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. В сфере материального производства оно занимает значительное место.

Кризисное состояние аграрной экономики, сокращение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, низкая эффективность агропромышленного производства - результат сложной социально-экономической ситуации в стране, для которой характерны неустойчивость производства, хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ценами и оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, снижение покупательной способности сельхозпроизводителей, неконкурентность продукции отечественного производства на мировом рынке, его недостаточное законодательное обеспечение и другие.[4]

 Экономическая и финансовая стабилизация сельского хозяйства на данном этапе невозможна без принятия государственных мер по выходу из кризиса.

Основные положения документов должны быть направлены на укрепление сельскохозяйственного производства, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном  сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективности предпринимательской деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях. Важными критериями оценки являются показатели эффективности и механизации труда.

Главным источником экономической информации о всех явлениях и процессах, происходящих в этой сложной отрасли в период ее реформирования, остается статистика сельского хозяйства.

В целом система показателей состояния сельского хозяйства на современном этапе представляется в виде двух самостоятельных и вместе с тем взаимоувязанных уровней: макро уровня и микро уровня.

Макроуровень.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого региона.

В первую очередь необходимо определить место (значимость) сельского хозяйства в народнохозяйственном комплексе региона. Направленность социально-экономического развития региона определяется в первую очередь следующими показателями.

В сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики, основными секторами которой являются четыре сектора:

1. Государственный

2. Новые организационные формы

(товарищества, акционерные общества,

кооперативы).

3.  Крестьянские (фермерские) хозяйства.

4.  Хозяйства населения.

Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики, осуществить земельные преобразования.

В настоящее время, в ходе проводимой аграрной реформы, в структуре сельхозпроизводителей произошли существенные изменения. Преобладающей формой хозяйствования стали предприятия новых организационно-правовых форм: товарищества различных типов, сельскохозяйственные кооперативы, подсобные хозяйства промышленных, транспортных, других предприятий и организаций. Доля государственного сектора в настоящее время в аграрной экономике области резко сократилась. Возросло значение личного подсобного хозяйства. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных производителей.  Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.

У государственных предприятий находится менее 16% сельскохозяйственных угодий, остальные земельные массивы перешли на правах владения, пользования и частной собственности к негосударственным сельхозпредприятиям. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в сельхозпредприятиях сократилась. В структуре посевных площадей преобладают посевы кормовых культур, зерновые культуры, картофель, овощи. В структуре посевных площадей крестьянских(фермерских) хозяйств преобладают многолетние травы, зерновые культуры и картофель.

За счет увеличения в последние годы отвода земель хозяйствам граждан, садоводческим и огородным товариществам расширяется мелкотоварный сектор сельского хозяйства - подсобные хозяйства населения.

При сокращении численности основных видов скота в сельскохозяйственных предприятиях отмечается тенденция его роста в хозяйствах населения.

В комплексе мер по реализации реформы важное значение принадлежит созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленным комплексом. В связи с этим системой показателей должны быть охвачены структурные изменения в реализации продукции (заготовительные организации, потребительская кооперация, самостоятельный рынок).

Стабилизация и возобновление экономического роста сельского хозяйства должно осуществляться (в соответствии с решениями органов государственной власти)  на основе перехода от преимущественно экстенсивной к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и формам производства.

В системе показателей для анализа развития сельского хозяйства важное значение имеет состояние производственного потенциала отрасли (показатели фондовооруженности труда и обеспеченности основными фондами - измеряются количеством сельскохозяйствен-ных производственных основных фондов соответственно на одного работника и на 100 гектаров сельхозугодий); доля производственных фондов в составе всех основных фондов сельского хозяйства, в том числе по отраслям (растениеводство, животноводство), доля машин и оборудования в структуре производственных основных фондов

Важное значение имеют показатели уровня комплексной механизации в наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства, а именно в картофелеводстве, овощеводстве, на фермах крупного рогатого скота.

О соблюдении технологии возделывания многих сельскохозяйственных культур и влиянии на сроки проведения полевых работ во многом говорит такой показатель как оснащенность хозяйств техникой (%), с учетом выполнения сезонных работ.

При проведении мониторинга  отражается и инвестиционный потенциал отрасли.

Инвестиционная политика в период реформирования сельского хозяйства основывается на сочетании последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений, и государственного финансирования развития агропромышленного комплекса.

В инвестиционной части системы показателей необходимо предусматривать следующие источники финансирования:

- бюджетные средства (в том числе всех уровней);

- инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе;

- долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли (ипотечное кредитование);

- средства предприятий других отраслей, частных и иностранных инвесторов;

- лизинговый фонд, в который поступают возвращаемые суммы лизингового кредита с учетом индексирования и дополнительные бюджетные средства на возвратной основе.

- инвестирование социального переустройства села (создания комплекса предприятий и организаций социально-бытового обслуживания населения, инженерного обеспечения, а также благоустройства сельских населенных пунктов, включая обеспечение электроэнергией, газом, телефонной связью, дорогами, жилищное строительство на селе).

Микроуровень.[5]

Этот уровень предусматривает детальное рассмотрение производства и реализации сельскохозяйственной продукции в регионе и за его пределы.

