Аудиторская проверка кассовых операций

Содержание

Введение. 3

1.    Методологические основы проверки кассовых операций. 4

1.1. Цели и задачи аудиторской проверки кассовых операций, источники информации для проверки. 4

1.2. Процедуры аудиторской проверки кассовых операций. 7

2. Аудиторская проверка кассовых операций. 11

2.1. Аудит учета денежных средств в кассах организации. 11

2.2. Аудит кассовых операций в иностранной валюте. 22

2.3. Аудит учета денежных документов. 30

3. Виды нарушений и ответственность за их совершение. 31

3.1. Виды нарушений при ведении операций по кассе. 31

3.2. Ответственность предприятий в случае несоблюдения. 33

4. Аудит кассовых операций на материалах ООО «Лавоком». 34

Заключение. 37

Список литературы.. 38

Приложения. 39


Введение

Основная цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В развивающейся рыночной экономике действуют системы государственного, управленческого (внутреннего аудита) и неза­висимого (внешнего аудита) контроля. Все они тесно взаимосвя­заны, и их роль возрастает в связи со значительным объемом и разнообразием услуг, оказываемых внутренним аудитом. Кроме финансовых отчетов внутренние аудиторы проверяют систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля и их соответствие учетной политике, законодательству, дают оценку экономичнос­ти и эффективности финансово-хозяйственной деятельности, проверяют уровень достижения программных целей, предусмот­ренных развитием организации.

Цель данной курсовой работы рассмотреть порядок проведения аудита кассовых операций организации. Для выполнения поставленной задачи предполагается рассмотреть цели и задачи проверки, порядок проведения аудита учета денежных документов в кассе организации, рассмотреть особенности аудиторской проверки кассовых операций в иностранной валюте. В рамках заключительного этапа курсовой работы предполагается рассмотреть возможные ошибки ведения учета, а также дать нормативную оценку ответственности за несоблюдение порядка ведения операций с наличными денежными средствами.

1.     Методологические основы проверки кассовых операций

1.1. Цели и задачи аудиторской проверки кассовых операций, источники информации для проверки

При аудите кассовых операций целью проверки является проверка соблюдения:[1]

·                     условия хранения, сохранности количества денег и др. ценностей в кассе и при доставке их из банка;

·                     установление порядка хранения чековых книжек, выписок из чеков и получения по ним денег;

·                     правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

·                     лимита хранения наличных денег в кассе и выдаче денег под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и др. нужды;

·                     своевременности и полноты оприходования полученных из банков, от юридических и физических лиц наличных денег и выручки;

·                     кассовой документации, дисциплины при производстве кассовых операций;

·                     учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книги аналитического учета по другим ценностям, хранимым в кассе;

·                     порядок расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию и другие материальные ценности.

·                     использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег (целевое использование);

·                     полноты возврата в банк по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег;

·                     наличия случаев выдачи наличных денег посторонним лицам без оформления доверенностей.

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажи, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.[2]

Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

·        Главная книга;

·        Журнал-ордер №1 ведомость №1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);

·        Регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства);

·        Бухгалтерский баланс (ф. №1, строка 261);

·        Отчет о движении денежных средств (ф. №4).

Источники информации при проведении кассовых операций:

1.                 первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые расходные ФКО1, приходные ордера ФКО2);

2.                 журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов;

3.                 первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т.д.);

4.                 учетные регистры по счетам 50, 51, 52, другие счета; корреспонденции со счета 50; 006 “Бланки строгой отчетности”.

Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 "Касса". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы" и др.

Кассовые операции носят массовый характер, поэтому этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы их проверки достаточно просты. Вследствие этого при проверке этого участка основному аудитору целесообразно привлекать помощников.

1.2. Процедуры аудиторской проверки кассовых операций

Перечислим аудиторские процедуры, которые используются при проверке кассовых операций: инвентаризация кассы, обследование помещения кассы, опрос, проверка соблюдения установленных на предприятии правил совершения некоторых операций, проверка, сравнение документов.

