Вопрос 6.1
Основные требования к бухгалтерской информации, представленной в отчетах.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Данные отчетности используются внешними пользователям для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» «ПБУ1/98».
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и другими подразделениями, в том числе выделенными в отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествующие отчетному. В положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы – 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.д.).
В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:
А) должны проводиться обособленно в случаях их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями.
Б) могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вопрос 6.1
Виды отчетов в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую финансовую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
- форму №1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, ее структуре, правилам оценки статей определяются ПБУ 4/99, раздел 9.
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. №4н годовая бухгалтерская отчетность включает:
- бухгалтерский баланс – форма №1;
- отчет о прибылях и убытках – форма №2;
- отчет об изменениях капитала – форма №3;
- отчет о движении денежных средств – форма №4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6;
- пояснительную записку;
- специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, по согласованию соответственно с министерством финансов РФ;
- итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности отчеты об изменении капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности – Отчет о движении денежных средств (форма №4), а также при отсутствии соответствующих данных – Отчет об изменении капитала (форма №3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг) промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении основных средств (формы №3,4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.
Отличительная черта новых форм бухгалтерской отчетности – их рекомендательный характер.
Организации вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. Необходимое требование, чтобы они содержали сведения для достоверного и полного представления информации о финансовом положении организации, изменения этого положения и финансовых результатов деятельности. В формах должны быть сохранены коды итоговых строк, строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
Задача 5
Решение:
За месяц были открыты следующие счета:
Счет 01 «Основные средства»
Д К
Сальдо нач. 40 000 |
|
5000 |
|
Сальдо конеч. 45 000 |
|
Счет 10 «Материалы»
Д К
Сальдо нач. 10000 |
|
1500 |
|
Сальдо конеч. 11500 |
|
Счет 50 «Касса»
Д К
Сальдо нач. __ |
|
4100 |
4000 |
90 |
100 |
Сальдо конеч. 90 |
|
Счет 51 «Расчетные счета»
Д К
Сальдо нач. 5010 |
|
1000 |
4100 |
1000 |
800 |
Сальдо конеч. 2110 |
|
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Д К
|
Сальдо нач. 3400 |
800 |
1500 |
|
Сальдо конеч. 4100 |
Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Д К
|
Сальдо нач. 4000 |
|
1000 |
|
1000 |
|
Сальдо конеч. 6000 |
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Д К
|
Сальдо нач. 4000 |
40000 |
|
|
|
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Д К
|
|
100 |
|
Сальдо конеч. 100 |
|
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Д К
Сальдо нач. 390 |
|
|
90 |
Сальдо конеч. 300 |
|
Счет 99 «Прибыли и убытки»
Д К
|
Сальдо нач. 1000 |
|
5000 |
|
Сальдо конеч. 6000 |
Оборотный баланс
Наименование и номер счета |
Сальдо начальное |
Обороты |
Сальдо конечное |
|||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|
Основное средства 01 |
40000 |
- |
5000 |
- |
45000 |
- |
Сырье и материалы 10 |
10000 |
- |
1500 |
- |
11500 |
- |
Капитальные вложения 08 |
8000 |
- |
- |
- |
8000 |
|
Расчетный счет 51 |
5010 |
- |
2000 |
4900 |
2110 |
|
Касса 50 |
- |
- |
4190 |
4100 |
90 |
- |
Дебиторы 76 |
390 |
- |
- |
90 |
300 |
- |
Подотчетные лица 71 |
- |
- |
100 |
- |
100 |
- |
Уставный капитал 80 |
- |
51000 |
- |
- |
- |
51000 |
Расчеты по оплате труда 70 |
- |
4000 |
4000 |
- |
- |
- |
Прибыль |
- |
1000 |
- |
5000 |
- |
6000 |
Расчеты с поставщиками 60 |
- |
3400 |
800 |
1500 |
- |
7100 |
Краткосрочные ссуды 66 |
- |
4000 |
