Содержание





Введение.. 3

1. Сущность фрахтования судов.. 4

2. Оценка экономической эффективности фрахта.. 6

Заключение.. 8

Список литературы... 9


Введение

Одним из старейших видов арендных правоотношений, является аренда морского транспорта, которая регулируется в настоящее время как нормами международного, так и национального права.

Тесная связь аренды морского транспорта с международным частным право обусловливает ряд ее особенностей.

Во-первых, аренда морского транспорта регулируется как гражданским, так и морским законодательство. Даже при поверхностном взгляде возникает вопрос: если ли конкуренция норм гражданского и морского права?

Во-вторых, при заключении договоров стороны, в большинстве случаев используют проформы, которых в настоящее время существует большое количество. Проблемы их применения заключаются в том, что они строятся на национальном законодательстве определенных стран, и зачастую содержат иные правила, нежели чем морское законодательство РФ.

В-третьих, действующим законодательством морские суда отнесены к недвижимости, а это переопределяет распространение на арендные правоотношения с морскими судами положений законодательства о недвижимости. В этой связи возникает вопрос: необходима ли государственная регистрация сделок с морским транспортом?

Учитывая названные особенности аренды морского транспорта, актуальным, на наш взгляд, предстает исследование вопросов правового регулирования фрахтования морских судов, что и является целью данной работы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыта сущность фрахтования судов;

-       Рассмотреть средства оценки эффективности фрахта.

1. Сущность фрахтования судов

Легальное определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) дается в ст.198 КТМ РФ: это соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

По договору морской перевозки  груза  перевозчик  обязуется доставить  груз,  который  ему передал или передаст отправитель,  в порт назначения и выдать его  управомоченному  на  получение  груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).[1]          

Из приведенного определения можно выделить основные признаки договора фрахтования судна на время:

Во-первых, данные правоотношения предполагают наличие двух сторон – судовладельца и фрахтователя. Как первая сторона, так и вторая, могут быть «множественным» субъектом, то есть, например, судно может находится в общей долевой собственности.

Согласно ст.8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (например, судно находится у субъекта в доверительном управлении). Судовладельцем, согласно ст.12 КТМ РФ могут быть: граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На стороне судовладельца могут выступать и иностранные субъекты.[2]

Фрахтователем может быть любой субъект гражданских правоотношений. На этот счет КТМ РФ никаких ограничений не содержит.

Во-вторых, судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу, а значит, договор фрахтования носит срочный характер.

В-третьих, договор фрахтования судна на время представляет собой возмездное соглашение: судно предоставляется за определенную плату.

В-четвертых, рассматриваемое соглашение заключается «…для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Возможность заключение договора в иных целях торгового мореплавания – это одно из основных отличий договора фрахтования судна на время от договора морской перевозки. Между тем, как подчеркивают исследователи, эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.

В-пятых, данный договор является двухсторонне обязывающим. Это означает, что каждая из сторон рассматриваемого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Кроме того, договор признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям, то есть, тайм-чартер – консенсуальный договор.

Согласно ст. 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны: наименования сторон; название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие); район плавания; цель фрахтования; время, место передачи и возврата судна; ставка фрахта; срок действия тайм-чартера.[3]

Предоставление суда означает переход к фрахтователю прав пользования и распоряжения, а также в какой-то мере права владения, т.к. ему подчинен экипаж судна. Однако это не означает, что судовладелец теряет на какое-то время правомочия владения. Как отмечают эксперты, «есть все основания говорить о временном двойном владении (или совладении) судном».[4]

При этом судно должно отвечать требованиям соглашения, обладать мореходностью. Отсюда и еще одна основная обязанность: судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.[5]

Необходимо подчеркнуть, что в вышеобозначенной обязанности судовладельца, ключевой категорией выступает именно цель фрахтования. Так, например, если цель фрахта – перевозка грузов, то должны работать все элементы судна связанные с погрузкой, разгрузкой, хранением и т.д.

