СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия………….5


2. Следователь, как участник судопроизводства со стороны обвинения………13


3. Срок предварительного следствия и общие правила производства следственных действий…………………………………………………………….23


4. Протокол следственного действия……………………………………………...27


5. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий……………………………………………………………………………..32


6. Участие специалиста, переводчика понятых на предварительном следствии……………………………………………………………………………38


Заключение………………………………………………………………………...41


Список использованной литературы…………………………………………..43


Введение

Для начала ведения предварительного расследования или производства дознания существует стадия уголовного процесса, как нам известно, возбуждение уголовного дела. Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий. По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Тема данной курсовой работы – «Предварительное следствие» – актуальна в силу того, что, во-первых, изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к правильному и быстрому производству предварительного следствия, во-вторых, следовательно обязан знать и соблюдать требования норм уголовно – процессуального права, регулирующих эту стадию, в-третьих, в настоящее время, когда растет количество преступных деяний, а как следствие этого увеличивается количество возбужденных уголовных дел, при достаточно низкой раскрываемости преступлений, применение данного процессуального института, остается одним из самых актуальных вопросов теории и практики уголовного процесса.

Целью данной работы является описать сущность предварительного следствия.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия;

2. рассматривается роль следователя, как участника судопроизводства со стороны обвинения;

3. описывается срок предварительного следствия и общие правила производства следственных действий;

4. показывается протокол следственного действия;

5. рассматривается судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий;

6. описывается участие специалиста, переводчика, понятых на предварительном следствии.

Работа состоит из Введения, шести Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Пункте 1 – Понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия.

В Пункте 2 – Следователь, как участник судопроизводства со стороны обвинения – решается вторая из промежуточных задач, а именно: рассматривается роль следователя, как участника судопроизводства со стороны обвинения.

В Пункте 3 – Срок предварительного следствия и общие правила производства следственных действий – решается третья из промежуточных задач, а именно: описывается срок предварительного следствия и общие правила производства следственных действий.

В Пункте 4 – Протокол следственного действия – решается четвертая из промежуточных задач, а именно: показывается протокол следственного действия.

В Пункте 5 – Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий – решается пятая из промежуточных задач, а именно: рассматривается судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий.

В Главе 6 – Участие специалиста, переводчика понятых на предварительном следствии – решается последняя из промежуточных задач, а именно: описывается участие специалиста, переводчика, понятых на предварительном следствии.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия

Предварительное следствиеэто процессуальная деятельность специальных  должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления. 1

Принципы предварительного следствия

Первым общим принципом является подчинение всего хода предварительного следствия прокурорскому надзору – эти условия, закреплены в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью органов предварительного следствия обязан:

А. Принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не оставалось не раскрытым и, не один преступник не уклонился от ответственности.

Б. Строго следить, ни один гражданин не подвергался не законному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности и иному ограничению в правах.

Для выполнения указанных задач прокуроры наделены широкими правами и на них возложены существенные обязанности.

Эти права и обязанности получили свое правовое закрепление в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и законе о прокуратуре, где четко и ясно изложены для работников прокуратуры.

Вторым общим принципом является обязанность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела.

Условие это вытекает из принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Данное условие установлено в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство о производстве каких-либо следственных действий по собиранию доказательств могут быть заявлены обвиняемым, его защитником, подозреваемым и, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителем.

Следователь не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если в нем содержится просьба установить обстоятельства которые могут иметь значение для дела.

При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь должен внести постановление с указанием мотивов отказа.

Третьим общим принципом предварительного расследования является быстрота.

Данное условии заключено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертым общим принципом предварительного следствия является привлечение общественности к участию в раскрытии преступления.

Данные условия содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В практике работы органов дознания и следствия применяются различные формы привлечения общественности при расследовании дела.

Вот некоторые из них:

- обращение к населению через печать или радио с просьбой сообщить об обстоятельствах совершенного преступления

- обращение к населению с целью установления потерпевших, свидетелей.