При проведении сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному нормативными документами.

Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом Центробанка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 и указанием Центробанка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, для оплаты мелких хозяйственных расходов и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы сотрудникам предприятия, премий и пособий по временной нетрудоспособности.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и определяет остаток денег в кассе на следующий день.

Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают вместе со всеми приходными и расходными документами в конце рабочего дня в качестве отчета по кассовым операциям.

По желанию аудитора или директора предприятия можно провести инвентаризацию. Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет.

При инвентаризации кассы необходимо проверить:[3]

- имеется ли приказ о назначении кассира,

- заключен ли с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы,

- соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

После инвентаризации кассы аудитору необходимо проверить:

- созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк;

- полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам;

- правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- имеются ли подписи в получении денег (для этого надо выборочно проверить на соответствие подписи в расходных ордерах и ведомостях);

- правильность ведения кассовой книги и остатков денег по ней;

- наличие или отсутствие штампов на кассовых документах ("Получено", "Оплачено");

- соответствие фамилий в платежных ведомостях фамилиям в других документах;

- соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе;

- правильность выдачи денег по доверенностям;

- соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

- наличие в организации действующей системы проведения ревизии кассы. Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора служат:[4]

·        Отсутствие на предприятии наложенной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

·        Отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;

·        Наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;

·        Предоставление права подписи приходных главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;

·        Формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнений) кассиров;

·        Отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

·        Отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;

·        Отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.


2. Аудиторская проверка кассовых операций

2.1. Аудит учета денежных средств в кассах организации

Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:[5]

1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

4. Проверка организации материальной ответственности.

5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

6. Документальное оформление движения наличности.

7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.

8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

Основные задачи аудитора при проверке, в том числе и операций с денежной наличностью, определяются также по указанным трем направлениям.

Исполнитель из состава аудиторской группы при проверке должен исходить из нормативных актов Российской Федерации, ведомств, российских стандартов, а также внутрифирменных аудиторских стандартов.

Ведение кассовых операций в организациях Российской Федерации регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40 (далее - Порядок), и указаниями Банка России от 12.11.96 г. N 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению налогового и безналичного денежного обращения". К Нормативным актам по данному разделу учета относятся также письмо Департамента регулирования денежного обращения Банка России от 17.02.94 г. N 14-4/35 "О разъяснениях по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", письмо Банка России от 28.01.97 г. N 14-4/50 [по вопросам упорядочения налично-денежного обращения, другие документы.

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита", "аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу". Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:[6]

расчетов с юридическими лицами;

расчетов с физическими лицами;

поступления денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;

сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути").

Статья бухгалтерского баланса "Денежные средства" должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации";

50-2 "Операционная касса";

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 "Операционная касса" открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Вопросам аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) посвящено несколько правил (стандартов) аудиторской деятельности. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машиноориентируемых или ручных процедур. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Если аудитор оказывает субъекту сопутствующую аудиту услугу, то он может рекомендовать применять ту или иную систему КОД. Аудитор должен проверить надежность средств внутреннего контроля в системе КОД.

В разделе 4 правила (стандарта) "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" перечислены вопросы, которые аудитор должен отразить в рабочих документах, в частности: организационная форма обработки данных, форма бухгалтерского учета, участки учета, функционирующие в системе КОД, как передаются данные, как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей), как обеспечивается хранение данных и архивирование. Рекомендуется обращать внимание на частоту обновления программного обеспечения, возможность реагирования компьютерной системы на изменения законодательства, расширения ее функций, формирования бухгалтерского учета.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному заключению руководителя и при условии заключения с ним договора.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита". Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей.

Одним из источников получения аудиторских доказательств являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Недостача средств списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", с которого затем списывается в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Указанный выше Порядок предусматривает обязанности руководителей организаций:

оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

обеспечить ведение одной кассовой книги;

производить прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий на свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней) включая день получения денег в банке (п.9 разд.1 Порядка).

