Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

 

 

 

Кафедра статистики

 

 

Дополнение к

Курсовой Работе

По дисциплине «Статистика»

на тему

«Индексный метод в статистическом изучении цен».

 

Исполнитель:

Специальность: Менеджмент Организации

Группа:

№ зачётной книжки:

Руководитель: Каманина А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

6.Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля

В условиях рыночных отношений в экономике особое ме­сто среди индексов качественных показателей отводится ин­дексу цен. С помощью индекса цен осуществляются оценка динамики цен на товары производственного и непроизводствен­ного потребления, пересчёт важнейших стоимостных показателей СНС из фактических цен в сопоставимые. Индекс цен является общим измерителем инфляции при макроэкономических исследованиях, используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установлении ставок налогов и т.д.

Для   характеристики   динамики на потребительском уровне рассчитывается свободный  индекс   потребительских цен (ИПЦ), который отражает динамику цен конечного потребления. Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемых «потреби­тельской корзиной». В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые авто­мобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслужива­ние автомобилей и т.д.). Отбор позиций произведен с учётом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Общегосударственный ИПЦ рассчитывается на основе отношений цен на 410 товаров и услуг, зарегистрированных в 266 городах России.

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые на­селением для непроизводственного потребления. Он измеряет от­ношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базис­ном) периоде:

 

ИПЦ=Стоимость рыночной корзины базисного периода в текущем периоде  ×100

         Стоимость рыночной корзины базисного периода в базисном периоде


Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции,  и  используется   в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

Острая необходимость определения национального показате­ля инфляции стала ключевым фактором при разработке времен­ного ИПЦ России. Требования международной методологии предполагают использование для этих целей формулы Ласпейреса, а не Пааше. Для текущей ситуации в России наиболее гибким является применение в оперативном режиме следую­щего варианта формулы Ласпейреса:

   ,

где Q0 – количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода;

      p1 , p0 – цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчётного (текущего) и базисного периодов соответственно.

Расчёт за месяц, квартал, период с начала года производится «цепным» методом, т.е. путём перемножения недельных (месяч­ных, квартальных) индексов потребительских цен, который хорошо отражает изменения цен «с точки зрения потребителя».

Госкомстат России заинтересован в создании независимого индекса потребительских цен, соответствующего международ­ным стандартам. Поэтому методология расчёта ИПЦ в России постоянно совершенствуется. Величины индексов потребитель­ских цен, рассчитанных по годам и месяцам, публикуются в официальных изданиях. Например:

Индекс потребительских цен Российской Федерации

(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

 

1996 г.  1997 г.  1998 г.  1999 г.  2000 г.  2001 г.  2002 г.  2003 г.

121,8    111,0    184,4    136,5     120,2    118,6    115,1     112,0

 

Источник: Российский статистический ежегодник. - М. - 2004. – С.630.

Индекс потребительских цен — это своеобразный барометр жизненного тонуса страны, уровня благосостояния каждой се­мьи, каждого человека. Его традиционно называют индексом стоимости жизни. Корзина товаров и услуг ИПЦ фиксирована с тем, чтобы данному уровню жизни соответствовало одно и то же значение индекса. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменением цен, но не переменами в струк­туре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров.

Индекс потребительских цен принимается в качестве индекса-дефлятора при нахождении реальных денежных доходов, реаль­ной заработной платы на основе их номинальных значений:

Реальные доходы = Номинальные доходы        ;

                                         ИПЦ 

Реальная зарплата = Номинальная зарплата    ;
                                         ИПЦ  

Аналогично рассчитываются индексы реальных доходов, реаль­ной заработной платы:

 ;

 .

Реальные значения этих показателей изучаются в динамике.

Наряду с исчислением ИПЦ возникает необходимость в рас­чёте индекса цен предприятий-производителей промышленной, сельскохозяйственной, строительной и другой продукции. Эти индексы могут использоваться в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в производственном сек­торе. Индексы цен предприятий-производителей формируются на базе изменений цен предприятий-производителей и характеризуют динамику цен предприятий-производителей промыш­ленной продукции. Расчёт этих индексов осуществляется по набору товаров-представителей промышленной продукции, который включает важнейшие виды продукции отдельных отраслей, занимающие наибольшую долю в выпуске товарной продукции по данной отрасли.

Инфляция приводит к снижению покупательной способ­ности денег.

Покупательная способность денег — количество товаров и ус­луг, которые можно приобрести за одну денежную единицу (в нашей стране - на 1 рубль) при данном уровне цен и тарифов.

Покупательная способность рубля определяется в виде индек­са, обратного индексу цен и тарифов на услуги:

 .

Индекс   покупательной   способности   рубля   применяется для измерения инфляции: показывает, во сколько раз обесценились деньги.

Так, если в 2003 г. индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению России составил (к декаб­рю предыдущего года) 112,0%, т. е. цены выросли на 12,0%, то покупательная способность рубля за 2003 г, снизилась на 11%:

 ; 

Повысить и укрепить покупательную способность рубля мож­но только на основе установления правильных соотношений ме­жду спросом и предложением. Для обеспечения этих условий не­обходимо стабилизировать экономику и сделать её эффективной.

