Содержание

Введение. 3

1. Земельный налог. 4

2. Налог на имущество физических лиц. 8

3. Налог на рекламу. 9

4. Налог на наследование или дарение. 11

5. Местные лицензионные сборы.. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

Тема работы была выбрана следующая «Местные налоги, их характеристика». Интерес с моей стороны возник не случайно. В последнее время роль местных налогов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании местных бюджетов существенно изменилась.

Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.

Согласно ст. 15 НК РФ основными местными налогами являются:

1.                 земельный налог

2.                 налог на имущество физических лиц

3.                 налог на рекламу

4.                 налог на наследование и дарение

5.                 местные лицензионные сборы

Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных со взиманием местных налогов, и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы.

Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, сущность местных налогов, рассмотреть классификацию, а также непосредственно проблемы взимания местных налогов.




1. Земельный налог


Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Закон РФ «О плате за землю»[1], законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе данного Закона по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Закон РФ «О плате за землю» и принятые на его основе нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», «землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации[2], согласно которому собственники земельных участков - это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения земельным налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.

Размеры (ставки) земельного налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

В Российской Федерации значительная площадь земель используется под сельскохозяйственными угодьями, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками).

Льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого Закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего право на него, не имеется.

Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицам исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.

Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка.

Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Плательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»[3] начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

Неуплата или неполная уплата сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

2. Налог на имущество физических лиц


Налогоплательщиками, признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 388 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения (далее для целей настоящей главы - объекты недвижимого имущества), расположенные на территории соответствующего муниципального образования.

Налоговая база по налогу определяется как инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта недвижимого имущества, расположенного на территории соответствующего муниципального образования, исходя из его инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 100 000 рублей в отношении каждого объекта недвижимого имущества, относящегося к жилищному фонду, находящегося в собственности следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I группы;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

5) физических лиц, получающих льготы в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

6) физических лиц, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами о налоге представительных органов местного самоуправления в размере не превышающем 0,1 %.


3. Налог на рекламу

 

Объектом налогообложения по налогу на рекламу признаются:

·        расходы на приобретение рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг (работ);

·        рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.

Распространением информации признается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка), объявлений, извещений, сообщений или при помощи других рекламных носителей.

Также признается объектом налогообложения налогом на рекламу спонсорский вклад, а спонсор и спонсируемый являются, соответственно, рекламодателем и рекламораспространителем.

Не является объектом налогообложения:

·        плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы;

·        размещение информационных вывесок при входе или в помещениях (витринах) о наименовании организации в соответствии с учредительными документами, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации, иной подобной информации;

·        распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения организации, номеров телефонов и иной подобной информации;

·        размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения;

·        объявления государственных органов, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций.

Налоговой базой по налогу на рекламу является стоимость оказанных рекламных услуг (работ) либо расходы по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг).

Налоговая ставка устанавливается в размере 5 %.

Сумма налога исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.

Налоговый период по налогу на рекламу - квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости рекламных услуг, работ (величины фактических затрат) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Подача декларации производится в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация подается в налоговые органы по месту постановки на учет.

Расходы по уплате налога на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией[4].

4. Налог на наследование или дарение


Плательщиками налога в соответствии с ФЗ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12.12.91г. № 2020-1 (в ред. Законов РФ от 22.12.1992 № 4178-1, от 06.03.1993 № 4618-1, от 27.01.1995 № 10-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ) являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения в соответствии с ФЗ являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения. Стоимостью недвижимого имущества (кроме земельного участка), полученного в собственность в порядке наследования или дарения, признается инвентаризационная стоимость указанного имущества на день открытия наследства или заключения договора дарения. Стоимостью земельного участка признается кадастровая стоимость, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации, на день открытия наследства или заключения договора дарения.

Налогообложение стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будет осуществляться не с первого рубля, а будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму, которая составляет при наследовании 200 тыс. рублей, а при дарении – 20 тыс. рублей.

Указанные не облагаемые налогом суммы применяются при каждом получении имущества в собственность в порядке дарения. Однако, если налогоплательщик в течение одного календарного года неоднократно получает имущество в собственность в порядке дарения от одного и того же физического лица, то налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму применительно к имуществу, полученному на основании одного из договоров дарения, заключенных в течение указанного периода.

Исчисление налога производится налоговым органом при наследовании – по месту открытия наследства, при дарении: недвижимого имущества – по месту его нахождения, движимого имущества – по месту совершения договора дарения движимого имущества.

Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке Российской Федерации.

Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.


5. Местные лицензионные сборы


Налогоплательщиками местных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в органах местного самоуправления специальное разрешение, лицензию на право ведения на территории местного самоуправления отдельных видов деятельности. Перечень видов деятельности, лицензии на которые имеют право выдавать органы местного самоуправления устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о лицензировании.

Объектом налогообложения и налоговой базой является приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории города, района лицензируемых видов деятельности.

Внесение изменений в лицензию при уплате местного лицензионного сбора приравнивается к выдаче новой лицензии.

Налоговая база для установления сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности или определенного права, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда[5].


Заключение


Система местного налогообложения является недостаточно урегулированной в российском налоговом законодательстве.

Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но, несмотря на это, местные налоги заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы и т.д.

Значение местных налогов для формирования доходной части бюджета местных органов огромно. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

Список литературы


1.            Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

2.            Налоговый кодекс. М.: Новый юрист, 2004.

3.            Федеральный закон от 24 июля 2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

4.            Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

5.            Налоговое право / Под ред. Г.О. Козлова. М.: Финансы, 2004.

6.            Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2003.




[1] См.: Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

[2] См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.


[3] См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».


[4] Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2003. С. 103-104.


[5] Налоговое право / Под ред. Г.О. Козлова. М.: Финансы, 2004. С. 90-92.