Содержание


1. Морское судно как объект сделки фрахтования. 3

2. Сделка фрахтования судна на время (тайм-чартер) 4

3.  Сделка фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) 5

Список литературы.. 9



1. Морское судно как объект сделки фрахтования

Действующее законодательство выделяет две ключевые разновидности сделок аренды транспортного средства: договора аренды транспортного средства с экипажем и соответственно договор аренды транспортного средства без экипажа. Применительно к аренде морского судна это:

- договор фрахтования судна на время (тайм-чартер);

- договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

Можно выделить и иные основания для классификации договора аренды морского судна. В зависимости от срока соглашения, может быть:

- рейсовый договор аренды морского судна (аренда от одного до нескольких рейсов)

- краткосрочный договор аренды (на срок от нескольких суток до нескольких месяцов)

- долгосрочный договора аренды морского судна (10-15 лет и более).

В зависимости от цели фрахтования, договор аренды морского судна можно классифицировать как найм:

- в промысловых целях;

- в научно-исследовательских целях;

- в целях перевозки груза или пассажиров и т.д.

Действующее законодательство определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, кроме судов рыбопромыслового флота (п.1 Правил регистрации судов и прав на них, п.1 ст.7 КТМ РФ). Суда рыбопромыслового флота - суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, а также приемотранспортные, вспомогательные и суда специального назначения (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…», п.2 ст.7 КТМ РФ). Под рыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических ресурсов (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…»).

В отличие от обычной аренды индивидуально-определенного имущества, регулируемой только нормами общегражданского законодательства, судно по договору фрахтования предоставляется как плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Такое судно должно быть мореходно. При сдаче судна под склад, отель или ресторан не предполагается эксплуатировать его как плавучее сооружение и, следовательно, оно может и не обладать мореходностью, то есть является объектом договора обычного имущественного найма.

2. Сделка фрахтования судна на время (тайм-чартер)


Легальное определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) дается в ст.198 КТМ РФ: это соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Из приведенного определения можно выделить основные признаки договора фрахтования судна на время[1]:

Во-первых, данные правоотношения предполагают наличие двух сторон – судовладельца и фрахтователя. Как первая сторона, так и вторая, могут быть «множественным» субъектом, то есть, например, судно может находится в общей долевой собственности.

Согласно ст.8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (например, судно находится у субъекта в доверительном управлении). Судовладельцем, согласно ст.12 КТМ РФ могут быть: граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На стороне судовладельца могут выступать и иностранные субъекты[2].

Фрахтователем может быть любой субъект гражданских правоотношений. На этот счет КТМ РФ никаких ограничений не содержит.

Во-вторых, судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу, а значит, договор фрахтования носит срочный характер.

В-третьих, договор фрахтования судна на время представляет собой возмездное соглашение: судно предоставляется за определенную плату.

В-четвертых, рассматриваемое соглашение заключается «…для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Возможность заключение договора в иных целях торгового мореплавания – это одно из основных отличий договора фрахтования судна на время от договора морской перевозки. Между тем, как подчеркивают исследователи, эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.

В-пятых, данный договор является двухсторонне обязывающим. Это означает, что каждая из сторон рассматриваемого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Кроме того, договор признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям, то есть, тайм-чартер – консенсуальный договор.


3.  Сделка фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)


Бербоут-чартер - от англ. bare-boat charter – фрахтование «голого» судна[3].

Легальное определение договора фрахтования судна без экипажа содержится в ст.211 КТМ РФ. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Похожее определение содержится в Конвенции об условиях регистрации судов (Женева, 7 февраля 1986 г.). Договор фрахтования судна без экипажа - договор аренды судна на установленный срок, в силу которого арендатор получает полное право владения судном и контроля над ним, включая право назначать капитана и экипаж судна, на срок аренды.