Непосредственное обращение к лицам, работающим или проживающим в определенной местности с просьбой сообщить некоторые сведения ставившие им известными.

Информация населения с целью задержания преступника в случае совершения им повторного преступления (мошенничества, кражи).

Привлечение общественности к поиску тех или иных следов преступления.

Привлечение общественности к участию в производстве отдельных следственных действий.

Информация дружинников ДНД о приметах скрывшегося преступника с целью его задержания. 1

Могут быть использованы и другие формы привлечения общественности.

Пятым общим принципом является недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Это условие как требование содержится в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В этих статьях указанно, что данные предварительного следствия могут быть переданы гласности только с разрешения следователя или прокурора.

Необходимость этого требования заключается в том, что:

Во-первых, преступник или связанные с ним лица могут скрыть доказательства, либо иные способы, чтобы затруднить расследование

Во- вторых разглашение этих данных может повредить репутации лиц, участвующих в процессе.

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевших, понятых, защитника и других лиц об обязанности не разглашения данных следствия.

В случае разглашения данных предварительного следствия виновные могут нести ответственность по статьям УК РФ.

Шестым общим принципом является обязательное документирование каждого следственного действия.

Процессуальные документы, составленные на стадии предварительного следствия, бывают четырех видов:

- протоколы.

Общие требования, предъявляемые к протоколам содержаться в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокол – это процессуальный документ, который составляется следователем или инспектором  ходе процессуального действия. В протоколе указывается место, время, участники, содержание следственного или процессуального действия, а так же обнаруженные при их производстве существенные для дела обстоятельства.

- постановление.

Требование, предъявленные к постановлению содержаться в различных статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление - это процессуальное действие, который составляется следователем, инспектором или прокурором.

В постановлении излагается решение по важнейшим вопросам расследуемого уголовного дела, с указанием места, времени и основания принятого решения.

Все основные постановления лиц, производящих дознания утверждаются начальником органа дознания

- обвинительное заключение.

Требования, предъявляемые к обвинительному заключению содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обвинительное заключение – это процессуальный документ завершающий предварительное расследование.

- другие процессуальные документы.

К ним можно отнести подписку о не выезде, подписку о не разглашении предварительного следствия, описи изъятых документов и др.

Седьмым общим принципом является возможность проведения расследования несколькими следователями.

Это положение предусмотрено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Восьмым общим принципом является участие в нем потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника.

Девятый принцип – это индивидуализация следствия.

Всесторонность полнота и быстрота требуют, чтобы по одному делу рассматривалось одно преступление против одного лица.

Соединение в одном производстве дел о преступлениях нескольких лиц, не связанных между собой преступным умыслом, мешают качественному расследованию. 1

С другой стороны искусственное разделение дел ведет к нарушению прав участников процесса.

Десятым общим принципом является помощь следователю со стороны органов дознания.

Одиннадцатым общим принципом является обязательное участие понятых при производстве отдельных следственных действий.

Понятые обязаны участвовать при осмотрах, освидетельствовании, выемки, предъявлении при опознании, обыске, наложении ареста на имущество, экспериментах.

Принципы организации и деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации

Федеральная служба расследований Российской Федерации и ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления и командования воинских частей и соединений, общественных объединений. Следователи Федеральной службы расследований Российской Федерации, а также Директор Федеральной службы расследований Российской Федерации и его заместители, начальники следственных управлений и следственных отделов и их заместители при расследовании уголовных дел подчиняются только указаниям прокурора и постановлениям (определениям) суда, данными в пределах их полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляется в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Уголовного и Уголовно - процессуального кодексов Российской Федерации, других федеральных законов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. Деятельность органов предварительного следствия Российской Федерации основывается на презумпции невиновности. При производстве предварительного следствия подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту. Предварительное следствие производится на началах равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Федеральная служба расследований Российской Федерации и ее органы действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Значение предварительного следствия

Предварительное следствие проводит работу по оперативному, своевременному, и неотложному осуществлению следственных мероприятий, для скорейшего, всестороннего и объективного расследования уголовного дела, в частности:

- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий при совершении преступлений;

- всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия: 1

1. обмен информацией;

2. совместное планирование;

3. совместный анализ и оценка оперативной обстановки;

4. совместная учеба и разбор реализованных дел;

5. совместная работа на месте происшествия.

