Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Теория толпы Лебона..................................................................................... 4

2. Психоаналитические концепции толпы.......................................................... 4

3. Типы толпы..................................................................................................... 5

4. Варианты активной толпы.............................................................................. 6

5. Условия возникновения толпы....................................................................... 7

6. Внешние (структурные) особенности толпы................................................. 7

6.1. Форма и структура толпы........................................................................ 7

6.2. Границы толпы.......................................................................................... 8

6.3. Слухи в толпе............................................................................................ 8

Выводы и рекомендации.................................................................................. 10

Список литературы........................................................................................... 12

Введение


Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой.

Политическая точка зрения, как за рубежом, так и у нас, толпа любые массовые проявления протеста несанкционированные властями, что не правильно, например несанкционированный митинг бывает вполне организован и упорядочен, дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести по иррациональным законам толпы.

С психологической точки зрения - под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

В свое время изучением психологии толпы одновременно начали заниматься сразу несколько ученых.  Лет сто назад в России появилось первое издание «Психологии толп» Ле Бона. Примерно в одно время с ней выходили работы с созвучными названиями, например: «Преступная толпа» С.Сигеле, «Мнение и толпа» Г.Тарда (обе – 1892) и т.д. Русские ученые тоже не остались в стороне от этой проблемы. Ей серьезно занимался врач и психолог Бехтерев. Но исследования Ле Бона, наверное, наиболее интересны.

Цель работы – изучить психологические особенности толпы.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы будут являться: а) Проанализировать различные концепции толпы; б) Рассмотреть типы толпы; в) Выявить долговременные и ситуативные предпосылки возникновения явления толпы и механизмы трансформации поведения индивида в составе толпы.

 

 

1. Теория толпы Лебона

Взгляды Лебона на проблему массового поведения логично связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе. Человек, по его мнению, наиболее руководствуется в жизни представлениями двух родов: представлениями врожденными, т.е. биологически унаследованными от предков или возникшими под влиянием чувств, и представлениями, приобретенными или умственными. Первые - это наследство расы, воспринимаемое и применяемое бессознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как переходят через ряд поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного человека - носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеждений - у Лебона отсутствует, поскольку человек является, по его мнению, лишь пассивной частью толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно понимает и выражает интересы общества. Очень часто со стороны толпы и редко со стороны специалистов проявляются политический ум, патриотизм и чувство необходимости защищать общественные интересы.

2. Психоаналитические концепции толпы

Идеи Лебона о роли иррационального, бессознательного в поведении толпы привлекли особое внимание 3. Фрейда и оказали на него значительное влияние. Правда, Фрейд считал, что анализ Лебоном бессознательного недостаточен и нуждается в дальнейшем развитии с позиций психоаналитической теории.

Как известно, вся система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиции теории либидо, составлявшем энергетическое начало в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. Иными словами, это означало, что все отношения между людьми и отношения в обществе в целом носят в своей глубоко скрытой основе либидонозный характер, а на поверхности трансформированные механизмами рационализации, переноса и проекции выступают как политические, социальные, национальные и т. п. отношения. Большую роль играют здесь также концепции нарциссизма и группового нарциссизма, но у нас нет возможности остановиться на них подробнее.

Главное заключается в том, что понятия либидонозых отношений и нарциссизма использованы Фрейдом также и для объяснения механизмов поведения толпы. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы, на которого направлены бессознательные либидонозные чувства людей. Лидер для них выступает в роли «отца». Этим обусловливается единство толпы. Механизм идентификации участников толпы с ее лидером означает, что они отказываются от собственного супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с обществом, и передают его функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим объясняется и уравнивание индивидов, и однородность толпы, и способность людей совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. Важно подчеркнуть при этом, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В роли «лидера» может выступать, по его мнению, не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос. В этом же качестве может оказаться просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера[1].

3. Типы толпы

По этой классификации, оценивая характер поведения людей, выделяется, прежде всего, пассивные и активные.

Пассивная толпа - стихийное скопление людей с отсутствием стимулов, к какому либо недовольство. Толпа пассивного характера быстро собирается и также быстро рассеивается. Эмоциональный компонент в этой толпе почти не выражен и проявляется в своего рода лишь «заражение» любопытством.

Активная толпа - обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств[2].

4. Варианты активной толпы

Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает, чувство гнева и неудовлетворенности на совершенно случайных объектах.

Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.

Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на «уголовный элемент». Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпу мародеров. Тенденция к «рационализации», т.е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т.п.), составляет тот психологический механизм, который применяет совесть с чувством ответственности за содеянное преступление. Это - тоже феномен толпы[3].