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.[7]

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрен штраф с организации в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности, а с ее руководителя - в 50-кратном размере МРОТ.

Приведем пример. Организации установлен лимит остатка кассовых средств в размере 20 000 руб. Остаток на конец дня составил 23 486 руб.

Будут применены штрафные санкции:

к организации: 3486 х 3 = 10 458 руб.;

к руководителю: 100 х 50 = 5000 руб.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККМ несколько операционных. Для каждого ККМ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную ККМ. Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе в размерах и на сроки, определяемые руководителями.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п.9 разд.1 Порядка). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п.6 Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Банком России 29 сентября 1994 г.).

Согласно п.11 разд.I Порядка выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу. Как показывает практика, в организациях допускается нарушение данного положения.

Приведем пример. Задолженность за гражданином на 1 августа составила 7000 руб. Авансовый отчет представлен 6 августа на сумму 3520 руб., остаток задолженности составил 3480 руб. 7 августа ему выдано еще 5000 руб. 9 августа представлен авансовый отчет на сумму 7180 руб., остаток задолженности - 1300 руб. В данном случае к организации могут быть применены штрафные санкции за неправильное ведение бухгалтерского учета (при условии, что не нарушены еще и сроки отчета по подотчетным суммам).

Нередко встречаются случаи, когда организацией допускается выплата наличных сумм другим юридическим лицам в размерах, превышающих установленный лимит. Письмом Банка России от 7.10.98 г. N 375-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в суммах, не превышающих 10 000 руб. по одному платежу. Под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенные товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме не более 10 000 руб.

За расчеты наличными денежными средствами всех установленных лимитов в соответствии с Указом N 1006 предусмотрен штраф с предприятия в 2-кратном размере суммы произведенного платежа и с руководителя предприятия штраф в 50-кратном размере МРОТ. Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 г. N 14-4/308).

Аудитор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичной учетной документации, разработанные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение документов штампом "Оплачено" с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году). Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность произведенных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерному отнесению производственных затрат на себестоимость. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации. Заметим, что наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами.

Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита".

Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономическим субъектом может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.

2.2. Аудит кассовых операций в иностранной валюте

При аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте прежде всего снимаются остатки валютной кассы и составляется акт о сумме наличных денежных средств в иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и бухгалтерского учета. Затем необходимо проверить полноту оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.

При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного законодательства, разрешающих расчеты в наличной иностранной валюте в Российской Федерации.

Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности российских организаций может быть связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной валюте не входят в перечень текущих валютных операций, содержащийся в Законе Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с последующими изменениями и дополнениями). Поскольку этот перечень является закрытым, такие расчеты следует относить к разряду капитальных операций, порядок осуществления которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.

Положением "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", утвержденным Банком России 25.06.97 г. N 62 (далее - Положение N 62), предусмотрена возможность выдачи организациям наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам. Наличная валюта может быть выдана организации с ее текущего валютного счета из средств, полученных ею в результате осуществления хозяйственной деятельности. Валютное законодательство Российской Федерации разрешает организациям приобретать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов на внутреннем валютном рынке (Инструкция Банка России от 29.06.92 г. N 7 с последующими изменениями и дополнениями).

В этом случае купленная валюта согласно указанию Банка России от 20.10.98 г. N 383-У (в ред. от 21.06.2000 г.) "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" зачисляется на специальный транзитный валютный счет организации и должна быть использована на заявленные цели в течение 7 календарных дней. В пределах этого срока организация может получить наличную валюту для выдачи авансов работникам, выезжающим в загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта подлежит обратной продаже. Полученная, но неиспользованная валюта должна быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи.[8]

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными. Перечень командировочных расходов по загранкомандировкам утвержден постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 г. N 365 (далее - постановление N 365). К ним относятся:

стоимость проезда;

стоимость проживания;

суточные;

провоз 30 кг багажа;

оформление загранпаспорта и визы;

прописка паспорта (регистрационный сбор);

расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.