Если классифицировать взаимодействие органов дознания и предварительного следствия по условным стадиям деятельности этих органов то выделяется: 1. взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений; 2. взаимодействие при реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов доследственной проверки; 3. взаимодействие на протяжении всей деятельности вышеуказанных органов.

Задачи предварительного следствия:

Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются: а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений; в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности; г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия: а) производят предварительное следствие по уголовным делам; б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; в) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно - розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Пример из судебной практики:

Так, суд первой инстанции положил в основу приговора первоначальные показания Ваниной и Антиповой на предварительном следствии, при этом не проверил надлежащим образом и не дал оценки доводам осужденных о даче этих показаний под воздействием недозволенных методов ведения следствия, но вместе с тем в приговоре указал, что «заявления осужденных о применении недозволенных методов ведения следствия, как не влияющие на достоверность выводов суда о фактических обстоятельствах преступления, подлежат рассмотрению и оценке отдельно от настоящего дела в общем порядке». Изложенное свидетельствует о неполноте исследования материалов данного уголовного дела (18-кп002-56). 1

2. Следователь, как участник судопроизводства со стороны обвинения

Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам и назначенное в установленном настоящим федеральным законом порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается (ст. 14 Федерального закона об органах предварительного следствия в Российской Федерации).

Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации и одинаковы независимо от занимаемых ими должностей.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение разрешения суда или санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. 1

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных статьей 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, т.к. в соответствии с данной нормой, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 УПК, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 УПК;

3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой, 189, 190, 193 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 УПК. 1

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно - розыскных мероприятий, розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. 1

Следователь вправе требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования задержанных и арестованных ими лиц, находящихся под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации, воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Следователь вправе производить проверки по заявлениям и сообщениям о совершенных преступлениях для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или направлении заявления (сообщения) по подведомственности или территориальности. При производстве проверок по заявлениям и сообщениям о совершенных преступлениях следователи также имеют право назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора соответствующими органами исполнительной власти либо органами военного управления либо, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, истребуемые следователем при производстве проверок либо предварительного следствия по уголовному делу, представляются по требованию следователя безвозмездно.

Неисполнение требований следователя, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

По предъявлении служебного удостоверения следователь имеет право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения любых государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций и предприятий независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, воинских частей и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам, а также на въезд в пограничную зону.

Следователь имеет право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, а в сельской местности - попутным транспортом; следователь специализированного подразделения по расследованию преступлений, совершенных на транспорте, имеет, кроме того, право бесплатного проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах.

Следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Следователь и иные должностные лица Федеральной службы расследований не вправе до их завершения разглашать материалы проверок и предварительного следствия.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК РФ). 1

В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных УПК.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователь вправе задержать и допросить лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК.

Закон представляет следователям прокуратуры, следователям органов внутренних дел, следователям органов федеральной службы безопасности и следователям федеральных органов налоговой полиции широкие полномочия по производству следственных действий, по применению мер уголовно - процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений.

Процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возможность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.

Конституция РФ устанавливает, что некоторые меры уголовно - процессуального принуждения, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, производятся на основании судебного решения. 1

По действующему уголовно - процессуальному законодательству прокурор дает санкцию на применение мер пресечения в виде заключения под стражу и залога, на отмену или изменение следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора. Прокурор или его заместитель санкционируют производство обыска; выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной; наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемку; отстранение обвиняемого от должности; помещение в лечебно - психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей.

Прокурор утверждает постановление следователя об установлении определенного срока для ознакомления обвиняемого с материалами дела. Прокурор или его заместитель утверждает обвинительное заключение, составленное следователем.