Основными показателями являются:

- выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в том числе в растениеводстве и животноводстве) и по категориям хозяйств в фактической и сопоставимой оценке с учетом индекса объема продукции сельского хозяйства;

- наличие земель и распределение их по категориям, угодьям и землепользователям;

- производство основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (по видам), в т.ч. по категориям хозяйств;

- объемы поставок в государственные продовольственные фонды (по видам);

- посевные площади и валовые сборы сельскохозяйственных культур;

- урожайность зерновых культур;

- поголовье скота и птицы;

- реализовано на убой основных видов скота и птицы;

- производство молока, яиц;

- вывоз сельхозпродукции за пределы области;

- наличие и поступленим топлива (дизельного, бензина);

              - наличие сельскохозяйственной техники, в том числе исправной.

Основополагающей для эффективного функционирования реформированных предприятий является степень их экономической свободы. Здесь уместно рассматривать специфические особенности управления аграрным сектором экономики.

Агропромышленному производству свойственно противоречие, существенно ослабить которое призвана система управления и хозяйствования, построенная на принципах социально-ориентированной рыночной экономики.

Сущность противоречия заключается в следующем: с одной стороны, аграрному сектору объективно присуща нестабильность основных условий и факторов производства (АПК - система, где биологические ресурсы, включаясь человеком в технологический процесс, являются его естественно-природным базисом), С другой - оно призвано стабильно удовлетворять жизненные потребности населения в продуктах питания. Если учесть рост нестабильности искусственных факторов производства, то налицо и обострение этого противоречия в современных условиях.

Самоорганизация и адаптация выступают в сфере агропромышленного производства как основное условие успешной производственно-экономической деятельности человека. При этом можно говорить о потенциале самоорганизации, который характеризуется, во-первых, множеством возможных форм организации труда и способов производственной -деятельности (технологий), во-вторых, динамичностью перехода - от одних форм к другим. Эффективная адаптация возможна только в условиях экономической свободы, когда хозяйствующий субъект может самостоятельно выбирать вид производственной деятельности, способ ее организации и использовать в собственных интересах полученный результат.

В агропромышленной сфере, как ни в какой другой, необходимо создать экономические и социальные условия для самоорганизации и самоуправления хозяйствующих субъектов, то есть необходимо создать такие социально-экономические отношения, которые обеспечат высокий потенциал самоорганизации, а сознательно регулируемая обществом внешняя среда будет обусловливать отбор таких форм хозяйственной жизни в аграрной сфере, которые наиболее эффективны в данный момент в данных специфических условиях.

Саморазвитие многоукладной агропромышленной сферы экономики должно обеспечиваться, с одной стороны, на основе конкуренции различных форм хозяйствования, а с другой стороны, за счет развития горизонтальных оперативных связей, формирующихся на основе согласований и координации интересов самостоятельных товаропроизводителей.

Конкуренция и кооперация неразрывно связаны друг с другом и составляют основу рыночной самоорганизации экономических субъектов. Эффективная самоорганизация возможна только тогда, когда для всех форм хозяйствования обеспечиваются приблизительно одинаковые инфраструктурные условия.

Реформирование в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом направлено в конечном итоге на воссоздание многочисленных собственников-хозяев, наиболее полную реализацию и соединение экономических интересов работников сельского хозяйства и других отраслей АПК, насыщение продовольственного рынка, решение социальных проблем села, на повышение жизненного уровня населения.

Вместе с тем, необходимо осуществление структурных изменений в аграрном секторе, включающих изменение производственных отношений на основе многообразия форм собственности; совершенствование форм хозяйствования, реструктуризацию производства; развитие кооперативных связей как в сфере производства, так и сфере сбыта продукции; поддержку интеграционных процессов, в первую очередь, между производителями сырья, переработчиками, торговлей и достижения на этой основе сбалансированности и взаимовыгодности производства.

Современный менеджмент исходит из того, что первичным звеном экономического внутрихозяйственного механизма рыночного типа является организационное и экономическое расчленение предприятия на арендные или основанные на объединении имущественных паев коллективы по технологическому принципу. Именно в технологии лежат возможности снижения себестоимости. Вторая составляющая снижения себестоимости в рамках маркетингового подхода классического менеджмента - установление нормативных затрат в натуральном и стоимостном выражении на основе технологических карт и установление внутрихозяйственных договорных цен на продукцию и услуги. Третья составная - формирование простой, понятной каждому работнику системы мотивации труда в зависимости от полученного дохода. Четвертая составляющая современного менеджмента - реализация интересов лидеров-руководителей, принимающих на себя ответственность за эффективную работу хозяйств и их подразделений.

Имеющийся опыт реформирования сельскохозяйственных предприятий подтверждает необходимость сохранения целостности экономически развитых хозяйств с использованием внутрихозяйственного расчета на основе долевой собственности. Хозяйства со средним уровнем доходов, обеспечивающее расширенное воспроизводство, должны преобразовываться на основе имущественных паев в сельскохозяйственные производственные кооперативы, выступать соучредителями различного типа совместных с коммерческими структурами и промышленными предприятиями производств.

