Содержание

1. Государственный надзор за страховой деятельностью. 3

2. Изменение  срока  уплаты налогов и сборов (налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит) 10

3. Задача. 16

Список использованной литературы. 17

1. Государственный надзор за страховой деятельностью.


В Российской Федерации с 1992 г. государство не является монополистом в сфере предоставления страховых услуг. В нача­ле 90-х гг. в процессе реформирования национальной экономи­ки одна из важнейших функций государства — материальная защита частных и публичных субъектов от непредвиденных или негативных обстоятельств — была в значительной степени пере­дана профессиональным страховым организациям. Однако де­легирование государственной функции не означает невостребованности страховых услуг для публичной финансовой дея­тельности, напротив, страхование является важнейшим элементом регулируемой рыночной экономики. Как следствие, у госу­дарства возникла обязанность нормативно обеспечивать и все­сторонне контролировать деятельность негосударственных страховщиков.

Наиболее важные формы и методы государственного регули­рования страховой деятельности отражены в Основных направ­лениях развития национальной системы страхования в Россий­ской Федерации в 1998—2000 гг., одобренных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139. Согласно на­званному документу государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать эффективное развитие на­циональной системы страхования и действенный контроль за страховыми организациями.

Государственное регулирование страхования осуществляется следующими методами: прямое участие государства в страховой деятельности; законодательное обеспечение функционирования национального страхования; государственный надзор за страхо­вой деятельностью[1].

Прямое участие государства в страховой деятельности осуще­ствляется посредством определения основ страхования неком­мерческих рисков по защите инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов. За счет средств федерального бюджета финансируются программы обязательного государственного страхования, оказывается поддержка государственным страховым компаниям, предоставляются дополнительные гарантии при раз­мещении средств страховщиков, привлекаемых в рамках приори­тетных видов страхования в форме нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом.

Одним из наиболее важных элементов страховой компетенции государства является формирование целевых резервов предназначенных для компенсирования несостоятельности отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан[2].

В страховые правоотношения государство может вступать в качестве страховщика или страхователя. Наиболее распространенными видами обязательного государственного страхования являются те, в которых государство выполняет функции страхо­вателя. В правоотношениях по обязательному государственному страхованию, одной из сторон которых выступает государство в виде страхователя, как правило, законодательно устанавливают­ся повышенные требования к контрагенту публичной власти — страховщику. Например, для осуществления страхования при осуществлении международных перевозок продукции военного назначения или поставок по государственному оборонному за­казу государство выбирает страховщиков путем проведения зак­рытого конкурса с учетом рекомендаций Министерства финан­сов РФ[3]. При этом к страховым организациям, допускаемым к  участию в подобном конкурсе, предъявляются повышенные тре­бования: резидентство Российской Федерации; опыт работы по страхованию грузов не менее пяти лет; наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну; наличие сети филиалов и представительств; отсутствие санкций Министерства финансов РФ и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Достоверность сведений о страховых организациях, допу­щенных к участию в конкурсе по страхованию продукции воен­ного назначения, проверяется Федеральной службой безопас­ности РФ, Министерством финансов РФ и Министерством эко­номического развития и торговли РФ.

После проведения закрытого конкурса правовой статус стра­ховой организации, получившей право страховать продукцию военного назначения, дополняется рядом обязанностей:

не допускать нарушения законодательства иностранных го­сударств, а также действий, в результате которых России мо­жет быть нанесен политический, военный или экономический ущерб;

предоставлять в течение одного месяца субъектам военно-технического сотрудничества сведения об изменении юридиче­ского статуса организации;

использовать в максимальной степени сострахование рисков    между страховыми организациями с целью наиболее полного использования потенциала российского страхового рынка[4].

Прямое участие государства в страховой деятельности заклю­чается также в разработке и реализации государственной полити­ки в области страхования, определении порядка участия страхо­вых организаций в государственных программах страхования.

Законодательное обеспечение страховой деятельности как метод государственного регулирования заключается в норматив­но-правовом обеспечении субъектов страховых отношений. Приоритетными направлениями данного метода являются: оп­ределение и конкретизация условий допуска иностранных стра­ховщиков на российский страховой рынок; выработка законо­дательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, броке­ров и иных субъектов страховых отношений на внутреннем страховом рынке; регламентация перестраховочной деятельнос­ти в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж.

