Содержание

Введение. 4

1. Защита прав потребителей: общее представление. 5

1.1. Основные понятия в законодательной системе  по защите прав потребителей  5

1.2. Основные   права  потребителей и их защита. 7

1.2.1. Право на информацию.. 7

1.2.2. Право возврата денег. 9

1.2.3. Гарантии и сроки. 11

2.  Некоторые основные положения Закона «О защите прав потребителей»  13

2.1. Статья 1. Правовое регулирование  отношений  в  области  защиты.. 13

прав потребителей. 13

2.2. Статья 3. Право  потребителей  на  просвещение в области защиты.. 14

прав потребителей. 14

2.3. Статья 4. Качество товара (работы, услуги) 14

2.4. Статья 5. Права   и   обязанности   изготовителя  (исполнителя, 15

продавца) в области установления срока службы,  срока. 15

годности товара (работы),  а также гарантийного срока. 15

на товар (работу) 15

2.5. Статья 8. Право  потребителя  на  информацию  об   изготовителе. 16

(исполнителе,   продавце)   и   о  товарах  (работах, 16

услугах) 16

2.6. Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) 17

за  ненадлежащую  информацию   о   товаре   (работе, 17

услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) 17

2.7. Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) 18

за нарушение прав потребителей. 18

2.8. Статья 14. Имущественная ответственность за  вред,  причиненный. 19

вследствие недостатков товара (работы, услуги) 19

2.9. Статья 15. Компенсация морального вреда. 20

2.10. Статья 17. Судебная защита прав потребителей. 20

2.11. Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества. 21

2.12. Статья 19. Сроки   предъявления   потребителем   требований   в. 23

отношении недостатков товара. 23

2.13. Статья 20. Устранение    недостатков    товара    изготовителем. 26

(продавцом) 26

2.14. Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества. 26

2.15. Статья 25. Право   потребителя   на  обмен  товара  надлежащего. 28

качества. 28

Заключение. 29

Список литературы.. 31



















Введение

В любой торговой лавке, чем бы там ни торговали, на видном месте висят брошюрки с громкими названиями: «Закон о защите прав потребителей», «Правила торговли», «Книга жалоб». К ним все привыкли, висят они просто потому, что «так надо», и годами их никто не трогает.

Газеты и журналы, телевизионные программы и рассказы знакомых давно уже внушили всем мысль: защита прав потребителей у государства поставлена на уровне. Одна беда: когда у какого-то конкретного потребителя вдруг возникает нужда в защите, выясняется, что он слабо знает свои права и не представляет, как их вообще реализовать. Слова «А по закону о защите прав…» магического эффекта уже не дают и на продавцов никакого впечатления не производят, - уж кто-кто, а продавцы в эти брошюрки хоть раз, да заглянули.

На самом деле, защита прав потребителей у нас поставлена неплохо. Вот только прежде чем качать права, надо хотя бы их узнать. И в случае возникновения проблем подходить к обидчику-продавцу во всеоружии знаний, которого бурный темперамент явно не заменит (а вот спокойствие и уверенность в собственных правах не помешают).

Поэтому  исследование вопросов, касающихся защиты прав потребителей в современных российских условиях является немаловажным  и весьма актуальным вопросом.

В связи с  актуальностью  поставленных вопросов в качестве темы исследования в данной курсовой работе была выбрана тема изучения защиты прав потребителей.

Целью данной работы выступает  изучение защиты прав потребителей в современных российских условиях.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть  основные понятия  по защите прав потребителей;

2)    рассмотреть основные права потребителей и их защита;

3)    рассмотреть основные положения Закона «О защите прав потребителей»


1. Защита прав потребителей: общее представление

1.1. Основные понятия в законодательной системе  по защите прав потребителей

Из определения понятия «потребитель» следует, что закон применяется лишь тогда, когда дело касается граждан - физических лиц. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются законом одинаково. Если же товары или услуги  приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются нормы общегражданского законодательства (то есть тот же Гражданский кодекс и иже с ним). Ведь интересы организаций всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты, товароведы и т. д.). К тому же, как известно, в спор «двух хозяйствующих субъектов» государство у нас не вмешивается. Потребитель же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать его интересы путем принятия соответствующих законов и создания специализированных органов, следящих за их соблюдением[3, с. 48].

Надо отметить, что потребитель - это не только гражданин, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. То есть, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже становитесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.

Кроме того, можно сделать и еще один вывод: закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, но и того, кто непосредственно этим товаром пользуется.

Еще раз подчеркнем, что потребителем, на которого распространяется действие данного закона, является только человек, покупающий товар для личных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.  Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получения прибыли, а не просто дохода. Пример: если человек   купил себе компьютер, на котором пишется  статья и получается  гонорар - то все равно  человек пользовался компьютером в личных целях. А вот если он купил пять материнских плат, пять процессоров  с целью собрать компьютеры и перепродать и при этом числюсь, скажем, зарегистрированным частным предпринимателем, то в этом случае он уже под действие закона не подпадает - и с продавцом ему надо будет разбираться в рамках гражданско-правовых взаимоотношений. Также не будет потребителем гражданин, который приобретает товары для организаций и за их счет. Например, фотограф, которому издательство оплатило новую фотокамеру, по закону потребителем не является, и все претензии должны решаться в споре между издательством и продавцом. Другое дело, что обычно подобные факты продавцу не известны и выясниться могут только в случае судебного разбирательства, однако помнить об этом стоит.

