Вопрос 6.1

Основные требования к бухгалтерской информации, представленной в отчетах.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих  результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Данные отчетности используются внешними пользователям для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» «ПБУ1/98».

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и другими подразделениями, в том числе выделенными в отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествующие отчетному. В положении оговорено, что если они не сопоставимы по  ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы – 29 февраля).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке,  в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.д.).

В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:

А) должны проводиться обособленно в случаях их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями.

Б) могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Вопрос 6.1

Виды отчетов в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую финансовую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- форму №1 «Бухгалтерский баланс»;

- форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, ее структуре, правилам оценки статей определяются ПБУ 4/99, раздел 9.

Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. №4н годовая бухгалтерская отчетность включает:

- бухгалтерский баланс – форма №1;

- отчет о прибылях и убытках – форма №2;

- отчет об изменениях капитала – форма №3;

- отчет о движении денежных средств – форма №4;

- приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;

отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6;

- пояснительную записку;

- специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, по согласованию соответственно с министерством финансов РФ;

- итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности отчеты об изменении капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не представлять  в составе годовой бухгалтерской отчетности – Отчет о движении денежных средств (форма №4), а также при отсутствии соответствующих данных – Отчет об изменении капитала (форма №3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг) промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении основных средств (формы №3,4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Отличительная черта новых форм бухгалтерской отчетности – их рекомендательный характер.

Организации вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. Необходимое требование, чтобы они содержали сведения для достоверного и полного представления информации о финансовом положении организации, изменения этого положения и финансовых результатов деятельности. В формах должны быть сохранены коды итоговых строк, строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Задача 5

Решение:

За месяц были открыты следующие счета:

Счет 01 «Основные средства»

Д                                                                    К

Сальдо нач.  40 000


5000


Сальдо конеч. 45 000


Счет 10 «Материалы»

Д                                                                                К

Сальдо нач. 10000


1500


Сальдо конеч. 11500



Счет 50 «Касса»

Д                                                                                К

Сальдо нач. __


4100

4000

90

100

Сальдо конеч. 90



Счет 51 «Расчетные счета»

Д                                                                                К

Сальдо нач. 5010


1000

4100

1000

800

Сальдо конеч. 2110


  Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д                                                                                К


Сальдо нач. 3400

800

1500


Сальдо конеч. 4100



Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Д                                                                                К


Сальдо нач. 4000


1000


1000


Сальдо конеч. 6000


Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д                                                                                К


Сальдо нач. 4000

40000





Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Д                                                                                К



100


Сальдо конеч. 100



Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Д                                                                                К

Сальдо нач. 390



90

Сальдо конеч. 300


 

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Д                                                                                К


Сальдо нач. 1000


5000


Сальдо конеч. 6000


Оборотный баланс

Наименование и номер счета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Основное средства 01

40000

-

5000

-

45000

-

Сырье и материалы 10

10000

-

1500

-

11500

-

Капитальные вложения 08

8000

-

-

-

8000


Расчетный счет 51

5010

-

2000

4900

2110


Касса 50

-

-

4190

4100

90

-

Дебиторы 76

390

-

-

90

300

-

Подотчетные лица 71

-

-

100

-

100

-

Уставный капитал 80

-

51000

-

-

-

51000

Расчеты по оплате труда 70

-

4000

4000

-

-

-

Прибыль

-

1000

-

5000

-

6000

Расчеты с поставщиками  60

-

3400

800

1500

-

7100

Краткосрочные ссуды 66

-

4000

-

2000

-

6000

Итого

63400

63400

17590

17590

67100

67100

Журнал хозяйственных операций

Наименование операции

Дт

Кт

Сумма

1

Введены в эксплуатацию ОС

01

99

5000

2

Получено в кассу с р/с

50

51

4100

3

Перечислено с р/с в погашение задолженности поставщикам

60

51

800

4

Получен краткосрочный кредит на погашение задолженности поставщикам

51

66

1000

5

Выплачена з/п их кассы

70

50

4000

6

Выплачено из кассы в подотчет

71

50

100

7

Поступление в кассу дебиторской задолженности

50

76

90

8

Получено сырье на склад от поставщиков

10

60

1500

9

Зачислена на р/с ссуда банка

51

66

1000


Задача 8

Открыты следующие счета:

Счет 10.1 Материалы (Бензин)

Д                                                                                К

Сальдо нач. 810



180

Сальдо конеч.  280

350

Счет 10.2 Материалы (Дизельное топливо)

Д                                                               К

Сальдо нач. 1200



120

Сальдо конеч. 540

540

 Счет 10.3 Материалы

Д                                                               К

Сальдо нач.


