Содержание
1.Понятие «графика», «инженерная графика», «дизайн». 3
2. Предпосылки возникновения инженерной графики, история развития. 4
3. Практическая часть. 10
Литература. 11
1.Понятие «графика», «инженерная графика», «дизайн».
ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
Инженерная графика – часть графики, связанная с технической деятельностью [1].
ДИЗАЙН (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн —художественное конструирование, вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами .
2. Предпосылки возникновения инженерной графики, история развития.
Графические изображения создавались на ранних стадиях развития человеческого общества. До нашего времени сохранились рисунки на стенах пещер и скалах. Древнейшие из них относятся к палеолиту, позднейшие – к бронзовому веку.
В начале зарождения письменности рисунками предметов выражались мысли.
Древние рисунки, стенная живопись, папирусы свидетельствуют о познаниях народов древности в области графических изображений.
Позднее изображения-рисунки применяют в качестве планов жилищ и других сооружений. В России применялись чертежи, содержащие совмещенные в одной плоскости изображения нескольких видов.
Дошедшие до нас памятники культуры свидетельствуют о том, что в Древней Руси были известны самобытные приемы изображения сооружений, которые с течением времени совершенствовались.
Значительное развитие и распространение графическая грамотность получила при Петре 1, когда в промышленном отношении Россия стала обгонять другие страны Европы.
Немалую роль в развитии способов построения чертежей сыграли русские механики-изобретатели.
На всех этапах деятельности человека история совершенствования графических изображений неразрывно связана с развитием техники.
Современные чертежи максимально упрощены, требования к ним определены стандартами [2].
Изображение отдельных предметов — рисунки появились как средство общения между людьми еще до создания письменности.
О первых графических изображениях можно судить по сохранившимся в архивах, музеях и библиотеках рисункам.
При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались "планами". Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения (рис. 1, а). Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник (рис. 1, б). В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве или холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов [2].
В Древней Руси было много искусных мастеров по литью металлов, изготовлению оружия, строительству зданий, которые, как видно по дошедшим до нас предметам и сооружениям, хорошо
владели геометрией и успешно решали сложные технические задачи.
Так, например, в летописях XIII—XIV вв. найдены рисунки, по которым можно определить способ изготовления предметов. Рассматривая рис. 2, видим, что ствол пушки изготовлен горновой или кузнечной сваркой и укреплен насадными кольцами-бандажами.
Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) изображаемого сооружения, например моста (рис. 3). Неудобство такого совмещения заставило разъединить виды. В дальнейшем при изображении предметов стали использовать два, три и более видов.
Русские зодчие, под руководством которых строились крепости и другие сооружения в Киеве, Пскове, Новгороде, Суздале, умели выполнять и использовать достаточно сложные чертежи. По проекту и под руководством архитектора Федора Коня в 1586—1592 гг. для отражения вражеских нашествий была построена в Москве огромная каменная стена с многочисленными башнями
толщиной пять метров и длиной семь километров. Все эти сооружения строились по предварительно разработанным чертежам.
С развитием кораблестроения потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе, чертежи. В корабельных чертежах 1686—1751 гг. уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту (рис. 4).
В архиве сохранился чертеж весельного шлюпа, выполненный в 1719 г. Петром I. Чертеж составлен с соблюдением проекционной связи.
В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд "Начертательная геометрия", который лег в основу проекционного черчения [3].
РИС. 1
РИС. 2
Задолго до появления начертательной геометрии в отдельных чертежах русских умельцев использовался метод прямоугольного проецирования.
В XVIII в. чертежи выполнялись чрезвычайно тщательно, с обводкой цветной тушью. На этих чертежах делались условные разрезы изделий с раскраской места разреза разными цветами в зависимости от вида материалов изделий.
Чертежи И.И. Ползунова и И.П. Кулибина наглядно показывают отличные познания русских изобретателей в области построения точного проекционного чертежа изделия (рис. 5).
Основоположником начертательной геометрии в России был проф. Я.А. Севастьянов, издавший в 1821 г. свой курс "Основания начертательной геометрии". Выдающийся ученый конца XIX в.
проф. В.И. Курдюмов создал ряд капитальных трудов по начертательной геометрии. Проф. Н.А. Рынину принадлежат работы по приложению начертательной геометрии в технике.
Большую роль в развитии и совершенствовании теории инженерной графики, методики ее преподавания и в создании учебных пособий сыграли такие советские ученые, как И.Г. Попов, СМ. Куликов, A.M. Иерусалимский, Н.А. Попов, В.О. Гордон, Х.А. Арустамов, В.И. Каменев, Н.Ф. Чет-верухин, С.А. Фролов.
Плодотворную работу по созданию учебных пособий по черчению и по совершенствованию методики преподавания предмета провели проф. СВ. Розов, Н.С. Дружинин.
Ученые продолжают вести теоретические исследования по начертательной геометрии и инженерной графике. Особое место в этой области занимает компьютерная графика [1].
РИС. 3
РИС. 5
РИС. 4
3. Практическая часть Литература
1. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна кн. 1 М.; 1992.
2. Будасов Б.В., Георгиевский О.В., Каминский В.П. Строительное черчение.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. Дизайн в высшей школе. – М.; 1994.
5. Клевакин А.Н. Учебные материалы к курсу «Городская среда». Выпуск 1. 1995-1996 уч. Год Новосибирск, 1998.