Управление безопасностью фирмы
Содержание
Введение.......................................................................................................................................................................................... 3
1. Основные направления совершенствования систем внутреннего контроля в российских коммерческих организациях...................................................................................................... 4
2. Технические методы и средства получения информации. (Общедоступная, открытая информация).............................................................................................................................................................................. 13
3. Анализ деятельности компании конкурента........................................................................................ 15
Заключение................................................................................................................................................................................ 16
Список использованной литературы............................................................................................................... 17
Введение
В последнее время ведущие негосударственные структуры безопасности России в рамках требований Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" все чаще участвуют в оказании такой услуги, как предоставление консультаций и рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. При этом, как правило, речь идет об оказании комплексных услуг по обеспечению безопасности самих субъектов и сопровождению предпринимательских проектов.
В этих условиях представители бизнеса заинтересованы, с одной стороны, в получении знаний по вопросам обеспечения комплексной безопасности предпринимательской деятельности; с другой стороны, в негосударственных структурах безопасности сегодня исключительно актуальной является проблема подготовки кадров для отделов экономической безопасности, повышения качества их работы.
В связи с этим актуальным является рассмотрение управления безопасностью фирмы.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. определить основные направления совершенствования систем внутреннего контроля в российских коммерческих организациях;
2. описать технические методы и средства получения информации;
3. описать направления анализа деятельности компании конкурента.
1. Основные направления совершенствования систем внутреннего контроля в российских коммерческих организациях
Объективной характеристикой развития внутреннего контроля на промышленных предприятиях является переход к его научной организации. Но этот процесс недостаточно разработан современной экономической наукой. В частности, даже само содержание понятия "внутренний контроль" характеризуется неоднозначно и противоречиво.
Внутренний контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.
Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия[1].
Внутренний контроль направлен на постоянное совершенствование хозяйственных процессов, что является жизненной необходимостью современного предприятия.
Необходимо уточнить, что внутренний контроль (ВК) можно рассматривать с двух позиций. Так, понятие внутреннего контроля, по мнению, например, В.В. Бурцева, можно трактовать в широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов[2].
Внутренний контроль в достаточно узком смысле - один из этапов процесса управления[3].
Р. Адамс, автор книги "Основы аудита", приводит классическое высказывание, которое касается аудита: "Без аудита нет надежности счетов. Без надежности счетов нет контроля. А без контроля чего стоит власть!"
Внутренний аудит - независимая оценка деятельности предприятия, определение его платежеспособности и профилактика банкротства.
Внутренний аудит - это, по сути, внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности[4].
Внутрихозяйственный контроль обеспечивает сохранность собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, способствует повышению эффективности и качества работы, усилению режима экономии, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений[5].
По мнению, например, В.В. Бурцева, под внутренним аудитом следует понимать способ организации внутреннего контроля функционирования всех звеньев управления организацией, осуществляемого сотрудниками специализированного подразделения с целью помощи административному аппарату организации[6].
Для стабильного и эффективного функционирования промышленных предприятий в рыночных условиях возникает необходимость внедрения новой для них формы контроля - внутреннего аудита. Внутренний аудит нужен для крупных и средних предприятий, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности.
К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Исходя из того, что мнения различных ученых не только относительно сущности понятия "внутренний контроль", но и необходимости его существования часто очень противоречивы и противоположны, считаем целесообразным остановиться на некоторых важнейших вопросах: во-первых, на исследовании многоаспектной сущности контроля; во-вторых, на обосновании необходимости комплексного подхода к организации внутреннего контроля; в-третьих, на разработке направлений совершенствования внутреннего контроля в России.
Среди прочих проблем важное место принадлежит исследованиям современной роли внутреннего контроля в нашем обществе и его места среди других видов контроля, выдвинутых в последнее время в научных исследованиях. Внутренний контроль тесно связан с другими дисциплинами – финансами предприятия, экономическим анализом, основами документального обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, социальной психологией, бухгалтерским финансовым учетом, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и организацией промышленного предприятия, этикой делового общения.
При рыночной системе хозяйствования промышленное предприятие - самоорганизующаяся социально ориентированная система - функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. В этих условиях система внутреннего контроля промышленного предприятия должна ориентироваться на обеспечение следующих основных показателей эффективности функционирования в современных условиях: устойчивое положение предприятия на рынках; финансовое состояние предприятия; своевременная адаптация систем производства и управления предприятия к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре); качество системы защиты информации на предприятии; качество системы внутреннего контроля на предприятии.
Необходимость и действенность внутреннего контроля качества являются основой эффективности работы любой системы.