Основная обязанность фрахтователя - уплата фрахта на условиях и в порядке, обговоренном в соглашении. В случае не выполнения фрахтователем обязанности арендной платы, судовладелец может расторгнуть договор и потребовать внесения платы. В КТМ РФ закреплено, что в случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.


2. Оценка экономической эффективности фрахта

Принимая во внимание, что размер суточных доходов должен быть, по крайней мере, не меньше суточных расходов судовладельца, можно определить размер критической ставки бербоут-чартера и тайм-чартера для данного судна.

Величина критической ставки бербоут-чартера отражает тот минимальный доход, который должен ежегодно получать судовладелец, при условиях отфрахтования судна в бербоут-чартер, для полного покрытия своих затрат при данной форме фрахтования.

Для анализа экономической эффективности фрахта часто используется метод «чистой современной стоимости» (Net Present Value), который базируется на дисконтных расчетах прибылей и расходов, приведенных к определенному моменту времени.

Как альтернативные варианты, влияющие на эффективность фрахта рассматриваются следующие:

-       Аренда судна-новостройки с последующей эксплуатацией в течение установленного срока (финансирование – смешанное);

-       Аренда судна-новостройки с последующей эксплуатацией в течение 10 лет и дальнейшей продажей (финансирование – смешанное)

-       Аренда судна-новостройки с последующей эксплуатацией в течение 5 лет и дальнейшей продажей;

-       Аренда судна возрастом 5 лет с последующей эксплуатацией на протяжении 10 лет4

-       Приобретение судна возрастом 5 лет с последующей эксплуатацией на протяжении 5 лет и дальнейшей продажей (финансирование смешанное);

-       Приобретение судна возрастом 9 лет с последующей эксплуатацией в течение 5 лет;

-       Приобретение судна возрастом 9 лет с последующей эксплуатацией в течение 5 лет (финансирование – внутреннее).[6]


Заключение

В результате проделанной работы был рассмотрены особенности фрахтования судов.

При рассмотрении данного вопроса были решены задачи:

-       Описана сущность фрахтования судов;

-       Рассмотрены средства оценки эффективности фрахта.

Договор аренды морского судна – является разновидностью договора имущественного найма (аренды) - аренды транспортного средства. Поэтому отношения, возникающие из такого договора, регулируются, прежде всего, правилами, содержащимися в разделе 1,3 главы 34 ГК РФ.

Особенности аренды такого транспортного средства, как морское судно, отражены в правилах глав X и XI Кодекса торгового мореплавания РФ. Таким образом, на правовое регулирование договора фрахтования судна направлены, прежде всего, положения ГК РФ и КТМ РФ. Ключевое значение в регулировании порядка заключения и исполнения договора фрахтования имеют международно-правовые акты.

Правовая природа тайм-чартера понимается неодинаково. В некоторых странах его рассматривают как однотипный с рейсовым чартером договор.

Легальное определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) дается в ст.198 КТМ РФ: это соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Легальное определение договора фрахтования судна без экипажа содержится в ст.211 КТМ РФ. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания


Список литературы

1.     Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система Гарант.

2.     Иванов Г.Г. Особенности договора фрахтования морского судна – М.: Инсервис. – 2002.

3.     Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (Под ред. Г.Г.Иванова) - М.: Спарк, 2000.

4.     Кузьмин Г. Эффективность фрахтования. // Экономика и жизнь. №15. – 2002.

5.     Морское право. Учебное пособие / В.Г. Ермолаев, О.В. Сиваков. – М.: Юринформцентр. – 2001.



[1] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – справочная система Гарант. – ст.115.

[2] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (Под ред. Г.Г.Иванова) - М.: Спарк, 2000. – с. 314.

[3] Иванов Г.Г. Особенности договора фрахтования морского судна – М.: Инсервис. – 2002. – с. 29.

[4] Морское право. Учебное пособие / В.Г. Ермолаев, О.В. Сиваков. – М.: Юринформцентр. – 2001. – с. 39.

[5] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – справочная система Гарант. – п.1 ст 203.

[6] Кузьмин Г. Эффективность фрахтования. // Экономика и жизнь. №15. – 2002. – с. 14.