Содержание

Введение. 3

1. Бюджетные права территориальных органов власти. 4

2. Анализ состава и  структуры доходов бюджета Новосибирской области  7

3. Анализ состава и структуры расходов бюджета Новосибирской области  13

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Приложение. 19

Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Целью данной работы является анализ бюджета на примере Новосибирской области.

1. Бюджетные права территориальных органов власти

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ[1].

Бюджетные полномочия территориальных органов субъекта РФ:

 1. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

2. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ, тем самым, предоставлены бюджетные права территориальным органам. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2002 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов[2]:

-                    налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);

-                    НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;

-                    акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

-                    акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые  автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

-                    лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

-                    подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

-                    налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

-                    платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

-                    платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

-                    лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

-                    платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

-                    налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

-                    прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы бюджетов субъектов  Федерации направлены на следующие пункты[3]:

-                    Функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

-                    Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

-                    Реализация  региональных и целевых программ;

-                    Формирование государственной собственности субъектов РФ;

-                    Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;

-                    Содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ;

-                    Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-                    Прочие расходы, связанные с особенностями развития региона.

Кроме того, существуют статьи расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К ним, прежде всего, относятся:

-                    Государственное обеспечение правоохранительной деятельности;

-                    Обеспечение противопожарной безопасности;

-                    Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

-                    Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно изыскательных работ;

-                    Обеспечение охраны окружающей среды;

-                    Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-                    Развитие рыночной инфраструктуры.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации[4]. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет[5].

2. Анализ состава и  структуры доходов бюджета Новосибирской области

Рассмотрим состав и структуру доходов бюджета за 3 последних года:

Таблица 1

Структура доходов бюджета за 2001-2003 гг.

Как видно из таблицы 1 структура бюджета на протяжении годов менялась, более детально рассмотрим структуру по годам на рис.

           Источники доходов      

Сумма, тыс. рублей

 

2001 год

2002 год

2003 год

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 

3 570 560,8р.

4 477 769,4р.

5 654 804,0р.

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 

1 871 392,1р.

2 774 196,8р.

3 677 234,0р.

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 

1 178 032,2р.

893 602,6р.

967 367,8р.

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

57 753,0р.

214 273,0р.

297 823,0р.

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 

388 591,5р.

214 273,0р.

527 842,0р.

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

74 792,0р.

79 141,0р.

184 537,2р.

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ   

521 454,1р.

415 778,0р.

585 588,5р.

ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА,  НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

426 475,6р.

78 295,0р.

77 100,0р.

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

800,0р.

2 048,0р.

1 500,0р.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

69 729,5р.

50 718,0р.

81 500,0р.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

2 512,0р.

2 563,0р.

11 702,8р.

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

21 937,0р.

282 154,0р.

413 785,7р.

Всего доходов налоговых и неналоговых  

4 092 014,9р.

4 893 547,4р.

6 240 392,5р.

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ 

1 353 460,6р.

3 142 194,0р.

4 394 789,9р.

ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ              

21 700,0р.

1 483 987,0р.

2 162 200,0р.

ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-

141 641,6р.

268 867,9р.

Всего доходов

5 467 175,5р.

9 661 370,0р.

13 066 250,3р.

Как видно из таблицы 1 структура бюджета на протяжение годов менялась, более детально рассмотрим структуру по годам:

Рис 1 структура налоговых доходов за 2001 год

1

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 

2

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 

3

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

4

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 

5

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Из рис. 1 видно, что большую часть налоговых доходов составляют налоги на прибыль – 52%, налоги на товары и услуги – 33% и налог на имущество – 11%.

Рис 2. структура неналоговых доходов за 2001 год

1

ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

3

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

4

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

5

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Из рис. 2 видно, что большую часть неналоговых доходов составляют доходы от имущества – 83% и административные доходы – 13%

Рис 3 структура налоговых доходов за 2002 год

1

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 

2

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 

3

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

4

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 

5

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Из рис. 3 видно, что большую часть налоговых доходов составляют налоги на прибыль – 67% и налог на имущество – 21%.

Таким образом, видим, что возросли отчисления за счет налога на прибыль на 15% и налога на имущество на 10%.