- |
2000 |
- |
6000 |
Итого |
63400 |
63400 |
17590 |
17590 |
67100 |
67100 |
Журнал хозяйственных операций
№ |
Наименование операции |
Дт |
Кт |
Сумма |
1 |
Введены в эксплуатацию ОС |
01 |
99 |
5000 |
2 |
Получено в кассу с р/с |
50 |
51 |
4100 |
3 |
Перечислено с р/с в погашение задолженности поставщикам |
60 |
51 |
800 |
4 |
Получен краткосрочный кредит на погашение задолженности поставщикам |
51 |
66 |
1000 |
5 |
Выплачена з/п их кассы |
70 |
50 |
4000 |
6 |
Выплачено из кассы в подотчет |
71 |
50 |
100 |
7 |
Поступление в кассу дебиторской задолженности |
50 |
76 |
90 |
8 |
Получено сырье на склад от поставщиков |
10 |
60 |
1500 |
9 |
Зачислена на р/с ссуда банка |
51 |
66 |
1000 |
Задача 8
Открыты следующие счета:
Счет 10.1 Материалы (Бензин)
Д К
Сальдо нач. 810 |
|
|
180 |
Сальдо конеч. 280 |
350 |
Счет 10.2 Материалы (Дизельное топливо)
Д К
Сальдо нач. 1200 |
|
|
120 |
Сальдо конеч. 540 |
540 |
Счет 10.3 Материалы
Д К
Сальдо нач. |
|
3000 |
270 |
350 |
160 |
Сальдо конеч. 2920 |
|
Счет 60.1 Расчеты с поставщиками (Юнона)
Д К
|
Сальдо нач. 1000 |
1500 |
3000 |
|
Сальдо конеч. 2500 |
Счет 60.2 Расчетыс поставщиками (нефтебаза)
Д К
|
Сальдо нач. 1200 |
12000 |
|
|
Сальдо конеч.- |
Счет 60.3 Расчеты с поставщиками (Сталь)
Д К
|
|
250 |
350 |
|
Сальдо конеч. 100 |
Счет 20 основное производство
Д К
Сальдо нач - |
|
180 |
|
120 |
|
270 |
|
160 |
|
Сальдо конеч. 730 |
|
Счет 51 Расчетный счет
Д К
Сальдо нач. 3090 |
|
|
1500 |
|
1200 |
|
2500 |
Сальдо конеч. 140 |
|
Счет62 расчеты с покупателями
Д К
|
|
350 |
|
540 |
|
Сальдо конеч.890 |
|
Ведомость остатков по счету «Материалы»
1. Бензин |
280 |
2. Дизельное топливо |
540 |
итого |
820 |
Ведомость остатков по счету 60 «Поставщики»
1. Юнона |
2500 |
2. Нефтебаза |
- |
3. Сталь |
100 |
|
2600 |
Журнал Хозяйственных операций
№ |
Наименование хозяйственной операции |
Дт |
Кт |
Сумма |
|
Общая |
Част. |
||||
1 |
Перчислено с р/с в оплату задолженности Юнона Нефтебазе |
60.1 60.2 |
51 51 |
2700 |
1500 1200 |
2 |
Поступили на склад материалы от «Юнона |
10 |
60.1 |
3000 |
|
3 |
Получено со склада в основное производство Бензин: Дизельное топливо: |
20 |
10 |
300 |
180 120 |
4 |
Поступило сырье от завода «Сталь» |
10 |
60.3 |
350 |
|
5 |
Отпустили сторонним покупателям Бензин Дизельное топливо |
62 |
10 |
890 |
350 540 |
6 |
Отпуск со склада материалов в основное производство Разные материалы сырье |
20 |
10 |
430 |
270 160 |
7 |
Оплачена задолженность заводу «Сталь» с р/с |
60.3 |
51 |
250 |
|
Баланс
Наименование и номер счета |
Сальдо начальное |
Обороты |
Сальдо конечное |
|||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|
Основные средства 01 |
33000 |
- |
- |
- |
33000 |
- |
Сырье и материалы 10 |
2010 |
- |
3350 |
1620 |
3740 |
- |
Расчетный счет 51 |
3090 |
- |
- |
2950 |
140 |
- |
Дебиторы 76 |
2000 |
- |
- |
- |
2000 |
- |
Касса 50 |
- |
- |
4190 |
4100 |
90 |
- |
Основное производство 20 |
- |
- |
730 |
- |
730 |
- |
Покупатели 62 |
- |
- |
890 |
- |
890 |
- |
Уставный капитал 80 |
- |
36900 |
- |
- |
- |
36900 |
Расчеты с поставщиками 60 |
- |
2200 |
2950 |
3350 |
- |
2600 |
Краткосрочные кредиты 66 |
- |
1000 |
- |
- |
- |
1000 |
Итого |
40100 |
40100 |
7920 |
7920 |
40500 |
40500 |
Задача 10 Б
№ |
Счетная формула |
Сумматыс. руб. |
Содержание хозяйственной операции |
Тип хоз. операции |
Вид счета, вид проводки |
|
Дт |
Кт |
|||||
6 |
20 |
02 |
70 |
Отражена сумма издержек производства с четом амортизации |
1 |
Калькуляционный счет, вид проводки 1 |
7 |
20 |
70 |
120 |
Натуральная форма оплаты труда |
1 |
Инвентарный счет, вид проводки 1 |
8 |
69 |
70 |
80 |
Начислены пособия по социальному страхованию, пенсий и тд |
4 |
Счет расчетов, 1 тип проводки |
9 |
40 |
20 |
1200 |
Отражена фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции |
2 |
Инвентарный счет, тип проводки 1 |
10 |
23 |
76 |
300 |
Начислены суммы страховых платежей с учетом затрат на производство |
2 |
Счет расчетов, вид проводки 2 |
Список используемой литературы
1. Астахов В.П., Бухгалтерский учет, М, 2001 г -346 с.
2. Бухгалтерский учет, Сборник задач, Минск 1997 г -224 с.
3. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет, Учебное пособие, М., 2003 г – 638 с.
4. План счетов бухгалтерского учета с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38Н