Другие расходы командированного работника не являются командировочными, хотя и связаны с загранкомандировками, поэтому они не подлежат возмещению работнику в иностранной валюте. Такие расходы организация может возместить ему по отдельному авансовому отчету только в рублях с учетом действующего налогового законодательства как в отношении организации - юридического лица, так и в отношении работника - физического лица. Возмещение работнику этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое расходование валютных средств. Кроме того, при покупке за рубежом каких-либо материальных ценностей, предназначенных для юридического лица, помимо нецелевого расходования валюты имеются и другие нарушения, а именно:

приобретение за рубежом материальных ценностей юридическим лицом без заключения контракта;

расчеты наличными денежными средствами без разрешения Банка России;

ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации без декларирования;

неуплата на таможне пошлины, сборов, НДС.

Следовательно, командированный работник мог приобрести за рубежом материальные ценности только для себя лично, оплатить их за счет суточных или личных валютных средств, а затем передать их организации по договору купли-продажи, заключенному между ними.[9]

В сроки, установленные в соответствии с Положением N 62, организация должна отчитаться за целевое расходование полученных валютных средств. При этом банк имеет право потребовать предъявления первичных документов, подтверждающих произведенные затраты. Такое требование распространяется и на валюту, полученную организацией со своего текущего валютного счета.

Таким образом, уполномоченные банки должны контролировать целевое расходование иностранной валюты как агенты валютного контроля. Тем не менее при проведении аудиторской проверки все факты нецелевого расходования иностранной валюты организациями должны выявляться проверяющими.

Необходимо проверять, соблюдается ли порядок расчетов между работником и организацией по результатам авансового отчета. Окончательные расчеты между работником и организацией по командировочным расходам могут быть произведены в иностранной валюте - как в той, которая была выдана работнику в виде аванса, так и в любой другой, курс которой по отношению к рублю котируется Банком России, а также в рублях. Однако, если аванс выдавался работнику за счет иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, остаток неиспользованного аванса должен быть возвращен работником в иностранной валюте, а организация обязана вернуть эту валюту на специальный транзитный валютный счет и произвести ее обратную продажу.

При обработке авансового отчета все суммы иностранной валюты пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату утверждения авансового отчета. Если расходы работника по загранкомандировке производились в иностранной валюте, отличной от той, которая была ему выдана, то согласно Положению N 62 для расчета суммы задолженности применяется обменный курс, указанный в документе банка страны командирования, подтверждающем факт обмена выданной для оплаты командировочных расходов наличной иностранной валюты на иную наличную иностранную валюту. При отсутствии такого документа применяется курс, установленный Банком России на дату погашения задолженности.

Проверяя авансовые отчеты, следует убедиться в правильности списания командировочных расходов на затраты организации в целях налогообложения прибыли, руководствуясь налоговыми нормами, действующими в конкретном отчетном периоде. При этом следует иметь в виду, что все расходы, кроме суточных, должны иметь документальное подтверждение. В случае его отсутствия никакие расходы даже в пределах официально установленных норм на затраты в целях налогообложения списываться не могут. В этом отношении налоговое законодательство стабильно, его нормы не менялись.

Следует обратить внимание на размер суточных, списываемых на затраты в целях налогообложения. Помимо официально установленных норм, в пределах которых суточные могут списываться на затраты, имеет значение и тот факт, обеспечивает ли принимающая сторона командированного работника питанием. В этом случае суточные положено выплачивать только в размере 30% от установленных норм. Если же принимающая сторона помимо питания берет на себя еще и личные расходы работника, то суточные ему не должны выплачиваться. Поэтому в случае выплаты командированному работнику суточных в такой ситуации все суммы, выданные работнику даже в пределах официально установленных норм, следует рассматривать как сверхнормативные суточные. При расчете суммы суточных, причитающихся работнику, следует иметь в виду, что день возвращения из загранкомандировки (а это будет день пересечения границы при въезде на территорию Российской Федерации) оплачивается в рублях по нормам, действующим для командировок по территории Российской Федерации. Такое положение установлено совместным письмом Минтруда России и Минфина России от 17.05.96 г. N 1037-ИХ "О порядке выплаты суточных работникам, направленным в краткосрочные командировки за границу". При выезде в загранкомандировку день пересечения государственной границы Российской Федерации в соответствии с данным письмом оплачивается по норме, установленной для выплаты по командировке в страну, в которую направляется работник.

