Содержание

Введение. 3

1. Проверка полноты отражения в соответствующих документах НДС, полученного за реализацию продукции, товаров, выполнение работ и услуг и при других поступлениях средств. 4

2. Проверка правильности отражения НДС, уплаченного поставщиками, подрядчиками и другими организациями за выполнения работ и услуг. 7

3. Проверка обоснованности отнесения к возмещению сумм НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками. 9

4. Проверка правильности расчета НДС, подлежащего перечислению в бюджет с учетом полученных авансов и предоплат. 11

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Цель данной работы является изучение методики правильности расчета на добавленную стоимость.

Задачи данной работы заключаются в следующем. 1. Изучение проверки полноты отражения в соответствующих документах НДС, полученного за реализацию продукции, товаров, выполнение работ и услуг и при других поступлениях средств. 2. Изучение проверки правильности отражения НДС, уплаченного поставщиками, подрядчиками и другими организациями за выполнения работ и услуг. 3. Изучение проверки обоснованности отнесения к возмещению сумм НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками.


1. Проверка полноты отражения в соответствующих документах НДС, полученного за реализацию продукции, товаров, выполнение работ и услуг и при других поступлениях средств.


В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-факту­рах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма НДС, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на полу­чение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не произво­дится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемый по ним НДС, приходуется налогоплательщи­ком на балансовых бухгалтерских счетах 10 «Материалы» и др. на всю сум­му предъявленного счета с последующим списанием в установленном поряд­ке на издержки производства (обращения).

Организации, использующие для своей продукции многооборотную тару, имеющую залоговые цены (в т.ч. стеклопосуду), учитывают эту тару по за­логовым ценам, включающим НДС, на счете 10 «Материалы» без предъяв­ления по ней к зачету сумм НДС, уплаченных поставщикам при ее приобре­тении.

Суммы налога за тару одноразового использования предъявляются к за­чету организациями, получающими продукцию в этой таре, в составе общей суммы налога по этой продукции в общеустановленном порядке.

При определении сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет по транспорт­ной таре, оплачиваемой сверх цен на готовую продукцию, к зачету принима­ются суммы налога, исчисленные от той стоимости (части стоимости) тары, которая оплачена сверх цен. [3.c.85]

Не исключается из налоговой суммы полученный от покупателей налог, уплаченный поставщикам:

а) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизвод­ственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобу­сам.

Указанный порядок не применяется в отношении колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных организаций, у которых сумма НДС по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, подлежит вычету.

К товарам (работам, услугам), использованным на непроизводствен­ные нужды крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, не относятся товары (работы, услуги) личного потребления;

б) по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС. Сум­мы НДС, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услу­гам), относятся на издержки производства и обращения.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по приоб­ретению ценностей предназначены субсчета счета 19 («НДС по приобретен­ным ценностям», «НДС по приобретенным материальным ресурсам»).

При этом налогоплательщик на основании данных оперативного бухгал­терского учета должен вести раздельный учет сумм НДС как по оплаченным приобретенным материальным ресурсам, так и неоплаченным.

В том случае, если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) НДС, использованы для непроиз­водственной сферы, имеющей специальные источники финансирования, делается восстановительная бухгалтерская проводка — кредит счета 68 (субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС») и дебет счетов учета источников финансирования (покрытия).

В случае порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) суммы НДС при их приобретении списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в общеустанов­ленном для списания недостач материальных ценностей порядке без возме­щения (зачета) из бюджета.

Организации розничной торговли и общепита сумму налога по товарам, поступившим от поставщиков и выделяемую в расчетных документах отдель­но, учитывают непосредственно на счете 41 «Товары» в корреспонденции со счетами 60, 76 и др. [3.c.86]

На предприятии ООО «Головин и Ко» при проведении проверки полноты отражения НДС в документах выявлено что в первичных учетных документах (счетах, счетах-факту­рах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг) отраженно правильно, не выделена сумма НДС на расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на полу­чение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не произво­дится.

На предприятии ООО «Головин и Ко» используются для своей продукции многооборотную тару, имеющую залоговые цены, и из-за этого учитывают эту тару по за­логовым ценам, включающим НДС, на счете 10 «Материалы» без предъяв­ления по ней к зачету сумм НДС, уплаченных поставщикам при ее приобре­тении

2. Проверка правильности отражения НДС, уплаченного поставщиками, подрядчиками и другими организациями за выполнения работ и услуг.


Для учета сумм НДС, уплаченных поставщикам за используемые в производственных целях материальные ресурсы, основные средства, нематериальные активы и другие ценности, для всех предприятий служит введенный с 01.01.93 счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Организации розничной торговли и общественного питания выделенную в расчетных документах сумму НДС по товарам, поступившим от поставщиков, учитывают непосредственно на счете 41 «Товары».

