Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственный университет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Наименование специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»                          

Учебная дисциплина Бухгалтерское дело                                                                                        

Номер группы                                                                                                                                      

Фамилия, имя, отчество студента                                                                                                      

Номер зачетной книжки                                                                                                                     

Номер варианта контрольной работы________________________________________________



Дата регистрации институтом       «___» ___________ 200_ г.

Дата регистрации кафедрой    «___» ___________ 200_ г.

Проверил:                                                                           

(фамилия, имя, отчество преподавателя)





ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Количество

баллов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого по 100

бальной шкале

Заключение («зачтено» или «не зачтено»)

Подпись преподавателя








Содержание

Введение. 3

1. Организация для поступления основных средств, нормативное регулирование. Документооборот. 4

Задание 2. Практическое задание. 9

Практическое задание № 3. 13

Список литературы.. 23


Введение


Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль за сохранностью материальных ценностей, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях и т.д.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обощения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская процедура - последовательность решения учётных задач путём квалификации фактов хозяйственной жизни, т. е. их регистрации, группировки и интерпретации. Цель процедуры - создать возможности для принятия решения.

В задачи бухгалтерской службы входят следующие:

-          формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам, государственным органам;

-          обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами, нормами и сметами;

-          предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Очевидно, что это достаточно сложный технологический процесс, в котором участвует множество людей, имеющих различный уровень профессиональной подготовки.

Поэтому роль дисциплины «Бухгалтерское дело» играет одно из первостепенных значений в подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В свою очередь для изучения данной дисциплины важно изучить такие дисциплины как: правоведение, налоги и налогообложение, теория бухгалтерского учета, контроль и ревизия, аудит и его основы, бухгалтерский финансовый и управленческий учета, бухгалтерская отчетность.

Изучение перечисленных дисциплин необходимо для осуществления основных функций бухгалтерского учета, которыми являются:

-          контрольная. В условиях наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета;

-          информационная. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информации.

-          обеспечения сохранности собственности. Инструментом реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

-          обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период.

-          аналитическая. Подразумевает обеспечение аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

 1. Организация для поступления основных средств, нормативное регулирование. Документооборот.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен  Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных  средств» ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н.

При  принятии  к бухгалтерскому  учету  активов в качестве основных  средств  необходимо  единовременное выполнение следующих условий:                                                          

     а)  использование  в производстве  продукции,  при  выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

     б)  использование  в течение длительного времени,  т.е.  срока полезного  использования,  продолжительностью свыше 12 месяцев или  обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Сроком  полезного  использования  является  период,  в течение которого  использование  основных  средств  приносит экономические выгоды  (доход) организации.  Для отдельных групп основных средств срок  полезного  использования  определяется  исходя из количества продукции  (объема  работ  в натуральном выражении),  ожидаемого к получению в результате использования этих основных средств;       

     в)  организацией  не  предполагается  последующая  перепродажа  данных активов;                                                   

     г)  способность  приносить  организации  экономические  выгоды  (доход) в будущем..                                                

К  основным  средствам  относятся:  здания,  сооружения  и передаточные устройства,  рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства,  вычислительная техника,  транспортные  средства,  инструмент,  производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;  рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.                                 

В  составе  основных  средств  учитываются  также:   земельные участки;   объекты   природопользования   (вода,   недра  и другие природные  ресурсы);  капитальные  вложения  на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в  соответствии  с заключенным  договором  аренды  эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Операции по учету поступивших   основных   средств   оформляются   первичными  учетными

документами, которые должны  содержать  следующие обязательные  реквизиты:[1]

-          наименование документа;                                       

-          дата составления документа;                                   

-          наименование организации, от имени которой составлен документ;

-          содержание хозяйственной операции;                            

-          измерители  хозяйственной  операции  в натуральном  и денежном

-          выражениях;                                                        

-          наименование  должностей  лиц,   ответственных  за  совершение

-          хозяйственной операции и правильность ее оформления;              

-          личные подписи указанных лиц и их расшифровки.                