С 1 января 2002 г. действуют новые нормы суточных по загранкомандировкам, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.01 г. N 92н "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" (с изменениями и дополнениями от 4.03.02 г.). Соответственно с этого дня утрачивают силу все приказы и письма Минфина России, которыми регламентировались ранее действовавшие нормы суточных. В отличие от старых норм, установленных для каждой страны в ее национальной валюте, новые нормы суточных определены в единой валюте - долларах США.[10]

Новые нормы суточных применяются и при исчислении подоходного налога с физических лиц, единого социального налога и налога на прибыль юридических лиц. Так, независимо от фактических сумм суточных, выплачиваемых организацией работнику в порядке компенсации затрат по командировкам, на затраты организации в целях налогообложения списываются суточные в пределах официально установленных норм. Следовательно, сверхнормативные суточные должны покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций.

При исчислении налога на доходы физических лиц в доход, подлежащий налогообложению, не включаются только суточные, выплачиваемые в пределах установленных норм. Единым социальным налогом также не облагаются только суточные, выплачиваемые командированным работникам в размере, не превышающем официально установленных норм. Таким образом, сумма суточных, выплаченная работнику сверх официально установленных норм, должна рассматриваться как доход работника и соответственно облагаться налогом на доходы физических лиц, а также единым социальным налогом. Одновременно эта сумма не признается и расходом организации при исчислении налога на прибыль организаций.

Следует иметь в виду, что даже в пределах официальных норм суммы суточных могут списываться на затраты организации в целях налогообложения, не включаться в доход физических лиц, подлежащий налогообложению, и не облагаться единым социальным налогом только в том случае, если суточные выплачиваются командированному работнику в пределах сроков продолжительности краткосрочной командировки. В соответствии с постановлением N 365 продолжительность краткосрочной загранкомандировки составляет 60 дней. Начиная с 61-го дня выплата суточных производится в размерах, установленных для командировок работников загранучреждений в пределах территории той страны, куда командирован работник организации.

С 1 июля 2001 г. установлены и новые размеры предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран. Эти нормы должны использоваться российскими организациями в целях исчисления налога на прибыль. Такие затраты должны приниматься организациями в пределах установленных норм. Если же организация возмещает работнику расходы по найму жилого помещения в размерах, превышающих установленные нормы, то сумма превышения не учитывается при налогообложении прибыли.

Необходимо проверить при проведении аудита кассовых операций, все ли командируемые за рубеж лица состоят в штате организации. Штатными работниками являются лица, оформленные по трудовому договору или в качестве совместителей. Для остальных физических лиц, не состоящих в штате организации, поездка за рубеж не может считаться командировкой.

Загранкомандировкой, как и командировкой по территории Российской Федерации, считается поездка работника организации по распоряжению руководителя этой организации для выполнения служебного задания вне места нахождения данной организации.

Лицо, не состоящее в штате организации, не является ее работником, следовательно, оно не находится в административном подчинении руководителя данной организации и на него не распространяется действие его распоряжений. Оно не может выполнять служебные задания для данной организации, а организация не может иметь перед ним обязательства по компенсационным выплатам. С такими лицами организация должна заключать договор подряда на выполнение определенного объема работ или договор на возмездное оказание конкретных услуг, по которому исполнителю выплачивается оговоренная договором сумма вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги. Выплаты исполнителю у организации, заключившей с ним договор, производятся из фонда оплаты труда, а не как компенсационные выплаты. Все расходы исполнителя, связанные с поездкой, являются его расходами по оказанию услуг данной организации, на сумму которых он имеет право уменьшить свой доход, полученный от этой организации за оказание ей услуг, в установленном порядке. Такой же порядок распространяется и на учредителей, не занимающих в организации определенной должности. И только в том случае, если они являются еще и работниками учреждений или организаций, их поездка считается командировкой, в соответствии с которой им производятся компенсационные выплаты.

