Вариант 8
Задание 1
Сравнительный анализ ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и МСФО №20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи»
Основные положения |
МСФО №20 |
ПБУ № 13/2000 |
Комментарии |
Предназначение и сфера применения |
Применяется при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи. |
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств). |
Сферы применения обоих положений в целом аналогичны. |
Определения |
Государственная помощь - действия государства, направленные на обеспечения специфических экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Государственные субсидии – это государственная помощь, передача компании ресурсов в обмен на выполнение в прошлом или будущем определенных условий, относящихся к основной деятельности. Субсидии относящиеся к активам – государственные субсидии, основное условие предоставления которых заключается в том, что компания должна приобрести (построить) долгосрочные активы. Субсидии, относящиеся к доходу – государственные субсидии, отличные от субсидий, относящихся к активам. |
Государственной помощь - увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Субсидии – форма государственной помощи. Понятия субсидии и бюджетные средства – идентичны. |
В ПБУ 13/2000 отсутствует четкое разделение государственных субсидий на субсидии, относящиеся к доходу и к активам. В определении государственной помощи в МСФО №20 существует допущение о соответствии субсидируемой компании определенным критериям. В отличие от МСФО 20, в ПБУ 13/2000 определения иных терминов, используемых в Положении ("государство", "бюджетные средства", "бюджетные кредиты") не дает. |
Условия принятия к учету государственных субсидий |
Государственные субсидии, в том числе неденежные субсидии, должны признаваться по справедливой стоимости, в том случае, когда: а) компания соответствует связанным с ними условиям, б) субсидии получены. |
Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий: а) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены; б) имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и иные соответствующие документы. |
Существует 2 условия принятия к учету государственных субсидий. И в МСФО и в ПБУ эти условия идентичны. МФСО 20 в качестве субъектов оказания помощи предусматривает и международные организации. ПБУ 13/2000 действует в части государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), поэтому на основании ПБУ 13/2000 невозможно учитывать помощь международных организаций. |
Учет бюджетных средств (субсидий) |
После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы учитываются в соответствии с МСФО 37, Резервы, условные обязательства или условные активы. Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы. Существует два основных порядка учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия относится непосредственно на увеличение капитала. Согласно данному подходу субсидии являются средством финансорования и должны отражаться скорее в балансе, чем в отчете о прибылях и убытках, покрывая статьи расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не предусматривается, они должны кредитоваться непосредственно на счет капитала. Подход на основе дохода, в соответствии с которым субсидии относятся на доходы одного или более учетных периодов. Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, не связанных с акционерами, они не должны кредитоваться прямо за счет капитала, а должны признаваться в качестве дохода соответствующих периодов и отражаться в отчете о прибылях и убытках. |
Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. Бюджетные средства, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы. |
Согласно ПБУ 13/2000 средства предоставленной организации государственной помощи, оставшиеся на конец отчетного периода, отражаются в балансе. Согласно МСФО 20 государственная помощь может отражаться как на балансе, так и в отчете о прибылях и убытках. |
Особенности Раскрытия информации в бухгалтерской отчетности |
Государственная субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или в целях оказания немедленной финансовой поддержки компании без каких-либо будущих затрат, должна признаваться, как доход периода, в котором она была получена. Государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе и неденежные субсидии, по справедливой стоимости должны быть представлены в балансе либо путем отражения в качестве дохода будущего периода, либо путем ее вычитания для получения балансовой стоимости актива. Субсидии, относящиеся к доходу, иногда представляются в отчете о прибылях и убытках или отдельно, или в составе общей статьи, например, «Другие доходы», при альтернативном варианте они вычитаются из соответствующих расходов при отражении в отчете о прибылях и убытках.
|
Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства". Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы, но подлежащие возврату, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи: характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году; назначение и величина бюджетных кредитов; характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды; не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы. |
Принципы отражения государственных субсидий в бухгалтерской отчетности МСФО 20 и ПБУ 13/2000 в целом совпадают. |
Задание 2
Используя изложенную ниже информацию, составить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках ОАО «Сибтекстиль». Основной деятельностью ОАО «Сибтекстиль» является производство текстильных изделий. Место регистрации – Россия, г. Новосибирск. Адрес – 630049, г. Новосибирск, пер. Нахимова, 12.
Данные для отчетности ОАО «Сибтекстиль» за 20XXг.
Показатели |
Значения (Вариант 10) |
Выручка от реализации |
2100000 |
Себестоимость реализованной продукции |
1050000 |
Общие и административные расходы |
750000 |
Налог на прибыль |
130000 |
Износ основных средств |
120000 |
Расходы денеэных средств на приобретение земли |
45000 |
Поступление денежных средств от продажи земли |
110000 |
Счета к получению |
290000 |
Денежные средства |
126000 |
Товарно-материальные запасы |
104000 |
Краткосрочные ценные бумаги |
95000 |
Основные средства |
480000 |
Собственный капитал |
340000 |
Расходы будущих периодов |
20000 |
Кредиторская задолженность |
420000 |
ОАО «Сибтекстиль».
12 пер. Нахимова,
630087 г. Новосибирск,
Россия
Вид деятельности: производство текстильных изделий.