Продавцом может считаться только юридическое лицо или частный предприниматель, имеющие право на осуществление торговли как вида деятельности. То есть закон не будет действовать в том случае, когда продавцом является человек, продающий что-то из своих личных вещей, а также когда продавец не имеет право официально заниматься торговлей - например, если он не зарегистрирован. В подобной ситуации защитниками выступают  Гражданский, Административный или Уголовный кодексы, но никак не Закон о защите прав потребителей.

Одним из основных определений, которыми оперирует закон, является определение понятия недостатка товара.

Помимо случаев неработоспособности товара, с которыми все ясно: не включается, явно «глючит» и т. п., к недостаткам товара причисляется и невозможность выполнения им заявленных функций. Это распространяется и на случаи, когда товар покупался по описанию - например в Интернет-магазине. Если, скажем, в описании звуковой карты заявлено одно соотношение сигнал/шум, а на деле оно совершенно другое - это недостаток товара, хотя в целом все работает без проблем. Об этом надо знать, поскольку в такой ситуации большинство продавцов не желают идти навстречу без «помощи» с нашей стороны[6, с. 148].

Существенным же недостатком признается такой, который либо не дает возможности использовать товар по назначению (опять-таки не включается и т. п.), либо если он, грубо говоря, неустранимый. Если после ремонта недостаток проявляется снова и снова (то есть больше двух раз), он переходит в категорию «существенных». Об этом следует помнить, потому что права  потребителей  относительно действий с товаром, имеющим просто недостаток, и с товаром, имеющим недостаток существенный, весьма отличаются. Особенно для разного рода компьютерной техники.

1.2. Основные   права  потребителей и их защита

1.2.1. Право на информацию

Что означает «право потребителя на информацию»? То, что он вправе требовать у продавца всю необходимую информацию о приобретаемом товаре. Важно помнить, что на все товары, подлежащие сертификации (например, мониторы, модемы), должен быть предоставлен сертификат. К каждому товару должно прилагаться описание, причем на русском языке. Это уже дело потребителя - читать русский вариант или английский, но «по умолчанию» знать иностранные языки он не обязан. С введением в действие редакции закона 1996 года противоправными стали как попытки продажи иностранных товаров, информационно не адаптированных к российскому рынку, так и производство отечественных товаров, по каким-то соображениям снабженных только надписями на иностранных языках. В законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя - дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. В некоторых республиках РФ были предприняты попытки законодательно обязать продавцов предоставлять информацию не только на русском, но и на национальном языке, но это уже явный перебор. Достоверность перевода тоже может вызывать сомнения, и если перевод окажется недостоверным, это расценивается как предоставление потребителю заведомо неверной или неполной информации, а значит, можно воспользоваться ст. 12 и требовать расторжения договора купли-продажи. Или, проще говоря, возврата денег[8, с. 22].

В законе также написано, какую именно информацию продавец обязан предоставить покупателю перед покупкой.

Во-первых, информацию, подтверждающую, что соблюдается базовое право потребителя - право на безопасность (обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, информация о сертификации и т. п.). Кстати, что касается обязательной сертификации, в законе определяется не только сам факт необходимости предоставления информации о сертификации, но и конкретная форма, в которой такая информация должна быть предоставлена: маркировка знаком соответствия или иным способом, установленным действующим законодательством; данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем.

Во-вторых, и это своего рода защита от заведомо неправильного использования, информация должна помочь потребителю понять, для чего, собственно, данный товар предназначен, что с ним делать и чего не делать ни в коем случае. Это сведения об основных потребительских свойствах товара, правила его эффективного и безопасного использования, а также требование ст. 36 информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги, например о правилах хранения товара.

В-третьих, все это в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который, путем сокрытия какой-то информации, мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом.

Кстати, если вы покупаете товар уцененный или бывший в ремонте, продавец обязан об этом сообщить. Человек, который знал, что у товара есть недостатки и все равно совершил покупку, лишается права предъявлять претензии по этим недостаткам. Впрочем, это очевидно: если вы купили монитор, уцененный потому, что у него сломалась подставка, жаловаться на то, что подставка сломана, нельзя. Другое дело, если бывший в ремонте монитор вам продали под видом нового. Тогда это явное нарушение ваших прав, и вы можете справедливо предъявлять претензии продавцу.

Поскольку практически любой компьютерный товар - довольно сложен и рассчитан на относительно долгую эксплуатацию, продавец обязан кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, которые должны принимать претензии и осуществлять ремонт и техническое обслуживание товара.