Кроме того,  в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные  реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции,  требований  нормативных  правовых актов и документов по бухгалтерскому   учету,   а  также  технологии  обработки  учетной информации.  В  качестве  первичных  учетных  документов  могут применяться унифицированные  первичные  документы  по  учету основных средств, утвержденные    Постановлением    Государственного   комитета   по статистике  Российской  Федерации  от  21  января 2003 г.  N 7 «Об

 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету   основных  средств».

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены,  с  заполнением  всех  необходимых реквизитов,  и иметь соответствующие подписи. Они могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.                                          

Единицей  бухгалтерского  учета основных средств является инвентарный   объект.   Инвентарным   объектом   основных  средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет,  предназначенный для выполнения   определенных   самостоятельных   функций,    или   же

обособленный   комплекс   конструктивно   сочлененных   предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.  Комплекс конструктивно сочлененных предметов -  это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие  общие приспособления и принадлежности,  общее управление, смонтированные  на  одном  фундаменте,  в  результате  чего каждый входящий  в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для   организации   бухгалтерского  учета  и обеспечения контроля  за  сохранностью  основных  средств каждому инвентарному объекту  основных  средств  должен присваиваться при принятии их к  бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер, который может быть обозначен  путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.  Инвентарный  номер,  присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной  организации. 

Учет  основных  средств по объектам ведется бухгалтерской службой   с использованием  инвентарных  карточек  учета  основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект   (например,   унифицированная   форма  первичной  учетной документации   по   учету  основных  средств  N ОС-6  «Инвентарная карточка    учета   объекта   основных   средств»,    утвержденная Постановлением  Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных  форм  первичной  учетной документации по учету основных средств»).

Инвентарные   карточки   могут   группироваться   в  картотеке применительно  к Классификации  основных  средств,   включаемых  в амортизационные группы,  утвержденной Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  1 января  2002 г.  N 1 «О классификации

 основных  средств,  включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и  подклассов  - по  месту  эксплуатации.                                                     

Организация,  имеющая  небольшое  количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием  необходимых  сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.                                     

Заполнение   инвентарной  карточки  (инвентарной  книги) производится  на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств,    технических    паспортов   и  других   документов   на приобретение,   сооружение,   перемещение  и выбытие  инвентарного объекта  основных  средств.  В  инвентарной  карточке (инвентарной книге)  должны  быть приведены основные данные об объекте основных средств,  сроке  его  полезного использования;  способе начисления амортизации;   об индивидуальных особенностях объекта. Инвентарные  карточки  на принятые к бухгалтерскому учету объекты  основных  средств,  а  также на выбывшие объекты основных средств   в  течение  месяца  могут  находиться  до  конца  месяца обособленно от инвентарных карточек остальных основных средств.   

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в  случаях:  приобретения,  сооружения  и изготовления  за  плату; сооружения  и изготовления  самой  организацией;   поступления  от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;  поступления  от  юридических и физических лиц безвозмездно; получения  государственным  и муниципальным унитарным предприятием при   формировании   уставного   фонда;   поступления   в дочерние (зависимые)  общества  от  головной  организации;   поступления  в

 порядке  приватизации  государственного и муниципального имущества организациями  различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.                               

Основные  средства  принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за  плату  (как  новых,  так и бывших в эксплуатации),  признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление,  за  исключением  налога  на добавленную стоимость и  иных   возмещаемых   налогов.[2]  

Фактическими   затратами   на   приобретение,   сооружение   и изготовление основных средств являются:[3]                           

-          суммы,   уплачиваемые  в соответствии  с договором  поставщику (продавцу);                                                       

-          суммы,   уплачиваемые   за  осуществление  работ  по  договору строительного подряда и иным договорам;                           

-          суммы,   уплачиваемые  за   информационные  и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;       

-          регистрационные   сборы,   государственные   пошлины  и другие аналогичные   платежи,   произведенные   в  связи  с приобретением (получением) прав на объект основных средств;                     

-          таможенные пошлины и таможенные сборы;                        

-          невозмещаемые  налоги,  уплачиваемые  в связи  с приобретением объекта основных средств;                                         

-          вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которую приобретен объект основных средств;          

-          иные   затраты,   непосредственно  связанные  с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.             

