ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Деньги. Кредит. Банки.»

На тему: «Денежно – кредитная политика цели и методы»










Исполнитель: Косилова О.Ю.

                                                                                              Специальность: БУАиА

                                                                     Группа: 4

                                                                 Курс: 3






Курск

2008

  1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе…..3
  2. Методы реализации денежно-кредитной политики…………………………………5
  3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России……………………...10

Список литературы……………………………………………………………………….14
































   В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс возникновения денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно – кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

  И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оцениваются по-разному и значения этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос на деньги и их предложения. Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому гос-во должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно – кредитные, с целью «эффективного совлкупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультикативный эффект инвестиций – к изменению уровня национального производства.

  Монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренние устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действия стихийных рыночных сил и в то же время раскачивая лодку.

  Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «№безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». 

  Таким образом приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.

  Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном снижении цен наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки. Таким образом динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег.

  Причинно – следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется через процентную ставку, а непосредственно. М.Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории – портфель активов то есть совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Количественная теория денег, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из фирм обладания богатством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов.



2.Основные методы кредитно-денежной политики включают:

1)    изменение уровня учетной ставки ЦБ;

2)    изменение уровня резервной нормы ЦБ;

3)    операции на открытом рынке;

4)    установление ориентиров денежной массы;

5)    регулирование деятельности банковской системы (законодательные акты и экономические нормативы);

6)    валютное регулирование (валютная интервенция, лицензирование валютной деятельности, установление темпа изменения официального обменного курса).

  Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации от 10 июля 2002г. №86 – ФЗ основными инструментами и методами денежно – кредитной политики Банка России являются (ст 35 гл. 7)

·        процентные ставки по операцичм Банка России;

·        нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

·        операции на открытом рынке;

·        рефинансирование кредитных организаций;

·        валютные интервенции;

·        установление ориентиров роста денежной массы;

·        прямые количественные ограничения;

  Сущность механизма действия основных институтов денежно – кредитной политики представлена в таблице 1.







Таблица 1. Сущность механизма действия основных институтов денежно – кредитной политики.

Инструмент

Сущность политики

Механизм действия

Учетная политика

Учет и переучет коммерческих векселей, передаваемых банковским сектором в Банк России, который, в свою очередь, получает их от хозяйствующих субъектов в качестве обеспечения выданных кредитов. Учетная политика направлена на установление лимита кредитов для каждого кредитного учреждения.

Банк России регулирует стоимость кредита посредством уровня ставок.

Изменение нормы обязательных резервов

Обязательный резерв – это определенный процент от общей суммы вкладов в коммерческих банках; его размер зависит от вида и величины вклада. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить часть своих ресурсов на беспроцентном счете в Банке России.

Увеличение нормы резервов ведет к ограничению кредитных вложений банков, и наоборот.

Операции на открытом рынке

Покупка – продажа Банком России ценных бумаг за свой счет.

Покупая ценные бумаги, Банк России увеличивает объем собственных резервов коммерческих банков, т.е. изменяется стоимость кредита и спрос на деньги

Валютное регулирование

Проведение Банком России валютных интервенций, т.е. купля-продажа иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс рубля.

Покупая за счет золотовалютных  резервов национальную валюту, Банк России увеличивает спрос на нее, тем самым повышая ее курс.

Установление ориентиров роста денежной массы

Регулирование количества денег в обращении, определяемого величиной денежного агрегата М2

Учитывается динамика реального ВНП, уровень инфляции и скорость обращения денег.

Прямые качественные ограничения Банком России (селективные инструменты)

Установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, ограничение кредитования, замораживание процентных ставок.

Прямое ограничение применяется в исключительных случаях после проведения консультаций с Правительством РФ.

Рефинансирование банков

Кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

Поддерживание ликвидности банка



Наряду с основными методами регулирования денежного обращения в сфере кредитной политики используются и иные, менее значимые методы.

  Предписываемая законом маржа – это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки, поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. №53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

  Используется также потребительский кредит, т.е. продажа товаров в кредит. Если такая продажа ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении.

  Вследствие низких доходов населения расширение потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры и законодательной базы, а также высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста активизации совокупного спроса.

  Существует  и такой метод, как увещевание, т.е. Банк России дает рекомендации юридическим лицам, банкам.

  Когда и какие из вышеперечисленных методов используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политики дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.











             








 3. Главной инстанцией, применяющей кредитные инструменты государственного регулирования экономики, является центральный банк страны. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты: государственные банки и фонды со специальными функциями, министерство финансов и финансовые органы. Они участвуют в финансовых операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него. Они предоставляют льготные целевые кредиты в соответствии с задачами государственных программ за счет бюджетных ассигнований, обязательных взносов, аккумулированных в специальных фондах, или за счет собственных и привлеченных средств.

  Центральный банк является единственным эмиссионным центром, и выпуск банкнот представляет собой главную статью пассива. Счета казначейства свидетельствуют о том, что ЦБ – исполнитель платежей Министерства финансов. На счет казначейства притекают поступления от налогов.

  Кредиты рефинансирования предоставляются коммерческим банкам, но существуют и так называемые кредиты Центробанка. Они предоставляются под залог ценных бумаг. Ставки по этим видам кредитования примерно одинаковы.

  К функциям ЦБ относятся также установление и изменение учетной ставки и ломбардного процента.

  В соответствии с целями государственного регулирования экономики ЦБ меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала.

