Содержание

Введение. 3

1. Понятие экономики как науки. 4

2. Предмет экономической теории и проблема выбора. 7

3. Уровни экономики. 9

4. Методы экономической теории. 10

5. Тесты.. 14

6. Задачи. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

-       все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

-       совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

-       научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира.

Целью данной работы является рассмотрение основ экономической теории как науки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие экономической теории как науке;

-       Рассмотреть предмет экономической науки и проблему выбора;

-       Раскрыть основные уровни экономики;

-       Описать методы экономической теории.

1. Понятие экономики как науки

История свидетельствует, что впервые понятие «экономика» употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее другой знаменитый представитель Древней Греции Аристотеть под экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки.

Двоякий смысл данного понятия сохранился до сих пор. Хотя под экономикой как хозяйством понимается не только домашнее, но и региональное, национальное и мировое хозяйство. Соответственно, экономика как наука, отражая происшедшую в ней специализацию, может быть и региональной экономикой, и экономикой природопользования, и мировой экономикой и т.д. По существу, экономическая наука предстает как совокупность наук, изучающих как экономику в целом, так и ее отдельные и составные части.

Обобщая множество определений, можно вывести следующее: Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что ведет к конкуренции за их использование.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономического торгового дела, промышленность, строительство); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.п.).[1]

Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга – теория без практики мертва, практика без теории слепа.

Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком-то объекте или явлении. Экономическая теория — это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Поэтому, приступая к изучению экономической теории, студент тем самым ставит перед собой задачу: освоить экономическую теорию как основу всей экономической науки, дающую общее представление об экономике как сфере деятельности человека.[2]

Было бы правильней назвать наш курс «Общая экономическая теория», так как свою теорию имеют и более частные, конкретные экономические науки: финансы и кредит, бухгалтерский учет, статистика и т.д. Общая экономическая теория является фундаментом конкретных экономических теорий

Важной особенностью конкретных экономических дисциплин является их тесная связь с практикой, так как главное их назначение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в области управления, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д. Вот почему эти науки называются прикладными.

Общая экономическая теория тоже связана с практикой. Эта связь осуществляется прежде всего через конкретные экономические дисциплины, так как в их основании лежит общая экономическая теория. Кроме того, она дает знания, которые могут пригодиться в жизни любому человеку.

Экономическая теория особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроуровне — уровне отдельного предприятия или на макроуровне — уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.

Связь экономической теории с другими экономическими науками является базовой:

а) для конкретно экономических наук (экономики отраслей, экономики предприятий, экономики стран и т.д.)

б) экономике особых экономических форм и организаций (финансы, кредиты, маркетинг и т.д.);

в) информационно-аналитические науки (экономическо-математические методы, статистика, анализ хозяйственной деятельности);

г) историко-экономические науки (история экономической мысли и история экономического хозяйства).

Основа современной экономической теории заложена представителями школы классической политической экономии, т.к. труды английских экономистов А.Смита (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772-1823), позволили вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства. В этом им помогла трудовая теория стоимости. Согласно этой теории, богатство имеет вещественное воплощение и измеряется величиной стоимости, создаваемой трудом. Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. При этом они не умоляли роль природы, вполне обоснованно утверждая, что «природа — мать, а труд - отец богатства».

С середины XIX века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе — политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).

Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. В конце XIX века развитие данного направления привело к возникновению новой экономической дисциплины, получившей название «экономике».

Важной особенностью экономике является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от «естественного» состояния вещей.

2. Предмет экономической теории и проблема выбора

Экономика как хозяйство является общим объектом исследования со стороны различных экономических наук. Но каждая экономическая наука имеет свой предмет исследования. Суть предмета и различия в предметах разных экономических наук можно увидеть на примере экономике и политэкономии, положения которых образуют современную экономическую теорию.

Экономикс к своему предмету относит поведение людей в экономике, определяемое их неограниченными потребностями и ограниченными возможностями удовлетворения этих потребностей. Заявляя о неограниченных потребностях людей, экономике имеет в виду людей, живущих в условиях рыночной экономики, само развитие которой обусловливает рост человеческих потребностей.[3]

Причем рыночная экономика не просто реагирует на этот рост, она его провоцирует, создавая такие вещи, в которых у людей прежде не было нужды. Особенно изощренно в этих целях используется реклама— рекламные услуги могут варьироваться от простого информирования покупателей до самого настоящего рекламного террора. Однако приобрести огромное многообразие вещей, появляющихся на рынке товаров, не в состоянии ни один человек, даже самый богатый. Так что каждому человеку на рынке приходится делать выбор с учетом своих ограниченных денежных возможностей.