Не   включаются   в  фактические   затраты   на  приобретение, сооружение  или  изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны  с приобретением,  сооружением  или изготовлением основных средств.                                                          

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств   при  принятии  их  к бухгалтерскому  учету  определяются (уменьшаются   или   увеличиваются)   с  учетом  суммовых  разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной   сумме   в иностранной  валюте  (условных  денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой   выраженной   в  иностранной  валюте  (условных  денежных единицах)  кредиторской  задолженности по оплате основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия  ее  к бухгалтерскому  учету,  и  рублевой  оценкой  этой кредиторской задолженности,  исчисленной по официальному или иному согласованному  курсу  на  дату  ее погашения до принятия основных средств к бухгалтерскому учету.                                   

Основные средства  принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01  «Основные  средства»  по  первоначальной   стоимости.   Объект основных средств,  находящийся в собственности двух или нескольких организаций,  отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.[4]

Принятие к  бухгалтерскому  учету  основных  средств,  а также изменение   первоначальной    стоимости    их    при    достройке, дооборудовании  и  реконструкции  отражается  по  дебету  счета 01 «Основные  средства»  в  корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменение первоначальной     стоимости     при      переоценке соответствующих   объектов   отражается   по  счету  01  «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».

Первоначальной  стоимостью основных средств,  внесенных в счет   вклада   в  уставный   (складочный)   капитал  организации, признается   его   денежная  оценка,   согласованная  учредителями (участниками)    организации. При   поступлении   вклада   в уставный  (складочный)  капитал организации  в виде основных средств производится запись по дебету счета  учета  вложений во внеоборотные активы 08 в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями 75.                             

          Первоначальной  стоимостью  основных средств,  полученных организацией  по  договору  дарения  (безвозмездно)  признается их текущая  рыночная  стоимость  на  дату  принятия  к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств,  которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.                                             

           На   величину   первоначальной   стоимости  основных  средств, полученных   организацией   по  договору  дарения  (безвозмездно), формируются  в течение  срока  полезного  использования финансовые результаты   организации   в качестве  внереализационных  доходов. Принятие   к  бухгалтерскому   учету  указанных  основных  средств  отражается по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы 08 в  корреспонденции   со  счетом  учета  доходов  будущих  периодов 98 с  последующим  отражением  по  дебету счета учета основных средств в корреспонденции  с кредитом  счета  учета вложений во внеоборотные активы.                                                           

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам,   предусматривающим  исполнение  обязательств  (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или   подлежащих   передаче  организацией.   Стоимость  ценностей, переданных  или подлежащих передаче организацией,  устанавливается исходя  из  цены,  по  которой  в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.           

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств,  поступивших по  договорам,  предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами,  отражается по дебету счета учета основных средств 01  в корреспонденции  с кредитом  счета  учета  вложений  во

внеоборотные активы 08.                                              

Основные средства,  полученные по договору доверительного управления   имуществом,   учитываются  в соответствии  с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28  ноября  2001  г. №97н «Об утверждении  указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций   операций,   связанных   с  осуществлением   договора доверительного     управления     имуществом».   

В первоначальную стоимость основных средств включаются  также  фактические  затраты  организации  на  доставку основных  средств  и приведение  их  в состояние,   пригодное  для использования.                                                     

Оценка   основных   средств,   стоимость   которых   при приобретении выражена в иностранной валюте,  производится в рублях путем  пересчета  сумм  в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия основных средств к бухгалтерскому учету. Возникающая при этом разница между оценкой  основных  средств,  отраженной  на  счете  учета основных средств,  и оценкой на счете учета вложений во внеоборотные активы списывается на  счет  прибылей  и убытков в качестве  операционных доходов (расходов).  Указанная разница в состав курсовых разниц не включается.