В новом кодексе об административных правонарушениях, вступившем  в силу летом сего года, есть дополнительные санкции за подобные «информационные» правонарушения со стороны продавца:

1.2.2. Право возврата денег

Существует распространенное заблуждение. Многие покупатели уповают на пресловутую систему money back, то есть на право возврата товара в течение двух недель, даже если он абсолютно исправен (право на это закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Однако на самом деле этот принцип уже довольно давно не действует в отношении компьютерной техники и периферии[6, 10 и др.].

Дело в том, что в 1998 году вышло постановление правительства с ужасно длинным названием: «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (№ 55, от 19 января 1998 г.).

В соответствии с этим постановлением возврату или обмену на аналогичный товар (разумеется, в случае, если недостатков у товара нет, и функционирует все нормально) не подлежит в том числе и бытовая вычислительная и множительная техника.

Впрочем, многие фирмы все равно используют принцип money back, но делают это уже исключительно по собственной, весьма похвальной инициативе.

По закону же деньги назад требовать можно, но только при наличии у товара недостатков. Зато на это отведено не две недели, а гораздо больший срок. Остановимся на этом поподробнее.

Не стоит забывать, что, как написано выше, недостатки - это не только какие-то неисправности в работе. Неправильная информация о товаре, отсутствие сертификата или русской инструкции - это тоже недостатки.

Итак, снова обратимся к Закону о защите прав потребителей.

Кстати, надо знать, что предъявлять претензии по поводу товара с недостатками можно не только по месту покупки, но и в любом другом филиале компании-продавца, если таковые имеются. Это особенно актуально в случае больших торговых сетей - обычно там предлагают обращаться с претензиями именно в тот магазин, в котором была совершена покупка. Так вот, это незаконно, поскольку претензии предъявляются не конкретному магазину или продавцу, а юридическому лицу, которое часто общее для всех магазинов сети. Правда, это не полностью касается иностранных представительств: претензии на товар, купленный в одной стране, можно предъявлять в представительства компании-продавца (изготовителя) и в других странах, но - только в тех, которые указаны в гарантийном талоне.

Отметим также пункт пятый вышеприведенной статьи - отсутствие кассового или товарного чека не является основанием для отказа в принятии претензий от покупателя. Другой вопрос, что эта информация станет открытием для большинства продавцов, и на практике они, скорее всего, откажутся принимать претензии без чеков - тогда, как и во всех других случаях незаконного действия продавцов, остается только обращаться в суд. Однако чеки, разумеется, лучше сохранить.

Вообще, вопросы предъявления претензий, возврата денег и пр. по вполне понятным причинам весьма неприятны для продавцов, и именно здесь наблюдается много нарушений с их стороны. Практически по каждому пункту - взять хотя бы требование закона об оплате продавцом расходов на доставку неисправного товара.

Продавец имеет право провести экспертизу товара с недостатками, если у него есть основания считать, что товар вышел из строя вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, и при подтверждении этих фактов продавец освобождается от ответственности перед потребителем. Однако всегда можно оспорить результаты такой экспертизы через суд.

Кстати, надо помнить, что претензии можно высказывать двумя способами: устно, то есть, придя в магазин с жалобой, и письменно - заранее написав претензию. Последний способ куда более действенен по целому ряду причин, включая психологические (хотя, конечно, нет смысла писать письменные претензии по обмену какой-нибудь мелочевки). Претензию надо составлять в двух экземплярах - один передается продавцу, на другом же представитель фирмы-продавца должен поставить дату приема заявления и подпись, скрепленную печатью[11, с. 15].

Все, что можно требовать от продавца, записано в законе и приведено выше. Практически вся компьютерная техника относится к категории технически сложных и дорогостоящих изделий, и соответственно требовать не ремонта, а замены товара аналогичным или возврата денег можно только при наличии существенных недостатков.

1.2.3. Гарантии и сроки

Требовать возврата денег или ремонта можно в одни и те же установленные законом сроки. Точнее, в первую очередь сроки устанавливает продавец или производитель товара, давая на него гарантию. И если уж он установил гарантию, то ему не отвертеться - в течение всего гарантийного срока. Будь он хоть десять лет, потребитель вправе выдвигать свои требования. И если у товара возникли существенные недостатки в течение гарантийного срока (ну, например, монитор, исправно проработав ровно два года, неожиданно сгорел, при гарантийном сроке в три) можно требовать не только ремонта, но и возврата денег. Все расчеты у нас в рублях, поэтому и деньги будут возращены в рублях и безо всякой индексации относительно изменившегося за это время курса доллара[12, с.108].

В случаях, когда срок гарантии не указан, или у продавца хватило ума установить его меньше полугода, по закону он все равно будет равен шести месяцам.

В большинстве случаев сроки начинают исчисляться со дня покупки, однако в соответствии с пунктом 2 ст. 19, в случае, если товар покупался через Интернет, гарантийный срок начинает исчисляться со дня доставки, а если в стоимость были включены услуги по сборке-установке оборудования, то со дня, когда она была реально произведена.