Прокурору предоставлено право давать согласие на направление дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера, а также на прекращение уголовного дела следователем.

В случаях, предусмотренных законом, следователь обязан получить санкцию (согласие) прокурора на производство того или иного действия либо утвердить у прокурора наиболее важные процессуальные документы.

Установленный перечень случаев дачи прокурором санкции, согласия либо утверждения им процессуальных решений следователя является исчерпывающим.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного следствия. При этом прокурор выполняет функции процессуального руководства предварительным следствием. Он вправе отменять и изменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать ему указания о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя. 1

Прокурор наделен полномочиями давать следователю письменные указания о расследовании преступлений, обязательные для исполнения следователем. Следователь вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, не приостанавливая их полномочий.

При несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам, от решения которых зависит судьба уголовного дела в целом, следователь может воспользоваться своими правами. При этом следователь приостанавливает выполнение соответствующих указаний прокурора и вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора либо поручает производство предварительного следствия другому следователю. Следователь наделен правами возбуждения уголовных дел, а также задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. По делам, возбужденным органами дознания, по которым обязательно производство предварительного следствия, следователь вправе до истечения 10-дневного срока производства дознания приступить к расследованию дела, не ожидая выполнения органом дознания неотложных следственных действий. По расследуемым им делам следователь вправе давать органам дознания в пределах их компетенции обязательные для исполнения письменные поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Обязанность милиции исполнять соответствующие поручения и указания следователей закреплена в п. 14 ст. 10 Закона о милиции. Соответствующая обязанность федеральных органов налоговой полиции как органов дознания прямо предусмотрена в п. 5 ст. 10 Закона о федеральных органах налоговой полиции.

Согласно ст. 7 Закона об оперативно - розыскной деятельности следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, о проведении оперативно - розыскных мероприятий. 1

Давая поручения о производстве оперативно - розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Поручения и указания следователя органам дознания облекаются в форму письменного предписания и направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного органа, который поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам. В таком предписании указывается: наименование органа дознания, которому дается поручение; краткое изложение обстоятельств уголовного дела в объеме, необходимом для качественного исполнения поручения; фактические и правовые основания дачи поручения; содержание задания, даваемого органу дознания; перечень следственных и розыскных действий, которые необходимо произвести органу дознания при исполнении поручения; срок исполнения поручения; наименование органа, которому должны быть направлены материалы исполненного поручения. Представляется, что производство процессуальных действий, имеющих наиболее важное значение по делу, не может быть поручено следователем органам дознания. Подобные действия должны выполняться следователем лично (вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, проведение допроса обвиняемого). Переложение следователем на органы дознания выполнения наиболее важных процессуальных действий может нарушить право обвиняемого на защиту, что обусловливает возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования. Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно - процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих установить необходимые по делу фактические данные; требовать производства ревизий (о правах следователя по собиранию доказательств.

3. Срок предварительного следствия и общие правила производства следственных действий

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК.

Срок предварительного следствия, предусмотренный частью первой настоящей статьи 162 УПК, может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. 1

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).

Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель следственной группы принимает решения о: 1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 УПК; 2) прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК; 6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК. 1 Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК, производятся на основании постановления следователя.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 УПК, следственные действия производятся на основании судебного решения. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 УПК. Следователь в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 УПК, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК, 1 т. к. доказательства, полученные с нарушением требований УПК, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК (при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания). К недопустимым доказательствам относятся: 1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; 2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; 3) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК.