Учет  объекта  основных  средств  в инвентарной  карточке ведется  в рублях.  Допускается  ведение  учета  объекта  основных средств в инвентарной карточке в тысячах рублей. По   объекту   основных   средств,   стоимость   которого  при приобретении выражена в иностранной валюте, в инвентарной карточке  указывается также его контрактная стоимость в иностранной валюте. 

Принятие   основных   средств   к  бухгалтерскому  учету осуществляется    на    основании    утвержденного   руководителем организации  акта  (накладной)  приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.[5]       

Одним  актом  (накладной)  приемки-передачи  основных  средств может   оформляться  принятие  к бухгалтерскому  учету  однотипных объектов одинаковой стоимости,  принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно.                                                      

Указанный акт,  утвержденный руководителем организации, вместе с  технической  документацией  передается  в бухгалтерскую  службу организации,   которая  на  основании  этого  документа  открывает инвентарную  карточку  или  делает  отметку  о выбытии  объекта  в инвентарной карточке.                                             

Техническая    документация,    относящаяся    к   конкретному инвентарному  объекту,  может  передаваться  по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

С учетом изложенного можно сделать вывод о важности правильного определения первоначальной стоимости основных средств и документарного оформления.                                                                                                                                                                                                                                              

Задание 2. Практическое задание


1.      Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.   Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности

Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

1.2.   Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.

74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями

1.3.   Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В основу выделения подкласса лежит сфера деятельности «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

2.      Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:

2.1.   Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.   Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)

3.      Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Представленный комплект документов отвечает соответствует нормам гражданского права:

  • достоверность данных, отображенных в документах;
  • письменная форма заключенных договоров;
  • в договорах определены все необходимые условия: предмет договора, права и обязанности сторон, стоимость и порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон.
  • наличие полного перечня обязательных реквизитов.

4.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.   Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.

В рамках договора указаны виды учета: финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Работа по договору разделена на три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.

В соответствии с договором ООО «Главбух» (Исполнитель) обязуется не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в бюджет, внебюджетные фонды, органы статистики для ООО «Хладомир» (Заказчик).

В рамках исполнения указанного договора предусмотрен следующий учетно-отчетный период: первый учетно-отчетный период – I квартал 2003 год; последний  учетно-отчетный период – IV квартал 2004 года.

Срок оказания услуг по настоящему договору: 01.01.2003 г. - 01.04.2005 г.

4.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.

В договоре следует детализировать носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Кроме того, в договоре не установлена конкретно дата оплаты услуг Исполнителя. Поэтому можно говорить о недостаточной степени детализации договора

4.3.   Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.

Факторы первого уровня:

-          уровень профессиональной подготовки работников;

-          структура управления;

-          концентрация данных и программ для их обработки;

-          уровень внутреннего контроля.

Инструментами снижения уровня профессионального риска Исполнителя должны стать:

-          высококвалифицированные кадры;

-          своевременность, уместность и полнота представленной информации;

-          степень доверия Исполнителю со стороны Заказчика и полнота предоставляемых данных;

-          специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом авторизуются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.


5.      Осуществить экспертную         оценку степени влияния следующих факторов:

  • Система нормативного регулирования
  • Система документооборота
  • Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);
  • Уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.   Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.   Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.   Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.


Таблица 3.

Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

1

3

3

2

2

Система документооборота

3

1

3

2

2

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

3

3

2

3

3

Уровень квалификации персонала и организационная структура

3

3

2

3

3


6.      Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?

Внутренние факторы – локальные акты по велению бухгалтерского учета, система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.

7.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.   Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора


Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии - упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет необходимые для этого документы.

