Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального агентства по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Кафедра экономической теории






КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:


Финансовая система и финансовая политика государства

(название темы из предложенного кафедрой списка)





Преподаватель Каримова З.Р.


Работа выполнена         Насырова Л.Р

                                             (Ф.И.О. студента)      


                                  БУАиА   № 07 УББ 03447 

                                   ( факультет, номер личного дела, № группы)







Уфа- 2009

Введение

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банком и иными коммерческими структурам, работников предприятий с работодателем. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Финансы – инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, погашающий осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения между:

● государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставление льгот, применение санкций;

● предприятия и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот;

● государством и отдельными членами общества при уплаты налогов, квартплаты, страховых платежей;

● отдельными звеньями бюджетной системы;

● государствами при получении займов.

Таким образом, каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Тем не менее все звенья тесно взаимосвязаны между собой, постоянно взаимодействуют и составляют единую финансовую систему.

Посредствам финансовой системы государство образует централизованные ( государственные) и взаимодействует на формирование децентрализованных (ресурсы хозяйствующих субъектов) фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый























1.Финансовые  отношения и финансовая система: сущность и структура.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений.

Денежный оборот связан с образование денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственно деятельности. Это область финансовых отношений, или финансов, которые в рамках денежных  отношений охватывают процесс формирования и использования денежных ресурсов, т.е. денежных фондов. Такие фонды образуют у  каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.

Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями.

Примерами финансовых отношений является:

Ø    Отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

Ø    Отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение обратными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышения квалификации кадров);

Ø    Отношения между предприятиям и государством (платежи налогов, формирования из бюджета отдельных затрат);

Ø    Отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

Ø    Отношения между государством и населением (уплата налоговых сборов, финансирование государством части социально – культурных потребностей населения);

Ø    Отношения между банками и населением.

Финансовая система– это совокупность обособленных, по взаимосвязанных сфере и звеньев финансовых отношений.

Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджет субъектов Федераций, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.

Государственные финансы- важнейшая часть финансовых отношений общества.

Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.  Слово «бюджет» переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.

В самом общем виде государственным бюджетом можно называть план доходов и расходов государство на текущий год, составленный форме баланса и имеющий силу закона.

Государственный бюджет – это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Его основное назначение – создание условий для эффективного функционирования экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Государственный бюджет может рассматриваться с двух позиций:

·                    как экономическую категорию;

·                    как финансовый план.

По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, является основным финансовый планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет формирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулирования экономики.

Отличительная часть государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы  этого перераспределения составляют 40-50% валового внутреннего продукта.

В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

1 полнота;

2 единство;

3 реальность (правдивость);

4 гласность.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджет нетто отражаются только разница между доходами  расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразии порядка составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

·  ведомственная (административная, министерская);

·  предметная ( отраслевая, реальная, функциональная);

·  экономическая;

·  смешанная (комбинированная);

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п.

Экономическая группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.п.

          Смешанная сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях ( например, по горизонтали - по экономическим признакам, а по вертикале – по предприятиям).

          Правдивость т.е реальность, бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованны и правильны.

          Гласность  бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета у утверждении его законодательным органом страны.

          Государственные бюджет выполняет следующие функций:

          ● распределительную;

          ● стимулирующую;

          ● социальную;

          ● контрольную.

          Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использования централизованных фондов денежных средств по уровням централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется 50% ВВП. С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

          Регулирую таким образом экономические отношения, государства способно  целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капитала и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

         Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использования их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры образования, поддержку малоимущих.

Контрольная  функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет состоит из двух частей взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной.

Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенства его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды ( не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны(примерно 20%), обслуживание государственного долга, затраты  на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах ориентированных на применение кейнсианских программ, больший удельный все имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государство, правительство которых стабилизируют экономику на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию по этим статьям бюджета.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, полученных государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет – это подоходный налог с населения (до 80%).

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доход, полученный в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный %, рента, дивиденды и т.д.), а так же накопления. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80- 90%

Неналоговые поступления бюджетов образуется в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределение уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают:

·        доходы от продажи государственной и муниципальной собственности;

·        доходы от внешнеэкономической деятельности;

·        доходы от реализации государственных запасов.

Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется созданием наилучших условий для функционирования рыночной системы. Это охрана института частной собственности, обеспечение стабильности общества, формирование конъектурной среды, направляющей производство на потребности покупателей. Оценивая основные характеристики бюджетной системы в 2009г., следует отметить то что доходная часть бюджета составляет 13,1 трилн. руб., расходная часть – 16 трилн. руб. , следовательно бюджет в 2009 году является дефицитным на 3 трилн. руб. В 2008 году доходная часть составляла  – 15,1 трилн. руб., расходная часть- 13,3 трил. руб. и бюджет был профицитным на 1,7 трил. руб.