4. Протокол следственного действия

УПК РФ впервые сформулировал некоторые положения, которые призваны регламентировать участие в следственных и иных действиях работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вспомним, какое большое число жалоб поступает от обвиняемых, подозреваемых и их защитников о незаконном, по их мнению, участии в следственных и иных действиях оперативных сотрудников милиции, о незаконных способах и методах проведения ими оперативно-розыскных мероприятий. 1 О каких нормах закона идет речь? В первую очередь о ч.7 ст.164 УПК РФ (Общие правила производства следственных действий), в которой указано о праве следователя привлечь к участию в следственном действии то или иное должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Общие требования к протоколу любого следственного действия определены в ст.166 УПК РФ. В числе других сведений, протокол должен содержать данные о фамилии, имени и отчестве каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о его личности. Каждое лицо, участвовавшее в следственном действии, должно ознакомиться с протоколом и в нем расписаться. Эти требования закона относятся ко всем без исключения протоколам следственных действий. Кроме этого, в соответствии с ч.7 ст.190 УПК РФ в протоколе допроса указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения. Следовательно, если допрос производился, например, с участием работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а в протоколе допроса это обстоятельство не отражено и протокол указанным лицом не подписан, у защиты появляются основания утверждать о недопустимости данного протокола допроса в качестве доказательства вследствие нарушений в его процессуальном оформлении.

Как видим, УПК РФ исключил имевшую место ранее практику безымянного участия в следственных действиях оперативных работников милиции — сегодня каждый из них должен быть указан в протоколе. УПК РСФСР каких-либо требований по этому поводу не содержал. Поддерживая в целом позицию законодателя по установлению определенных границ, пределов оперативно-розыскной деятельности в рамках расследуемого уголовного дела, хочется высказать ряд предложений в ее развитие. Думается, что законодатель в интересах защиты любой личности обязан четко определить условия участия оперативных служб и их работников в тех или иных следственных действиях. Считаем необходимым закрепить в законе, к примеру, следующие условия. 1

Участие в следственном действии работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на наш взгляд, должно разрешаться следователем, дознавателем лишь с согласия лица, с которым проводится следственное действие (например, допрос, следственный эксперимент и т.д.), за исключением случаев участия указанных работников в качестве конвоиров для обеспечения охраны и сопровождения участников следственного действия, в качестве специалистов, экспертов, а также работников, привлеченных к работе следственной группы, в соответствии со ст.163 УПК РФ. В протоколе следователем обязательно должно быть указано в качестве кого и для выполнения каких задач привлекается к участию в следственном действии работник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и перед началом следственного действия следователь должен объявить об этом другим участникам следственного действия. Если, например, оперуполномоченный уголовного розыска участвует в допросе обвиняемого и задает ему вопросы (наряду со следователем), вполне обоснованным является требование отразить в протоколе: кем и какие вопросы были заданы. Причем этого вправе потребовать и обвиняемый, и его защитник. Эти и некоторые другие условия помогут исключить или уменьшить случаи необоснованного вмешательства оперативных служб в расследование уголовных дел при проведении тех или иных следственных действий.

С другой стороны, они будут в интересах защиты прав не только подозреваемого, обвиняемого, но и в интересах расследования в целом. Ведь обвиняемый или подозреваемый, если он не согласен с участием при допросе или другом следственном действии оперативного сотрудника милиции, в знак протеста может вообще отказаться от дачи показаний, от участия в следственном действии, и естественно, кроме вреда расследованию, это ни ничего не принесет. Поэтому участие в следственном действии сотрудников оперативных служб должно быть сведено к минимуму и это участие должно происходить строго в рамках закона.

Интерес вызывает и ст. 95 УПК РФ о порядке содержания подозреваемых под стражей. Часть 2 этой статьи устанавливает, что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с разрешения следователя, дознавателя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело. 1

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются: 1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу. Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Пример из судебной практики:

Приговор Краснодарского краевого суда по делу Ивченко, Макухи и других лиц, осужденных за ряд преступлений, в том числе за разбойные нападения, отменен ввиду нарушения УПК. Согласно закону при постановлении приговора должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства, как подтверждающие выводы суда по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, так и противоречащие этим выводам. Суд должен указать в приговоре, почему одни доказательства признаны им достоверными, а другие отвергнуты. По делу в отношении нескольких подсудимых или по делу, по которому подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, приговор должен содержать анализ доказательств в отношении каждого подсудимого и по каждому обвинению. Ссылаясь в приговоре на показания допрошенных по делу лиц, заключения экспертов, протоколы следственных действий, иные документы, подтверждающие, по мнению суда, те или иные фактические обстоятельства, необходимо раскрыть их содержание. Например, не только перечислить фамилии потерпевших, свидетелей, но и изложить существо их показаний. 1

5. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий

Следователь в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 УПК РФ (о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о контроле и записи телефонных и иных переговоров), с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. 1

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК, а именно:

Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК - при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

К недопустимым доказательствам относятся

1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

3) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК.