Понятно, что компьютер состоит из многих комплектующих. Так вот, на каждую деталь, находящуюся внутри системного блока, продавец вправе установить отдельную гарантию, причем она может быть больше гарантии на компьютер в целом (скажем, на жесткий диск дана еще и гарантия производителя), во всех других случаях гарантийные сроки на комплектующие считаются равным гарантийному сроку на все изделие. Это касается только содержимого системного блока, на периферию (клавиатуру, мышь и пр.) гарантия может быть и меньше, так как эти изделия не являются составными частями какого-то товара.

Когда гарантийный срок истекает, права потребителя, конечно, становятся куда менее защищенными. Однако претензии можно предъявлять и в этом случае - только уже изготовителю, а не продавцу, и в пределах установленного срока службы товара (а если срок не установлен - в течение десяти лет).

Надо также знать, что общий срок давности по гражданским спорам, установленный Гражданским кодексом, составляет три года. Это означает, что в суд можно подавать в течение трех лет со дня возникновения юридического факта, влекущего иск. То есть если у вас возникли претензии к изготовителю или к продавцу, когда истек установленный ими гарантийный срок, подавать в суд можно в течение трех лет не со дня покупки, а со дня возникновения претензий.

Сроки, в течение которых продавец должен выполнить законные требования покупателей, следующие: возвратить деньги за товар он должен незамедлительно, обменять товар на аналогичный - в семидневный срок. Правда, если продавец захочет провести экспертизу товара, то закон выделяет ему на это целых двадцать дней.

Сроки, в которые будет выполняться ремонт, надо оговаривать с продавцом (гарантийный срок на товар увеличивается ровно на то время, которое потребовалось на проведение ремонта, экспертиз и т. п.).

2.  Некоторые основные положения Закона «О защите прав потребителей»

Настоящий Закон   регулирует   отношения,   возникающие   между потребителями   и   изготовителями,  исполнителями,  продавцами  при продаже товаров (выполнении работ,  оказании  услуг),  устанавливает права   потребителей   на   приобретение   товаров   (работ,  услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение   информации   о   товарах  (работах,  услугах)  и  об  их изготовителях      (исполнителях,      продавцах),      просвещение, государственную   и   общественную  защиту  их  интересов,  а  также определяет механизм реализации этих прав.

2.1. Статья 1. Правовое регулирование  отношений  в  области  защиты

прав потребителей

     1. Отношения  в  области  защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом  Российской  Федерации,  настоящим  Законом   и принимаемыми в  соответствии с  ним  иными  федеральными  законами и правовыми актами Российской Федерации.

     2. Правительство  Российской  Федерации  не   вправе   поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

2.2. Статья 3. Право  потребителей  на  просвещение в области защиты

прав потребителей

     Право потребителей  на  просвещение  в  области   защиты   прав потребителей обеспечивается  посредством  включения  соответствующих требований в    государственные    образовательные    стандарты    и общеобразовательные и    профессиональные    программы,    а   также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

2.3. Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

     1. Продавец  (исполнитель)  обязан  передать  потребителю товар (выполнить работу,  оказать услугу), качество которого соответствует договору.

     2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель)  обязан  передать  потребителю  товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

     3. Если продавец  (исполнитель)  при  заключении  договора  был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы,  оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать   потребителю   товар   (выполнить  работу,  оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

     4. При продаже  товара  по  образцу  и(или)  описанию  продавец обязан передать  потребителю  товар,  который  соответствует образцу и(или) описанию.

     5. Если  стандартом  предусмотрены  обязательные  требования  к качеству товара  (работы,  услуги),  продавец  (исполнитель)  обязан передать потребителю  товар  (выполнить  работу,  оказать   услугу), соответствующий этим требованиям.

2.4. Статья 5. Права   и   обязанности   изготовителя  (исполнителя,

продавца) в области установления срока службы,  срока

годности товара (работы),  а также гарантийного срока

на товар (работу)

     1. На   товар   (работу),   предназначенный   для   длительного использования, изготовитель  (исполнитель) вправе устанавливать срок службы -  период,  в  течение  которого  изготовитель  (исполнитель) обязуется обеспечивать  потребителю возможность использования товара (работы) по  назначению  и  нести  ответственность  за  существенные недостатки, возникшие по его вине.

     2. Изготовитель  (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования,  в том числе  комплектующих изделий (деталей,    узлов,   агрегатов),   которые   по   истечении определенного периода  могут  представлять  опасность   для   жизни, здоровья потребителя,  причинять  вред  его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров  (работ)  утверждается  Правительством Российской Федерации.

     3. Срок  службы  товара  (работы)  может  исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами,  метрами  и прочими).

     4. На   продукты   питания,   парфюмерно-косметические  товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные  подобные  товары  (работы) изготовитель (исполнитель)  обязан  устанавливать  срок  годности  - период, по истечении которого товар (работа)  считается  непригодным  дл использования  по  назначению.  Перечень  таких  товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

     5. Продажа   товара   (выполнение    работы)    по    истечении установленного срока  годности,  а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности,  но он не установлен, запрещается.