Зачастую в торговом мореплавании этот договор обозначается как димайз-чартер. Эти термины зачастую употребляют как синонимы, что, однако, не совсем верно, т.к. димайз-чартер, кроме обычного понятия бербоут-чартера охватывает и такие договорные отношения, когда вместе с судном предоставляется и экипаж (или часть экипажа)[4].

Бербоут-чартеру свойственны те же признаки, что и тайм-чартеру: договор возмездный, консенсуальный, двухстороннее обязывающий.

В отличие от тайм-чартера предметом бербоут-чартера служит передача фрахтователю судна на время без предоставления услуг экипажа (на практике возможна передача частично снаряженного судна).

Основная обязанность судовладельца - он обязуется предоставить судно фрахтователю за обусловленную плату на определенный срок.

Судовладельцы обязаны до сдачи и во время сдачи проявлять должную заботливость для того, чтобы судно было мореходным, во всех отношениях готовым по корпусу, механизмам, оборудованию для работы по чартеру. Судно должно быть надлежащим образом обеспеченно документами к моменту его сдачи в аренду (ст.216 КТМ РФ, п.2 проформы Беркон).

Основные обязанности фрахтователя – принять судно и уплатить фрахт. Кроме того, фрахтователь обязан за свой счет и собственными средствами укомплектовать экипаж, питание, судовождение, эксплуатацию, снабжение, бункеровку и ремонт судна, когда бы то ни потребовалось в течение срока действия чартера. При комплектовании экипажа фрахтователь вправе прибегнуть к услугам прежнего экипажа. Более того, в бербоут-чартере может быть предусмотрена обязанность фрахтователя принять прежний экипаж судна.

В ходе эксплуатации судна фрахтователь обязан оплачивать все сборы и расходы любого рода и характера, в любом случае их использования и эксплуатации судна по данному чартеру, включая любые иностранные общие муниципальные и/или государственные налоги.

Ключевая обязанность фрахтователя в ходе эксплуатации судна - поддерживать судно в состоянии мореходности. Это одно из отличий бербоут-чартера от тайм-чартера, где такую обязанность несет судовладелец (п.3 ст.203 КТМ РФ).

Как закреплено в п.2 ст.216 КТМ РФ, фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Фрахтователи время от времени в период аренды обязаны заменять те узлы оборудования, которые получили повреждение или износились и стали непригодными для использования. Фрахтователи обязаны проводить все ремонтные работы или замену любых поврежденных, изношенных или утраченных деталей или оборудования таким образом (как по качеству работы, так и по качеству материалов) чтобы не уменьшить стоимость судна.

Таким образом, сдача судна фрахтователям и прием судна фрахтователями является доказательством полного исполнения судовладельцами всех обязательств судовладельцев, после чего фрахтователи не имеют права предъявлять или отстаивать какие-либо претензии к судовладельцам по поводу каких-либо условий, заявлений или гарантий, четко выраженных или подразумеваемых в отношении судна. Как закреплено в абз.3 п.2 БЕРКОН, судовладельцы ответственны за ремонт или восстановление, явившиеся следствием скрытых дефектов судна, его механизмов или оборудования, существующих в момент сдачи судна по данному чартеру, при условии, что такие дефекты проявились в течении 18 месяцев после сдачи судна в аренду[5].




Список литературы


1.     Международная Конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года (Женева, 6 мая 1993г.)

2.     Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 мая 1999 г. – №18. - Ст. 2207.

3.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Российская газета. - 21 июля 1993 г.

4.     Фрахтовая сделка // Международные отношения, 2000 – №3.

5.     Порядок заключения фрахтовой сделки // Международные отношения, 2001 – №7.




[1] Фрахтовая сделка // Международные отношения, 2000 – №3. – с 23.


[2] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 мая 1999 г. – №18.


[3] Фрахтовая сделка // Международные отношения, 2000 – №3. – с 25

[4] Порядок заключения фрахтовой сделки // Международные отношения, 2001 – №7. – с 34


[5] Порядок заключения фрахтовой сделки // Международные отношения, 2001 – №7. – с 35.