7.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон

В договоре в достаточной степени детализированы права, обязанности и ответственность сторон: Исполнитель обязуется оказывать услуги в письменной форме квалифицированно, своевременно и в достаточном объеме. Заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документами, необходимыми для консультирования; своевременно оплачивать услуги Исполнителя. Стороны отвечают по своим обязательствам согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации.

Между сторонами, в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: определены стоимость и порядок расчетов, срок действия договора, условия расторжения договора.

В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя. Поэтому можно сказать, что степень детализации договора не достаточная.

 


Практическое задание № 3

Таблица 4

Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

1

54

ЗАО «Контакт»

5

12.02.2003

купля-продажа имущества

71

ООО «Недвижимость»

1

20.03.2003

аренда

11

ООО ОП «Мустанг»


03.03.2001

оказание услуг охраны

35

ООО «Информационно-технический центр»

СПЛ 0041

29.01.2003

купля-продажа программного продукта

22

ООО «Конси»

90/03

05.01.2003

комиссия

51

ООО «Афина»

13

05.02.2003

купля-продажа товаров

60

ООО «НЭВЕЛ»

274/03

26.02.2003

хранение


Задание:

1. Оценка представленного комплекта правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1. Определение наличия всех необходимых внешних атрибутов

Представленный комплект правоустанавливающих документов имеет все необходимые внешние атрибуты: название договора, номер договора, дата заключения договора, юридические адреса сторон.

1.2. Определение вида обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

Представленный комплект правоустанавливающих документов включает следующие  виды обязательств:

-          купля-продажа

-          аренда;

-          услуги охраны;

-          купля-продажа;

-          комиссия;

-          купля-продажа;

-          хранение.

1.3. Классификация договора:

1.3.1        по времени возникновения правоотношения: договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств; договор с фиксированным сроком действия.

1.3.2        в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон: заказчик поручает выполнить определенные услуги и оплатить их, а исполнитель – выполнить.

1.3.3        в зависимости от типов возникающих обязательств: договор купли-продажи; договор аренды; договор охраны; договор купли-продажи; договор комиссии; договор купли-продажи; договор хранения.

1.4 Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Предмет договора – купля – продажа имущества. Имущество – электронные весы стоимостью 15600 руб. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Предмет договора – передача и принятие во временное пользование нежилого помещения. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор №3/3-01

Предмет договора – охрана Исполнителем объектов Заказчика. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

В договоре отсутствует дата.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Предмет договора – программный продукт. Предмет договора соответствует изложенному в тексте.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Предмет договора – изучение Комиссионером  рынка продовольственной продукции, поиск покупателей, реализация продукции Комитента.

Комплекс услуг по приемке, складированию, хранению продукции не соответствует предмету договора.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Предмет договора – купля-продажа картриджа, термо-пленка для лазерного принтера, цилиндр для лазерного принтера. Для приобретения товара поштучно договор не заключается, достаточно представленного Продавцом счета – фактуры для оплаты Покупателю.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Предмет договора – хранение товара. Договор хранения заключается на определенный период, а не на отдельную партию. Поэтому упоминание о количестве неуместно. Кроме того, договор составлен некорректно в части нумерации пунктов.

1.5. Определение момента перехода (момента возникновения) права собственности

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Право собственности переходит от Продавца к Покупателю в момент передачи весов, о чем составляется подписываемый сторонами акт с указанием состояния передаваемого имущества и недостатков.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Право собственности отсутствует.

Договор №3/3-01

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Право собственности на Программный продукт переходит от Продавца к Покупателю с момента подписания сторонами товарной накладной.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Право собственности отсутствует.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Право собственности переходит к Покупателю с момента передачи его Продавцом Покупателю по товарной накладной.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Право собственности отсутствует.

1.6. Определение существенных условий данного вида договора, степени их прописанности в тексте самого договора.

