Содержание

Введение. 3

1. История становления и развития ПР. 4

2. Обзор деятельности ПР. 8

3. Профессиограмма специалиста ПР. 12

Заключение. 20

Список литературы.. 22

 

Введение

Существует немало наук, о которых в России  узнали позже остального цивилизованного мира. Но есть наука, добиравшаяся до наших бескрайних просторов даже дольше, чем генетика и кибернетика. Это, паблик рилейшнз. Российский эквивалент этого слова - связи с общественностью.

На западе и Востоке эта область знаний развивается уже давно, а в России по сути делает только первые шаги.

В настоящее время ПР широко признана существенной частью процесса управления и жизненно важным инструментом общения в нашем организованном обществе, и в связи с этим приходит понимание необходимости развития этой науки и у нас в стране.

Многие российские вузы стали готовить специалистов по связям с общественностью. Однако процесс этой подготовки, то есть профессионально ориентированное обучение, не может быть полностью тождественным обучению будущих специалистов ПР  за рубежом. Субъект ПР, работающий в России, должен быть ориентированным на российский менталитет, российское восприятие.

Но поскольку в нашей стране еще немного организаций и людей, работающих в системе ПР, то образ специалиста по связям с общественностью является несколько размытым и недостаточно четко сформулированы личностные характеристики, необходимые этому специалисту для работы. Поэтому наша тема очень актуальна.

Цель работы – раскрытие вопроса, связанного с рассмотрением деятельности специалиста в сфере PR






 

1. История становления и развития ПР

За прошедшее время было предложено 472 определения ПР, вот лучшие из них.

Институт паблик рилейшнз  определил деятельность в области ПР следующим образом:

Деятельностью в области ПР являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью,,.

Вот рабочее определение ПР:

ПР – это особая функция управления, которая помогает устанавливать и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц.

Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении и способствует ответственному к нему отношению, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов, помогает администрации эффективно и заблаговременно проводить изменения, предвосхищая те или иные тенденции, и использует в качестве своих инструментов научно обоснованные, надежные и этические методы общения.

ПР – наука новая. Ее родиной является США.. Еще полвека назад проповедующие ее ученые и менеджеры не считались специалистами. Сегодня эта наука, которая входит не только в программы колледжей и университетов, но и  в практику ведущих западных компаний и корпораций.

ПР возникла на стыке социальной психологии, логики, соционики, ряда поведенческих наук, изучающих мотивацию, поведение в малых группах, удовлетворенность трудом, передачу информации и организации и, конечно же, маркетинга и менеджмента.

ПР могут внести важный вклад в улучшение процесса управления в самом широком смысле этого слова. Перечислим разнообразные направления, в которых могут работать специалисты в области общественных связей:

 1. Консультации, основанные на понимании человеческого поведения.

2. Анализ возможных тенденций и предсказание их последствий.

3. Изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер.

4. Установление и поддержание взаимного общения, основанного на достоверности и полноте информации.

5.  Предотвращение конфликта и недоразумений.

6.Содействие установлению взаимоуважения и социальной ответственности.

7. Гармонизация личных и общественных интересов.

8. Улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями.

               9.Улучшение промышленных связей.

10. Привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести кадров.

10.Расширение рынка товаров и услуг.

11.                Максимальное повышение прибыльности.

12.                Формирование корпоративной индивидуальности.

И хотя понятие ПР возникло недавно, подобная деятельность, т. е. установление контакта с публикой, учет ее мнения и воздействия на сознание общественности в разнообразных жизненных сферах, восходит к глубокой древности.

 И для того, чтобы глубже понять современную сущность ПР, хотелось бы рассмотреть истоки ее возникновения.

Из дошедших до нас свидетельств можно найти достаточно указаний на то, что в Древней Греции и Риме уже тогда воздействию на общественное мнение уделялось значительное внимание. Складывается впечатление, что в те далекие дни ПР составляли органическую связь системы управления. Римляне выразили свое отношение к общественному мнению в девизе: Глас народа – глас Божий.

В средневековой Руси своеобразным и уникальным опытом демократических связей с общественностью было народное вече. Оно существовало с Х по ХV века. Вече пользовалось правом призывать князя на престол, решать хозяйственные вопросы, объявлять войну и заключать мир. Под звуки колокола люди собирались для выработки коллективного решения.

В Европе с прямой апелляцией к общественности выступали Мирабо  Демулен, Робеспьер, Дантон и др., Впоследствии на идеи французского Просвещения стали ориентирами и для российских декабристов, но их трагедия заключалась как раз в отрыве от общественности, фактическом отсутствии поддержки в собственном дворянском сословии.

