ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


РЕГИОНАЛЬНАЯ КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВО»






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

на тему «Понятие предпринимательской деятельности.   Ответственность за ненадлежащею рекламу»





Исполнитель:


специальность            

группа                        

№ зачетной книжки   

Руководитель:








Уфа – 2009

Содержание

Введение……………….………………………………………………………......3

1.      Понятие предпринимательской деятельности………………………4 - 13

1.1.        Общая характеристика……………………………………………....4

1.2.        Правовая характеристика российского предпринимательства…...9

2.      Ответственность за ненадлежащую рекламу……………………....14 - 22

2.1.   Общая характеристика……………………………………………..14

2.2.         Виды ответственности………………………..……………………19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………............24





















Введение


Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Предприниматель обязан знать  важнейшие принципы предпринимательского права – основополагающего начала всей сферы предпринимательской деятельности. Кроме того, любой предприниматель должен ясно представлять ответственность, которую он может понести в случае деятельности, выходящей за рамки закона.

Все это неразрывно связано и составляет базовую платформу знаний для предпринимателей любого уровня и любого масштаба.

1.      Понятие предпринимательской деятельности


1.3.        Общая характеристика


Предпринимательской считается всякая деятельность, преследующая цель получения дохода за счет привлечения собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала. В этом смысле служащие государственных учреждений или работающие по найму в компании не являются предпринимателями, а владение акциями компании или работа на собственной (или даже арендованной у компании) бензоколонке есть предпринимательство. Оно предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и ответственность за результаты этих решений [1, c. 358].

Главная задача всякого предпринимателя - получить доход на вложенный труд и капитал. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг - это и есть предпринимательская деятельность. Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Уровень качества его работы определяется объемом полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода [3].

Основу предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.

Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты. Также входят потребители товаров и услуг, они формируют спрос и доходы предпринимателей, партнёры по сделкам.

Объектами предпринимательской деятельности являются товары, имеющие стоимость, потребительную и меновую [4].

Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям в зависимости:

ü от формы собственности, на базе которой деятельность осуществляется (частная, государственная, муниципальная);

ü от числа участников (индивидуальная, коллективная);

ü от характера деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.).

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на малые, средние и крупномасштабные.

Безусловно, следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную). Менеджером может быть наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. Он несет меньшую имущественную и моральную ответственность за свои действия, чем владелец предприятия - предприниматель. Конечно, в настоящее время, когда коммерческая деятельность получила широкое распространение, разделение на менеджмент и предпринимательство в значительной степени условно. Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он менеджер в той или иной степени

Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые не уделяют должного внимания предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства. Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. В кругах современного крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только в том случае, если чувствовать себя предпринимателем. Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса. Все эти цели взаимосвязаны.

Развитие частного предпринимательства и капитализма в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия общества мало совместимы. В истории достаточно примеров, подтверждающих это. Однако времена изменились, а вместе с ними изменилось и общество, которое, опираясь на достижения науки и техники, стремится к установлению демократии и в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства. Изменился и сам предприниматель: к таким исконным его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, добавилось образование, интеллект, чувство социальной ответственности [3].

Функции предпринимательства. В экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства.

Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы - факторы производства. Важными являются инвестиционные ресурсы - машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов - это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т. п. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса - предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства - земли, капитала, труда, способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства.

Вторая функция - организаторская. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели - получению высокой прибыли.

Третья функция предпринимательства - творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США) [1, c. 355].

Сферы предпринимательства. Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

ü производство,

ü коммерцию,

ü финансы,

ü интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение [3].

Производство - наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок - впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого - отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

ü промышленность;

ü сельское хозяйство, рыбный промысел, лесное хозяйство;

ü общественный и производственный транспорт;

ü услуги производственного характера (ремонтные  работы).

1.2.   Правовая характеристика российского предпринимательства


Предпринимательство для современной России - явление относительно новое. История нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. О предприятиях и предпринимательской деятельности (утратил силу).

