Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 6
Задание 3. 7
Задание 4. 9
Задание 5. 11
Задание 6. 12
Список литературы.. 14
Задание 1
Объясните, какое значение имеет немногочисленность конкурентов в олигополии для определения спроса и предельного дохода. При всех прочих равных условиях стали бы вы полагать, что всеобщая взаимозависимость изменится прямо и обратно пропорционально степени дифференциации продукта, числу фирм?
Ответ:
Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры для вступления и преимущества слияния.
Существует четыре основных варианта олигополии:
1. модель ломаной кривой спроса,;
2. основанная на тайном сговоре олигономия;
3. лидерство в ценах;
4. ценообразование по принципу "издержки плюс".
Ломаная кривая спроса: не основанная на тайном сговоре олигополия
Не участвующие в тайном сговоре олигополисты фактически сталкиваются с ломаной кривой спроса. Эта кривая и сопутствующая кривая предельного дохода помогают объяснить негибкость цен, которая характеризует такие рынки; они, однако, не объясняют уровня цены.
Рисунок 1. Ломаная кривая спроса
Характер кривых спроса и предельного дохода олигополиста, не участвующего в тайном сговоре, как показано в (а), будет зависеть от того, станут ли его конкуренты выравнивать свои цены по его ценам (D1D1 и MR1MR1) или игнорировать (ОгОг и MR2MR2) любые изменения текущей цены PQ, которые он может предпринять. По всей вероятности, конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса олигополиста является ломаной (D2PD1) и кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв, или интервал (fg), как показано в (б). Более того, так как любой сдвиг в предельных издержках между MC1–и MC1 сократит вертикальный (пунктирный) отрезок кривой предельного дохода, никакого изменения ни в цене PQ, ни в объеме производства Q не произойдет. Как видно из вышесказанного, чем меньше фирм-олигополистов, тем легче им договориться.
Основанная на тайном сговоре олигиполия
Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразованию, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Различия в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, экономические спады и антитрестовские законы являются препятствием для основанной на тайном сговоре олигополии.
Рисунок 2. Тайный сговор и тенденция к максимизации общих прибылей
Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать общие прибыли. Итоговые цена и объем производства являются, по существу, такими же, как и при чистой (нерегулируемой) монополии; каждый олигополист назначает цену PQ и производит объем продукции Q.
Задание 2
Объясните, как «лидерство в ценах» могло бы развиваться и осуществляться в производстве оргтехники.
Ответ:
Лидерство в ценах представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
В производстве оргтехники эта политика не столь эффективна, т.к. эта отрасль является высокотехнологичной и наукоёмкой. Как следствие основную часть затрат составляют затраты на НТИ и технологии. По сути, лидером здесь является фирма располагающая наиболее прогрессивной технологией, а отстающие не в состоянии удерживать заявленный фирмой-лидером уровень цен, из-за нерентабельности своей продукции, при этих ценах.
Задание 3
Заинтересованы ли вы, как член картеля, в честной игре, т.е. твёрдом следовании условиям сговора? Или у вас есть какие-либо причины нарушить соглашение? В какой ситуации вы склоны его нарушить?
Ответ:
Для более квалифицированного ответа на этот вопрос построим график олигополистического рынка.
Qk – конкурентный объем выпуска.
pk – конкурентная цена.
Предположим, что мы рассматриваем теперь не фирму, а всю отрасль, поэтому QK – суммарный выпуск всей отрасли в условиях конкуренции. АС и МС – усредненные отраслевые издержки. Все фирмы, существующие в данной отрасли, объединились в картель. В этом случае объединенный монополист получает власть над рынком и, следовательно, он выбирает другую комбинацию «цена–рынок», отличную от конкурентной. Он должен уменьшить предложение, чтобы увеличить цену.
Предположим, что в отрасли образовались 2 картеля. Цена продукции – pm, выпуск продукции каждого картеля QM/2.
Один из олигополистов решил играть нечестно и рассуждает: если ему удастся снизить цену, то он сумеет увеличить объем продаж. Т.к. раньше объем производства был выше, то, следовательно, есть некоторый запас производственных мощностей.