Рассмотрим пример и судебной практики:

По определению Ставропольского краевого суда дело по обвинению Чеснокова, Ефременко и Мазикина в ряде преступлений, в том числе в разбойных нападениях, убийстве и хулиганстве, возвращено прокурору для пересоставления обвинительного заключения и устранения допущенных нарушений норм уголовно-процессуального закона. 1

Статья 237 УПК РФ содержит исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований, согласно которому судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Кроме того, согласно ст. 236 УПК РФ решение о возвращении уголовного дела прокурору может быть принято судьей только на стадии предварительного слушания дела.

Между тем указания суда в определении о необходимости конкретизировать действия Чеснокова и Ефременко по обвинению в убийстве не могли быть выполнены без проведения следственных действий, то есть суд в нарушение ст. 237 УПК РФ по существу предложил прокурору провести новое расследование.

Кроме того, решение о возвращении дела прокурору принято судом на стадии судебного разбирательства (19-кп002-67).

Судья Ставропольского краевого суда своим постановлением от 12 июля 2002 года уголовное дело по обвинению Слабика и Кузьменко возвратил в порядке ст. 237 ч.1 п.2 УПК РФ прокурору для вручения обвиняемым копии обвинительного заключения.

Удовлетворяя представление прокурора, Судебная коллегия указала, что на момент направления дела в суд (30 июня 2002 года) действовал Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в соответствии с которым обязанность вручить подсудимому копию обвинительного заключения была возложена на судью, а не на прокурора (ст. 237 УПК РСФСР).

Ссылку в постановлении судьи на то, что дело поступило в суд после 1 июля 2002 года и поэтому суд лишен возможности вручения копии обвинительного заключения, поскольку в соответствии со ст. 222 УПК РФ это функция стороны обвинения, Судебная коллегия сочла неубедительной.

Поскольку единственным основанием для назначения по делу предварительного слушания явилось невручение обвиняемым копии обвинительного заключения, Судебная коллегия, отменяя постановление судьи, направила дело в суд не в стадии предварительного слушания, а для выполнения подготовительных действий к судебному заседанию, указанных в ст. 227 УПК РФ (19-кп002-69).

По представлению государственного обвинителя отменено постановление Суда Еврейской автономной области от 16 июля 2002 года (по итогам предварительного слушания) о направлении прокурору ЕАО уголовного дела в отношении Оруджова для устранения в 5-дневный срок нарушений, допущенных при производстве предварительного расследования. 1

Такими нарушениями в постановлении названо невручение Оруджову копии обвинительного заключения, в том числе на азербайджанском языке.

Из материалов дела видно, что требование закона об обязанности прокурора вручить копию обвинительного заключения не было выполнено. Однако суд по собственной инициативе направил Оруджову копию обвинительного заключения, которая была вручена ему под расписку.

Судебная коллегия указала, что выполнение судом данного действия не нарушило принципа состязательности сторон, иных прав участников процесса, а также полномочий суда по осуществлению правосудия, поэтому не может быть отнесено к существенному нарушению уголовно-процессуального закона.

Таким образом, поскольку суд сам устранил препятствия к рассмотрению дела, ссылка в постановлении на вышеуказанное обстоятельство является ошибочной.

Из дела также видно, что Оруджову, по национальности азербайджанцу, в ходе расследования дела разъяснялись правила ст. 18 УПК РФ о языке судопроизводства, у него выяснялся вопрос, владеет ли он русским языком, хорошо ли понимает устную и письменную речь на русском языке, умеет ли свободно разговаривать на нем, желает ли он при производстве по делу пользоваться русским языком или иным языком, нуждается ли в помощи переводчика.