     6. Изготовитель  (исполнитель)  вправе  устанавливать  на товар (работу) гарантийный срок - период,  в  течение  которого  в  случае  обнаружения в  товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

     7. Продавец   вправе   установить   на   товар   дополнительный гарантийный срок   сверх    гарантийного    срока,    установленного изготовителем, или,   если   гарантийный   срок   изготовителем   не установлен, продавец  вправе  установить  гарантийный   срок   сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.

     Требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу в случае обнаружения  недостатка  товара  в   течение   установленного  продавцом гарантийного  срока,  порядок  и сроки удовлетворения этих требований, а   также   ответственность   продавца   устанавливаются договором между потребителем и продавцом.

2.5. Статья 8. Право  потребителя  на  информацию  об   изготовителе

(исполнителе,   продавце)   и   о  товарах  (работах,

услугах)

     1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой  и достоверной информации   об  изготовителе  (исполнителе,  продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

     2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и  доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о  выполнении   работ  (оказании услуг) способами,   принятыми   в   отдельных   сферах  обслуживания потребителей, на  русском  языке,  а  дополнительно,  по  усмотрению изготовителя (исполнителя,   продавца),  на  государственных  языках субъектов Российской Федерации и родных  языках  народов  Российской Федерации.

2.6. Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)

за  ненадлежащую  информацию   о   товаре   (работе,

услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)

     1. Если предоставление ненадлежащей,  то есть недостоверной или недостаточно полной,  информации о товаре (работе,  услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:  приобретение    товара   (работы,   услуги),   не   обладающего необходимыми  потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор   и   потребовать   полного  возмещения  убытков.  При  этом потребитель    обязан    возвратить   товар   (выполненную   работу)

изготовителю (исполнителю, продавцу);       невозможность использования   приобретенного   товара  (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный   срок   не   будет  предоставлена,  потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать полного  возмещения  убытков.  При  этом потребитель   обязан   возвратить  товар  (выполненную  работу) изготовителю (исполнителю, продавцу);      возникновение недостатков товара (работы)  после  передачи  его потребителю, он    вправе    предъявить    продавцу   (изготовителю) требования, предусмотренные пунктами 1  -  4  статьи  18  настоящего Закона, или   предъявить   исполнителю  требования,  предусмотренные пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона;       причинение вреда жизни,  здоровью и имуществу  потребителя,  он вправе требовать от изготовителя (исполнителя,  продавца) возмещения вреда  в  порядке,  предусмотренном статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать полного возмещения убытков,  причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

     2. При   рассмотрении   требований   потребителя  о  возмещении убытков,   причиненных   недостоверной   или   недостаточно   полной  информацией  о  товаре  (работе,  услуге),  необходимо  исходить  из  предположения об  отсутствии  у  потребителя  специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

2.7. Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя)

за нарушение прав потребителей

     1. За   нарушение  прав  потребителей  продавец  (изготовитель, исполнитель)  несет  ответственность,  предусмотренную  законом  или договором.

     2. Убытки,  причиненные  потребителю,  подлежат  возмещению   в полной сумме   сверх   неустойки   (пени),  установленной  настоящим Законом или договором.

     3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не  освобождают продавца  (изготовителя,  исполнителя)  от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

     4. Продавец  (изготовитель,   исполнитель)   освобождается   от ответственности за    неисполнение   или   ненадлежащее   исполнение обязательств если докажет,  что  неисполнение  обязательств  или  их ненадлежащее  исполнение произошло вследствие непреодолимой силы,  а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

     5. Требования   потребителя   об   уплате   неустойки   (пени), предусмотренной настоящим    Законом    или    договором,   подлежат удовлетворению    продавцом    (изготовителем,    исполнителем)    в добровольном порядке.

     6. При    удовлетворении    судом    требований    потребителя, установленных  настоящим  Законом,  суд  вправе  вынести  решение  о взыскании с продавца (изготовителя,  исполнителя), нарушившего права потребителя,  в федеральный бюджет штрафа в  размере  цены  иска  за несоблюдение   добровольного   порядка   удовлетворения   требований  потребителя.

     Если с  заявлением  в   защиту   прав   потребителя   выступают общественные объединения  потребителей  (их  ассоциации,  союзы) или органы местного   самоуправления,    пятьдесят    процентов    суммы взысканного штрафа    перечисляются   указанным   объединениям   (их ассоциациям, союзам) или органам.

2.8. Статья 14. Имущественная ответственность за  вред,  причиненный

вследствие недостатков товара (работы, услуги)

     1. Вред,  причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие  конструктивных,  производственных,  рецептурных или иных недостатков  товара (работы,  услуги),  подлежит возмещению в полном объеме.

     2. Право  требовать  возмещения вреда,  причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того,  состоял он в договорных отношениях с  продавцом (исполнителем) или нет.

     3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению,  если  вред  причинен  в течение установленного

срока службы или срока годности товара (работы).