В ситуации выбора находятся и те, кто производит вещи. Такой выбор опять же обусловлен ограниченными ресурсными возможностями производителей. Исходя из этих возможностей, они производят лишь некоторые виды вещей и в определенном количестве. Перед каждым производителем встают вопросы: что, сколько, как производить? Эти вопросы экономике называет фундаментальными, и ответы на них относит к предмету своего исследования. В дальнейшем мы узнаем, что эти ответы определяются действием рыночного механизма. Получается, что предметом экономике является поведение людей как субъектов рыночной экономики.

Предмет политической экономии носит более общий характер. Эта наука исходит из того, что для удовлетворения своих потребностей, люди должны заниматься производством необходимых благ, вступая в соответствующие отношения друг с другом — отношения по поводу производства необходимых благ.

Произведенное они должны распределить между собой, а при необходимости и обмениваться результатами производства. Так что между ними возникают отношения распределения и обмена. Наконец, они должны потреблять произведенное, чтобы удовлетворить свои потребности. Здесь уже возникают отношения потребления.

Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления и составляет предмет политической экономии. Причем эти отношения рассматриваются как объективные, подчиненные законам, не зависимым от воли и желания людей. Действие этих законов также является предметом политэкономии.

Предмет политической экономии оказывается шире, чем предмет Экономикс, поскольку отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления и управляющие ими законы возникают не только в рыночной экономике. К тому же экономике анализирует достаточно развитую рыночную экономику, обращая внимание на существующие в ней функциональные связи и отношения, тоща как широкий подход политэкономии к системе экономических отношений обусловливает вьщеление в ней отношений между людьми как представителями различных классов и социальных групп.

Современная экономическая теория, отражая подходы и положения как экономике, так и политэкономии, своим предметом имеет экономические отношения, возникающие между людьми по поводу ограниченных благ и которые определяют их поведение как хозяйствующих субъектов при производстве, распределении, обмене и потреблении этих благ.

Из данного определения следует, что экономические отношения изучаются не сами по себе, а в тесной связи с благами, по поводу которых они возникают, прежде всего теми, которые составляют материально-техническую основу общества. Поскольку поведение людей как хозяйствующих субъектов определяется не только экономическими отношениями, в которые они вступают, но и неэкономическими факторами, например, нормами нравственности и морали, уровнем культуры, законодательством, то экономическая теория не обходит стороной и эти факторы. Так что ее предмет оказывается шире экономических отношений самих по себе.

3. Уровни экономики

Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).[4]

4. Методы экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования.

Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

-       субъективистский;

-       неопозитивистско-эмпирический;

-       рационалистический;

-       диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

-       он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

-       он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

-       он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).[5]

Общенаучные методы включают метод научной наблюдения и научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.[6]

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод наблюдения и научной абстракции.

Первым методом, с которым начинается любая наука, есть метод наблюдения. Он предполагает слежение за происходящими явлениями, их регистрацию, систематизацию, выявление каких-то закономерностей. В экономической науке развитие данного метода привело к возникновению статистики и статистического метода, позволяющего изучать экономические явления и процессы, выражая их через количественные определенности и соотношения.

Однако одного наблюдения недостаточно, так как сущность обычно скрывается за внешними формами проявления. Вот почему экономическая наука широко использует метод абстракции - отвлечения от конкретных форм проявления сущности изучаемого явления, которые могут быть нетипичными, случайными, второстепенными и несущественными, и выделение типичного, главного и существенного.

На основе абстрагирования строится категориальный аппарат науки. Категории - это абстракции или понятия, отражающие наиболее существенные характеристики вещей или явлений. Особенностью экономической категории является то, что она отражает соответствующие экономические отношения. Например, категория «товар» отражает отношения купли-продажи. Этим категория отличается от понятия как такового, за которым не стоят экономические отношения. Это означает, что именно категории раскрывают предмет экономической теории. В целом, экономическая теория оперирует множеством самых различных категорий, понимание которых означает знание самой науки. Так что изучающему экономическую теорию предстоит узнать содержание многих категорий и понятий и научиться оперировать ими.

Абстрагирование, предполагающее абстрактное, или отвлеченное, мышление, отнюдь не означает уход от конкретной жизни. Наоборот, оно предстает как способ ее лучшего понимания. Без абстрагирования можно утонуть в огромном многообразии мира, второстепенное принять за главное и в результате прийти к неверным выводам.

Абстрактное мышление в свою очередь предполагает использование методов индукции и дедукции.

Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.[7]

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Графические методы (графики, принципы их построения и значение в экономической теории) рассмотреть самостоятельно с использованием учебной литературы.