2.3. Аудит учета денежных документов

В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы.

Как уже было сказано, учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 "Денежные документы", при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов.

Аудитору необходимо проверить:

- правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 "Денежные документы" и записей в книге по учету и движению денежных документов.


3. Виды нарушений и ответственность за их совершение

3.1. Виды нарушений при ведении операций по кассе

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятия, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.

При ведении операций по кассе возможны следующие нарушения.[11]

1. Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.

2. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям, присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом не оприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.

3. Излишнее списание денег по кассе (неоднократное использование одних и тех же документов, списание сумм без оснований или по подложным документам, неправильный арифметический подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).

4. Не оприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Не оприходование денег по кассе связано с сокрытием приходных операций или со списанием полученных сумм непосредственно на расходы.

Наиболее часто встречаются случаи не оприходования в кассу денежных средств, полученных с расчетного счета. Присвоение денег в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Надо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными кассовыми ордерами.

5. Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с поступающими в кассу проверяемого предприятия суммами других юридических лиц и предпринимателей, действующих без образования юридического лица). Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях.

6. Расчеты наличными с населением за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги (без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах).

7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.


3.2. Ответственность предприятий в случае несоблюдения

условий работы с денежной наличностью и нарушения

порядка ведения кассовых операций

В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусмотрена ответственность за следующие виды нарушений:[12]

- за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

- если денежная наличность не оприходована в кассу, налагается штраф в 3-кратном размере не оприходованной суммы;

- если не соблюден действующий порядок хранения свободных денежных средств, сумма наличных денег в кассе превышает установленный лимит, налагается штраф в 3-кратном размере суммы, превышающей установленный лимит.

В случае нарушения требования Закона РФ от 18 июля 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" будут применены следующие штрафные санкции:

- если предприятие ведет расчеты с населением без применения ККМ - штраф в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если при расчетах используется неисправная контрольно-кассовая машина - штраф в 200-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если предприятие не вывесило ценник на продаваемый товар - штраф в 100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда;

- если покупателю не выдан чек или в чеке указана сумма менее уплаченной - штраф в 10-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов стоимости покупки (услуги).

4. Аудит кассовых операций на материалах ООО «Лавоком»


