Содержание
Введение. 3
1. Теоретическое исследование по теме: «Аудит – доверительная форма финансового контроля» 4
2. Решение практической ситуации. 7
3. Составление программы аудита кассовых операций. 8
Список литературы.. 9
Введение
Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.[1]
По сути аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации. При этом аудиторы совершают определенные действия, регламентированные Правилами (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения[2].
Необходимо отметить - аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Именно этим и объясняется доверие к заключению аудитора о степени достоверности финансовой отчетности проверяемого хозяйствующего субъекта.
В теоретическом исследовании данной работы рассматриваются существенные моменты, которые определяют аудит как доверительную форму финансового контроля.
1. Теоретическое исследование по теме: «Аудит
– доверительная форма финансового контроля»
Различные источники по-разному определяют аудит. Но, разнясь в деталях, определения аудита совпадают в главном: аудит - это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором). Результатом аудита при этом является выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения[3].
Результатом аудита являются:
§ выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса;
§ достоверности бухгалтерского учета;
§ законности и целесообразности хозяйственных операций.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица[4].
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:
- соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;
- соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
Профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудиту. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- создают общественный имидж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
В соответствии с действующим законодательством об аудиторской деятельности аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:
§ независимость;
§ честность;
§ объективность;
§ профессиональная компетентность и добросовестность;
§ конфиденциальность;
§ профессиональное поведение.
Независимость – это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость – ключ к доверию общества.
Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.
Объективность - это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность – обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Добросовестность – обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
Конфиденциальность – обязанность аудиторов обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. Принцип конфиденциальности должен соблюдать неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеет ограничений во времени.
Профессиональное поведение – соблюдение приоритетов общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора.
Кроме того, аудиторская проверка не влечет за собой никаких «карательных мер» в виде штрафов, наоборот аудит помогает выявить проблемные места в бухгалтерском (финансовом) учете и оказать помощь в их устранении. Именно поэтому аудит является доверительной формой финансового контроля.
2. Решение практической ситуации
Организация обратилась в банк с просьбой в январе 2000 г. предоставить ей кредит для расширения производственной деятельности. Банк запросил бухгалтерскую отчетность организации за 1999 г. и аудиторское заключение о ее достоверности. Однако бухгалтерская отчетность организации К по законодательству не подлежит обязательной аудиторской проверке. В ноябре 1999 г. в организации была проведена документальная проверка налоговой инспекцией. В качестве подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности организации К предлагает использовать акт документальной проверки налоговой инспекции.
Требуется определить примет ли данное предложение банк для предоставления организации К коммерческого кредита на цели развития производства.
Прежде, чем принять решение о предоставлении кредита любой коммерческий банк определяет кредитоспособность заемщика. Для этого проводится анализ платежеспособности, ликвидности и других коэффициентов, в основе которого лежат данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Поэтому банк должен быть уверен в достоверности данных отчетности, которую может подтвердить только независимый аудитор (аудиторская организация). Налоговая инспекция является учреждением государственного контроля в части налоговых поступлений и ее мнение нельзя считать независимым.
Достоверность отчетности, согласно действующего законодательства РФ может подтвердить только независимый аудитор.[5]
При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Поэтому банк не примет предложение организации К использовать акт документальной проверки налоговой инспекции.
3. Составление программы аудита кассовых
операций
Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.[6]
Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
Программа проверки была разработана на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита.
Программа аудита кассовых операций
Проверяемая организация ООО «Ива»
Период аудита 1.01.2004 г. – 30.06.2004 г.
Количество человеко – часов - 120
Руководитель аудиторской группы Петрова Л.А..
Состав аудиторской группы Кузнецова Т.С., Образцова Е.А..
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнитель |
Рабочие документы |
1 |
Сплошная проверка соответствия порядка учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами |
11.10.2004 |
Кузнецова Образцова |
Аналитическая таблица |
2 |
Проверка установленного лимита хранения наличных денег |
11.10.2004 |
Петрова |
Заметки аудитора |
3 |
Инвентаризация кассовой книги |
11.10.2004 |
Кузнецова |
Таблица соответствия |
4 |
Проверка обеспечения сохранности денежных средств |
11.10.2004 |
Образцова |
Заметки аудитора |
5 |
Проверка полноты и своевременности оприходования денег, полученных по чекам |
12.10.2004 |
Кузнецова Образцова |
То же |
6 |
Проверка правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров |
12.10-13.10 |
Кузнецова Образцова |
То же |
7 |
Проверка законности выдачи наличных денег |
13.10.2004 |
Петрова |
То же |
8 |
Правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней |
13.10.2004 |
Образцова |
То же |
9 |
Сличение фамилий в документах на выдачу денег |
13.10.2004 |
Кузнецова |
То же |
10 |
Проверка выдачи денег по доверенности |
13.10.2004 |
Петрова |
То же |
11 |
Проверка соблюдения порядка регистрации ККМ в налоговых органах |
13.10.2004 |
Петрова |
То же |
12 |
Проверка счетов бухгалтерского учета 50, 51, 52, 55 |
14.10-15.10 |
Кузнецова Образцова |
Аналитическая таблица |
13 |
Подготовка аудиторского заключения |
15.10.2004 |
Петрова |
Список литературы
- Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22 января 1998 г. Протокол № 2
- Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001.
- Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
[1] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 16
[2] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1
[3] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1
[4] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
[5] Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 14.12.2001)
[6] Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года протокол N 6