Государственный надзор за страховой деятельностью вклю­чает в себя ряд процедур контрольного характера, основными из которых выступают организация надзора за страховыми орга­низациями; разработка процедур финансового оздоровления страховых организаций; установление специальных правовых режимов по отношению к страховым организациям, оказываю­щим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; определение порядка и условий лицензирования страховой деятельности; установление санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, а также принципов добросовестной конкуренции.

В настоящее время функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Мини­стерства финансов РФ. Основными сферами деятельности названного департамента являются:

лицензирование страховой деятельности;

ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров; осуществление контроля за обоснованностью страховых та­рифов и обеспечение платежеспособности страховщиков;

определение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета и отчетности страховых операций;

разработка нормативных документов и методических мате­риалов, регулирующих отношения в сфере страхования;

выдача разрешений на участие иностранных инвесторов в российских страховых организациях на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций или долей в уставном капитале российских страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; ,

обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании.

Страховщики обязаны регулярно предоставлять в Департа­мент страхового надзора различные отчеты по установленным формам, в частности информацию о своем финансовом состоя­нии.

Страховой надзор осуществляется Министерством финан­сов РФ во взаимодействии с правоохранительными и налого­выми органами, Министерством РФ по антимонопольной по­литике и поддержке предпринимательства, профессиональны­ми объединениями страховщиков, в частности Всероссийским союзом страховщиков[5]. В целях выработки единых методиче­ских принципов организации и осуществления страхового дела Департамент по страховому надзору координирует свою дея­тельность с исполнительными органами государственной вла­сти субъектов РФ. Подобное взаимодействие способствует со­хранению единого финансово-правового пространства, недо­пущению принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему федеральному законодатель­ству. Учитывая мировые интеграционные процессы, Департа­мент по страховому надзору сотрудничает с органами стра­хового надзора зарубежных стран, что также препятствует незаконному оттоку денежных средств в качестве перестрахо­вочных премий за рубеж.

Документом, удостоверяющим право на осуществление стра­ховой деятельности на территории Российской Федерации, является лицензия. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана юридическому лицу — резидент Российской Федерации при соблюдении определенных условий[6]

На лицензирование принимаются документы страховых организаций, не нарушающих требования российского законодатель­ства и, соответственно, не имеющих действующих юридических санкций. Факт привлечения юридического лица к ответственности за нарушение законодательства подлежит обязательной проверке, поэтому в целях ускорения прохождения предварительно экспертизы лицензиат вправе представить справки территориального органа страхового надзора об отсутствии претензий и случаев нарушения действующего законодательства.

Одним из главных условий лицензирования юридического Щ лица на предмет занятия страховой деятельностью является финансовая устойчивость и выполнение нормативного соотно­шения активов и обязательств, что должно быть подтверждено  аудиторским заключением.                                                                  

Важным требованием для возможности осуществления страховой деятельности является наличие оплаченного уставного  капитала, который в совокупности с иными собственными средствами страховой организации должен обеспечивать проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств[7].

Уставный капитал страховой организации должен быть пропорционален суммам страховых премий, планируемым страховщиком в первом году деятельности. Размер уставного капитала и  зависит от вида страхования[8].

Относительно лицензирования некоторых видов страхования законодательством установлены специальные правовые режимы, сущность которых заключается в ограничении доступа юридиче­ских лиц на рынок страховых услуг. Так, для получения лицензии на осуществление обязательного государственного страхования  жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников  налоговой полиции кроме названных документов необходимо дополнительно представить следующие сведения: нотариально заве­ренную копию разрешения на проведение работ, связанных с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну; сведения об учредителях страховой организации с указанием их  доли и участия в уставном капитале; сведения о практической деятельности в области личного страхования; образец договора обязательного государственного страхования.

Должностные лица Департамента по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие ком­мерческую тайну страховщика.

За выдачу лицензии на осуществление страховой деятельно­сти взимается плата, поступающая в доход федерального бюд­жета. Если особо не оговорено в лицензии, то разрешение на право осуществления страховой деятельности не имеет ограни­чения по сроку действия.

Являясь органом федеральной исполнительной власти, Де­партамент страхового надзора вправе давать страховщикам обя­зательные для выполнения предписания по устранению нару­шений действующего законодательства. В случае неисполне­ния страховщиками вынесенных предписаний департамент вправе приостанавливать, ограничивать либо отзывать выдан­ные лицензии.