В Америке глубоко чтят имена своих  просветителей и руководителей американской революции, которые сумели завоевать поддержку и доверие народа, повести его за собой. Особо значительной видится фигура Самюэля Адамса, который фактически сформулировал ряд принципов связи с общественностью в ходе политической кампании.

Все эти принципы впоследствии нашли применение и развитие в становлении современной американской концепции ПР.[1]

Существует две версии первого употребления термина ПР, согласно одной из них – термин ПР впервые употребил в1807году в своем послании к народу Томас Джефферсон , ставший впоследствии президентом США. Согласно другой, термин ПР придумал американец Дорман Идон в 1882 году.

Следующий шаг в истории ПР в США относится к первой четверти ХIХ века – периоду президентства Эндрю Джексона, полуграмотного выходца из народа. Он сумел выиграть и удержать президентство благодаря умелому воздействию на общественность.

В начале ХХ века В США большое внимание связям  с общественностью уделяет Теодор Рузвельт.

Первым  теоретиком ПР, осознавшим, что эту деятельность надо строить на научной основе, был журналист Айви Ли. Он впервые применил термин ПР к профессиональной деятельности. Было это в 1919 году. Ли создал многие методы и принципы, которые и сегодня присутствуют в ПР и одним из первых понял, что создание хорошей теоретической основы необходимо в этой работе.

Службы и подразделения связей с общественностью создаются при железнодорожных корпорациях, в автомобильной и других отраслях промышленности. Первое крупное бюро ПР было создано в 1912 году при Американском телефонно-телеграфном объединении.  

На первых порах ПР изучалось на отделениях журналистики. В числе первых, курс по ПР был прочитан Эдвардом Бернаузом в 1922 году в Нью-йоркском Университете. Он ввел термин совет по ПР. В 1923 году им была написана книга по основам ПР - Кристаллизация общественного мнения. Это первая серьезная работа по ПР.

Послевоенный период – с середины 40-х до середины 60-х  в США считается периодом настоящего бума в области ПР. В 1948 году создано Общество ПР в Америке. В 1953 году ряды служб внешнеполитической информации были объединены в знаменитые ЮСИА – Американское информационное Агентство.

В течение 20 лет число профессионалов в сфере ПР достигло 100 тыс. человек.

В странах Западной Европы связи с общественностью  также воспринимаются как необходимый фактор политической и социальной стабилизации. Большинство стран Запада входит в международную ассоциацию ПР.

ПР формируется в самостоятельную функцию менеджмента по установлению и ведению коммуникативной организации с внешней и внутренней ответственностью.

ПР обретает в развитых странах статус самостоятельной сферы знаний и практической деятельности.

В начале 70-х годов термин ПР начал обретать широкую известность во всем мире. С падением железного занавеса и становлением рыночной экономики в России, ПР актуализировался и здесь

Пионерами во введении курсов и программ по ПР в России явились МГУ, МГИМО, ГАИ им. С. Орджоникидзе, МГТУ им. Баумана.

Сегодня десятки вузов ведут подготовку специалистов по ПР. Около 300 специальных агентств стремятся оказывать услуги в этой сфере. Сегодня ПР развито в каждой крупной, а часто и средней организации развитых стран.

Более 200 американских Университетов и колледжей предлагают обучение ПР в рамках программ ,,Журналистика,, , ,,Коммуникации

ПР превратилось в многомиллионный бизнес, целую индустрию по формированию общественного мнения. Только в США сегодня более 5080 агентов ПР. А Международная Ассоциация объединяет сегодня более 800 специалистов из65 стран.

В России уже несколько лет существует Российская ассоциация по связям с общественностью, действует Гильдия работников пресс-служб и служб ПР в России.

Наш краткий экскурс становления ПР с древности до наших дней помог нам сделать выводы о том, что система связей с общественностью – или просто ПР возникла в глубокой древности и была одной из видов деятельности человечества.

Также мы видим, что на различных исторических этапах получают приоритет те или иные сферы проявления ПР: политическая, экономическая, религиозная, культурная. Однако во всех случаях действовала единая закономерность: стабильность того или иного общества, успех или неуспех того или иного замысла зависели от гармоничных связей с общественностью, умением завоевать общественное мнение.[2]

    

2. Обзор деятельности ПР

Теперь нам необходимо выяснить, что представляет из себя система связей с общественностью в современном обществе. Как функционирует эта система, как осуществляет процесс коммуникации, какие функции выполняет система

Но для начала обозначим важнейшие принципы ПР:

это обеспечение взаимной выгоды организации и общественности, а также абсолютная честность и правдивость тех, кто занимается этим видом управленческой деятельности.