Ранее, в советский период, вопросы теории и практики предпринимательства не изучались. Советская наука в вообще обходила вопросы предпринимательства. Этого слова нет даже в Толковом словаре русского языка С. Ожегова. Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком. Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы [1, c. 358].

Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование и т. п.). В то же время она опирается на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного.

Таким образом, право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления. При этом мы можем говорить как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим) [2, c. 34].

Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической [1, c. 30].

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отношения в области защиты прав юридических и физических лиц при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности регламентируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Государственный контроль - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. (Ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Указанный акт имеет весьма ограниченную сферу применения. Установлены ограничения двух видов. Во-первых, ограничения связаны с характером проводимых мероприятий по контролю. Закон применяется к мероприятиям, которые предполагают взаимодействие органов государственного контроля с хозяйствующими субъектами, на последних возлагаются обязанности по предоставлению информации и выполнению требований органов контроля. Закон не применяется к мероприятиям по контролю, проводимым по инициативе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, закон не применяется к отношениям, связанным с проведением некоторых видов контроля: налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового и др. [2, c 27].

Конституция РФ содержит необходимый набор критериев, которые в своей совокупности дают полную правовую характеристику будущей российской экономики. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ [1, c. 361].

Система критериев следующая:

1.                в Конституции РФ четко решена главная экономическая и правовая проблема - проблема собственности. Признается многообразие форм собственности, и одинаковая их государственная зашита. Особо подчеркнуты охрана частной собственности и возможность иметь в частной собственности землю только российским гражданам и их объединениям;

2.                установлены гарантии свободы экономической деятельности. Каждый вправе по своему усмотрению использовать свои способности и имеющееся у него имущество для предпринимательской деятельности;

3.                закреплен механизм рыночных отношений. В частности, гарантированы создание и функционирование единого экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;

4.                конституционно подтверждено, что единственной денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Государство в лице Банка России взяло на себя обязательство защищать и обеспечивать устойчивость рубля;

5.                зафиксировано, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

6.                Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью: охраняются труд и здоровье людей, вводится гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1, c. 28].

Сказанное позволяет сделать вывод, что в России в результате проведения реформ будет сформирована социально ориентированная рыночная экономика с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования.

Однако на практике все довольно далеко от идеала. Указанная цель достижима лишь в случае строгого соответствия осуществляемых реформ конституционно-правовой характеристике российской экономики, что предполагает активную творческую роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе реформирования, а также адекватную конституционным установлениям деятельность самих предпринимателей [1, c. 29].

2.      Ответственность за ненадлежащую рекламу


2.1.   Общая характеристика


Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе») [6].

Классификация видов рекламы может быть проведена по различным основаниям:

1)               в зависимости от вида рекламируемого товара выделяют рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

2)               в зависимости от вида рекламируемых услуг выделяют рекламу страховых и инвестиционных услуг, услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;

3)               в зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

4)               в зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют;

ü    политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

ü    социальную рекламу - рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;

ü    коммерческую рекламу, цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

5)      в зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним [2, c. 456].

Виды ненадлежащей рекламы. При осуществлении коммерческой деятельности, особенно в условиях  развивающейся конкуренции, при естественном желании предпринимателя  продать как можно больше товара, работ, услуг, занять лучший сегмент рынка, определить конкурента, возможны различные формы введения потребителя в заблуждение в рекламе. Исходя из этого, рекламодатель должен, аккуратно относится ко всем сведениям, содержащимся в рекламе. Если реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе о рекламе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Видами ненадлежащей рекламы являются:

ü недобросовестная реклама

ü недостоверная реклама

ü заведомо ложная реклама

ü неэтичная реклама

ü скрытая реклама

Наиболее опасным является случай заведомо ложной рекламы - это реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламораспространитель, рекламопроизводитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы (ст.9 Закона "О рекламе").