 

РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

Задание 2:

2) Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сначала рассчитаем общую дисперсию, которая характеризует вариацию результативного признака (сумму ожидаемой прибыли) под влиянием всех возможных факторов:

  ,где  

откуда

Рассчитаем межгрупповую дисперсию, для этого построим расчётную таблицу:

Таблица 6

    Расчётная таблица

1

2

3

2.565

3

100.885

5.292

8

75.497

7.83

9

2.566

11.522

7

69.811

16.579

3

202.459

ИТОГО

30

451.218

(для заполнения графы 1 мы брали данные из графы аналитической группировки (Макета 2), а значение взято из Задания 1 п.4.)

Мы рассчитали межгрупповую дисперсию, которая характеризует вариацию результативного признака (суммы ожидаемой прибыли), формирующегося под влиянием признака фактора  (затрат на производство продукции), положенного в основание группировки.

Теперь найдём эмпирический коэффициент детерминации , который показывает долю вариации результативного признака (суммы ожидаемой прибыли), сформировавшегося под влиянием факторного признака (затрат на производство продукции) в общей вариации результативного признака.

Таким образом, вариация ожидаемой прибыли на 94.962% зависит от вариации затрат на производство продукции.

 
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Постановка задачи.

Важным направлением в изучении деятельности организации является анализ уровня использования материалов в швейном производстве, абсолютное и относительное его изменение по сравнению с запланированным (нормативным).

Уровень использования материалов определяется средней величиной расхода материала на единицу продукции (удельный расход материала – m) и рассчитывается путём деления общего количества израсходованного материала (M) на объём произведённой продукции (q), т.е.  .

Фабрика заинтересована в экономном расходовании материальных ресурсов, для чего она осуществляет контроль, в процессе которого сравнивает фактический расход материала с расходом по норме или по плану.

Собранный статистический материал представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расход материалов на швейной фабрике «Лидия»

Вид изделия

Вид материала

Расход материала на одну единицу изделия 44-го размера

Цена за единицу материала, руб.

Выполнено изделий, шт.

 

 

По плану

Фактически

По плану

Фактически

 

m0

m1

p0

p1

q1

Женская юбка при ширине ткани 0.9 м

Ткань, м

1,7

1.55

460

480

 

 

Нитки, м

39

36

5

6

700

Женская блузка при ширине ткани 0.9 м

Ткань, м

1,8

1.6

460

480

 

 

Нитки, м

42

43

5

6

600

 

Источник: статистическая отчётность швейной фабрики «Лидия» за сентябрь 2004г.

2.Методика решения задачи.

В статистическом изучении использования материалов значительное место занимает индексный метод. Существуют разные варианты расчёта индексов расхода материала и экономии (перерасхода) материальных ресурсов.

В случае использования нескольких видов материалов на выполнение нескольких видов работ индекс удельных расходов рассчитывается по формуле:

.

Экономия (перерасход) материалов на выполненный объём работ в результате изменения удельного расхода определяется как разность между числителем и знаменателем указанного выше индекса:

.

Денежные расходы фабрики на материалы в соответствии с исходными данными определяются двумя составляющими: удельным расходом материала и уровнем цен на них. Статистика изучает этот процесс с помощью системы взаимосвязанных индексов:

Индекс стоимости    =   Индекс удельных      ´      Индекс цен

     материалов          расходов материалов         на материалы

 

в соответствии с которой расчёты проводят по формуле:

Абсолютное изменение стоимости материалов за счёт каждого из факторов определяется как разность между числителем и знаменателем соответствующего этому фактору индекса.

3.Методика выполнения расчётов.

Статистический анализ использования материальных ресурсов выполнен с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Рисунок 1 показывает расположение на рабочем листе Excel таблицы 1 с исходными данными.

Рисунок 1


Таблица для выполнения компьютерных расчётов по формулам представлена на рисунке 2.

Рисунок 2

Таблица с полученными итоговыми данными приведена на рисунке 3.

Рисунок 3


На диаграммах 1 и 2 представлено графическое изображение результатов расчёта израсходованных материалов.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

4.Анализ результатов статистических расчётов.

Проведённые статистические расчёты позволяют сделать следующие выводы.

В целом достигнуто снижение удельных расходов материалов по сравнению с запланированным на 80,5% (Im=0,195), а экономия материалов на всех работах в денежном выражении в результате этого снижения составляет 1051700 руб. или 1051,7 тыс. руб. (255000-1306700).

Изменение цен на рынке швейных материалов в сторону повышения вызвало увеличение расходов на материалы на 20% (Ip=1,2), что в абсолютном выражении составляет 51000 руб. (306000-255000).

Совместное влияние двух факторов выразилось в уменьшении общей стоимости материалов на производство швейной продукции на 76,6% (Impq=0,234) или на 1000700 руб. (306000-1306700) по сравнению с запланированной.