Содержание

 

 

 

 

Введение.. 3

1. Факторы успешной деятельности личности.. 5

1.1 Понятие деятельности. 5

1.2 Успешность деятельности. 7

2. Творческая активность личности и деятельность. 10

2.1 Творчество как деятельность. 10

2.2 Творчество как общение и познание. 12

2.3 Произвольность и осознанность творчества. 12

2.4 Особенности творческой личности. 13

2.5 Социальное развитие личности и творчество. 13

2.3 Деятельность и творчество. 15

Заключение.. 21

Список литературы... 22

 

Введение

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

Вопрос о причинах побуждающих человека к творчеству можно отнести  к числу  главных и спорных. Согласно одним психоаналитическим представлениям, основанным на методологических предпосылках, в основе творчества лежит механизм сублимации, другая позиция заявляет о том, что не сублимация определяет творческий потенциал.

 Сторонники первой концепции рассматривают неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда мог бы следовать логический вывод, – чем тяжелее внутренний конфликт личности, чем в большей степени ущемлены потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее  творческая активность личности. В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил у великих людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после жестоких психических травм и необратимых потерь. Творчество, как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви –  один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могли бы служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших современников. Обсуждению и критике этой концепции посвящена большая литература.

Но сторонники  концепции творчества как феномена сублимации закрывают глаза на большое число примеров противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, немало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни, и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае, такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным,  неразрешимым  внутренним  конфликтам.

Учитывая выше перечисленное, легко проследить, что проблема творчества и деятельности важна и актуальна, а от  изучения этой темы зависит понимание механизмов развития человека и общества. Очевидно и то,  что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение роли творчества и деятельности в жизни человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие деятельности;

-       Рассмотреть факторы успешной деятельности личности;

-       Дать понятие творчеству;

-       Раскрыть аспекты творческой активности личности


1. Факторы успешной деятельности личности

1.1 Понятие деятельности

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства[1]. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу, в процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка, своей деятельностью человек изменяет окружающий мир, деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы: внимание; память; мышление; воображение.

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности: учебную; трудовую; игровую. Они отличаются друг от друга по результатам; мотивам; организациям.

Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.).

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).  

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда является осознание общественной необходимости; игра мотивированна интересом.

Различны и организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности: цель – то ради чего действует человек; мотив – то почему, он так действует.

К основному фактору формирования личности относится среда — важнейший компонент социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

-       Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

-       социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

-       естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.[2]


1.2 Успешность деятельности

На успешность деятельности личности влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора основной деятельности; адекватность исходных представлений об основной деятельности; характер деятельности; внешние условия организации деятельности; материальная база; уровень квалификации; престижность и, наконец, индивидуальные психологические особенности личности.

Утверждение о влиянии способностей на успешность деятельности личности кажется тривиальным, но характер этого влияния оказался не таким однозначным, как представляется на первый взгляд. Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного человека, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить такие относительно самостоятельные составляющие как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности и креативность (творческость). Однозначно можно сказать о положительной связи с успешностью деятельности только относительно специальных способностей. К ним относятся сенсорные способности (фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, цветоразличительная чувствительность для художника и т. п.); моторные способности (пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п.); профессиональные способности (техническое мышление, пространственное мышление, математическое и т.п.). Во многих случаях низкий уровень развития профессионально важных специальных способностей просто делает невозможным деятельность человека в какой-либо сфере. И наоборот, успешная деятельность фактически совпадет с процессом формирования специальных профессиональных способностей.