Существенными условиями являются:

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

-          наименование имущества, его стоимость;

-          момент перехода права собственности;

-          период действия договора;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

-          месторасположение арендуемого помещения, его площадь;

-          назначение арендуемого помещения;

-          содержание арендуемого помещения;

-          арендная плата;

-          срок действия договора;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор №3/3-01

-          объекты охраны;

-          коммерческая тайна  охраняемых объектов;

-          порядок возмещения ущерба;

-          сумма, форма, порядок оплаты;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

-          наименование программного продукта, его комплектность;

-          момент перехода права собственности;

-          стоимость программного продукта;

-          сопровождение программного продукта;

-          порядок и сроки расчетов;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

-          наименование продукции;

-          цена продукции;

-          порядок и сумма расчетов;

-          транспортировка продукции, складирование и охрана;

-          срок действия договора;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

-          наименование товара, его количество, цена;

-          момент перехода права собственности;

-          порядок расчетов;

-          юридические и банковские реквизиты.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

-          момент перехода ответственности по охране товара;

-          действия в случае обнаружения недостачи товара;

-          время доступа к месту хранения товара;

-          стоимость и порядок расчетов;

-          юридические и банковские реквизиты.

Существенные условия прописаны в указанных договорах достаточно подробно.

1.8. «Можно ли данный договор считать заключенным?»

Перечисленные договора можно считать заключенными, потому что в них определены все существенные условия, достигнуты соглашения между сторонами, и они составлены в двух экземплярах.

  1. Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1  Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

Стороны несут риск расторжения договора и убытки. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

2.2  Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

К рассматриваемому перечню хозяйственных операций, представленных в договорах  потенциально применимы следующие виды гражданско-правовых договоров:

Договор контракции: по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Товарный кредит: сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

2.3  Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

Управляемые условия:

-          срок действия договора;

-          цена, количество, ассортимент  товаров;

-          порядок поставки товаров;

-          порядок расчетов;

-          момент перехода права собственности;

-          распределение ответственности за совершаемые операции;

-          период действия договорных отношений.

С точки зрения повышения эффективности бизнеса, предпочтительны следующие параметры рассматриваемой сделки:

-          срок действия договора;

-          стоимость, качество и количество товаров, время его доставки;

-          порядок расчетов.

2.4  Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

Договор №5  купли – продажи имущества от 12.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Договор аренды нежилого помещения №1 от 20.03.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Договор №3/3-01

Форма расчета – любая, в зависимости от объема и качества предоставляемых охранных услуг, особенностей охраняемых объектов.

Договор купли-продажи программного продукта №СПЛ 0041 от 29.01.2003 г.

Форма расчета – безналичная или наличная.

Договор комиссии №90/03 от 05.01.2003 г.

Форма расчета – любая, определяется дополнительными соглашениями.

Договор купли-продажи №13 от 05.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная по предоплате.

Договор хранения №274/03 от 26.02.2003 г.

Форма расчета – безналичная.

Альтернативные варианты: взаимозачет, бартер, расчеты чеками, вексель.

  1. Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.
  2. Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.
  3. Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

5.1  полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

5.2  соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

5.3  полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

5.4  правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

Таблица 5.

Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов

 

№ варианта 1

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Заключается договор 12.02.03г., перечисляется 15600 руб. на расчетный счет Продавца Покупателем в срок до 28.02.03 г., составляет акт на передачу имущества и право собственности переходит к Покупателю.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг


Договор, счет – фактура, платежное поручение, акт приема-передачи

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Заключается договор 20.03.03 г., составляется акт о передаче помещения в аренду, до 10-го числа, начиная со 2 месяца аренды перечисляется сумма оплаты

Договор, акт приема-передачи нежилого помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Договор, акт приема-передачи нежилого

помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

3/3-01

Заключение договора и дополнительного соглашения об оплате, акт о сдаче объекта под охрану, исполнение условий договора




Договор, дополнительные соглашения к договору, счет к оплате, акт, платежное поручение





Платежное поручение, акт сдачи-приемки выполненных услуг





Договор нельзя считать заключенным, т.к. отсутствует дата заключения договора

Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Заключение договора купли-продажи, перечисление средств Покупателем на расчетный счет Продавца в счет оплаты ПП, передача программного продукта по товарной накладной, установка ПП на компьютер

Договор, товарная накладная, счет-фактура, акт приемки передачи нематериального актива

Договор купли-продажи, товарная накладная, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Заключается договор. Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, далее «Продукция», поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.