Реформирование сельского хозяйства является одной из сложнейших социально-экономических задач постсоциалистических преобразований, которые надо рассматривать в контексте перехода к рыночной экономике.

Процесс адаптации аграрного сектора к рыночным условиям хозяйствования наряду с изменением общеэкономического механизма, включающего ценообразование, налогообложение, финансово-кредитную систему, техническую и технологическую политику, степень экономической свободы хозяйствующих субъектов предусматривает реформирование существующих сельскохозяйственных предприятий.

Отличительные особенности при проведении мониторинга аграрной отрасли

При проведении мониторинга сельскохозяйственного сектора учитываются следующие факторы:

- общее количество сельскохозяйственных предприятий;

- финансовый результат деятельности сельскохозяйственных предприятий;

- количество убыточных сельскохозяйственных предприятий;

- дебиторская задолженность;

- кредиторская задолженность;

- задолженность по полученным кредитам и займам;

- материальные затраты;

- балансовые убытки и убытки от производства и реализации продукции;

- задолженность по заработной плате;

- себестоимость и рентабельность продукции.

Качественным показателем результатов производства является себестоимость, то есть та часть общественных издержек производства, выраженная в денежной форме, которая измеряет затраты хозяйства на израсходованные средства производства и заработную плату при производстве единицы того или иного продукта; уровень рентабельности.

Оценка уровня себестоимости позволяет дать лишь сравнительное определение качественным результатам работы отдельных хозяйств или их совокупностей, позволяя выявлять, какими факторами это обусловлено. Для производства необходимо знать результаты реализации продукции-определять рентабельность. Рентабельность является решающим критерием в оценке эффективности работы сельхозпредприятий; расходы бюджетов всех уровней на сельское хозяйство (своевременность бюджетного финансирования).

Обеспеченность потребления продуктов питания на душу населения по рекомендуемым рациональным нормам.

Доля импорта в формировании валовых ресурсов основных продуктов питания, в том числе:

- по мясу и мясопродуктам;

- молоку и молокопродуктам;

- маслу растительному;

- сахару.

Доля импорта в ресурсах продовольственных товаров.

Доля вывоза продовольственных товаров, в том числе за рубеж.

Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции на этапе реформирования предусмотрено на базе качественно нового уровня интенсификации, основанного на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов, биологического потенциала продуктивности современных сортов растений и агроэкологических ресурсов.

Вместе с тем интенсификация сельскохозяйственного производства невозможна без наращивания ресурсного потенциала отрасли.

Наиболее значимыми показателями из них являются:

- плодородие земель (система применения минеральных и органических удобрений, известьсодержащих материалов, применение системы земледелия нового поколения -ландшафтные системы земледелия);

- состояние племенного животноводства, доля специализированных хозяйств, развитие кормопроизводства с целью ликвидации несбалансированности кормовых рационов животных по белку;

- состояние семеноводства.

Стабилизация и подъем сельского хозяйства связаны, прежде всего, с его насыщением современной техникой, обновлением материально-технической базы, реконструкцией заводов сельскохозяйственного машиностроения, активным подключением конверсионных предприятий и других фондопроизводящих отраслей. В этом контексте необходимо осуществлять мониторинг технической политики и реформирования машиностроительной отрасли.

Проблема обеспечения и сбережения энергоресурсов является важнейшей в области переустройства сельскохозяйственного производства:

- суммарное потребление  энергоресурсов в различных сферах агропромышленного комплекса;

- энерговооруженность труда одного среднегодового работника;

- потребление электроэнергии на человека.

Надо отметить, что в настоящее время система показателей по сельскому хозяйству, подлежащая отслеживанию и анализу, сосредоточена в очень большом количестве форм статистического наблюдения.

В то же время требования, предъявляемые к анализу процессов, происходящих в сельском хозяйстве в период реформирования отрасли, заставляют задуматься об интеграции форм статистической отчетности, что даст возможность оперативно, по единому кругу хозяйств проводить мониторинг сельского хозяйства.

Список использованной литературы.

1. Александр Данилин. Банкротство или финансовое оздоровление.//Экономика и жизнь Сибири № 169. 15.07.2002

2.Антикризисное управление: Учебное пособие.//М.,2002.

3.Ларионова И.К. Антикризисное управление: общие основы и особенности России.

4. Фомин Я.А.Диагностика кризисного состояния предприятия.Учебное пособие.Изд-во «Рассиан», 2003.

5. www.dis.ru


[1]  Данилин.А. Банкротство или финансовое оздоровление.//Экономика и жизнь Сибири № 169. 15.07.2002г. С 36.

[2] Айвазян.З, Кириченко.В .Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти.//Эксперт, 4. 2002г. С 27.

[3] Евсеев.А. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации.//Эксперт №3, 2003г. С 23

[4] Яковлева Т.С. Система показателей состояния сельского хозяйства в условиях переходной экономики.//Хозяйство  и право №2, 2000г. С 16.

[5] Яковлева Т.С. Система показателей состояния сельского хозяйства в условиях переходной экономики.//Хозяйство  и право №2, 2000г. С 18.