Нарушением страхового законодательства считается совер­шение противоправных деяний, в числе которых:

несоблюдение установленных правил формирования и раз­мещения страховых резервов;

несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

нарушение установленных требований о предоставлении от­четности в Министерство финансов РФ и территориальному органу страхового надзора;

непредставление в срок документов, затребованных Мини­стерством финансов РФ или территориальным органом страхо­вого надзора;

установление факта представления Министерству финансов РФ или территориальному органу страхового надзора недосто­верной информации;

несообщение в установленный срок в Министерство финан­сов РФ об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, поданные на лицензирование.


2. Изменение  срока  уплаты налогов и сборов (налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит)


Исполнение налоговой обязанности  не всегда возможно  осуществить в сроки, установленные  законодательством о налогах и сборах. В целях  недопущения  нарушения налогового законодательства в части образования налоговой недоимки, подп. п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Механизм реализации данного положения представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности и регулируется гл. 9 НК РФ.

Изменение срока исполнения налоговой обязанности — это перенос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздние срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.

В правоотношениях по изменению срока исполнения налоговой обязанности участвуют три стороны: финансовые государственные или муниципальные органы общей компетенции налоговые органы и налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты налога, сбора или пени (заинтересованное лицо).

В соответствии с принципами налогового федерализма существует разграничение налоговой компетенции между уполномоченными органами относительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.

По общему правилу решение вопросов изменения сроков исполнения налоговой обязанности по федеральным налогам и рам входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Отно­сительно изменения сроков уплаты региональных или местных, налогов решения принимаются соответствующими финансовый ми органами субъекта РФ или муниципального образования.

Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при перемещении товаров через границу Российской Федерации, право изменения сроков исполнения налоговой обязанности относительно этих налогов, сборов или причитающейся пени принадлежит Государственному таможенному комитету РФ или уполномоченным им таможенным органам.

Особенности взимания государственной пошлины обусловив ли и порядок изменения сроков по ее уплате. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении сро­ка уплаты государственной пошлины., являются уполномоченные органы, осуществляющие контроль за платежом данного вида.

Правом изменения срока исполнения налоговой обязанно­сти по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.  Как уже отмечалось выше, стороной в правоотношениях, касающихся изменения срока исполнения налоговой обязанности, выступает также налогоплательщик. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает каких-либо ограничений по. Видам налогов, применительно к которым возможно изменение сроков их уплаты. Вместе с тем НК РФ определяются обстоя­тельства, наличие хотя бы одного из которых исключает изме­нение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, свя­занного с нарушением законодательства о налогах и сборах; проводится производство по делу о налоговом правонарушения либо по делу об административном правонарушении, свя­занном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

имеются достаточные основания полагать, что это лицо вос­пользуется изменением срока исполнения налоговой обязанно­сти для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жи­тельство.                              

Возможность изменения срока исполнения налоговой обя­занности исключается и в том случае, когда налогоплательщик |уклоняется от обеспечения отсрочки или рассрочки по уплате Аналога, т. е. не предоставляет в залог свое имущество или пору­чительство третьего лица.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изменен относительно всей суммы причитающегося налога либо  только ее части. Изменение срока уплаты налога не означает  отмены существующей или возникновения новой налоговой  обязанности налогоплательщика. Однако выполнение налого­вой обязанности в более поздние сроки образует сумму задол­женности фискально обязанного лица перед бюджетом (вне­бюджетным фондом), поэтому на неуплаченную сумму налога начисляются проценты по ставке рефинансирования Цент­рального банка РФ. Тем самым перенос срока исполнения на­логовой обязанности фактически означает предоставление воз­мездного кредита со стороны государства налогоплательщику за счет средств того бюджета или внебюджетного фонда, в доход которого должны были поступить не уплаченные вовремя налоги.

Возмездность (платность) изменения срока уплаты налoга исключается в тех случаях, когда своевременному исполнение налоговой обязанности препятствовали обстоятельства непреодолимой силы либо у государства (муниципального образования) имеется финансовый долг перед налогоплательщиком в  виде задержки финансирования из бюджета или оплаты выпол­ненного этим лицом государственного заказа[9].

Предоставление возможности изменения срока исполнение налоговой обязанности способствует сохранению финансового равновесия фискально обязанного лица, но вместе с тем создает, угрозу для государства (муниципального образования) неполучения либо недополучения суммы причитающихся налоговых платежей. В качестве гарантии своевременного погашения фискальной задолженности перед бюджетом или внебюджетный фондом налоговым законодательством предусмотрены способы обеспечения изменения срока уплаты налога в виде залога имуще­ства или поручительства.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть как уже отмечалось, отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Иные способы, предоставляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней, налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику возможности изменить срок исполнения: налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения; последней суммы части налога не должен превышать шести  месяцев[10].