В последнее время в психологии в качестве относительно самостоятельного фактора успешной деятельности выделяются социальный интеллект, понимаемый как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе (социальный статус). Высокий уровень социального интеллекта важен в деятельности, связанной с  профессиями, типа «человек-человек» по классификации Е.А. Климова. В то же время есть данные, что высокий уровень социального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низкого уровня развития предметного (общего) интеллекта и креативности. В то же время формальный успех деятельности личности может быть завышен за счет умелого воздействия на окружающих с целью получения желаемой более высокой оценки.[3]

Другим важным фактором успешной деятельности личности является  креативность. Креативность, как и интеллект, относится к числу общих способностей, но если интеллект представляет собой способность усваивать уже существующие в обществе знания и умения, а так же успешно применять их для решения задач, то креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других). Хотя до сих пор не утихают дискуссии, большинство психологов склонны рассматривать креативность как относительно независимую от интеллекта сущность, измеряемую с помощью принципиально других тестовых заданий, чем в тестах интеллекта. В тестах креативности используются задачи открытого типа, в отличие от интеллектуальных задач закрытого типа, в которых имеется только одно или несколько заранее известных правильных решений. При этом оценивается беглость мышления (количество генерированных вариантов решения), гибкость мышления (разнообразие использованных категорий решения), оригинальность (фиксируется при частоте встречаемости данного решения меньше, чем в одном проценте случаев).

Большинством психологов принимается так называемая «пороговая теория», согласно которой для успешной деятельности (в том числе и учебной) предпочтительно иметь высокий уровень креативности и IQ (коэффициент интеллектуальности) не ниже 120. Более низкий IQ может не обеспечить творческой продукции достаточно высокой социальной значимости (творчество для себя), а более высокий уровень интеллекта не намного увеличивает возможности человека. Наконец, предельно высокий уровень интеллекта может тормозить успешную деятельность из-за отказа от использования интуиции. Данные о влиянии креативности на успешность различных видов деятельности позволяет совершенно однозначно заключить, что креативность содействует успешности деятельности, не являясь вместе с тем обязательным ее условием.

Абсолютное большинство авторов считает высокую самооценку и связанные с ней уверенность в своих силах и высокий уровень притязаний важными положительными факторами успешного деятельности личности.[4] Неуверенный в своих силах человек часто просто не берется за решение трудных задач, заранее признает свое поражение. Но, как отмечает А. Двек, для того, чтобы высокая самооценка была адекватной и побуждала к дальнейшему продвижению вперед, хвалить человека следует, прежде всего, не за объективно хороший результат, а за степень усилий, которые пришлось приложить учащемуся для его получения, за преодоление препятствий на пути к цели. Похвала за легкий успех приводит часто к формированию самоуверенности, боязни неудачи и избеганию трудностей, к привычке браться только за легко решаемые задачи. Акцент на ценности усилий, а не конкретного результата приводит к формированию установки на овладение мастерством.

Важнейшим фактором успешной деятельности личности является характер мотивации деятельности, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью деятельности. Личности, нацеленные на получение знаний и умений, характеризуются высокой интенсивностью деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение денег часто проявляют избирательность, направленную на уход от напряжения в деятельности.


2. Творческая активность личности и деятельность

2.1 Творчество как деятельность

Есть несколько психологических подходов, каждый из которых освещает какую-то сторону творчества. В соответствии с этими подходами творчество можно рассматривать как общение, как познание, как деятельность (и т.д.).

Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов.

При «творчестве жизни» стремление к новому иногда проявляется в мелочах, например, из двух дорог пешеход выбирает ту, по которой не ходил раньше. Но выбор ситуации пути может относиться не только к ситуации прогулки. В научном творчестве новаторство проявляется в работе с новыми проблемами, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом контексте.

В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и т.д.).[5]

Творчеством является и оформление важных мыслей для передачи их другим людям, и стремление поделиться переполняющим чувством красоты, и реорганизация своей жизни в соответствии с представлениями о должном, и воплощение «в металле» инженерной идеи и т.п.

Необычайно важен вид «психотерапевтического» творчества. Источник его содержания – комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание (именно этот вид творчества принято относить к сублимации). Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разрядки. В этом случае такое  произведение оказывается психотерапевтическим и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс. Целые направления в психотерапии используют психотерапевтические возможности искусства  сознательно и планомерно.

Существует и т.н. духовное творчество, к которому относят все великие произведения  искусства. Содержание духовного творчества отличает «неземная» новизна, неожиданность и вместе с тем важность для человечества.