5. Тесты

1. К основным факторам производства:

а) денежные средства и акции;

б) машины, оборудование, сырье;

в) время, затрачиваемое производство товаров и услуг;

г) труд, земля, капитал, предпринимательство.

2. Если 1-процентное уменьшение цены на товар приводит к 2-процентному увеличению спроса на него, то этот спрос является:

а) неэластичным;

б) эластичным;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

3. Равновесная процентная ставка на рынке капитала выравнивает:

а) номинальную и реальную процентные ставки;

б) объем спроса и предложения заемных средств;

в) потребление и сбережение денежных средств;

г) все предыдущие ответы неверны.

6. Задачи

Задача 1. На основе данных, приведенных  в таблице, выполните следующие задания:

Потребитель X

Потребитель  Y

Потребитель Z

Рыночный спрос

Цена, P

Объем спроса, Q

Цена, P

Объем спроса, Q

Цена, P

Объем спроса, Q

Цена, P

Объем спроса, Q

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

0

0

1

2

4

6

10

15

21

25

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

3

5

7

9

12

15

18

21

24

25

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

1

5

8

11

12

15

18

20

23

25

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

4

10

16

22

28

36

46

46

68

75

а) Определите рыночный спрос, заполнив графы 7 и 8;

Для определения величины рыночного спроса достаточно сложить величины индивидуального спроса, цена при этом изменяться не будет.

б) Нарисуйте кривые спроса потребителей X, Y, Z и кривую рыночного спроса на горизонтальной оси (четыре рисунка).

 

Задача 2. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества кассет и журналов.

Кол-во

Журналы

Кассеты

Полезность

 (утил)

Предельная полезность

Mu/P

Полезность

 (утил)

Предельная полезность

Mu/P

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60

111

156

196

232

265

295

322

347

371

60

51

45

40

36

33

30

27

25

24

40

34

30

27

24

22

25

18

17

16

360

630

810

945

1050

1140

1215

1275

1320

1360

360

270

180

135

105

90

75

60

55

40

48

36

24

18

14

12

10

8

7

5

Цена журнала 1,5 у.е., а цена кассеты 7,5 у.е. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов. Определить:

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества журналов и кассет?

Сумма затрат на кассеты и журналы = 1,5 у.е.*10 журналов + 7,5 у.е.*2 кассеты = 30 у.е.

б) какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

Имеется в виду совокупная полезность, которая вычисляется как сумма единичных полезностей, т.е. полезность от журналов = 60 + 111 + 156 + 196 + 232 + 265 + 295 + 322 + 347 + 371 = 1473  утил.; полезность от кассет = 360 + 630 + 810 + 945 + 1050 + 1140 + 1215 + 1275 + 1320 + 1360 = 10105 утил.

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов по формуле:

Рассчитаем mu журналов и кассет:

    и т.д. Занесем данные в таблицу.

г) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров mu/P;

д) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной, если формула рациональности поведения потребителя следующая:

, где x – журналы; y – кассеты

Имеющаяся в распоряжении студента сумма равна 30 у.е. Ее необходимо распределить так, чтоб получить максимальную полезность. Цена кассету – 7,5 у.е., цена журнала – 1,5 у.е.

В начале студент возьмет кассету, т.к. у нее отношение mu/P = 48, у него останется 22,5 у.е. (30 – 7,5). Во втором случае он купит журнал, т.к. mu/P = 40 > 36 у кассеты. В третьем случае он снова возьмет кассету, т.к. ее mu/P больше. Далее он купит журнал, т.к. в четвертой покупке mu/P журнала больше. Осталось. 12 у.е.

В пятом и шестом случае он купит журнал, т.к. mu/P = 30 и 27 соответсвенно. Остается 9 у.е. Затем предельная полезность на 1 у.е. становится одинакова, поэтому студент покупает и журнал и кассету. Денег больше нет.

В результате такого рационального поведения студент купил 5 журналов и 3 кассеты. Таким образом, получается:

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основы экономической теории как науки.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Дано понятие экономической теории как науке;

-       Рассмотрен предмет экономической науки и проблема выбора;

-       Раскрыты основные уровни экономики;

-       Описаны методы экономической теории.

Итак, экономическая теория, это научное руководство к познанию экономической действительности. Причинно-следственная связь экономических явлений выявляется через экономический анализ.

Сущность экономической теории раскрывается в предмете этой науки. Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода): экономия – как набор знаний по организации хозяйства;  политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы; экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Список литературы

1.     Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

2.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.     Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.     Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.     Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

6.     Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 1997.


[1] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 15.

[2] Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 39.

[3] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 17.

[4] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000.  – с. 21.

[5] Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

[6] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 24.

[7] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 26.