Документы, оформляющие операции, связанные

с движением товаров и оказанием услуг, счета –фактуры выданные, счет - фактуры полученные


Договор комиссии. Отчет о продаже товаров, Акт о приемке товаров

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Заключение договора, предоплата, поставка товара по товарной накладной

Договор поставки товара, счет-фактура, платежное поручение

Договор купли-продажи товаров, счет-фактура, доверенность на получение товара №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03, материальный отчет от 28.02.03

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует

Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Заключение договора, приемка товара на хранение, оплата услуг

Договор хранения, счета-фактуры, накладные, платежные поручения, акты приема-передачи материальных ценностей

Договор хранения, счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение

Факты хозяйственной жизни взаимосвязаны, комплект первичных документов присутствует


Таблица 6.







Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства


№ варианта 1

Договор

Событие

Первичные учетные документы (фактически имеющиеся)

Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части

полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов

форм первичных учетных документов

полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов

правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов

Купли-продажи № 5 от 12.02.03

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор, счет – фактура, платежное поручение, акт приема-передачи

Учетные первичные документы в полном объеме





Соответствуют законодательству




Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству

Документы заполнены правильно

Аренды нежилого помещения №1 от 20.03.03

Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение для размещения офиса.


Договор, акт приема-передачи нежилого

помещения, счет-фактура к оплате, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме







Соответствуют законодательству







Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству





Документы заполнены правильно







3/3-01

Исполнитель охраняет имущество Заказчика. Заказчик оплачивает услуги Исполнителя.

Платежное поручение, акт сдачи-приемки выполненных услуг





Первичные документы не в полном объеме, нет договора

Соответствуют законодательству




Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству


Документы заполнены правильно




Купли-продажи программного продукта №СПЛ0041 от 29.01.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор купли-продажи, товарная накладная, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме









Соответствуют законодательству









Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству







Документы заполнены правильно










Комиссии №90/03 от 05.01.03 г.

Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции,  поиску покупателей, реализации Продукции Комитента, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. Комитент выплачивает Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги.


Договор комиссии. Отчет о продаже товаров, Акт о приемке товаров

Учетные первичные документы в полном объеме




















Соответствуют законодательству



















Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству
















Документы заполнены правильно



















Купли-продажи №13 от 05.02.03 г.

Продавец передает товар в собственность Покупателя, а Покупатель принимает данный товар и оплачивает его.


Договор купли-продажи товаров, счет-фактура, доверенность на получение товара №4 от 11.02.03, приходный ордер №5 от 12.02.03, требование-накладная №3 от 14.02.03, материальный отчет от 28.02.03

Учетные первичные документы в полном объеме







Соответствуют законодательству









Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству







Документы заполнены правильно










Хранения №274/03 от 26.02.03 г.

Хранитель за вознаграждение принимает и хранит у себя передаваемые ему Поклажедателем товары, и возвращает эти товары по требованию Поклажедателя.


Договор хранения, счет-фактура, товарная накладная, платежное поручение

Учетные первичные документы в полном объеме










Соответствуют законодательству









Полнота заполнения первичных документов соответствует законодательству







Документы заполнены правильно











Список литературы


1            Гражданский кодекс РФ

2            Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

3            Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении «Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных  средств» ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002)

4            Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету  основных средств»

5            Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. с изменениями от 7 мая 2003 г. №38н

6            Методические указания для выполнения контрольных работ / Н.Г. Сафронова, Е.В. Княжевская, М.И. Тест. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2003.


[1] Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении «Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. от 18.05.2002 №45н)

[3]Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н. «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»

[4] Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по  его применению» (ред. от 07.05.2003)

[5]Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н. «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»