Таким образом, необходимость во внутреннем контроле возрастает по многим причинам: во-первых, развитие предприятия и рынка капитала; во-вторых, стремление предприятий к самоуправлению, в-третьих, систематическое снижение уровня экономической работы на предприятиях.
Таблица 1
Обоснование необходимости внедрения внутреннего контроля на промышленном предприятии
Предпосылки организации внутреннего контроля |
Направленность внутреннего контроля |
Преимущества внедрения внутреннего контроля |
1. Системный кризис отечественной микроэкономики |
Принятый предприятием курс действий (ее ориентиры), цели, стратегии |
Достижение упорядоченной и эффективной деятельности предприятием |
2. Усиление рыночной конкуренции |
Вид и масштаба деятельности предприятия |
Обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия |
3. Потребность в "чистой" информации для нужд внутренних и внешних пользователей |
Неопределенность и риск деятельности |
Своевременное обнаружение недостатков в деятельности предприятия и принятие мер к их устранению |
4. Взаимозависимость и взаимообусловленность внешнего и внутреннего контроля |
Договорная дисциплина |
Выявление и мобилизация имеющихся резервов производства, сверхнормативных запасов |
5. Регламентация государством основных направлений внутреннего контроля |
Кадровая политика |
Обеспечение сохранности собственности |
6. Реорганизация предприятия с целью "встраивания" в рынок |
Конфликтность в коллективах |
Повышение эффективности и качества работы, усиление режима экономии |
7. Отсутствие или недостаточность систематической экономической работы на предприятиях |
Функционирование системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления |
Получение руководством предприятия "чистой" информации |
8. Обязательность внутреннего контроля для каждого предприятия |
Мотивация трудовой деятельность |
Выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений |
9. Тенденции развития предприятия и рынка капитала |
Профессиональная подготовка кадров |
Постоянное совершенствование хозяйственных процессов |
10. Конфликт интересов |
Документальное закрепление полномочий и ответственности работников |
Объективная оценка работы экономических и других служб предприятия |
11. Направленность предприятия на получение дохода |
Регламентация взаимоотношений между звеньями предприятия |
Центры внутреннего контроля - центры ответственности |
12. Финансовая самостоятельность предприятия |
Порядок проведения инвентаризации |
Непрерывность осуществления внутреннего контроля |
13. Неэффективное использование вычислительной техники |
Правила организации документооборота |
Консультирование работников по вопросам, входящим в компетенцию контролеров |
14. Риск банкротства |
Внешние влияния |
Соблюдение основной стратегии предприятия |
15. Нарушение режима экономии на предприятии |
Система бухгалтерского учета, защиты информации, СВК |
Служебные расследования по ЧП на предприятии |
16. Необоснованное списание |
Задолженность по недостачам |
Сохранность активов |
Иерархия элементов концептуальных основ внутреннего контроля представлена в табл. 2.
Таблица 2
Иерархия элементов концептуальных основ внутреннего контроля
Основная стратегическая цель (цели) |
Дополнительная цель (цели) |
Оперативная цель (цели) |
Качественные характеристики и необходимая информация |
Принципы эффективности внутреннего контроля |
Стандарты (нормативы) внутреннего контроля |
Интерпретация стандартов (нормативов) внутреннего контроля |
Применение субъектами внутреннего контроля в различных ситуациях контрольной практики |
Целями организации внутреннего контроля (ВК) на предприятии являются: осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия; обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия.
Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время.
Дополнительная цель ВК – подготовка к проверкам общего аудита, налоговой инспекции и других органов государственной власти; консультирование работников предприятия по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего контроля.
Оперативная цель ВК – экспертиза достоверности оперативного, статистического и бухгалтерского учета.
Принципы эффективности внутреннего контроля - основные правила, охватывающие всю контрольную деятельность в целом[7].
Стандарты (нормативы) ВК определяют требования к субъектам внутреннего контроля, к общему подходу в отношении проведения проверки, к отражению результатов проверки.
Обобщение результатов теоретических и аналитических исследований, проводимых учеными и специалистами-практиками в области контроля (аудита) и изложенных в литературе, позволяют сделать вывод о необходимости комплексного подхода к организации ВК. Для этого целесообразно использовать обобщенную модель ВК, которая раскрывает его структуру и основные характеристики (табл. 3).
Таблица 3
Общая модель внутреннего контроля
Предмет |
Метод |
Функции |
Элементы |
Этапы (стадии) |
Виды |
Приемы |
Рабочие документы |
Нормативы (стандарты) |
Мотивация |
Как и любой другой вид деятельности, ВК следует рассматривать с точки зрения системного процесса, в центре которого отдел ВК (аудита). Эффективно функционировать эта организационная система может лишь на основании законов и правил современного ВК и менеджмента.