На счете 19 ведутся отдельные субсчета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам», и др.

Суммы НДС, уплаченные поставщиками за горюче-смазочные материалы, в случае их приобретения за наличный расчет и в порядке предварительной оплаты с 01.01.96 выделяются из стоимости ГСМ по расчетной ставке в размере 13,79%.

Суммы НДС по материальным ресурсам производственного характера, выполняемым сторонними организациями, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом , субсчет «расчеты по НДС» по мере проведения расчетов с поставщиками .

Плательщики обязаны вести раздельный учет сумм налога по оплаченным и неоплаченным приобретенным материальным ресурсам. [3.c.95]

Уплаченные поставщикам суммы НДС за материально-технические работы и услуги производственного характера, используемые при изготовлении продукции, которая на территории РФ освобождается от уплаты НДС, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 на дебет счетов учета затрат на производство.

Суммы налога по товарам, работам, услугам, основным средствам и нематериальным активам, использованными для непроизводственных нужд, списываются с кредита соответствующего субсчета 19 на дебет счетов учета источников финансирования затрат на их приобретение.

Если материальные ресурсы, по которым НДС в установленном порядке списан на расчеты с бюджетом, использованы для непроизводственных нужд, то делается восстановительная проводка по кредиту счета 68 и дебету соответствующих счетов учета источника финансирования. [3.c.96]

Изменениями и дополнениями №6 Инструкции ГНС РФ от 09.12.91 г. №1 из ее текста был исключен специальный раздел, посвященный учету уплаченных поставщикам сумму НДС. Таким образом, с момента введения этих дополнений в действие суммы НДС относятся на расчеты с бюджетом в том же порядке, что и по прочим материальным ресурсам: по мере проведения расчетов с поставщиками.

На предприятии ООО «Головин и Ко» при проведении проверки правильности отражения НДС. Было выявлено что выделенную в расчетных документах сумму НДС по товарам, поступившим от поставщиков, учитывают правильно непосредственно на счете 41 «Товары».

Суммы НДС, уплаченные поставщиками за горюче-смазочные материалы, приобретались за наличный расчет и в порядке предварительной оплаты правильно выделяются из стоимости ГСМ по расчетной ставке в размере 13,79%.


3. Проверка обоснованности отнесения к возмещению сумм НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками.


Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематери­альные активы, а также работы (услуги), выполняемые сторонними органи­зациями, используемые для производственных целей, на издержки произ­водства и обращения, не относится за исключением реализации товаров (ра­бот, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится возмеще­ние (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

Полученные от покупателей (подрядчики) суммы НДС, выделенные в расчетных документах за реализованные продукцию или имущество отдельной строкой, отражаются в составе выручки от реализации по кредиту счетов реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно они отражаются по дебету счетов 90 «Реализация продукции», «Реализация прочих активов», «Реализация и прочее выбытие основных средств» и кредиту субсчета «Расчеты по налогу на добавленную стоимость счета 68 «Расчеты с бюджетом».

При получении предприятием за реализуемые ими товары, включая основные средства и прочие активы, денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемых в счет увеличения прибыли, указанные средства отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счетов реализации. [3.c.74]

При получении авансов в счет будущих поставок материальных ценностей или оплаты работ по частичной готовности вся указанная в расчетных документах сумма аванса отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета «Расчеты по авансам полученным». Одновременно сумма налога, исчисленная по установленной ставке, отражается по дебету счета и кредиту субсчета «Расчеты по НДС» счета 68. При отгрузке продукции и проведении окончательных расчетов на сумму ранее учтенного налога сначала делается обратная запись (дебет счета 68), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в установленном порядке.

Кредитовое сальдо по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» счета 68 на конец отчетного периода перечисляется в бюджет и отражается в учете по дебету указанного счета в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет». [3.c.75]

На предприятии ООО «Головин и Ко» входе проверки обоснованности отнесения к возмещению сумм НДС было выявлено что налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематери­альные активы, а также работы (услуги), выполняемые сторонними органи­зациями, используемые для производственных целей, отнесли правильно на издержки произ­водства и обращения.

И не отнесли реализацию товаров (ра­бот, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится возмеще­ние (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

 



4. Проверка правильности расчета НДС, подлежащего перечислению в бюджет с учетом полученных авансов и предоплат.


Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающими­ся продажей и перепродажей товаров, в т.ч. по договорам комиссии и пору­чения (за исключением организаций розничной торговли, общепита и аукци­онной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки произ­водства и обращения.