 

Рис 4. структура неналоговых доходов за 2002 год

1

ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

3

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

4

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

5

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Из рис. 4 видно, что большую часть неналоговых доходов составляют доходы от имущества – 19% и прочие доходы – 68%

Таким образом,  наблюдается тенденция к изменению в структуре доходов: уменьшение доходов от имущества на 64% и возросли доходы за счет прочих неналоговых поступлений на 60%.

Рис 5 структура налоговых доходов за 2003 год

1

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 

2

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 

3

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

4

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 

5

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Из рис. 5 видно, что большую часть налоговых доходов составляют налоги на прибыль – 49% и налог на имущество – 32%.

Таким образом, видим, что возросли отчисления за счет налога на имущество на 11%, но произошло сокращение налоговых поступлений на прибыль на 18%.

Рис 6. структура неналоговых доходов за 2003 год

1

ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

3

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

4

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

5

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Из рис. 6 видно, что большую часть неналоговых доходов составляют доходы от имущества – 13% и прочие доходы – 71%.

Таким образом,  наблюдается тенденция к изменению в структуре доходов: уменьшение доходов от имущества на 6%, возросли доходы за счет прочих неналоговых поступлений на 3% и административных платежей и сборов.

Тенденцию изменений структуры доходов можно представить в виде таблицы (см. таблицу 2)

Таблица 2

Тенденция изменений структуры бюджета

           Источники доходов      

 

 

% к 2001 году

% к 2002 году

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 

125

126

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА 

148

133

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 

76

108

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

371

139

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО 

55

246

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ  РЕСУРСАМИ

106

233

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ   

80

141

ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18

98

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ  АКТИВОВ

156

73

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

73

161

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  

102

457

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1286

147

Всего доходов налоговых и неналоговых  

120

128

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ 

232

140

ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ              

6839

146

ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

190

Всего доходов

177

135

Таким образом, из таблицы 2 видно, что в основном произошли увеличения поступлений в бюджет, кроме доходов от имущества и доходов от продажи земли и нематериальных активов.

3. Анализ состава и структуры расходов бюджета Новосибирской области

Рассмотрим состав и структуру расходов бюджета (см. также Приложение 1):

Расходы

 

 

1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

2

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

3

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

4

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

5

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО   

6

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

7

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,  КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ

8

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

9

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

10

ЖКХ

11

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И  ЛИКВИДАЦИЯ   ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

12

ОБРАЗОВАНИЕ

13

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

14

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

15

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

16

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

17

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

18

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

19

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

20

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Рис 7 Структура расходов за 2001год

Из рисунка 7 видно, что наибольшую долю расходов составляют: финансовая помощь бюджетам других уровней - 35%, обслуживание государственного долга – 11%, социальная политика-8%  и здравоохранение и физическая культура-9%

Рис 8 Структура расходов за 2002год

Таким образом, из рис 8 видно, что  наибольшую долю расходов составляют: финансовая помощь бюджетам других уровней - 28%, социальная политика-8%  и здравоохранение и физическая культура-9%.

Рис 9 Структура расходов за 2003год

Таким образом, из рис 9 видно, что  наибольшую долю расходов составляют: финансовая помощь бюджетам других уровней - 32%, целевые бюджетные фонды – 20%,  социальная политика-7%  и здравоохранение и физическая культура-11%.

Тенденцию изменений расходов бюджета можно представить в таблице 3

Таблица 3

Тенденция изменений расходов бюджета Новосибирской области

Расходы

 

 

 

% к 2002 году

% к 2002 году

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

156

134

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

187

242

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

135

132

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  И СОДЕЙСТВИЕ  НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

100

123

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО   

81

180

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

111

111

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,  КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ

143

189

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

264

97

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

156

100

ЖКХ

132

0

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И  ЛИКВИДАЦИЯ   ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

117

169

ОБРАЗОВАНИЕ

157

131

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

167

152

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

129

142

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

238

162

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

158

116

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

66

84

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

139

154

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

200

73

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

8969

135

ИТОГО

173

135

Таким образом, можно отметить, что с ростом поступлений в бюджет также возросли и расходы.