Главная задача ПР – обеспечение общественной гармонии и взаимопонимания.

Следующий принцип ПР – открытость информации. Английский специалист в области ПР Сэм Блэк считает этот принцип ведущим в отношениях с общественностью. Его формулировка:

,,ПР – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

И еще один существенный принцип :

ПР – это опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями и общественностью, отказ от субъективизма, нажима на общественность, попыток выдавать желаемое за действительное.

Сущность ПР можно определить как деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику.

Обычно ПР рассматривают в двух ипостасях,  одной стороны, как систему методов и приемов, с помощью которых достигается желанное ,,взаимопонимание и сотрудничество,, , определяющее в конечном счете поведение общественности (индивида, группы, контактных аудиторий). С другой – как некое подразделение, службу, ориентированную на эффективное коммуникационное взаимодействие с общественностью, или иначе – с внешней и внутренней средой организации. И в этом плане ПР можно определить как рационально структурированную систему коммуникационного обеспечения деятельности организации.

Цель работы специалистов ПР – это воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций по ПР проводятся с целями:

1. Убедить людей изменить свое мнение по какому либо продукту или организации.

2. Сформировать общественное мнение, когда его нет.

3.  Усилить существующее мнение общественности.

Необходимо определить, что подразумевается под понятием общественность.

Общественность – это группа людей:

-                       оказавшаяся в неразрешенной ситуации

-                       сознающая неопределенность и проблемность ситуации

-                       реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

Деятельность ПР направлена на обеспечение желаемого поведения групп общественности посредством влияния на общественное мнение.

Сформированность отношения человека к чему-либо проявляется в форме мнения. А сформировавшееся мнение ведет к вербальным или поведенческим акциям, действиям человека.

Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

 Отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Влияние на общественное мнение состоит в изменении отношения и важнейшая задача ПР здесь – продвижение человека из стадии неявного, нейтрального отношения к более осведомленному и осознанному и, наконец, к активному состоянию.

Работа организации в области формирования общественного мнения должна учитывать некоторые его особенности

1.                     Общественное мнение меняется – недостаточно его однократно сформировать – с ним надо работать постоянно.

2.                     Потенциальная направленность поведения общественности определяется потребностями действительности.

3.                     Не существует единой и унифицированной общественности – влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы людей.    

4.                     Общественное мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами.

5.                     Мнение общественности определяется ее интересами.

Определившись с понятием общественность и общественное мнение, можно выяснить, как осуществляется процесс коммуникации между организацией, фирмой и общественностью и какое место здесь занимает служба ПР.

Коммуникация – процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. В ходе этого процесса происходит передача информации.

Ориентированная на большие массы людей информация называется массовой, а процесс ее передачи с помощью технических средств определяется как массовая коммуникация. Она помогает индивиду сформировать общую картину мира, получить представления об обществе, в котором он живет, расширить круг общения.

Если рассматривать действия специалиста ПР в соответствии с моделью коммуникации, то он как субъект процесса обязан:

1.                     Выявить свой объект – целевую аудиторию. Это конкретное устойчивое множество индивидов, объединенных на какое-то время единой целью, системой ценностей, традициями, стилем  жизни. И определить ее состояние по отношению к определенному товару.  Состояние целевой аудитории – это те социальные, культурные и личностные факторы, о которых шла речь ранее.

2.                     Определить желаемую реакцию целевой аудитории на появление товара на потребительском рынке.

3.                     Составить сообщение. Здесь существуют несколько нюансов, независимо от того, как передается наше сообщение – устно или письменно, необходимо выбрать ключевые слова, которые были бы позитивно восприняты целевой аудиторией. Необходимо учитывать языковые различия, которые встречаются внутри языка: сленг, этнические, региональные и  даже возрастные различия у того, кто говорит и того, кому адресовано сообщение. Также мы должны внимательно следить, чтобы аудитория правильно интерпретировала наши слова, не составила бы неверного представления о том, что мы хотели сказать.

4.                     Следующий шаг – выбрать наиболее подходящий канал для передачи нашего сообщения. Это может быть СМИ, система Интернет и т. д.

5.                     Собрать информацию, поступающую по  каналам обратной связи.[3]


3. Профессиограмма специалиста ПР

  Итак, мы обозначили, как работает система ПР и какие функции она выполняет. В этой системе есть два главных звена, без которых невозможно существование остальных процессов. Бесспорно, этими звеньями является субъект ПР, т.е. человек, который занимается связями с общественностью, работает в данной системе – и на другом конце – общественность или целевая аудитория, т.е. люди, для которых предназначена информация и до которых она должна дойти в желаемом виде.