На эти вопросы Оруджов ответил (в том числе собственноручно сделал запись на русском языке), что русским языком владеет хорошо, желает давать показания на русском языке, в услугах переводчика не нуждается.

В ходе выполнения ст. 201 УПК РСФСР Оруджов подтвердил свою позицию и собственноручно указал: «Русский язык знаю в совершенстве, непонятных терминов нет, читать и писать по-русски умею, в услугах переводчика не нуждаюсь». При таких обстоятельствах Судебная коллегия согласилась с доводами представления прокурора о том, что у органов предварительного следствия не имелось оснований для перевода обвинительного заключения на азербайджанский язык (65-002-11). 1 Отменяя постановление судьи Оренбургского областного суда, по которому уголовное дело по обвинению Дойникова и других возвращено прокурору для составления обвинительного заключения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, Судебная коллегия не согласилась с выводами о наличии противоречий при изложении обстоятельств причинения потерпевшему телесных повреждений, квалифицированных одновременно по ч.3 ст. 213, п.«в» ч.3 ст. 162, ч.3 ст. 30 и п.п.«в», «д», «ж», «з», «к» ч.2 ст. 105 УК РФ. При этом следует учесть, что в соответствии с требованиями ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство по делу проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному обвинению.

Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, то есть суд не может и не должен возлагать на себя функцию государственного обвинения, а должен рассмотреть дело, как указано в вышеупомянутой статье, в пределах предъявленного обвинения. Отсутствие в обвинительном заключении в некоторых случаях ссылок на номер тома уголовного дела само по себе не может препятствовать рассмотрению дела по существу (47-002-111). По представлению государственного обвинителя отменено постановление судьи Пермского областного суда по делу Кочева и других, вынесенное в порядке ст. 237 УПК РФ, по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 229 УПК РФ суд проводит предварительное слушание при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК РФ. Вопрос о назначении предварительного слушания в силу ст. 227 УПК РФ разрешается судьей по поступлении уголовного дела в суд. При этом судья может принять лишь одно из решений, указанных в названной статье. Между тем из материалов дела видно, что ранее по данному делу постановлением судьи уже было принято решение о на­значении судебного заседания, и по­этому суд в подготовительной части судебного заседания не вправе разрешать вопросы, подлежащие разрешению на предварительном слушании. 1 Кроме того, указанное в постановлении нарушение права на защиту не является предусмотренным в ст. 237 УПК РФ основанием для возвращения дела прокурору. Такое нарушение может являться лишь основанием для исключения доказательства, как полученного с нарушением требований закона. Помимо этого следует отметить, что нарушение права Кочева на защиту уже было фактически устранено в подготовительной части судебного заседания: адвокат заменен, он ознакомлен с материалами дела. Кочев и его законный представитель согласны с тем, чтобы защиту осуществлял этот адвокат. Что касается указания суда относительно оснований для отвода судебно- медицинского ­эксперта, то оно никак не связано с требованиями ст. 237 УПК РФ, тем более что такое указание противоречит положениям ст. 15 УПК РФ (44-002-139).

6. Участие специалиста, переводчика понятых на предварительном следствии

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 УПК. 1 Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК. Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность.

Специалист вправе:

1) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями; 2) задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; 3) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол; 4) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права. Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК.

Переводчик - лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных УПК, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. О назначении лица переводчиком дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд - определение. Вызов переводчика и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 169 и 263 УПК. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 УПК, следователь привлекает к участию в следственном действии переводчика в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК. 1 Перед началом следственного действия, в котором участвует переводчик, следователь удостоверяется в его компетентности и разъясняет переводчику его права и ответственность, предусмотренные статьей 59 УПК.

