Задача.
ООО по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей. Предполагается приобретение дополнительно 3 единиц транспортных средств. Стоимость единицы – 25 тыс. у.е. Дополнительные затраты на обслуживание (автостоянка, регистрация и др.) составят 12 тыс. у.е. Приобретение лицензии на автоперевозки стоит – 1 тыс. у.е. Дополнительные инвестиции в оборотный капитал составят 3 тыс. у.е. Все эти инвестиционные вложения осуществляются в течение 1 месяца. (в расчетах этим сроком можно пренебречь).
Приобретение автотранспорта позволит увеличить объем грузовых перевозок в первый год на 120 тыс. т.км, во 2-й – 122 тыс. т.км, в 3-й – 124 тыс.т.км., в 4-й – 122 тыс. км., в 5-й – 120 тыс.км. Цена одного тонно-километра составит в первый год – 8 у.е. и прогнозируется дальнейший ежегодный рост цены на 10%.
Затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей в первый год составят 50 тыс. у.е. и будут ежегодно увеличиваться на 5%. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию в первый год – 12 тыс. у.е.е с ежегодным приростом на 2 тыс. у.е. Прочие расходы составят 10 тыс. у.е. в год.
Нормативный срок эксплуатации приобретаемой техники (горизонт расчета) составляет 5 лет. По автомобилям применяется порядок ускоренной амортизации. За 3 года планируется возместить затраты на их приобретение полностью (начисление амортизации равномерное). Рыночная ликвидационная стоимость приобретаемого имущества составит 50% от первоначальной, затраты на ликвидацию составят 0,3 тыс. у.е.
Для приобретения автомобилей ООО предполагает получить долгосрочный кредит под 20% годовых, сроком на 3 года. Возврат основной суммы кредита осуществляется равными долями, начиная со второго года (выплаты осуществляются в конце года)
Норма дохода на капитал – 20% (Ен = 0,2). Ставка налога на прибыль – 30%.
Какое решение о целесообразности приобретения автомобилей будет принято, если учетная банковская ставка на момент принятия решения составит 12%.
Решение.
Для принятия решения о целесообразности приобретения автомобилей необходимо оценить денежный поток от различных видов деятельности.
№ строк |
Наименование показателя |
|
Шаг 0 |
Шаг 1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
Ликвидация |
1 |
Земля |
З |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Здания и сооружения |
З |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
Машины, оборудование и передаточные устройства |
З |
75 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Нематериальные активы |
З |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Итого: вложения в основной капитал |
З |
76 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
Прирост оборотного капитала |
З |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
Всего инвестиций |
|
79 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Табл. 1. Расчет потоков реальных денег от инвестиционной деятельности
Таблица 2.-Расчет потоков реальных денег от операционной деятельности |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
№ Строк |
Наименование показателей |
Значение показателя по шагам расчета |
||||||||||
Шаг 0 |
Шаг1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
|||||||
1 |
Объем продаж(тыс. т.км) |
|
120 |
122 |
124 |
122 |
120 |
|||||
2 |
Цена (1т.км в у.е.) |
|
8 |
8,8 |
9,68 |
10,65 |
11,71 |
|||||
3 |
Выручка от реализации |
|
960 |
1073,6 |
1200,3 |
1299,3 |
1405,2 |
|||||
4 |
Внереализационные расходы (в тыс) |
|
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||
5 |
Переменные затраты (в тыс) |
|
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
|||||
6 |
Постоянные затраты |
|
50 |
52,5 |
55,13 |
57,88 |
60,78 |
|||||
7 |
Амортизация зданий |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
8 |
Амортизация оборудования (в тыс.) |
|
25 |
25 |
25 |
- |
- |
|||||
9 |
Проценты по кредитам |
|
0 |
52,5 |
45 |
- |
- |
|||||
10 |
Прибыль до вычетов налогов (в тыс.) |
|
863 |
919,6 |
1049,2 |
1213,4 |
1314,4 |
|||||
11 |
Налоги и сборы (в тыс.) |
|
258,9 |
275,88 |
314,75 |
364,02 |
394,32 |
|||||
12 |
Проектируемый чистый доход (в тыс.) |
|
604,1 |
643,72 |
734,45 |
849,38 |
920,08 |
|||||
13 |
Амортизация (в тыс.) |
|
25 |
25 |
25 |
- |
- |
|||||
14 |
Чистый приток от операций (в тыс.) |
|
629,1 |
668,72 |
759,45 |
849,38 |
920,08 |
|||||
Табл.3 - Расчет потоков реальных денег от финансовой деятельности |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
№ Строк |
Наименование показателей |
Значение показателя по шагам расчета |
|||||
Шаг 0 |
Шаг1 |
Шаг2 |
Шаг3 |
Шаг4 |
Шаг5 |
||
1 |
Собственный капитал (акции, субсидии и др.) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Краткосрочные кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Долгосрочные кредиты(в тыс) |
- |
75 |
- |
- |
- |
- |
4 |
Погашение задолженности по кредитам (в тыс) |
- |
- |
37,5 |
37,5 |
- |
- |
5 |
Выплата дивидендов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Сальдо финансовой деятельности |
- |
75 |
37,5 |
0 |
- |
- |
Таблица 4. -Расчет ликвидационной стоимости |
|||||
|
|
|
|
|
|
№ Строк |
Наименование |
Земля |
Здания и т.д. |
Машины, оборудов. |
Всего |
1 |
Рыночная стоимость |
|
|
75 |
75 |
2 |
Затраты (табл.1) |
|
|
4 |
4 |
3 |
Начисление амортизации |
нет |
|
75 |
75 |
4 |
Балансовая стоимость на т-м шаге |
|
|
|
|
5 |
Затраты при ликвидации(в тыс) |
|
|
0,3 |
0,3 |
6 |
Доход от прироста стоимости капитала |
|
нет |
нет |
|
7 |
Операционный доход (убытки) |
нет |
|
37,5 |
37,5 |
8 |
Налоги |
|
|
11,25 |
11,25 |
9 |
Чистая ликвидационная стоимость |
|
|
48,75 |
48,75 |
Все формулы для расчета приведены в методических рекомендациях к задачам.
Для полной оценки коммерческой эффективности определяются следующие показатели:
ЧДД = 318,89 тыс. у.е.;
ИД = 48,48 тыс. у.е;
ВНД = 5,48;
Ответ: т.к. ИД >1,ВНД>1. Нормы доходности больше 1, следовательно, проект рентабелен.