     Если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть в соответствии  с  настоящим Законом установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена  работа),  не  был  проинформирован  о  необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности  и  возможных последствиях при  невыполнении  указанных  действий,  вред  подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

     Если в соответствии с пунктом  1  статьи  5  настоящего  Закона изготовитель (исполнитель)  не  установил  на  товар  (работу)  срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения  в  течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю,  а если день передачи установить   невозможно,   с   даты   изготовления   товара (окончания выполнения работы).

     Вред, причиненный   вследствие   недостатков  товара,  подлежит возмещению продавцом   или   изготовителем    товара    по    выбору потерпевшего.

     Вред, причиненный  вследствие  недостатков  работы  или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

     4. Изготовитель  (исполнитель)  несет  ответственность за вред, причиненный жизни,  здоровью или имуществу  потребителя  в  связи  с использованием материалов,   оборудования,   инструментов   и   иных средств,  необходимых  для  производства  товаров (выполнения работ, оказания услуг),  независимо от того,  позволял  уровень  научных  и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

     5. Изготовитель   (исполнитель,  продавец)   освобождается   от ответственности,   если   докажет,   что  вред  причинен  вследствие  непреодолимой  силы  или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

2.9. Статья 15. Компенсация морального вреда

     Моральный  вред,  причиненный  потребителю вследствие нарушения изготовителем    (исполнителем,    продавцом)    или   организацией, выполняющей  функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним,  прав  потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской  Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей,  подлежит  компенсации  причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

     Компенсация морального   вреда   осуществляется  независимо  от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

2.10. Статья 17. Судебная защита прав потребителей

     1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

     2. Иски  предъявляются в суд по месту жительства истца,  или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

     3. Потребители по искам,  связанным с  нарушением  их  прав,  а также федеральный    антимонопольный   орган,   федеральные   органы исполнительной власти (их  территориальные  органы),  осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления,  общественные объединения потребителей  (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах  потребителя, группы    потребителей,    неопределенного    круга    потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2.11. Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

     1. Потребитель,  которому продан товар ненадлежащего  качества, если оно  не  было  оговорено  продавцом,  вправе  по  своему выбору потребовать:      безвозмездного устранения  недостатков  товара  или  возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом;   соразмерного уменьшения покупной цены;  замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);     замены на  такой  же  товар  другой марки (модели,  артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;     расторжения договора купли-продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками.

     При этом   потребитель   вправе   потребовать   также   полного возмещения убытков,  причиненных  ему  вследствие   продажи   товара ненадлежащего качества.  Убытки  возмещаются в сроки,  установленные настоящим Законом,  для  удовлетворения  соответствующих  требований потребителя.


     В отношении  технически сложных товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом - шестом настоящего  пункта,  подлежат удовлетворению в   случае   обнаружения   в   товарах   существенных недостатков. Перечень  таких  товаров  утверждается   Правительством Российской Федерации.

     В отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей  реализации  потребителям,  требования  потребителя, указанные в  абзацах втором и четвертом настоящего пункта,  подлежат удовлетворению с согласия продавца.

     2. Требования,   указанные   в  пункте   1  настоящей   статьи, предъявляются  потребителем  продавцу  или  организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

     3. Потребитель  вправе  предъявить  требования,   указанные   в абзацах втором  и четвертом пункта 1 настоящей статьи,  изготовителю или организации,  выполняющей  функции  изготовителя  на   основании договора с ним.

     Вместо предъявления   этих   требований   потребитель    вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества  и  потребовать возврата уплаченной за него суммы.

     4. В  случае  приобретения  потребителем  товара  ненадлежащего качества, на  который  установлен  срок  годности,  продавец  обязан произвести замену этого товара на  товар  надлежащего  качества  или возвратить потребителю  уплаченную им сумму,  если недостатки товара обнаружены в пределах срока годности.

     5. Требования   потребителя  рассматриваются  при  предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные  сроки,  технического  паспорта  или иного заменяющего его документа.

     Продавец обязан   выдать  потребителю  товарный  чек  или  иной документ, удостоверяющий факт покупки.

     Продавец (изготовитель) или  организация,  выполняющая  функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара.  Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

     При возникновении спора о  причинах  возникновения  недостатков товара продавец (изготовитель) или организация,  выполняющая функции продавца (изготовителя)  на  основании  договора  с   ним,   обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

     Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после  передачи  товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил  использования,  хранения  или  транспортировки товара, действий третьих  лиц  или  непреодолимой силы,  потребитель обязан возместить   продавцу   (изготовителю)    или    организации, выполняющей функции  продавца (изготовителя) на основании договора с ним, расходы на  проведение  экспертизы,  а  также  связанные  с  ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

     Продавец (изготовитель)  или  организация,  выполняющая функции продавца (изготовителя)  на  основании  договора  с   ним,   обязаны удовлетворить требования  потребителя,  если  они  не  докажут,  что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им   установленных   правил  использования,  хранения  или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

     6. Доставка крупногабаритного товара и товара весом  более пяти килограммов  для  ремонта,  уценки,  замены и возврат их потребителю  осуществляются   силами   и  за  счет  продавца  (изготовителя)  или организации,   выполняющей   функции   продавца   (изготовителя)  на основании  договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а  также  при  отсутствии  продавца  (изготовителя) или организации, выполняющей  функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним,  в  месте  нахождения  потребителя доставка и возврат указанных  товаров   могут   осуществляться  потребителем.  При  этом  продавец (изготовитель)   или   организация,   выполняющая  функции  продавца (изготовителя)  на  основании  договора  с  ним,  обязаны возместить расходы  потребителю,  связанные  с  доставкой и возвратом указанных товаров.