Под воздействием внешних факторов: жизненных событий, прочитанных книг, советов, рассказов у человека происходит изменение «внутренних условий», или появление нового «внутреннего содержания» (вопросов, ценностей, мыслей).  Оно идет изнутри – как результат внутренней работы. Появление внутреннего содержания сопровождается желанием поделиться им с другими, выразить, оформить, материализовать его. Бывает, что имеющийся «набор умений» для этого недостаточен – необходимо искать новые формы. Появление внутреннего содержания, «стремящегося» обрести материальную форму – важнейший момент творчества. Содержание может появляться и при созерцании, и в размышлениях, и в диалоге с другими или с самим собой, и «само собой» - «бессознательно». Творчество многообразно, как многообразны формы внутреннего содержания.

В психологии наиболее изучено решение нестандартных творческих задач  - одной из составных частей научного и особенно технического творчества. Прогресс в изучении этого направления можно объяснить его близостью к исследованиям интеллекта.

Аспекты художественного творчества  наименее изучены, т.к. малодоступны методологии.

2.2 Творчество как общение и познание

Творчество можно рассматривать как разновидность общения. При этом производство содержания соответствует пассивной, а оформление – активной фазе общения – самовыражению. Передавая свое  внутреннее содержание другим (в том числе будущим поколениям), автор самоутверждается, самореализуется, самоактуализируется и т.п.[6]

В «пассивной» фазе творчество является познанием... Внутреннее содержание ученого, художника и т.д. – это разновидности знания, отражения тех или иных сторон мира. Невыразимое обычными языковыми средствами знание художника отличается от знания ученого меньшей ролью формально-логических и большей – эмоционально-образных компонентов.

2.3 Произвольность и осознанность творчества

Творчество часто представляют «мистическим» процессом, не контролируемым автором. Не автор творит, а с ним что-то творится, в результате чего получается произведение. И внутреннее содержание, и процессы оформления не осознаются. Следовательно, изучение творчества -  невозможно?

Такое мнение небеспочвенно, но непроизвольность  и/или бессознательность творчества нельзя абсолютизировать. Иногда все произведение  осознается мгновенно, например, во сне, и остается «только» воспроизвести его. Однако чаще осознается один фрагмент будущего произведения (музыкальная фраза, стихотворная строка, деталь картины, кусок плана пьесы, план работы, часть логического вывода, обрывок мыли и т.п.), затем – другой и т.д.

Многие механизмы творчества специфичны для конкретных творческих состояний, людей или видов творчества и их нельзя изучать в отрыве от этой конкретики – «вообще».

Произвольность в «творчестве жизни» проявляется чаще ярче, чем в художественном творчестве. В техническом – чаще, чем в литературном. В литературном – чаще, чем в композиторском.

В психологии центральным механизмом творчества считается воображение, которое представляет собой форму активности сознания.

2.4 Особенности творческой личности

Особенностями творческой личности являются:

-       нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);

-       психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом);

-       принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой). [7]

Творческая активность возможна только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа.

2.5 Социальное развитие личности и творчество

В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: "Почему более свободно?" Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье "воров в законе" и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родоплеменного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все "брала на себя", не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.

Понятно, что процессы "социализации" уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:

-       инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;

-       углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;

-       очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.[8]

В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.

Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении. Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.

Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния "изгнанника" перейти в состояние "странника".

2.3 Деятельность и творчество

По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидности потребностей (биологических, социальных, идеальных): "потребности нужды" и "потребности роста". Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество.[9] Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке. Это значит, что из человека с преимущественно оборонительной позицией необходимо превратиться в активного, познающего. Вероятность случайного процесса мала. Понятно, что она увеличивается, если рядом тот, кто знает технологию (как, в какой последовательности, какими средствами). Таким образом, творческая активность личности и деятельность зависят от потребностей человека.

В литературе есть указание на то, что отсутствие тождественного морально-психологического мира есть необходимое условие для реализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. стать человеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями в одиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел.

Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняя обусловленность. Похоже, что шутливая шкала "Различия в конечном продукте: создал продукт (нечто) — обусловленность, не создал — эгоист", достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова. Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество, а точнее энергетическое одиночество — обязательное условие творчества, а не следствие таланта.