Совершенствование системы внутреннего контроля - это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон, контроль и выявление "узких" мест на основе непрерывной оценки соответствия системы контроля внутренним и внешним условиям функционирования организации[8].
Основные направления совершенствования систем внутреннего контроля промышленных предприятий:
1. Улучшение качества законодательного процесса. Пока ни в одной из сфер экономической деятельности мы не имеем логически завершенного системного законодательного обеспечения. Основными направлениями дальнейшего развития теории и практики ВК является решение в законодательном плане следующих проблем. Прежде всего, это определение рамок проведения внутреннего контроля. Если объектом подтверждения достоверности финансовой информации является в основном бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, то какой должна быть полнота проверки, ее временные термины и достаточность свидетельств? Кроме этого, требует решения вопрос о том, какую ответственность и перед кем несет внутренний контролер за допущенные ошибки.
2. Информационные и координационные институты ВК. Необходимо создать информационные и координационные институты ВК для обеспечения оперативных контактов между государственными органами и субъектами хозяйствования, юридически обеспечить участие этих организаций в законодательной деятельности.
3. Перестройка структуры СВК и совершенствование методов управления для усиления их целенаправленности на решение новых задач.
4. Научная организация труда (НОТ) в контрольной деятельности. Основным элементом НОТ в контрольной деятельности является оптимизация процессов использования труда работников отдела внутреннего контроля, материальных средств и информационных ресурсов, организационных средств и факторов.
5. Внутренний контроль качества в СВК предприятия. Политика и мероприятия контроля качества должны восприниматься персоналом предприятия так, чтобы чувствовалась уверенность в том, что работники хорошо понимают политику и мероприятия и воплощают их в жизнь.
6. Подготовка проекта методических указаний по внутреннему контролю в промышленности должна осуществляться творческой группой специалистов и научных работников.
7. Сочетание жестких и гибких систем планирования деятельности предприятия. Для повышения эффективности СВК целесообразно сочетать жесткие (привязанные к конкретным плановым периодам) и гибкие (не привязанные к определенным срокам действия и меняющиеся достаточно произвольно по мере изменений внутренних и внешних условий функционирования предприятия)[9].
8. Регламентация деятельности на основе специальных схем последовательности операций[10]. Такие схемы должны содержать всю необходимую информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах контроля, а также все правила, определяющие порядок внутреннего контроля.
9. Периодическое перераспределение обязанностей между работниками[11]. Во избежание злоупотреблений и для повышения эффективности ВК целесообразно периодически перераспределять обязанности работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к соответствующим видам работ.
10. Оценка продуктивности сотрудников отдела внутреннего контроля. Для этого необходимо, в частности, оценить способность и готовность каждого сотрудника к выполнению тех или иных функций, его склонность к аналитике и синтезу, стремление к познанию, квалификацию, моральную и психологическую устойчивость, состояние здоровья и другие факторы, влияющие на эффективность труда.
11. Система подготовки, отбора, повышения квалификации и совершенствования профессиональных качеств контролеров. Эффективным методом проверки профессионального уровня, деловых и моральных качеств сотрудников, имеющих опыт работы в СВК предприятия, является установление для них испытательного срока работы.
12. Эффект внутреннего контроля. Используя подход А.С. Северина, сформулируем основные направления в измерении эффекта системы внутреннего контроля предприятия: по совокупному эффекту, получаемому от всей хозяйственной деятельности; по доле совокупного эффекта, обусловленной функционированием СВК; по непосредственному эффекту от функционирования СВК.
13. Эффективный всесторонний контроль. При планировании контрольных мероприятий необходимо всесторонне рассматривать экономический, юридический, научно-технический, производственно-коммерческий и социальный блоки.
14. Препятствие несанкционированному доступу к активам и файлам. Такая система должна включать: схему выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну; оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну; формальное установление порядка работы с документами с грифом "КТ" (коммерческая тайна); контроль и ведение досье на сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, составляющими коммерческую тайну; учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, а также различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизированного исполнения (базы данных и др.)[12].
15. Система обеспечения безопасности активов и файлов[13].
16. Система защиты от злоупотреблений при использовании оборотных документов (векселей, чеков). Иногда векселя служат прикрытием операций с высоколиквидной продукцией, когда задержка выплаты денег использовалась для дополнительного их "прокручивания". Установление высокого дисконта векселей для ликвидной на самом деле продукции обогащает нечестных дельцов.