Безусловно, без профессионально ориентированного обучения невозможно стать специалистом высокого уровня.

 






В самую малую, центральную окружность включены предметы, имеющие особое значение для практики в области ПР .Во втором по величине круге – предметы, связанные со сферой человеческого общения. В третьем и самом большом круге представлены предметы общего и гуманитарного характера, имеющие большое значение при подготовке высококлассного профессионала.

Также существуют определенные требования к обучающимся, обучающимся на  специальности ПР.

Обучающиеся должны помнить, что им необходимо иметь сильную базу в области общественных наук, чтобы понимать, как человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведет себя в небольших группах, организациях и  общественных структурах. Важно также понимание человеческих нужд, причин поступков  и методов убеждения человека, того, как он приспосабливается к изменениям и в каких обстоятельствах ему лучше всего.

Необходимо развивать мастерство в журналистике, редактировании, ораторском и, особенно, дизайнерском искусствах, пользуясь при этом возможно более широким набором методов общения с помощью современных технологий.

Для успешной карьеры в ПР необходимы не только знания академических дисциплин, но и некоторые другие качества, которые не всегда можно  легко определить на экзаменах.

Качества, необходимые специалист у ПР, условно можно разделить на 3 сферы:

1.              Коммуникативная сфера.

2.              Эмоционально-волевая сфера.

3.              Познавательная сфера.

Конечно, нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное качество. Вот, например, такое важное качество, как организаторские способности. Его трудно отнести к одной из этих трех сфер, оно является вплетенным в эти сферы и  интегрирует их. Поэтому такое разделение можно считать условным, формальным.

Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

1.              Коммуникативная сфера.

Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. субъекту ПР постоянно приходится иметь  связи с другими людьми и умение налаживать и поддерживать контакт является необходимым для специалиста ПР.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться  среди людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта  способность человека к сочувствию и  сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т.е. умение поставить себя  на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает  некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста ПР. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения  другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту ПР легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.

Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское мастерство. Развитие этого качества у субъекта ПР необходимо, т.к.  овладение навыками публичной  речи  поможет ему быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.[4]

В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления.

Существует множество приемов  завоевания аудитории, правил достижения эмоциональности выступления. Специалисту ПР необходимо не просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести  в свою жизнь и постоянно использовать.

Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный талант оратора,, , но благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать блестящим оратором. Это так необходимо субъекту ПР!

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся  словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом.

Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников.

При постоянном общении с людьми специалисту ПР необходимо знать о невербальных видах коммуникации  и применять свои знания на практике.

Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.

Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и применять с ПР. Занятия по физиогномике помогают  читать по лицу  собеседника, партнёра на встречах, переговорах.

От того, насколько развито это качество у специалиста ПР может зависеть многое.  Первое впечатление о человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии решения. 

Следующая сфера. Эмоционально-волевые качества.

В эту группу входят такие качества, как:

-                       самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении.

-                       эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями.

-                       активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является безусловно важным а работе субъекта ПР. -

-                       настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.

-                       работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо.

-                       ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И конечно же, необходимо в работе с общественностью.

Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к достижениям. В стремлении к достижениям отражена фундаментальная человеческая потребность в достижении цели. Хотелось бы здесь привести любопытное исследование.

На основе изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был выделен ряд особенностей:

1)              этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;

2)              они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем;

3)              люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества для успешной работы.

Следующее  качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и  тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста ПР деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист ПР должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть адекватная самооценка, быть может, немного завышенная, но никак не крайность  - слишком высокая, т.к. это также может помешать налаживанию контактов.

Также важно иметь критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.

Последняя группа качеств – познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как:

-                       здравый смысл

-                       живой, ищущий ум

-                       гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно

-                       внимание к деталям

-                       инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений

-                       креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста ПР. Как уже было сказано, ПР не является точной наукой и в деятельности специалиста ПР нет жестко закрепленных рамок в решении задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист ПР должен подходить творчески, учитывая  ,,+,, и  ,, -- ,, этой определенной задачи. Поэтому работа в области ПР  - возможность проявить себя и реализовать свои задатки.

 Итак, были разделены все профессионально-важные качества субъекта ПР на три сферы и дали объяснение выбранным нами качествам.

Теперь объединяем все эти три сферы и получаем теоретический вариант  профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности ПР.

Выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.

1.                 Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям.

2.                 Организаторские способности.