Налоговый кредит представляет собой изменение срока упла­ты налога на срок от трех месяцев до одного года.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предоставлены по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Течение срока изменения исполнения налоговой обязанности начи­нается с момента наступления общего срока уплаты налога.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога, а также налоговый кредит предоставляются на основании письменного заявления заинтересованного лица. Такое заявление составляется в двух экземплярах, один из которых подается в соответствующий уполномоченный государственный (муниципальный) орган, а второй — в 10-дневный срок направляется в налоговый орган »по месту учета налогоплательщика.

Изменение срока уплаты налога в форме налогового кредита оформляется договором. По юридической сущности налоговый кредит является разновидностью бюджетного кредита, что обусловливает особенности его правового регулирования. Договор о  предоставлении налогового кредита заключается на основании гражданского законодательства, но с учетом норм НК РФ, БК РФ, а также иного федерального и регионального законодатель­ства о налогах и сборах.

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, кото­рый отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения на­логовой задолженности и причитающихся процентов за пользо­вание кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит — это порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации. Он предос­тавляется на срок от одного года до пяти лет и заключается в возможности уменьшения платежей по налогу на прибыль (до­ход), а также по региональным и местным налогам.

Условиями предоставления инвестиционного кредита служат указанные в ст. 67 НК РФ обстоятельства, наличие одного ;из которых дает право налогоплательщику обратиться в упол­номоченный орган с предложением о заключении договора об  изменении срока уплаты налога на прибыль, региональных или :местных налогов. Инвестиционный налоговый кредит может  быть предоставлен налогоплательщику-организации при усло­вии:

проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перево­оружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;    осуществления этой организацией внедренческой или инно­вационной деятельности, в том числе создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов; выполнения этой организацией особо важного заказа по со­циально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению.

Перечень юридических фактов, служащих основаниями для, предоставления инвестиционного налогового кредита, не является закрытым, поскольку законами субъектов РФ и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания и ус­ловия изменения срока уплаты региональных и местных налогов, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Таким образом, основной особенностью инвестиционного налогового кредита является присущая ему регулирующая функция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организаций-налогопла­тельщиков[11].


3. Задача.

Физическое лицо в январе 2001 года подарило  квартиру стоимостью 276000 рублей  двум физическим лицам (супругам)  в общую совместную собственность, состоящим с доверителем  в различных  родственных отношениях.

Рассчитать сумму налога  с имущества переходящего в порядке  дарения.

 

Решение.

Стоимость  подарка,  полученного  одним  из одаряемых , составила 138000  руб.                                                                

     Определяются:                                                   

Соотношение  стоимости   подарка  с  размером   минимальной месячной оплаты труда, применявшимся в момент получения подарка.    

138000  :  350  =  395,  т.е.  стоимость  имущества превысила 395 -кратный размер минимальной месячной  оплаты труда, в связи  с чем  применяется  ставка  в  размере  3 процент от стоимости имущества,       превышающего 80 ММОТ

Стоимость,  превышающая   395-кратный  размер   минимальной  месячной оплаты труда.                                              

    138000-(395*350)=250

Сумма налога, причитающаяся к уплате.                      

    350*3+270*3/100=1050+8,1=1058,1

Стоимость  подарка,  полученного  вторым одаряемым ,  составила  138000 рублей.         

 Определяются:                                                   

350*10+270*3/100= 3508,1

 

 

Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты.

Конституция РФ. – М., 1997.

Налоговый кодекс РФ. – М., 2003.

Научная литература.

Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.

Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – 159с.

Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. -  495с.

Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 1998. – 240с.

Коваль Л. Налоги и налогообложение. – М., 2001. – 270с.

Петрова Г.В. Налоговое право. – М., ИНФРА – М, 1999. – 271 с.

Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – 600с.

Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.

Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  536с.


 


[1]Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000. – С. 213.


[2] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 316.

[3] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000. – С. 213.

[4] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 316.

[5] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000. – С. 216.

[6] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – С. 354.

[7] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 314

[8] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 316.

[9] Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – С. 98.

[10] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 118.

[11] Коваль Л. Налоги и налогообложение. – М., 2001. – С. 86.