Содержание.

Введение………………………………………………………………………..……3

Специфика и методология социальной науки…………………………………….4

Три стороны социального познания

(онтологическая, гносеологическая и ценностная)……………………………….5

Возможна ли единая наука об обществе и в чем заключается

 трудность социального познания?...........................................................................7

Заключение…………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы………………………………………………10

Введение.

         Социальная философия является философским исследованием того, что представляет собой человеческое общество, какие этапы оно прошло в своем развитии, какие тенденции этого развития представляют интерес для настоящего и исторически обозримого будущего. Социальная философия изучает также человека в качестве элемента общества.

         Как и всякая наука, социальная философия стремиться объяснить изучаемые явления на основе определенных общих принципов. Вместе с тем она учитывает, что общество слагается из индивидов, наделенных разумом и действующих на основе имеющихся у них целей и ценностей. Объяснение жизни общества дополняется пониманием социальных явлений, принимающим во внимание ценностное измерение человеческого бытия. При этом учитывается, что в своей деятельности люди, руководствующиеся по большей части ошибочными представлениями о самих себе и своей среде, как правило, не способны предвидеть отдаленные последствия свое деятельности. Свое поведение они представляют разумным по преимуществу задним числом.

         Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе и человеке, как социология, политология, экономическая наука, история, социальная и индивидуальная психология и др. Такие ветви философия истории и философия человека, являются разделами широко понимаемой социальной философии. Отличия социальной философии от других наук об обществе связаны, прежде всего, с тем, что если эти науки изучают отдельные аспекты жизни общества, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте.







1. Специфика и методология социальной философии.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления, и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие "общие вопросы", касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются при исследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.

Обращение к положениям социальной философии помогает представителям этих наук находить решения их специфических проблем. Это значит, что социальная философия играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующих сторон общественной жизни, формирует подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает представителям общественных наук осмыслить место в обществе изучаемых ими явлений, их связи с другими социальными явлениями, сочетание закономерностей и случайностей в их развитии и т.д.

Эффективность этой помощи зависит, прежде всего, от содержания социальной философии, степени ее проникновения в суть того или иного общества, происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных положений, эвристический характер многих из них, т.е. присущая им способность постигать тайны общественных явлений и их сложные взаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение социальной философии. Это ее значение обнаруживается при использовании ее положений в решении соответствующих проблем науки и практики.




2.Три стороны социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная).

Речь идет о том, какие проблемы в ней изучаются и как они связаны между собой. Это находит свое отражение в со­держании и формулировании тем социальной философии, а так­же в порядке их изложения, исходя из внутренней логики разви­тия данной науки. Сразу же отметим, что одни проблемы соци­альной философии характеризуют само существование общества, его бытие и тем самым относятся к области социальной онтологии (философскому учению о бытии); другие касаются характера по­знания общественных явлений, особенностей этого процесса и потому относятся к области гносеологии (теории познания), ко­торая применительно к познанию общества и отдельных общест­венных явлений выступает как теория социального познания.

Можно выделить онтологическую, гносеологическую и так называемую ценностную стороны социального познания.

Проблема социальной онтологии и гносеологии.

На первый план выходит его онтологическая сторона. В процессе познания общественных явлений или социального познания формируется определенная система знаний, отражающая различные процессы функционирования и развития общества в их взаимосвязи и взаи­модействии. Другими словами, в этой системе знаний об обществе решаются проблемы социальной онтологии, т.е. проблемы сущест­вования общества, его бытия. Речь идет о проблемах взаимодейст­вия общества и природы, материальных и духовных факторов об­щественного развития, общества и личности, различных классов и наций, а также о проблемах взаимодействия экономики и полити­ки, политики и права, права и морали, морали и искусства, искус­ства и религии, государства и церкви и т.д.

Гносеологическая сторона социального познания выражается в иной проблематике, а именно: как, каким образом осуществ­ляется познание общественных явлений; каковы границы этого и т.д. В рамках теории социального познания решаются сле­дующие вопросы:

•      роль общественной практики как основа и цель познания тех или иных явлений развития общества и как критерий ис­тинности социальных теорий;

•      значение в познавательном процессе личного опыта ис­следователя (имеется в виду не только то, насколько большим является этот опыт, но и каков он по своему содержанию, т.е. с какой деятельностью он больше связан и на что направлен);

•      роль разного рода социологических исследований в по­знании тех или иных процессов развития общества;

•      возможности познания духовного мира человека и обще­ства, культуры тех или иных народов.

В связи с этим возникают проблемы возможностей логиче­ского и интуитивного познания явлений общественной жизни, научного и мифологического мышления, так называемого «здра­вого смысла» и ложного, иллюзорного сознания личности и раз­личных групп людей. В настоящее время эти проблемы весьма актуальны.

Ценностная сторона социального познания.

Эта сторона социального познания касается уяснения ценности тех или иных явлений для человека, в том числе для познающего субъекта, который так или иначе воспринимает и истолковывает различные общественные явления, исторические события. Ценности указывают на значение той или иной вещи или явления для человека, класса, нации и т.д. Они служат своеобразными ориентирами для людей в их мышлении, деятельности и поведении. Отсюда понятие «ценно­стные ориентации» того или иного субъекта, будь то какая-то социальная группа, национальная общность или личность.

Встают вопросы: какими ценностями — политическими, мо­ральными, религиозными и т.д. -  руководствуется исследова­тель тех или иных явлений и процессов общественной жизни? Что для него значимо, а что не значимо, что ценно, а что не ценно? Как правило, значимым для него является то, что отве­чает его интересам (политическим, правовым, экономическим, моральным, религиозным), которые и определяют его ценност­ные ориентации. Последние же существенно влияют на харак­тер его исследований, выводы из них и на содержание теории, которую он создает. Исходя из этого, социальное познание можно определить как познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь толкование истины тесно связано с социальными интересами исследователя.

Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания определяют содержание и структуру со­циальной философии как науки и как мировоззрения.



3. Возможна ли единая наука об обществе и в чем заключатся трудность социального познания.

К настоящему времени сложился значительный комплекс наук, которые принято называть общественными (социальными). Среди них: социология, политология, демография, социальная статистика, различные экономические дисциплины, социальная психология, теория социального управления, теория государства и права и в целом совокупность правовых дисциплин и др. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она весьма сложна многообразными связями между общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивый характер. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразить ни одна наука. Не ставит перед собой такой цели и социальная философия. Однако, воссоздавая ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию сущности различных общественных явлений, их места и роли в обществе, вскрывает наиболее значимые прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном счете, она воспроизводит целостную картину существования общества, вскрывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития.

Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. Специфика социального познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания. К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является, в конечном счете, сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.



Заключение.

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.

Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная философия выступает и как методология для других общественных наук.

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий. Социальное познание имеет три стороны. Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.




Список использованной литературы.

1.     Барулин В.С. Социальная философия: Учебник.-Изд. 2-е.-М.: ФАИР-ПРЕСС,1999.-560с.

2.     Ивин А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов/А.А.Ивин.-М.: Высш. шк.,2005.-440 с.

3.     Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений.-4-е изд., испр.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-416 с.

4.     Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие.-М.: Высш. шк.,КД «Университет»,1997.-448с.

5.     Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.-440с.

6.     Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов/Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.-М.: ЭНИТИ-ДАНА, 2003.-463с.

7.     Философия: Учебник/Под ред. В.Н.Лавриненко.- 3-е изд., исп. и доп.-М.: Юристь.,2007.-506с.

8.     Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп.-М.: Республика, 2001.-719 с.

9.     Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд.2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2001.-608с.