  Ставка выражается в проценте, взимаемом при переучете векселей, передаваемых коммерческими банками ЦБ. Банки получают их в виде обеспечения кредитов от юридических и физических лиц, проценте, взимаемом с частных банков при выдаче им кредита под залог ценных бумаг. Все остальные ставки по иммобильным, конторкоррентным, потребительским и другим видам займов – производные от названных выше ставок. Повышая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим, менее выгодным для заемщика, снижает спрос и увеличивает предложение денег, одновременно сокращая приток этих денег в экономику.

  При понижении ставки наблюдается обратная картина: дополнительные средства поступают в экономику, направляются на финансирование инвестиций, пополнение оборотных средств.

  Изменение официальной учетной ставки осуществляется небольшими шагами: чаще всего по 0,25% реже по 0,5%. Если учетная ставка ЦБ имеет устойчивую тенденцию к снижению, то коммерческие банки и предприниматели понимают это как свидетельство курса экономической политики на стимулирование деловой активности, ожидают применения других инструментов государственного регулирования, поощряющих хозяйственную деятельность, и соответствующим образом планируют свою деятельность в отношении закупок и сбыта.

  Велика роль учетной ставки ЦБ и как фактора, оказывающего влияние на издержки производства и уровень национальной конку­рентоспособности. Капитал является фактором производства, про­цент на капитал — это цена его использования и составная часть издержек производства и услуг. Процент на капитал калькулируется в издержках независимо от его происхождения: взят ли этот кап и тал в долг в ЦБ или принадлежит вкладчикам. Как «цена» одного из факторов производства процент на заемный капитал входит и цену товара и услуг, поскольку повышение учетной ставки ведет к повышению издержек.

Таким образом, повышение учетной ставки ЦБ означает по­вышение рентабельности и собственного капитала и капитали вкладчиков.

Изменение учетной ставки имеет далеко идущие последствия для внешнеэкономических позиций страны, состояния ее платеж­ного баланса и устойчивости национальной валюты. В условиях всеобщей либерализации международного движения краткосрочно­го капитала, потоки этих денег чутко реагируют на три индикатора: учетную ставку, уровень налогообложения доходов на банковские вклады и перспективы изменения курса национальной валюты. При неизменности двух последних индикаторов определяющее воздей­ствие на направление потока отечественного и иностранного капи­тала оказывает изменение учетной ставки. Это, в свою очередь, от­ражается на состоянии платежного баланса страны. Изменения учетной ставки без применения других мер государственного регу­лирования экономики резко снижает их эффективность.

К методам прямого регулирования относится ограничение объема кредитов,   предоставляемых   банковскими   институтами,   которое «преследует те же цели, что и изменение учетной ставки ЦБ, проводится частично административными средствами.

Количественное ограничение кредита — это установление предельной суммы, на которую ЦБ переучтет векселя и приведет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Предельные суммы кредитования зависят от целевой установки по регулированию хозяйственного цикла: стимулирование деловой активности или ее торможение.

Следующая важная операция ЦБ и инструмент денежно-кредитного государственного регулирования экономики — это oпeрации на открытом рынке.

Суть операционно-открытого рынка состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг центрального банка, вливания финансовых средств в экономику или массовой продажи их. Покупатели государственных ценных бумаг изымают свои деньги из банков, отказываются капиталовложений и приобретения товаров, вследствие чего сокращаются возможности финансового развития экономики.

Продажа государственных ценных бумаг диктуется не только целями регулирования конъюнктуры, но часто и потребностям в изысканий дополнительных средств финансирования бюджета, программ. Эта необходимость может вступить в противоречие с целями государственного регулирования экономики. В условиях, когда для оживления конъюнктуры надо выкупать у хозяйственных субъектов ценные бумаги, чтобы вырученные деньги пошли на инвестиции либо были пущены в оборот, тяжелое состояние экономики заставляет государственные учреждения выпускать новые облигационные займы, отвлекая средства с рынка свободного капитала.

Покупка и продажа ценных бумаг происходит по доброй воле покупателей и продавцов. Планируя такие операции, ЦБ исходит из предпосылки, что собственники капитала примут решение, совпадающие с целями государственного регулирования экономики, т.е. на рынке возникает достаточная мотивация соответственно покупки или продажи ценных бумаг.

Центральный банк выпускает новые высокодоходные ценные бумаги в продажу, когда надо обеспечить отток ликвидных cpeдств из экономики. Он также добивается повышения или пониже биржевой цены находящихся в обращении бумаг в зависимости целей государственной регулированной экономики, т.е. продажу ценных бумаг можно обеспечить высоким номинальным процентом или снижением цены при сохранении номинального процента. Для скупки бумаг надо сделать все наоборот.

  Выпуск и распространение государственных ценных бумаг широко применяется в последнее  время в России. Но эти ценные бумаги призваны пополнить бюджет, а не служить средством государственной регулируемой экономики. Если же они оказывают воздействие на хозяйственный цикл в стране, то только тормозящее, так как истощают скудный рынок ссудного капитала, оттягивают средства из нуждающейся производственной сферы и направляют их на непроизводственные потребления.






Список литературы

1.     Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Голоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272с

2.     Деньги. Кредит. Банки.: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М.Максимова, А.В. Печинкова и др.; Под ред. Академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.:ЮНИТИ – ДАНА 2003-600с

3.     Деньги, кредит, банки.: Учебник/ колл. авт; под ред засл. Деят науки РФ, д-ра эконом. Наук, проф. О.И. Лаврушкина. – 4-е изд., стер.- М.: КНОРУС,2006. – 560с.

4.     Деньги, кредит, банки.: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». / Е.И. Кузнецова; под ред. Н.Д.Эриашвили. – МЮНИТИ-ДАНА 2007. – 527С.