5. Условия возникновения толпы

Одним из наиболее принципиальных является вопрос об условиях возникновения тех массовых проявлений, которые можно назвать феноменом толпы. Исследователи справедливо выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы, относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства неудовлетворенности, беспомощности и отчаяния. Факторов социальной напряженности в нашем обществе в течение всей его истории было немало. Период перестройки, а в дальнейшем и рынка с одной стороны, открыл возможность для массовых выступлений, а с другой - добавил новые, усиливающие обстановку факторы в виде обострения национальных противоречий и связанных с ними последствий.

Таким образом, возникло то необходимое сочетание обстоятельств, при которых социальные взрывы происходят по любым поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия, как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы.

Необходимо подчеркнуть, что роль всегда принадлежит условиям долговременного характера, и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их конкретное содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно - от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха. К этому следует добавить, что запоздалые или неадекватные действия властей нередко являются ситуативными условиями, обостряющие события[4].

6. Внешние (структурные) особенности толпы

6.1. Форма и структура толпы

Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.). При этом характерно движение одних людей к центру толпы, а других наоборот к периферии. Этот процесс (перемешивающие движения), имеет двоякое значение: с одной стороны, оно рассматривается как средство распространения информации в толпе, с другой позволяет разделить людей по степени их активности. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии. Важно отметить, что состояние страха и неопределенности способствует тяготению людей в сторону центра толпы.

6.2. Границы толпы

Границы толпы обычно носят очень подвижный характер, в результате чего постоянно меняется положение людей зачастую помимо их воли и желания. Так, просто любопытный может неожиданно оказаться в центре толпы в результате присоединения к ней новой группы людей. Этот момент имеет важное значение при оценке состава толпы и степени активности ее различных участков.

6.3. Слухи в толпе

Слухи рассматриваются как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. В процессе пересказа (передачи) слухи упрощаются: становятся короче, более определенно выраженными, удобнее для восприятия. При этом они приобретают заостренный характер, т.е. содержат меньше деталей и сфокусированными.

Существует теория толпы, которая принадлежит Г. Лебону: толпа – не просто скопление людей, а особая психологическая общность; расовое, бессознательное общее у людей, доминирует в толпе над индивидуальными способностями; личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния; по умственным качествам она (толпа) значительно ниже отдельных членов, склонна к быстрым переносам внимания, не критично верит самым фантастическим слухам; толпа слепо подчиняется лидерам; нравственность толпы часто бывает выше, чем у отдельных людей, в ней она может проявлять полное бескорыстие и героизм, самопожертвование (под влиянием лидера люди могут совершать любые преступления).

Для влияния на толпу не нужны логика и аргументы, надо просто рисовать «яркие картины», преувеличивать и повторять одно и то же. Для влияния на толпу надо поражать воображение. Толпу нельзя склонить к идеи, если она не подалась ей заранее. Заражение толпы идет через внушение. Принадлежность к толпе создает ощущение силы, могущества, непобедимости, что и освобождает дремлющие инстинкты. Чувство анонимности уменьшает ответственность.

По Г. Лебону толпа обладает женским характером – она капризна, своенравна, пассивна, внушаема, нуждается в вожде, а также верит в иллюзии. Особенностью толпы является ее внушаемость, следствием чего становится эмоциональное заражение. Вождь, чаще всего, загипнотизирован идеей до фанатизма, но вождь превосходит толпу энергией, упорством, убежденностью.

Габриэль Тард разделял позицию Лебона. Он считал, что толпа – это безумие, женщина, склонность к коллективной истерии, мании, меланхолии. На ряду с толпами естественными, которые изучал Лебон, Тард выделяет толпы искусственные (партия, полк, монастырь), которые более организованны и дисциплинированы. Стихийная толпа может распасться, но иногда может стать искусственной. У людей есть потребность подражать более сплоченным, любить, восхищаться и ждать от толпы защиты[5].


Выводы и рекомендации

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы – остается без ответа. Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.

Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:

·        без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;

·        блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;

·        устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;

·        не следует вступать в разговоры с людьми – следует ограничиваться ответом: «Мы выполняем приказ»; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;

·        четко выполнять приказы руководства;

·        без необходимости не подпускать к себе людей;

·        постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;

·        не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;

·        следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;

·         для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обученние старших офицеров;

·         переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.


Список литературы


1.     Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988.

2.     Никитина Т.Б. Социальная психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3.     Психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002.

4.     Степанов В.Е. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001.

5.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: «Гордарики», 1995.


[1] Психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. С. 150-155.


[2] Степанов В.Е. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 73.

[3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: «Гордарики», 1995. С. 202.


[4] Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988.  С. 156-157.


[5] Никитина Т.Б. Социальная психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 122-127.