Переводчик вправе:

1) задавать вопросы участникам уголовного судопроизводства в целях уточнения перевода; 2) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, а также с протоколом судебного заседания и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол; 3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Переводчик не вправе: 1) осуществлять заведомо неправильный перевод; 2) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК (данные предварительного расследования не подлежат разглашению); 3) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд. За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Понятыми не могут быть: 1) несовершеннолетние; 2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; 3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями.

Понятой вправе:

1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; 2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал; 3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК, а именно: данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 161 УПК; 1 прокурор, следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации; данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность ст. 310 УК РФ.

Заключение

Итак, поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены следующими результатами:

1. Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления. Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются: а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с УПК РФ; б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений; в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности; г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

2. Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам и назначенное в установленном настоящим федеральным законом порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается (ст. 14 Федерального закона об органах предварительного следствия в Российской Федерации). Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются УПК РФ.

3. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

4. Общие требования к протоколу любого следственного действия определены в ст.166 УПК РФ. В числе других сведений, протокол должен содержать данные о фамилии, имени и отчестве каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о его личности. Каждое лицо, участвовавшее в следственном действии, должно ознакомиться с протоколом и в нем расписаться. Кроме этого, в соответствии с ч.7 ст.190 УПК РФ в протоколе допроса указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

5. Следователь в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части второй статьи 29 УПК РФ, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

6. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 ГПК. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 ГПК, следователь привлекает к участию в следственном действии переводчика в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 ГПК. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181 - 184, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186, статьями 193 и 194 ГПК, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов.

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).

4. Федеральный Закон от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 05.10.2002) «О Прокуратуре Российской Федерации».

5. Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

6. «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

7. Багаутдинов Ф. Н. «Регламентация в УПК РФ участия в следственных и иных действиях сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» / «Российский следователь», № 3, 2003 г.

8. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России. – М.: ООО «ТК Велби», 2003 г.

9. Власов В. И. Расследование преступлений. Проблемы качества. – М., 1988 г.

10. Гуляев А. Следователь в уголовном процессе. – М., 1981 г.

11. Занатуллин З. З., Салахов М. С., Чулюкин Л. Д. Подследственность уголовных дел. – Казань, 1986 г.

12. Золотых В. В. «Проверка допустимости доказательств в уголовном процессе» / Ростов-на-Дону» 1999 г.

13. Каминская В. И. Охрана прав и законных интересов граждан в уголовно-процессуальном праве // Советское государство и право. – 1998 г. № 10

14. Кокурин Г. А. Организационные основы деятельности следственно – оперативных групп. – Екатеринбург, 1996 г.

15. Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. – М., 1986 г.

16. Ленский Л. В. Досудебное (предварительное) производство в современном уголовном процессе России и его эффективность. – Томск, 1998 г.

17. Таджиев Х. С. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за расследованием преступлений. – Ташкент, 1985 г.

18. Уголовный процесс. Под ред. проф. Алексеева Н. С. М. 2003. г.

19. Шимаповский В. В. Общие условия предварительного следствия. – Л., 1983 г.

20. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. СПб., 1996 г.



1 Шимаповский В. В. Общие условия предварительного следствия. – Л., 1983 г. С. 23 – 27.

1 Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. – М., 1986 г. С. 56 – 57.

1 Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. – М., 1986 г. С. 56 – 57.

1 Кокурин Г. А. Организационные основы деятельности следственно – оперативных групп. – Екатеринбург, 1996 г. С. 83 – 85.

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 Гуляев А. Следователь в уголовном процессе. – М., 1981 г. С. 31 – 34.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.)

1 Гуляев А. Следователь в уголовном процессе. – М., 1981 г. С. 37.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

1 Федеральный Закон от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 05.10.2002) «О Прокуратуре Российской Федерации».

1 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Багаутдинов Ф. Н. «Регламентация в УПК РФ участия в следственных и иных действиях сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» / «Российский следователь», № 3, 2003 г. С. 12.

1 Багаутдинов Ф. Н. «Регламентация в УПК РФ участия в следственных и иных действиях сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» / «Российский следователь», № 3, 2003 г. С. 13.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12.02.2003).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).