Заведомо ложным в такой рекламе  может быть содержащаяся в ней информация, как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение потребителей рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют.

Скрытой рекламой является использование в радио, теле, видео, аудио и кино продукции, также в иной продукции и распространение  и распространение  иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает на осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видео вставок (двойной звукозаписи) и иными способами (ст. 10 Закона «О рекламе»).

Например, скрытой рекламой, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие путем использования специальных видео вставок  и иными способами, является реклама, влияющая на подсознание человека путем использования "25-го кадра". В кинофильм к двадцати четырем кадрам, проходящим в секунду, добавляется еще один  кадр с конкретной рекламой. Человеческий глаз не улавливает лишний кадр, но подсознание срабатывает, и посетители кинотеатров бросаются покупать тот или иной товар.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких  характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения  и т.д. (ст.7 Закона "О рекламе").

Неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную, слуховую, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы  гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических  и иных убеждений физических лиц, порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны) национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы, порочит какое-либо физическое лицо, какую либо деятельность, профессию, товар (п.1 ст.8 Закона "О рекламе") [5].

Общие требования, предъявляемые к рекламе.

1.      Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. Достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции не рекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительного сообщения об этом, в частности путем пометки на правах рекламы.

2.      Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3.      Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и орган, ее выдавший.

4.      Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

5.      Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории Российской Федерации.

6.      Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

7.      Реклама не должна быть опасной, т. е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

8.      Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

9.      Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних.

Общие требования предъявляются к рекламе всех видов [2, c. 378].

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).






2.3.         Виды ответственности


Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы [2, c. 430] Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя, скрытая реклама с использованием технических средств рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы - виной рекламораспространителя. Государственным органом, контролирующим рекламную деятельность, является ФАС России (и его территориальные подразделения). При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.

Контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)

Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама. За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Следует иметь в виду, что лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду и компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы. Административная ответственность в данной сфере установлена рядом статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда [2, c. 432].

В силу ст. 6.13 КоАП РФ, пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой. При этом следует иметь в виду, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах [2, c. 434].

Согласно ст. 15.24 КоАП РФ, публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 1471. Этим актом, действующим в части, не противоречащей положениям КоАП РФ, установлены процедура и сроки рассмотрения дел антимонопольным органом, порядок вынесения решения и выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе [2, c. 433].

В соответствии со ст.30 Закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Касаясь содержания рекламы, ответственность за которое несет рекламодатель, следует отметить, что  указание в рекламе номера лицензии и органа, выдавшего ее, а также пометка "подлежит обязательной сертификации" входят в содержание рекламы, так как содержание представляет собой совокупность всех элементов определенного объекта, в частности рекламы. Ее элементами в случаях, предусмотренных Законом "О рекламе", являются указанные выше пометки. Поэтому за отсутствие этой информации в рекламе ответственность рекламодатель. Рекламораспространитель не несет ответственности за содержание рекламы [5].


Заключение


Предпринимательство как способ хозяйствования находится в постоянном движении и развитии. Все, более широко проникая в российскую экономику, оно обогащается новыми чертами и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются еще недавно принятые указы Президента РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Эти обстоятельства обязывают каждого во избежание ошибок быть внимательным при изучении юридического механизма, регулирующего предпринимательскую деятельность, постоянно следить за происходящими в нем изменениями.




















Список литературы


1.           Предпринимательское право. Жилинский С.Э. Учебник, М.: Норма, 2007, 8-е изд., 944с.

2.           Предпринимательское право. Ершова И.В. Учебник, М.: Юриспруденция, 2006, 4е изд., 560с.

3.           http://www.twirpx.com (Лекции по дисциплине «Предпринимательская деятельность предприятия», УГАТУ, 2009).

4.           http://www.inventech.ru (Библиотека)

5.           http://www.twirpx.com («Ответственность субъектов предпринимательства», УГАТУ, 2009)

6.           http://moizakon.ru (Законы, Кодексы и Конституция РФ)