Зрелый возраст — не помеха в формировании "свободы для" вместо "свободы от". В нейрофизиологическом плане процессы творчества скорее всего протекают по принципу "психического мутагенеза", по принципу отбора новых первичных связей, уже существующих в мозгу. "Разумеется, "психический мутагенез" не означает чисто случайного комбинирования нервных следов. Ранее приобретенный опыт не только поставляет материал для "мутаций", но в значительной мере предопределяет направление мутирования. Не случайно избыточность интеллекта напоминает избыточность биологического иммунитета. Чем большим числом вариантов решения задачи располагает субъект, тем шире диапазон выбора.

Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлял жить прошлым, найдено два решения.

А) "Вытащить" из подсознания, осознать то, что уже произошло. Собственно, нужно переставить прошлый опыт в новые структурные цепи сознания. Происходит частичное поднятие информации на уровень осознавания. Через осознавание можно "вытащить" социальную часть в человеке, морально-психологические механизмы в человеке. Это дает великолепные результаты, но нужен тот, кто знает.

Б) "Отключить", как бы позволить погрузиться событию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убрать непосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, "высветлить" уже существующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляются всякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (или похожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего не гарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздо чаще, не происходит.[10]

Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками, отсутствие друзей, любимых, привязанностей — шанс проявления творческих возможностей, а не следствие таланта.

Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между экраном "сегодня", "сейчас" и экраном "будущее", необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало стать фактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться от энергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя, отпустить все и стать "пустым и чистым". В сосуд, который заполнен — новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.

Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом Творца (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещения по информационным полям времени.

Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста.

Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс "произрастания самого в себя", "дороги к себе", "строительства храма в своей душе", безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность "одержима" своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие — субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу... Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком "умении держать удар" идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами, "невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне".

Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: "На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным.

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность.

Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их до минимума. Это всего лишь следствие, а бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто "отпадает", что это не значимо и поэтому не достойно внимания.

Возникновение доминанты, "встреча с чудом", как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, "встреча с чудом" возможна в условиях определенной открытости психики.

Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.

Во-вторых, обязателен резонанс мотива "чуда" с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.

В-третьих, на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) "энергетической помощи" (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе "да, я такой человек для этого ребенка"?

По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, "механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива... Тренировка "творческого мышления", "творческого труда", развитие так называемой "креативности", само по себе ничуть не лучше воспитания "эмоционально богатой" личности безотносительно к характеру ее потребностей.

Далее. Интуиция (это чувство, и, прежде всего, чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой "вооруженностью" сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом.

Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? "Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин "для себя" и "для других". Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация "на дело", отличная от ориентаций на себя и на других.

Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало.

Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.

Собственно, это субъективно-объективные условия формирования творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.


Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена роль творчества и деятельности в жизни человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие деятельности;

-       Рассмотреть факторы успешной деятельности личности;

-       Дать понятие творчеству;

-       Раскрыть аспекты творческой активности личности

Итак, проблема творчества и деятельности личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие творчества относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но  конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Список литературы

1.     Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество – основа развития. - М.: Наука, 1981.

2.     Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1994.

3.     Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. 

4.     Психология творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999.

5.     Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6.     Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – М.: Инфра-М, 1997.

7.     Зеличенко А.И. Психология Духовности. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996.

8.     Кабалевский С.И. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1991.

9.     Психология. Словарь-справочник. / Под ред. А.Петровского – М.: Политиздат, 1990.

10.           Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Писхология и педагогика,1999.



[1] Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество – основа развития. - М.: Наука, 1981. – с. 10.

[2] Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1994. — С. 153.

[3] Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Писхология и педагогика,1999. – с. 91.

[4] Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Писхология и педагогика,1999. – с. 93.

[5] Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.  – с. 14.

[6] Психология творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999. – с. 114.

[7] Психология творчества: Хрестоматия/Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 1999. – с.71.

[8] Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество – основа развития. - М.: Наука, 1981. – с. 98.

[9] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – М.: Инфра-М, 1997. – с. 57.

[10] Кабалевский С.И. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1991. – с. 39.