3000

270

350

160

Сальдо конеч. 2920


 Счет 60.1 Расчеты с поставщиками (Юнона)

Д                                                               К


Сальдо нач. 1000

1500

3000


Сальдо конеч. 2500





Счет 60.2 Расчетыс поставщиками (нефтебаза)

Д                                                               К


Сальдо нач. 1200

12000



Сальдо конеч.-

 Счет 60.3 Расчеты с поставщиками (Сталь)

Д                                                               К



250

350


Сальдо конеч. 100

 Счет 20  основное производство

Д                                                               К

Сальдо нач -


180


120


270


160


Сальдо конеч. 730



 Счет 51 Расчетный счет

Д                                                               К

Сальдо нач. 3090



1500


1200


2500

Сальдо конеч. 140






 Счет62 расчеты с покупателями

Д                                                               К



350


540


Сальдо конеч.890



Ведомость остатков по счету «Материалы»

1. Бензин

280

2. Дизельное топливо

540

итого

820


Ведомость остатков по счету 60 «Поставщики»

1. Юнона

2500

2. Нефтебаза

-

3. Сталь

100


2600


Журнал Хозяйственных операций

Наименование хозяйственной операции

Дт

Кт

Сумма

Общая

Част.

1

Перчислено с р/с  в оплату задолженности

Юнона

Нефтебазе



60.1

60.2



51

51





2700



1500

1200

2

Поступили на склад материалы от «Юнона

10

60.1

3000


3

Получено со склада в основное производство

Бензин:

Дизельное топливо:

20



10





300



180

120


4

Поступило сырье от завода «Сталь»

10

60.3

350


5

Отпустили сторонним покупателям

Бензин

Дизельное топливо

62

10




890


350

540

6

Отпуск со склада материалов в основное производство

Разные материалы

сырье

20

10





430



270

160

7

Оплачена задолженность заводу «Сталь» с р/с

60.3

51

250


Баланс

Наименование и номер счета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Основные средства 01

33000

-

-

-

33000

-

Сырье и материалы 10

2010

-

3350

1620

3740

-

Расчетный счет 51

3090

-

-

2950

140

-

Дебиторы 76

2000

-

-

-

2000

-

Касса 50

-

-

4190

4100

90

-

Основное производство 20

-

-

730

-

730

-

Покупатели 62

-

-

890

-

890

-

Уставный капитал 80

-

36900

-

-

-

36900

Расчеты с поставщиками  60

-

2200

2950

3350

-

2600

Краткосрочные кредиты 66

-

1000

-

-

-

1000

Итого

40100

40100

7920

7920

40500

40500


Задача 10 Б

Счетная формула

Сумматыс.

руб.

Содержание хозяйственной операции

Тип хоз. операции

Вид счета, вид проводки

Дт

Кт

6

20

02

70

Отражена сумма издержек производства с четом амортизации

1

Калькуляционный счет, вид проводки 1

7

20

70

120

Натуральная форма оплаты труда

1

Инвентарный счет, вид проводки 1

8

69

70

80

Начислены пособия по социальному страхованию, пенсий и тд

4

Счет расчетов, 1 тип проводки

9

40

20

1200

Отражена фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции

2

Инвентарный  счет, тип проводки 1

10

23

76

300

Начислены суммы страховых платежей с учетом затрат на производство

2

Счет расчетов, вид проводки 2


Список используемой литературы

1.     Астахов В.П., Бухгалтерский учет, М, 2001 г -346 с.

2.     Бухгалтерский учет, Сборник задач, Минск 1997 г -224 с.

3.     Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет, Учебное пособие, М., 2003 г – 638 с.

4.     План счетов бухгалтерского учета с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38Н