Реализация предпринимателями и организациями произведенных ими товаров осуществляется по свободным договорным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

Во всех расчетных документах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Заготовительные, снабженческо-сбытовые, оптовые и другие предприятия , занимающиеся продажей и перепродажей товаров (за исключением предприятий розничной торговли и общественного питания), выделяют в расчетных документах суммы НДС отдельной строкой, начиная с оборотов. В расчетных документах по товарам, освобожденным от налога, делается пометка, что НДС не взимается. [3.c.45]

Начиная с 01.01.97г. все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры на реализацию продукции, содержащие следующую информацию:

-         наименование и регистрационный номер поставщика;

-         наименование получателя;

-         наименование продукции (работ, услуг);

-         стоимость;

-         сумму НДС;

-         дату представления счета-фактуры.

Суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги – и за основные средства и нематериальные активы , на издержки производства и обращения не относятся.

Начиная с оборотов всеми предприятиями (за исключением предприятий розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) подлежащая перечислению в бюджет сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

При поставках материальных ресурсов из государств-участников СНГ суммы НДС, уплаченные по повышенным по сравнению с действующими на территории РФ ставками, подлежат вычету в полном объеме, если только в расчетных документах они выделяются отдельной строкой.

Не подлежат отнесению на расчеты с бюджетом:

-         суммы НДС, уплаченные предприятиями и организациями по приобретенным ими служебным автомобилям и микроавтобусам;

-         суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении многооборотной тары, имеющей залоговую цену;

-         суммы НДС по материальным ценностям, приобретаемым для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения за наличный расчет;

-         суммы НДС, уплаченные поставщикам за материальные ресурсы, товары, работы и услуги, а также основные средства и нематериальные активы, использованные для непроизводственных нужд. [3.c.46]

На предприятии ООО «Головин и Ко» входе проверки правильности расчета НДС, подлежащего перечислению в бюджет было выявлено что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет так как наше предприятие занимается продажей и перепродажей товаров, в т.ч. по договорам комиссии и пору­чения, Сумму выявили правильно находилась она так разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки произ­водства и обращения.

На предприятии ООО «Головин и Ко» во всех расчетных документах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. И это правильно согласно налоговой политики страны.


Заключение.


В настоящее время широко пропагандируется идея снижения основных налогов, среди которых и НДС. Суть налогового реформирования при снижении налогов известна – воздействие на совокупный спрос за счет сокращения поступлений в казну и увеличения средств населения в реальном секторе экономики. Таким образом, сокращение доходов бюджетов разных уровней на начальном этапе проведения такой политики ведет в перспективе к росту производства и увеличению налогооблагаемой базы, за счет чего перекрываются потери по налоговым доходам из-за снижения налоговых ставок.

В соответствии с законопроектами, прошедшими в Гос. Думе РФ, ставка НДС должна сократиться на 5%. Но надо учитывать, что в 1998 г. реальная ставка НДС составила 9.7%, а не 20%. Поэтому снижение НДС на 5% адекватно сокращению отчетного НДС на 66.2 млрд. руб. При том, что в 2003 г. в бюджет должно было поступить 264,8 млрд. руб., а недоимка составила 136,7 млрд. руб., то есть больше, чем было собрано, снижение ставки НДС даже на 10% не повлияет на реальный сектор, который заплатил по ставке 9.7%. Можно сделать более оптимистический прогноз: бюджет недополучит 32 млрд. руб. Допускается, что эти деньги готовы стать дополнительными инвестициями. Окончательный ответ может быть получен только в результате долгого расчета показателей, связанных с окупаемостью затрат, рентабельностью, и т.д., который, наконец, прояснит, сколько времени пройдет до роста налогооблагаемой базы.

Таким образом, такая концепция налоговой реформы несовершенна. В условиях экономического кризиса чрезвычайно опасно сокращение бюджетных доходов за счет снижения налоговых ставок. Некоторые экономисты предлагают, согласно опыту развитых стран, повысить ставки НДС, и за счет этого снизить ставки по налогу на прибыль. Я считаю, что правильнее снизить ставки НДС, и за счет этого повысится собираемость налога.

Список литературы

1.     Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. – Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности – М.: Магис, 1995

2.  Колчин С.П. «Снижение налогового «пресса» и его вероятностные последствия» // Финансы, №7, 1999

3.     Коровкин В.В., Кузнецова Г.В. «Налоговая проверка предприятия», Москва: Приор, 1996

4.     Налоговый кодекс РФ, часть первая, - Москва: Олма-Пресс, 1999

5.     Никитин С.М., Степанова М.П., Глазова Е.С. – НДС в системе налогов на потребление – опыт развитых стран // Деньги и кредит, №1, 1998

6.     Рябова Р.И. – Вопросы налогообложения – Москва: Газета «Бухучет и налоги», 1997

7.     Юткина Т.Ф. – Налоги и налогообложение, учебник – М.: Инфра-М, 1999