2.12. Статья 19. Сроки   предъявления   потребителем   требований   в

отношении недостатков товара

     1. Потребитель   вправе  предъявить  установленные  статьей  18 настоящего Закона требования в отношении  недостатков  товара,  если они обнаружены  в  течение  гарантийного  срока  или срока годности, установленных  изготовителем  в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

     В отношении  товаров,  на  которые  гарантийные сроки или сроки годности не установлены,  потребитель  вправе  предъявить  указанные требования, если  недостатки  товаров  обнаружены  в  течение  шести месяцев со дня передачи их потребителю,  а в  отношении  недвижимого имущества в  течение  не  более  чем  двух  лет  со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом  или договором.

     2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня  продажи  товара  потребителю.  Если  день   продажи   товара установить  невозможно,  эти  сроки  исчисляются со дня изготовления товара.

     Для сезонных  товаров  (обуви,  одежды  и  прочих)  эти   сроки исчисляются с  момента  наступления  соответствующего  сезона,  срок наступления которого    определяется    соответственно    субъектами Российской Федерации   исходя   из   климатических   условий   места нахождения потребителей.

     При продаже товаров по образцам,  по почте,  а также в случаях, если  момент заключения договора  купли-продажи  и  момент  передачи товара  потребителю  не  совпадают,  эти  сроки  исчисляются  со дня доставки товара потребителю,  а если товар нуждается  в  специальной установке (подключении)   или в сборке,   со   дня   его   установки (подключения) или   сборки.   Если    день    доставки,    установки (подключения) или  сборки  товара  установить невозможно,  эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

     В отношении  недвижимого  имущества  гарантийный  срок  и  срок службы исчисляются  с  момента  государственной регистрации договора купли-продажи недвижимого имущества.

     Срок годности товара определяется периодом,  исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

     Продолжительность срока  годности товара должна соответствовать обязательным требованиям  к   безопасности   товара,   установленным  стандартами.

     3. Гарантийные сроки  могут  устанавливаться  на  комплектующие изделия  и  составные  части  основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие  изделия  и  составные  части  исчисляются  в  том  же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

     Гарантийные сроки  на  комплектующие  изделия и составные части основного товара не могут быть меньше гарантийного срока на основной товар.

     Если на   комплектующее  изделие  установлен  гарантийный  срок большей продолжительности,  чем гарантийный срок на основной  товар, потребитель вправе  предъявить  требования  в  отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

     4. Сроки,  указанные в настоящей статье,  доводятся до сведения потребителя в  информации  о  товаре,  предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

     5. В   случае   выявления  существенных  недостатков    товара, допущенных  по  вине  изготовителя,  потребитель  вправе  предъявить изготовителю   требование  о  безвозмездном  устранении  недостатков товара  по  истечении  гарантийного  срока,  установленного на товар изготовителем,  или  по  истечении сроков, указанных в абзаце втором пункта   1   настоящей   статьи.  Указанное  требование  может  быть предъявлено  в  течение  установленного  срока  службы  товара или в течение  десяти  лет со дня передачи товара, если срок службы товара не  установлен.  Если  данное  требование не удовлетворено в течение двадцати  дней  со  дня предъявления потребителем такого требования,

потребитель  вправе  по  своему  выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона.

2.13. Статья 20. Устранение    недостатков    товара    изготовителем

(продавцом)

     1. Недостатки,  обнаруженные  в  товаре, должны быть  устранены изготовителем  (продавцом)  или  организацией,  выполняющей  функции изготовителя  (продавца)  на  основании  договора  с  ним, в течение  двадцати   дней  со  дня  предъявления  потребителем  требования  об устранении недостатков товара.

     2. В отношении  товаров  длительного  пользования  изготовитель (продавец) или   организация,   выполняющая   функции   изготовителя (продавца) на основании договора с  ним,  обязаны  при  предъявлении потребителем указанного  требования  в семидневный срок безвозмездно предоставить  потребителю  на период  ремонта   аналогичный   товар, обеспечив  доставку  за  свой  счет.  Перечень  товаров  длительного пользования,  на которые указанное требование  не  распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

     3. В случае устранения недостатков товара гарантийный  срок  на него   продлевается   на   период,   в  течение  которого  товар  не использовался.  Указанный  период  исчисляется  со   дня   обращения потребителя  с  требованием  об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

     4. При  устранении  недостатков   товара   посредством   замены комплектующего  изделия  или  составной  части основного товара,  на которые установлены гарантийные сроки,  гарантийный  срок  на  новое комплектующее   изделие   или   составную   часть  основного  товара исчисляется со дня выдачи  потребителю  этого  товара  по  окончании ремонта.