Проведем аудит кассовых операций ООО «Лавоком». В ходе предварительного ознакомления выяснено, что предприятие не осуществляет расчеты наличными денежными средствами и наличные от физических лиц не принимает. Поэтому необходимости в контрольно -  кассовом аппарате предприятие не имеет. Отдельного помещения для кассы на предприятии нет. Функции кассира выполняет бухгалтер, которому эта функция вменена должностной инструкцией. Договор о полной материальной ответственности заключен не только с бухгалтером – кассиром, но и со всеми подотчетными лицами. Имеются приказы руководителя разрешающие выдачу наличных денежных средств в подотчет.  Денежные средства выдаются в подотчет после утверждения заявления о выдаче денежных средств в подотчет руководителем. Таким образом, отпадает необходимость подписи расходного кассового ордера на выдачу наличных денег в подотчет у руководителя. В расходном кассовом ордере указывается на какие цели произведена выдача денежных средств подотчет (приобретение ГСМ, канцелярских товаров или расчеты с поставщиками). Предприятие хранит чековые книжки и денежные средства в сейфе, ключ от которого имеет кассир и генеральный директор. Чековая книжка ведется аккуратно. Испорченные чеки перечеркиваются, и делается отметка «Испорчен». Количество использованных чеков совпадает с числом оприходования денежных средств в кассу предприятия. Изучены также были акты инвентаризаций кассы. Инвентаризации проводятся ежеквартально, как это и описано в Приказе об учетной политике. В ходе проведенных инвентаризаций излишков и недостач комиссией не выявлено. Приходные и расходные кассовые ордера выписываются бухгалтером и после подписи главного бухгалтера и если это необходимо генерального директора, передаются бухгалтеру – кассиру для оформления хозяйственной операции. В конце дня бухгалтер – кассир составляет отчет кассира, распечатывает его и утром следующего дня передает его вместе с вкладным листом кассовой книги на проверку главному бухгалтеру.  В конце месяца отчеты кассира  сшиваются и пронумеровываются. Вкладные листы кассовой книги прикладываются к первичным документам и также брошюруются помесячно. В связи с тем, что бухгалтерский учет ведется на компьютере, предприятием не ведутся отдельные журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.  Автоматизированный учет позволяет свести к минимуму количество самостоятельно заполняемых обязательных реквизитов, большинство из них заполняется автоматически. Денежные средства для выплаты заработной платы сотрудникам выплачиваются или из средств поступивших от покупателей продукции, либо снимаются в банках по чековым книжкам. Чековую книжку заполняет бухгалтер, он же собирает подписи руководителя и главного бухгалтера и предает бухгалтеру – кассиру. После получения средств бухгалтер составляет приходный кассовый ордер на оприходование их в кассу с обязательным указанием номера чека, по которому осуществлено снятие денежных средств. Выдача заработной платы осуществляется по платежной ведомости, на которую оформляется расходный кассовый ордер на общую сумму ведомости. Ведомость так же перед тем как попасть к кассиру проходит процедуру проверки и подписи руководителем и главным бухгалтером. Депонированных сумм не обнаружено. Все кассовые документы заполняются и ведутся в соответствии с требованиями нормативных документов в части порядка оформления кассовых документов. Денежных документов в кассе нет.

     Арифметические проверки подсчетов проведены сплошным методом в связи с небольшим объемом проверяемых операций. Счетных ошибок нет.

В процессе аудита кассовых операций были выявлены следующие нарушения:

1. В период с 03.11.03. по 07.11.03. был составлен один кассовый отчет без разделения по дням. Данная операция не позволяет судить о превышении лимитов кассы и противоречит действующему Законодательству по ведению кассовых операций в РФ

2. В расходном ордере № 18 от 05.03.2003 при выдачи денег в подотчет Глазковой О.И. не были указаны паспортные данные


Рекомендации по устранению ошибок

1.     Составлять кассовый отчет ежедневно

2.     Проставить паспортные данные в расходный ордер


Заключение

На современном этапе развития бухгалтерского учета не существует действующих положение по бухгалтерскому учету кассовых операций. Множество различных постановлений и указаний приводят к дизорриентации и нарушению принципа единообразия учета кассовых операций организации. Множественность трактовок различных ситуаций делают аудит кассовых операций сложным и трудоемким процессом.

Поскольку аудит кассовых операций затрагивает все области расчетов (заработная плата, хозяйственные нужды, выручка и т.д.), то аудит кассовых операций является неотъемлемой частью общей программы проведения аудиторской проверки на предприятии. В данной курсовой работе приведены основные процедуры используемые аудиторами для проведения проверки кассовых операций организации.

Данный перечень процедур не является полным, так как программа аудиторской проверки разрабатывается аудитором исходя из аудиторских стандартов принятых в аудиторской фирме, а также исходя из особенностей аудируемого субъекта, и применяемых им методов учета таких операций.

Список литературы

1.     Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 2004г.

2.     Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000г.

3.     Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 2002г.

4.     Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет вып. 1, 2, 3, 4 – М.: Союз аудит 2000г.

5.     Данилевский Ю.А. Шапигузов. С.М. Релизов Н.А. Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. Пособ. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС 1999г.

6.     Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок) – М.: ИВЦ «Маркетанг» 2001г.

7.     Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М., 2003г.

8.     Савицкая Г.В. Анализ бухгалтерских ошибок, М.: «ИНФРА-М» 2004г.