Важнейшими звеньями финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающихся распределения и перераспределения валового внутреннего продукта которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают бюджеты : федеральный бюджет и территориальный (местный) бюджет.

Под воздействием правительственных сил, а также региональных собственностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируется масштабы и особенности местных финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фондов. Финансовые отношения центральной и территориальной властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма, который означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов (в основном поимущественным налогов).

Важным элементом в системе государственных и муниципальных финансов являются государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Эти фонды отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно–курортного обслуживания и пр.

Специфическим элементом государственных и муниципальных финансов является государственный и муниципальный кредит, который является одним из источников покрытия дефицита бюджета в форме выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.

Особое место в финансовой системе страны занимают финансы предприятий (организаций). Финансы предприятий предоставляются собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов на накоплений субъектов хозяйствования и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед финансовой и банковской системами, финансирование затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию, выплата дивидендов, оплата векселей, арендная плата и др.

Следующей сферой финансовой системы страны являются финансы граждан, которые представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов между гражданами и другими участникам экономики (государственными органами, банковской системой, финансовой системой). В федеральных государствах, в том числе в России, есть еще одно звено – бюджеты членов федераций..

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканских бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области,  10 окружных бюджетов автономных округов и около 20 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включают друг друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются региональные бюджеты.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ. Консолидированный бюджет не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуются доходы и расходы – источники поступления средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.

Консолидированные бюджеты необходимы:

● для бюджетного планирования (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты);

● при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

● при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.

Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной, контрольной.

Контрольная функция направляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные серы хозяйства. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого таким образом национального дохода во многом определяются выбором правительством модели развития рыночного хозяйств. Она выше  в странах, придерживающих кейнсианский доктрины развития при взятом курсе на создание социально - ориентированной экономики. В странах, опирающихся на монетарные программы, перераспределительным отношениям отводится более скромная роль, ибо главным считается содействие развитию рыночных сил, а не их корректировка. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять  или ослаблять рост капитала  и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

В 2008 году бюджет был профицитным – на 4,2 %ВВП, а на  2009году бюджет является дефицитным.


Параметры государственного бюджета в % к ВВП

2008      2009    2010    2011    2012

Доходы бюджета                                              36,6       28,9     27,6     27,3     27,3


Расходы бюджета                                             32,4       35,5      33,2     31,5     30,2


Профицит (+)/Дефицит (- бюджета)                4,2        -6,6       -5,6      -4,2     -2,9


Дефицит государственного бюджета и его причины. Государственный долг.

Когда расходы  госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Дефицит возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

Профицитэто превышение доходов бюджета над его  расходами. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с бюджетным дефицитом. Однако качество дефицита может быть  различным.

● дефицит может быть связан с необходимостью осуществеления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В том случае он отражает не кризисное течение общественных процессов,  а государственное регулирование экономической конъектуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги, в структуре общественного произодства. Еще Дж.М. Кейнс  обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами  на определенных этапах развития общества.

● дефицит возникает в результате чрезвычайных  обстоятельств (войн, крупных с стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

● дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово – кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Причины бюджетного дефицита могут различными:

● низкая эффективность общественного производства, его спад:

● нерациональная структура бюджетных расходов (крупные       государственные инвестиции, огромные военные расходы и др.);

● массовый выпуск «пустых денег»;

● оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

● не эффективный бюджетный механизм, не позволяющий   государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета.  При образовании дефицита госбюджета возникают проблемы его покрытии с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

1                   Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2                   Увеличение налогового  бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможность роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3                   Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

● обращения государства за кредитом к национальным банкам;

● прекращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;

● выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствованных денег у населения с процентами.

4   Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства  прибегают в случае невозможности или  неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг.

Государственный долг- это сумма непогашенного государственного кредита, накопленный за все время существования страны.

Различают внутренний и внешний  государственный долг.

Государственный внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренним кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Государственный долг бывает: капитальным,  основным, текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг РФ состоит из задолженности прошлых лет  и вновь возникших долговых обязательств.

Ценой политики наращивания государственного долг является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь видятся два пути: или добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выступить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

Жизнь страны, обремененная и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

В федеральном законе от 24.11.2008 года №204-ФЗ утверждены основные характеристики федерального бюджета на2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Согласно этому закону верхний предел: государственного  внутреннего долга РФ  на 1января 2010 года в сумме 2 419 739 195 тыс.руб.,  внешнего долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США или 27,8 млрд. евро.