Все эти годы наблюдается дефицит, так как разность доходов и расходов в 2001 году составляет -161 645,6р, в 2002 г. -87 682,9р и в 2003 г. - -83 551,2р. Но как видим он имеет тенденцию к сокращению.

Заключение

Таким образом, в ходе работы были рассмотрены бюджетные права территориальных органов власти и проведен анализ бюджета Новосибирской области за с 2001 по 2003гг.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Можно отметить, что большую часть налоговых доходов  в 2003 г. составляют налоги на прибыль – 49% и налог на имущество – 32%. Возросли отчисления за счет налога на имущество на 11%, но произошло сокращение налоговых поступлений на прибыль на 18%. Большую часть неналоговых доходов составляют доходы от имущества – 13% и прочие доходы – 71%. Таким образом,  наблюдается тенденция к изменению в структуре доходов: уменьшение доходов от имущества на 6%, возросли доходы за счет прочих неналоговых поступлений на 3% и административных платежей и сборов.

По результатам анализа бюджета НСО можно сказать, что в структуре доходов наблюдается тенденция к увеличению, кроме доходов от имущества и доходов от продажи земли и нематериальных активов

По расходам можно сказать, что  наибольшую долю расходов в 2003 г. составляют: финансовая помощь бюджетам других уровней - 32%, целевые бюджетные фонды – 20%,  социальная политика-7%  и здравоохранение и физическая культура-11%.

Таким образом, следует отметить, что с ростом поступлений в бюджет также возросли и расходы.

Все эти годы наблюдается дефицит, так как разность доходов и расходов в 2001 году составляет -161 645,6р, в 2002 г. -87 682,9р и в 2003 г. - -83 551,2р. Но, как было отмечено ранее, он имеет тенденцию к сокращению.

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс РФ. М.: знание, 2000

2.     Закон  об областном бюджете новосибирской области  на 2001 г.

3.     Закон  об областном бюджете новосибирской области  на 2002 г.

4.     Закон  об областном бюджете новосибирской области  на 2003 г.

5.     Бабашев С.С. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации: – М.: Логос, 2000.

6.     Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К, 2001.

7.      Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8.     Приложение

Приложение1

Структура расходов за 2001-2003 годы

Расходы

Сумма, тыс. рублей

 

 

2001 год

2002 год

2003 год

1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

211 067,0р.

330 262,6р.

442 900,0р.

2

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

6 043,6р.

11 302,0р.

27 380,0р.

3

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

282 582,6р.

381 896,0р.

502 522,7р.

4

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

20 400,0р.

20 400,0р.

25 000,0р.

5

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО   

467 439,4р.

377 617,0р.

680 213,2р.

6

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

335 377,0р.

371 233,2р.

413 560,1р.

7

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ,  КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ

15 072,3р.

21 546,8р.

40 798,0р.

8

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

66 696,9р.

176 170,0р.

171 405,0р.

9

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

8 323,6р.

13 000,0р.

13 000,0р.

10

ЖКХ

80 256,8р.

105 570,0р.

 

11

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И  ЛИКВИДАЦИЯ   ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

13 478,7р.

15 778,6р.

26 704,4р.

12

ОБРАЗОВАНИЕ

216 058,7р.

339 323,9р.

446 037,1р.

13

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

124 814,8р.

208 294,8р.

315 761,0р.

14

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

18 601,1р.

23 915,0р.

34 063,9р.

15

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

381 840,2р.

907 237,5р.

1 468 374,3р.

16

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

509 686,8р.

804 249,3р.

931 116,9р.

17

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

595 007,0р.

395 081,9р.

331 269,5р.

18

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

1 980 183,0р.

2 752 576,1р.

4 246 358,6р.

19

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

274 191,6р.

547 561,2р.

397 949,8р.

20

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

21 700,0р.

1 946 037,0р.

2 635 387,0р.

21

ИТОГО

5 628 821,1р.

9 749 052,9р.

13 149 801,5р.


[1] Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К, 2001. – с 93.

[2] Бабашев С.С. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации: – М.: Логос, 2000. – с 41.

[3] Бюджетный кодекс РФ. М.: знание, 2000

[4] Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с 81.

[5] Бабашев С.С. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации: – М.: Логос, 2000.  – с 65