9.     Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001 – М.: МЦРСБУ 2002

10.      Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. – М.: KPMG, аудиторская фирма «Контакт», 1999г.

11.      В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003


Приложения


Аудиторское заключение


Адресат: Левченко В. П.

Аудитор: Левченко В. П.

Наименование: Общество с ограниченной отвественностью “Контракт-Аудит”

Место нахождения: Хабаровск, ул. Ленина, 19

Государственная регистрация: № 325684 от 18.03.2001 г.

Лицензия: серия АБВ №14524923 от 17.03.02 г. Аудиторская палата г. Хабаровска

Аудируемое лицо

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью “ЛАВОКОМ»”

Место нахождения:  г. Хабаровск

Государственная регистрация: №143054751 от 12.04.01 г.


Мы провели аудит кассовых операций за период с 01 января по 31 декабря 2003 года включительно.

Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о досто­верности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии:

с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 119-ФЗ;

с ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности от 31.07.2002 и от 04.07.2003;

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в из­держки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Приказом Комитета Российской Федерации по торговле от 20 апреля 1995 года № 1-550/32-2.

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.


Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился методом сплошной проверки

Документальное оформление соответствует нормам действующего законодательства. В ходе проведенных инвентаризаций излишков и недостач комиссией не выявлено.

Счетных ошибок при ведении кассовых операций нет.

При проведении аудита были выявлены следующие ошибки:

1. В период с 03.11.03. по 07.11.03. был составлен один кассовый отчет без разделения по дням. Данная операция не позволяет судить о превышении лимитов кассы и противоречит действующему Законодательству по ведению кассовых операций в РФ

2. В расходном ордере № 18 от 05.03.2003 при выдачи денег в подотчет Глазковой О.И. не были указаны паспортные данные


Рекомендации по устранению ошибок

3.     Составлять кассовый отчет ежедневно

4.     Проставить паспортные данные в расходный ордер




Руководитель аудиторской организации:

Луговой Петр Васильевич     Луговой   директор

Руководитель аудиторской проверки:

Левченко Вадим Петрович  Левченко

сертификат серии А №323842 до 02.02.2005 г.

Печать аудитора

Акт проведения проверка


Наименование: Общество с ограниченной отвественностью “Контракт-Аудит”

Место нахождения: Хабаровск, ул. Ленина, 19

Государственная регистрация: № 325684 от 18.03.2001 г.

Лицензия: серия АБВ №14524923 от 17.03.02 г. Аудиторская палата г. Хабаровска


Аудируемое лицо

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью “ЛАВОКОМ»”

Место нахождения:  г. Хабаровск

Государственная регистрация: №143054751 от 12.04.01 г.


Дата начала проверки: 25.10.2004

Дата окончания проверки: 29.10.2004

Проверяемый период: с 01 января по 31 декабря 2003 года

Объект проверки: кассовые документы и операции



Руководитель аудиторской организации:

Луговой Петр Васильевич     Луговой   директор

Руководитель аудиторской проверки:

Левченко Вадим Петрович  Левченко

сертификат серии А №323842 до 02.02.2005 г.

Печать аудитора



[1] Данилевский Ю.А. Шапигузов. С.М. Релизов Н.А. Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. Пособ. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС 1999г. с.53


[2] Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика, 2004г.с.247


[3] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.216


[4] Данилевский Ю.А. Шапигузов. С.М. Релизов Н.А. Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. Пособ. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС 1999г. с.57


[5] Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000г. с.310


[6] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.219


[7] Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000г. с.318


[8] Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000г. с.323


[9] Савицкая Г.В. Анализ бухгалтерских ошибок, М.: «ИНФРА-М» 2004г. с.92-95

[10] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.251


[11] Савицкая Г.В. Анализ бухгалтерских ошибок, М.: «ИНФРА-М» 2004г. с.103


[12] Бухгалтерский учет. Учебник / П.С. Безруких Н.П. Кондраков В.Ф. Палий и др.: под ред. Безруких – М.: Бух. Учет 2002г.с.352