17. Всеобщая инвентаризация предприятий. Необходимо провести всеобщую инвентаризацию предприятий, как это делалось в США, Германии, Франции и других странах в период кризиса, с целью определения их эффективности, их энерго-, капитало-, материалоемкости, экспортного потенциала, конкурентоспособности, зависимости от импорта, транспортных связей, поставок сырья и т.д.
18. Определение правового статуса долгов. В современных условиях производитель, который выпустил качественные товары и отгрузил их потребителям, не имеет никаких гарантий своевременного возврата денег из-за неопределенности в правовом статусе долга.
19. Интегрированная система учета. Большинство промышленных предприятий США, Великобритании, Канады и других стран англосанксонской группы используют интегрированную систему учета, обеспечивающую калькулирование себестоимости отдельных видов продукции и контроль затрат на ее производство. Это достигается через "вмонтирование" счетов производственного учета в общую систему счетов, в результате чего они корреспондируют со счетами финансового учета. Интегрированная система учета базируется на непрерывном учете запасов, т.е. все текущие изменения запасов сырья, готовой продукции и производства отражаются на счетах соответствующих запасов.
20. Интеграция внутреннего контроля и проблемного учета. Проблемный учет охватывает и так называемые организационные расчеты: организации грузопотоков внутри предприятия, транспортных работ, регулирования производственных запасов и др.
Таким образом, повышение "гибкости" СВК на промышленном предприятии может быть обеспечено за счет: достоверности и быстроты получения информации об изменениях условий внешней и внутренней среды (надежные каналы связи и накопители информации); оперативного регулирования и функционирования системы, что может быть обеспечено в результате создания специального структурного подразделения, постоянно осуществляющего его настройку; высокого уровня профессиональной подготовленности работников, их готовности переключаться с одного вида работ на другой, менять связи; быстрой переориентации методов контроля; возможности маневра ресурсами.
Следовательно, основная проблема на современном этапе - обеспечить сбалансированность всех элементов СВК промышленного предприятия таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал предприятия и повышать его конкурентоспособность.
2. Технические методы и средства получения информации. (Общедоступная, открытая информация)
Анализ представленных материалов показывает, что в настоящее время номенклатура технических средств коммерческой разведки весьма обширна, что делает задачу надежного блокирования каналов утечки и несанкционированного доступа к информации исключительно сложной.
Решение подобной задачи возможно только с использованием профессиональных технических средств и с привлечением квалифицированных специалистов.
В таблице 4 сведены рассмотренные выше каналы утечки информации и возможные методы их блокирования.
Таблица 4
Основные методы и средства несанкционированного получения информации и возможная защита от них
N п/п |
Действие человека (типовая ситуация) |
Каналы утечки информации |
Методы и средства получения информации |
Методы и средства защиты информации |
1 |
Разговор в помещении или на улице |
· Акустика · Виброакустика · Гидроакустика · Акустоэлектроника |
· Подслушивание, диктофон, микрофон, направленный микрофон, полуактивная система · Стетоскоп, вибродатчик · Гидроакустический датчик · Радиотехнические спецприемники |
Шумовые генераторы, поиск закладок, защитные фильтры, ограничение доступа |
2 |
Разговор по проводному телефону |
· Акустика · Электросигнал в линии · Наводки |
· Аналогично п.1 Параллельный телефон, прямое подключение, электромагнитный датчик, диктофон, телефонная закладка |
· Аналогично п.1 · Маскирование, скремблирование, шифрование · Спецтехника |
3 |
Разговор по радиотелефону |
· Акустика · Электромагнитные волны |
· Аналогично п.1 · Радиоприемные устройства |
· Аналогично п.1 · Аналогично п.2 |
4 |
Документ на бумажном носителе |
Наличие |
Кража, визуально, копирование, фотографирование |
Ограничение доступа, спецтехника |
5 |
Изготовление документа на бумажном носителе |
· Наличие · Паразитные сигналы, наводки |
· Аналогично п.4 · Специальные радиотехнические устройства |
· Аналогично п.1 · Экранирование |
6 |
Почтовое отправление |
Наличие |
Кража, прочтение |
Специальные методы защиты |
7 |
Документ на небумажном носителе |
Носитель |
Хищение, копирование, считывание |
Контроль доступа, физическая защита, криптозащита |
8 |
Изготовление документа на небумажном носителе |
· Изображение на дисплее · Паразитные сигналы, наводки |
· Визуально, копирование, фотографирование · Специальные радиотехнические устройства |
Контроль доступа, криптозащита |
9 |
Передача документа по каналу связи |
Электрические и оптические сигналы |
Несанкционированное подключение, имитация зарегистрированного пользователя |
Криптозащита |
10 |
Производственный процесс |
Отходы, излучения и т.п. |
Спецаппаратура различноного назначения, оперативные мероприятия |
Оргтехмероприятия, физическая защита |
3. Анализ деятельности компании конкурента
Анализ деятельности компании конкурента можно провести по следующим этапам.