Сводный баланс по состоянию на 20XX г., тыс. руб.[1]
20-2 |
20-2 |
20-1 |
20-1 |
|
Активы |
|
|
|
|
Внеоборотные активы |
|
|
|
|
Основные средства |
360 |
|
|
|
Гудвилл |
|
|
|
|
Производственные лицензии |
|
|
|
|
Инвестиции в ассоциированные компании |
|
|
|
|
Прочие финансовые активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборотные активы |
|
|
|
|
Запасы |
104 |
|
|
|
Дебиторская задолженность |
290 |
|
|
|
Предоплата |
20 |
|
|
|
Денежные средства и их эквиваленты |
221 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарные активы |
|
995 |
|
|
|
|
|
|
|
Капитал и обязательства |
|
|
|
|
Капитал и фонды |
340 |
|
|
|
Выпущенный капитал |
|
|
|
|
Фонды |
|
|
|
|
Накопленная прибыль/(убытки) |
235 |
|
|
|
Доля меньшинства |
|
|
|
|
Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
Займы, включающие выплату процентов |
|
|
|
|
Отложенные налоги |
|
|
|
|
Пенсионные обязательства |
|
|
|
|
Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
Кредиторская задолженность |
420 |
|
|
|
Краткосрочные займы |
|
|
|
|
Текущая часть займов, включая выплату процентов |
|
|
|
|
Резерв по гарантиям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого капитала и обязательств |
|
995 |
|
|
ОАО «Сибтекстиль».
12 пер. Нахимова,
630087 г. Новосибирск,
Россия
Вид деятельности: производство текстильных изделий.
Отчет о прибылях и убытках за год, заканчивающийся 31-го декабря 20-2 года, тыс. руб.
|
20-2 |
20-1 |
Выручка |
2100 |
|
Себестоимость продаж |
(1050) |
|
Валовая прибыль |
1050 |
|
Прочий операционный доход |
110 |
|
Затраты на распространение |
|
|
Административные расходы |
(750) |
|
Прочие операционные расходы |
(45) |
|
Прибыль от операций |
365 |
|
Затраты на финансирование |
|
|
Доход от ассоциированных компаний |
|
|
Прибыль до вычета налогов |
365 |
|
Отчисление на налоги на прибыль |
(130) |
|
Прибыль после вычета налогов |
235 |
|
Доля меньшинства |
|
|
Чистая прибыль от обычной деятельности |
|
|
Результаты чрезвычайных обстоятельств |
|
|
Чистая прибыль за период |
235 |
Задание 3
Задача
31 декабря 20X2г. компания обменяла старое оборудование с доплатой в размере 8000$ на новое аналогичное оборудование. Старое оборудование было приобретено 1 января 20X1г. за $28000. Оценочный срок полезного использования оборудования – 5 лет. Ликвидационная стоимость - $4000. Справедливая стоимость старого оборудования по состоянию на 31 декабря 20X2 составила $12000.
Отразите результат от выбытия старого оборудования. Определите себестоимость нового оборудования.
Стоимость нового оборудования принимается равной балансовой стоимости старого оборудования[2], следовательно, балансовая стоимость старого оборудования = $12000
Амортизационные расходы: (28000-4000)/5 = 4800$ в год
Фактическая стоимость старого оборудования = 28000 –4800*2 = 18400$
Справедливая стоимость старого оборудования 12000$
12000-18400 = -6400$ - убыток, полученный в результате обмена старого оборудования на новое.
Затраты на приобретение нового оборудования = 8000$- (-6400)$ = 14400$ (доплата плюс убыток).
Себестоимость нового оборудования = 12000+14400 = 26400$
В бухгалтерской отчетности новое оборудование отражается по справедливой стоимости старого оборудования: 12000$
14400$ - списывается на прочие операционные расходы.
Ситуационное задание
Определите, требуется ли корректировка финансовых отчетов или дополнительно раскрытие финансовой информации, учитывая следующее:
Против компании, производящей пассажирские автобусы было возбуждено несколько исков, на конец отчетного периода все еще находящихся на рассмотрении суда. В большинстве исков указано на то, что дефект конструкции одной из моделей автобусов является причиной серьезных аварий. Компания – производитель автобусов не признает существования нарушений конструкции и намерена активно защищаться.
После окончания финансового года состоялось заседание совета директоров, на котором было высказано предложение урегулировать претензию вне суда. Хотя компания уверена, что выиграет дело в суде, но подобно решение проблемы будет стоить ей менее половины судебных издержек, которые она понесет, если будет защищаться в суде. Поэтому предложение было принято на совете.
Ответ: Начало судебного разбирательства, либо затраты, понесенные компанией на урегулирование претензий покупателей относятся к некорректирующим событиям после отчетной даты.[3] Поэтому специальной корректировки финансовой информации не требуется. Тем не менее компания может уменьшить сумму резервов на понесенные затраты, а информацию отразить в пояснительной записке к финансовой отчетности.
Список использованных источников:
1) Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. – М.: Главбух, 2001.
2) МСФО №10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты».
3) МСФО № 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи».
4) МСФО №1 «Представление финансовой отчетности».
5) МСФО №16 «Основные средства»
6) Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2002.
7) ПБУ13/2000 «Учет государственной помощи».
[1] МСФО №1 «Передоставление финансовой отчетности»
[2] МСФО №16 «Основные средства», п 22.
[3] МСФО №10 «События после отчетной даты», п.21.