При этом первый олигополист надеется, что за счет снижения цен он сумеет захватить большую долю рынка, т.е. он сумеет получить большую часть квазиренты за счет второго. Если второй не изменит цену, он потеряет существенную часть рынка. При этом средняя цена снизится, а отраслевой рынок несколько увеличится.
Предположим, что второй олигополист рассуждает таким же образом.
Результат деятельности: в результате открытой войны цен воспроизводится конкурентное поведение. В пределе, фирмы вернутся к конкурентному равновесию, и квазирента в отрасли исчезнет.
Задание 4
На олигополистическом рынке действуют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар.
Цена, руб. |
Объём спроса, ед. |
Объём предложения, ед. |
Общие издержки, руб. |
10 |
5 |
5 |
45 |
9 |
6 |
6 |
47 |
8 |
7 |
7 |
50 |
7 |
8 |
8 |
55 |
6 |
9 |
9 |
65 |
Определить:
a) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что её конкурент выберет такую же цену?
b) Если сохраняется данное предположение, то какой объём выпуска выберет каждая фирма?
c) Если у каждой из этих фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента?
Решение:
a) Если каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что её конкурент выберет такую же цену, то выбор падёт на самый прибыльный проект. Рассчитает все возможные варианты:
Цена, руб. |
Общие издержки, руб. |
Прибыль, руб. |
10 |
45 |
5 |
9 |
47 |
7 |
8 |
50 |
6 |
7 |
55 |
1 |
6 |
65 |
-11 |
Очевидно, что цена буде установлена на уровне 9 рублей.
b) Исходя, из вышесказанного объём выпуска продукции составит 6 единиц.
c) Стимулов нет, т.к при назначении цены ниже, чем у конкурента фирма уменьшает свою прибыль.
Задание 5
«Ломанная кривая» спроса ДД олигополии имеет в точке Е перегиб, характеризующий устойчивость цены на олигополистическом рынке. В каких пределах может изменяться уровень предельных издержек, не оказывая изменения на сложившуюся цену? Покажите точно, этот интервал на оси координат.
Решение:
Конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса ДД является ломаной и кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв. Любой сдвиг в предельных издержках сократит вертикальный (пунктирный) отрезок кривой предельного дохода, никакого изменения ни в цене, ни в объеме производства не произойдет. Этот интервал, выделен на рисунке, синим цветом.
Р
Q
Задание 6
В таблице дана характеристика кривой спроса, с которой олигополист, по его мнению, сталкивается. Его предельные издержки производства постоянны и равны 3.
Цена, руб. |
Количество |
Цена, руб. |
Количество |
10 |
0 |
5 |
13 |
9 |
3 |
4 |
14 |
8 |
6 |
3 |
15 |
7 |
9 |
2 |
16 |
6 |
12 |
1 |
17 |
Найти:
a) Оптимальный объём выпуска и цену;
b) До какого уровня должны возрасти издержки, прежде чем он повысит цену?
Решения:
a) Для нахождения оптимального объёма выпуска и цены рассмотрим все возможные варианты:
Цена, руб. |
Издержки, руб. |
Количество |
Прибыль, руб. |
10 |
3 |
0 |
0 |
9 |
3 |
3 |
18 |
8 |
3 |
6 |
30 |
7 |
3 |
9 |
36 |
6 |
3 |
12 |
36 |
5 |
3 |
13 |
26 |
4 |
3 |
14 |
14 |
3 |
3 |
15 |
0 |
2 |
3 |
16 |
-16 |
1 |
3 |
17 |
-34 |
Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, что оптимальная цена должна быть установлена либо на уровне 7, либо 6 рублей. Оптимальный объём соответственно 9 или 12 единиц.
b) При возрастании издержек до уровня оптимальной цены олигополист повысит цену.
Список литературы
1. Архипов А. И. Экономика – М.: «Проспект» 1998.
2. Волков О. И. Экономика предприятия. – М.: «ИНФРА – М»., 1997.
3. Долан Э. Рынок: Микроэкономическая модель. – М.: «Финансы и статистика», 1999.
4. Казаков А. П. Экономика: Курс лекций – М., 1996.
5. Камаев В. Д. Экономическая теория – М.: «Владос» 1998.
6. Сафронова А.А Экономика предприятия. - М.: "ЮристЪ",1998