3.                 Самообладание, самоуправление

4.                 Уверенность в себе.

5.                 Адекватная самооценка, критические способности.

Безусловно, встретить человека, который обладал бы всеми этими качествами в совокупности и у которого все они достигали высокого уровня развития очень сложно. Это – идеал специалиста ПР. Но можем говорить об изначальных требованиях, предъявляемых человеку, начинающему профессионально-ориентированное обучение. Необходимо, чтобы эти положительные и важные качества как минимум, не переходили в свою противоположность. Допустим, у человека нет высокой потребности в общении, но он также не склонен к одиночеству и замкнутости.

Поэтому первостепенной задачей является диагностика и определение наличия этого профессионально-значимого качества у специалиста ПР. Главное—наличие этого качества, наличие потенциала, который человек может развивать у себя в дальнейшем. В этом ему поможет обучение по профессии, работа над собой и главное – это желание и стремление стать профессионалом в интереснейшей и увлекательнейшей деятельности – деятельности специалиста по связям с общественностью.[5]


Заключение

Подведем итог данной работы, из которой вытекают следующие выводы:

1.   Без специалиста по PR можно обойтись, но его функции все равно будут выполняться одним или несколькими другими сотрудниками.

2.   Чтобы возможно было оценить эффективность работы PR-специалиста, следует разработать критерии оценки, ставить перед ним четкие задачи и впоследствии сопоставлять результаты деятельности с поставленными целями.

3.   Если менеджер по PR - бездельник, следует не его критиковать, а присмотреться к принципам работы всей организации.

4.   Хорошо работает организация с хорошей структурой. У каждого должно быть свое дело, тогда никто не сможет бездельничать. Следить за тем, чтобы каждый занимался своим делом - тоже дело, и немаловажное.

5.   Если очень хочется сделать своего близкого человек PR-меном, а он не знает, что это такое, пусть лучше ничего не делает, а просто сидит под этим названием. По крайней мере, не подпускайте его к PR.

6.   PR-профессионал с помощью любых подручных материалов сможет спасти ситуацию, дилетант -  имея все карты на руках, может самое лучшее положение испортить.

7.   В отношениях с общественностью важна любая мелочь, потому что результаты этих отношений необратимы.

8.   Люди разные. Похожие по ряду признаков люди объединяются в группы. Зная интересы и стереотипы каждой группы, специалист по PR должен использовать их в работе, иначе она будет иметь нейтральный или отрицательный эффект.

9.   Специалист по PR - пастор своей организации. Он должен постараться абстрагироваться, насколько это возможно, от собственной личности, и смотреть на микросистему организации в макросистеме общества глобально, используя системный подход. Все в мире взаимосвязано, и только хорошо зная законы системного взаимодействия, можно говорить об эффективном прогнозировании, планировании, PR-менеджменте в кризисной ситуации.

10. Специалист по PR не должен быть безгрешен, но должен быть безупречен с точки зрения закона и применять только те неоднозначные методы, которые очень хорошо пройдут у народа.

11. Если общественность хочет, чтобы ее обманывали, вам придется обманывать, иначе они возьмут заложников и будут требовать обмана, угрожая оружием. Но если после этого сработает стереотип "обманутый вкладчик" и вас пойдут громить - не удивляйтесь, это тоже потребность общественности, а мы должны их уважать.

12. Специалист по PR должен быть умным и гибким и не должен быть честолюбивым и догматичным.



Список литературы




1                                Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М: Тандем, 2003. - 256 с.

2                                Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. -  Ростов на Дону: Феникс, 2002. -  320 с.

3                                Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. – СПб: Нева, 2002. – 390 с.

4                                Зарайский Д.А. Паблик рилейшинз. -  Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 272 с.

5                                Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент. -  СПб: Союз.2001. -  288 с.

6                                Иванко В. П.. Паблик рилейшинз. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.

7                                Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз - кому это нужно? -  М: Экономика, 2002. - 222 с.

8                                Почепцов Г. Паблик рилейшинз. -  М: Дело, 2002. – 386 с.

9                                Самоукин А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. - М: Тандем, 2003. -  272 с.

10                           Честара Дж. Паблик рилейшнз. - М: Фаир, 2002. - 336 с.



[1] Честара Дж. Паблик рилейшнз. - М: Фаир, 2002. – С. 16


[2] Зарайский Д.А. Паблик рилейшинз. -  Ростов на Дону: Феникс, 2000. – С. 20


[3] Почепцов Г. Паблик рилейшинз. -  М: Дело, 2002. – С. 95


[4] Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М: Тандем, 2003. – С. 86


[5] Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. – СПб: Нева, 2002. – С. 131