1-ый этап: Анализ общедоступной информации.
На данном этапе проводится сбор информации о деятельности данного предприятия. Анализ ведется на следующим направлениям: анализ периодических изданий: статьи в журналах, газетах; анализ в средствах массовой информации: программы на телевидении и радио.
2-ой этап: Анализ финансовой информации (если она размещена в открытом доступе)
На данном этапе проводится анализ финансового состояния предприятия. В рамках которого проводится оценка ликвидности, платежеспособности, прибыльности и рентабельности, оценка на вероятность банкротства.
3-ий этап: Анализ закрытой информации.
На данном этапе проводится оценка внутренних документов предприятия. Проводятся разговоры с сотрудниками предприятия. Выявляются слабые стороны деятельности предприятия.
По окончании анализа собранных данных составляется сводная таблица, в которой указываются сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Заключение
В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Организация внутреннего контроля в коммерческих организациях государством не регламентируется. Между тем, от своевременного и качественного внутреннего контроля зависит не только сохранность материальных и денежных средств учредителей, но и кредитоспособность предприятия. Внутренний контроль обеспечивает сохранность собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, способствует повышению эффективности и качества работы, усилению режима экономии, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений. Правильно организованный контроль позволяет не только обнаружить недостатки в деятельности предприятий, но и вовремя принять меры к их устранению.
Основные направления совершенствования систем внутреннего контроля: обеспечение безопасности активов и файлов; документальное подтверждение выполнения контроля; системное перераспределение обязанностей; использование информации об отклонениях; распределение покупателей (заказчиков) по группам риска на основании досье (базы данных); совершенствование системы управленческого учета
Основным направлением противодействия утечке информации является обеспечение физической (технические средства, линии связи, персонал) и логической (операционная система, прикладные программы и данные) защиты информационных ресурсов. При этом безопасность достигается комплексным применением аппаратных, программных и криптографических методов и средств защиты, а также организационных мероприятий.
К организационным методам защиты информации относится: подбор и подготовка кадров; организация режима охраны; создание служб безопасности; деятельность службы безопасности (СБ) предприятия основана на следующих документах: Законы РФ: "О безопасности", "О частной детективной и охранной деятельности", "Об оружии", "Об информации, информатизации и защите информации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об оперативно - розыскной деятельности"; Кодекс законов о труде; Устав фирмы, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих.
Список использованной литературы
1. Баяндин Н. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку. – М.: Юрист, 2002, 320 с.
2. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 112 с.
3. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - 320 с.
4. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. – М.: Экзамен, 2000. – 319 с.
5. Бурцев В.В. Принципы внутреннего аудита // Бухгалтерский учет. - 1998. - С. 80-81.
6. Вишняков Я.Д. Управление обеспечением безопасности предприятий: экономические подходы. //Менеджмент в России и за рубежом". – 2001. – № 5 – с.72-79.
7. Голов С. Управленческий учет: концепция и организация // Бухгалтерский учет. - 1997. - № 5. - C. 3-8.
8. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). - М.: Маркетинг, 1994. - 78 с.
9. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 112 с.
10. Мизиковский Е.А. Управленческий учет: необходимость // Бухгалтерский учет. - 1995. - № 8. - C. 44-47.
11. Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. - М.: Дашков и К, 1999. - 320 с.
12. Пучков С., Кузнецов С. Управление системой безопасности фирмы. Практическое руководство к действию. – М.: АСТ-Пресс, 2001, 128 с.
13. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Финстатинформ, 2001. - 239 с.
14. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996. - 516 с.
15. Шаваев А.Г. Экономическая безопасность: Энциклопедия. - М.:Правовое просвещение, 2001. - 512 с.
16. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М.: Интерэксперт, 1994. - 156 с.
[1] Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Финстатинформ, 2001. - с.9
[2] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.15
[3] Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. - М.: Дашков и К, 1999. - с.199-205. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М.: Интерэксперт, 1994. - с.144-145. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996. - с.17
[4] Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). - М.: Маркетинг, 1994. - с.6
[5] Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Дело и Сервис, 2001. - с.3
[6] Бурцев В.В. Принципы внутреннего аудита // Бухгалтерский учет. - 1998. - С. 80.
[7] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.58
[8] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.185
[9] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - 209 с.
[10] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.188
[11] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.190
[12] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.186-187
[13] Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2000. - с.187