2.14. Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

     1. В  случае  обнаружения  потребителем  недостатков  товара  и предъявления    требования   о   замене   такого   товара   продавец  (изготовитель)  или  организация,   выполняющая   функции   продавца (изготовителя) на  основании договора с ним,  обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления  указанного  требования потребителем, а при необходимости дополнительной  проверки  качества такого товара    продавцом    (изготовителем)    или   организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора  с ним,   в  течение  двадцати  дней  со  дня  предъявления  указанного требования.

     При  отсутствии  у  продавца  (изготовителя)  или  организации, выполняющей  функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним,  необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования  продавец  (изготовитель)  или  организация,  выполняющая функции  продавца (изготовителя) на основании договора с ним, должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования.  По  требованию  потребителя продавец (изготовитель) или организация,   выполняющая   функции   продавца   (изготовителя)  на основании   договора   с   ним,  обязаны  безвозмездно  предоставить потребителю  с  доставкой  во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой  счет.  Это  правило  не  распространяется  на товары, перечень

которых  устанавливается  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  20 настоящего Закона.

     Для районов Крайнего Севера и других районов  сезонного  завоза товаров требование   потребителя   о    замене    товара    подлежит удовлетворению  по  заявлению  потребителя  в срок,  необходимый для очередной доставки  соответствующего  товара  в  эти   районы,   при отсутствии у  продавца  (изготовителя) или организации,  выполняющей функции продавца  (изготовителя)  на  основании  договора   с   ним, необходимого для  замены  товара  на  день  предъявления  указанного требования.

      2. Товар ненадлежащего качества должен быть  заменен  на  новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

     При замене товара гарантийный срок исчисляется  заново  со  дня передачи товара потребителю.

2.15. Статья 25. Право   потребителя   на  обмен  товара  надлежащего

качества

     1. Потребитель   вправе   обменять   непродовольственный  товар надлежащего  качества  на  аналогичный  товар у продавца, у которого  этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.

     Потребитель имеет право на  обмен  непродовольственного  товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней,  не считая дня его покупки.

     Обмен непродовольственного    товара    надлежащего    качества производится, если указанный товар не был в употреблении,  сохранены  его  товарный  вид,  потребительские  свойства,  пломбы,   фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек,  выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.

     Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей    статье,    утверждается   Правительством   Российской Федерации.

     2. В  случае  если  аналогичный  товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу,  потребитель вправе по своему выбору  расторгнуть  договор  купли-продажи  и  потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или   обменять  его  на аналогичный  товар  при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного    товара   ненадлежащего   качества,   о   его поступлении в продажу.

 



Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель. Были исследованы вопросы защиты прав потребителей в современных российских условиях. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.

Потребитель - это не только гражданин, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. То есть, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже становитесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.

Продавцом может считаться только юридическое лицо или частный предприниматель, имеющие право на осуществление торговли как вида деятельности. То есть закон не будет действовать в том случае, когда продавцом является человек, продающий что-то из своих личных вещей, а также когда продавец не имеет право официально заниматься торговлей - например, если он не зарегистрирован.

Что означает «право потребителя на информацию»? То, что он вправе требовать у продавца всю необходимую информацию о приобретаемом товаре. Важно помнить, что на все товары, подлежащие сертификации (например, мониторы, модемы), должен быть предоставлен сертификат.

Существует распространенное заблуждение. Многие покупатели уповают на пресловутую систему money back, то есть на право возврата товара в течение двух недель, даже если он абсолютно исправен (право на это закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Однако на самом деле этот принцип уже довольно давно не действует в отношении компьютерной техники и периферии.

Требовать возврата денег или ремонта можно в одни и те же установленные законом сроки. Точнее, в первую очередь сроки устанавливает продавец или производитель товара, давая на него гарантию. И если уж он установил гарантию, то ему не отвертеться - в течение всего гарантийного срока.

Основным регулирующим документом в сфере защиты прав потребителей выступает Закон «О защите прав потребителей», который был  частично   освящен в данной работе.





























Список литературы

1)    Закон Российской Федерации о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ от 13 июня 1997 г.// Сборник законов Российской Федерации.-М.,1999.-340-347 с.

2)    О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны :Постановление Президиума Совета Центросоюза РФ от 15 августа 2003 г.// Деловой вестник "Российской кооперации"-2003.-№10.-с.13.

3)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

4)    Намханова М.В. Потребительская кооперация в формировании региональной системы межхозяйственной интеграции.//Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: Си-бУПК,1999.-с.43-45.

5)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

6)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

7)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

8)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

9)    Салий З.П., Зиновьева И.М. Интеграция кооперативного хозяйства: за и против.// Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: СибУПК,1999.-с.21.

10)                                                                      Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статистика, 1999. – 354 с.

11)                                                                      Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

12)                                                                      Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.